Рождение эрзац-науки: современная отечественная медиевистика и общество

Олег Губарев
Олег Губарев

Эрзац (нем. Ersatz) — неполноценный заменитель, суррогат, подделка.
Справочник

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
Аристотель

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в последнее время в области медиевистики по ряду наиболее острых вопросов наметилось глубокое расхождение между взглядами ученых и общества. Особенно остро это ощущается в вопросах, задевающих национальные чувства, таких как историчность «Влесовой книги», арийское происхождение славян, спор между учеными и антинорманистами по «варяжскому вопросу» и т.д.

Подобное расхождение во взглядах на национальную историю между учеными и обществом имело место и в прошлом. Наглядным примером такого раскола мнений послужил в свое время прошедший в 1860 году открытый диспут Костомарова и Погодина, привлекший огромное внимание широкой публики.

М.П.Погодин
М.П.Погодин

Диспут закончился научной победой М.П.Погодина (тем более, что Н.И.Костомаров позднее вынужден был отказаться от своей литовской гипотезы происхождения Руси), но в глазах славянофилов и сочувствующей публики с революционно-демократическими взглядами диспут окончился победой Костомарова.

По крайней мере, этот диспут наглядно показал, что научная истина не может быть установлена в ходе подобных диспутов, потому что главную роль в них играет не научный подход, а настроение публики, сочувствующей тому или иному из диспутантов по политическим и прочим причинам. А также остроумие диспутантов, их умение говорить, их личное обаяние и другие, совершенно второстепенные факторы. В глазах публики, не обладающей достаточным историческим образованием, именно эти второстепенные факторы становятся главными.

Нечто подобное происходит и в наши дни. Фактически возникла маргинальная историческая наука, нашедшая себе опору в Интернете. Среди ученых, которых мы называем историками-медиевистами, изучающими Средневековье, выделилась относительно небольшая группа ученых, работы которых не отвечают высоким научным требованиям. Это тем не менее именно научные работы, в отличие от писаний фолк-историков или фриков Чудинова, Тюняева или Фоменко и др., но подготовленные на низком научном уровне. В чем-то они смыкаются с работами фолк-историков.

В таких работах встречается:

  1. Некритическое использование отдельных источников, вроде бы «подтверждающих» выдвинутую гипотезу при гиперкритическом отношении к другим «неправильным» источникам, ее опровергающим.
  2. Выборка отдельных цитат из работ оппонентов, вырванных из контекста, со стремлением заменить массовостью таких ссылок конкретные доказательства, обосновать свою гипотезу косвенным признанием «даже ее противниками».
  3. Необоснованно широкие обобщения на основе спорных или недостоверных интерпретаций как текста письменных источников, так и отдельных археологических находок.
  4. Игнорирование научной критики со стороны оппонентов, объясняя ее невежеством, политическими причинами или заговором оппонентов, стремящихся «скрыть правду».
  5. Использование ярлыков типа «норманизм», «рудбекианизм» и др., прилагаемых к работам оппонентов, без конкретных определений их значения или при противоречивых, расплывчатых определениях.
  6. Агрессивная манера ведения полемики, часто с переходом на обсуждение личности оппонента.
Н.И.Костомаров
Н.И.Костомаров

Но в остальном такие работы, в отличие от работ фолк-историков и фриков с их бросающейся в глаза фантастичностью и сенсационностью, посвящены конкретным историческим вопросам и отличаются ссылками на источники, использованием иллюстративного и табличного материала, научным стилем изложения, то есть чисто внешне вполне соответствуют требованиям к оформлению научной работы.

Я бы назвал такие научные работы, не отвечающие высоким научным требованиям, эрзац-наукой. Точно также, как любой эрзац, они внешне напоминают настоящий продукт, но на деле являются его низкопробным заменителем.

В связи с вышеуказанными недостатками, такие статьи в большинстве случаев отвергаются ведущими научными журналами и публикуются в основном в виде постов в соцсетях. К таким работам чаще всего можно отнести работы антинорманистов, сторонников арийского происхождения и удревнения славян, ДНК-генеалогии с привязкой ее выводов к истории и т.п. Есть историки, у которых практически вся их научная деятельность сводится к отстаиванию таких спорных и маргинальных гипотез, а есть и те, что наряду с вполне научными и интересными работами время от времени увлекаются теми или иными «чудесами», как, например, академик Б.А.Рыбаков с его гипотезой об «эпохе Кия».

Проще всего показать эту ситуацию на примере антинорманизма. Возьмем работы антинорманиста, историка и археолога А.Л.Никитина. Вот отдельные отзывы, характеризующие их недостатки: «допускаются ошибки, натяжки, несправедливые утверждения, противоречащие и „Слову“, и историческим данным… На самом деле мы имеем дело с имитацией научных аргументов и не более… Для оценки статьи А.Л.Никитина следует обратить внимание на тот характер, которым отличается ее стиль и язык. В ней так и мелькают выражения: «поразительная бесцеремонность», «вопиющее противоречие», есть и «вивисекция», и т.п. Но дело даже не в стиле, гораздо хуже неблаговидные приемы аргументации, к которым прибегает А.Л.Никитин».

Именно работы небольшой группы таких историков, как А.Л.Никитин, своим низким научным уровнем создают предпосылки для расцвета фолк-хистори, авторы которой идут гораздо дальше и смелее в своих обобщениях и утверждениях, о чем я уже писал на страницах «Троицкого варианта» [1].

При этом с точки зрения ученых, никаких оснований для особого беспокойства нет. Мировая историческая наука, в том числе и отечественная, перешагнула через отвергнутые ею в XIX и XX веках ложные и спорные гипотезы, не получившие подтверждения и научного признания, оставшиеся в виде историографических казусов, и двинулась дальше, разрабатывая и исследуя конкретные вопросы и решая возникающие проблемы.

А с точки зрения общества, меньшая часть которого поддерживает мнение ученых, а большая часть противостоит ему, историки сознательно искажают истину. Наиболее радикальным является широко распространенное мнение, что «купленные на западные гранты» ученые сознательно скрывают от народа истину, нашедшее отражение в книге журналистки Н.И.Васильевой [2].

Показательным примером можно считать результаты мини-опроса, проведенного на одном из исторических сайтов в социальной сети «В контакте» по «варяжскому вопросу».

Табл. 1. Голосование по «варяжскому вопросу». Какая точка зрения вам близка и почему?1 [3]

Мне близка теория норманизма. Я считаю вполне нормальным то, что Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд и Дир были скандинавами.
7 6.7%
Мне близка теория антинорманизма. Я считаю вполне нормальным то, что Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд и Дир были полабскими или балтийскими славянами.
43 41%
Мне близка финно-угорская теория. Я считаю вполне нормальным то, что Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд и Дир были представителями финно-угорских племён.
3 2.9%
Нет никакого норманизма и антинорманизма. Археологические и исторические источники давно доказали, кем были варяги-русь. И это… (Ответ в комментариях).
6 5.7%
Не могли славяне быть настолько ограниченными и беспечными, чтобы призвать чужаков и разбойников на княжение!
23 21.9%
Кто-то не дружит с лингвистикой и не может отличить славянские имена от скандинавских. Норманны, скандинавы, русы суть одно. Это вполне логично.
4 3.8%
Какая разница, кем они были по происхождению? Главное, что были и заложили основы для будущего развития русского государства.
12 11.4%
Мне вообще по фигу. Я живу настоящим, а не прошлым.
1 1%
Не было никаких варягов, это всё вымысел и сказки.
1 1%
Свой вариант в комментариях.
5 4.8%

Проголосовало 105 человек. 9 ноября 2015 года

Из моего опыта работы и общения на сайтах в Интернете это картина в целом приблизительно верно отражает настроения в обществе по данному вопросу. По-моему, это серьезное основание для тревоги среди профессиональных историков-медиевистов. Получается, что историческая наука живет сама по себе, а общество само по себе.

А это только один пример. По вопросам более близким к современности и более болезненным расхождение между профессиональными историками и народом может быть еще разительнее.

Нельзя сказать, чтобы историки не реагировали на распространение «альтернативной исторической науки». Они публикуют время от времени критические статьи с разбором той или иной ложной гипотезы. Но статьи эти оказывают очень малое воздействие, и вот по какой причине. Разбираемые критически работы подготовлены на таком низком научном уровне и аргументация настолько непрофессиональна (а иногда и смехотворна), что разбирать их с научной точки зрения бессмысленно.

Поэтому в своих критических статьях историки-профессионалы в основном высмеивают подход к проблеме своих оппонентов, не владеющих азами работы с источниками, использующими наивные этимологии типа «вагры» — «варяги», «Рюрик» — «рарог» и т.д. Очень показательны последние вступления юмориста Михаила Задорнова, претендующего на «открытия» в области истории начальной Руси и снимающего на средства своих сторонников фильмы, популяризирующие дилетантские построения.

При спорах с такими оппонентами вспоминается рассказ Василия Шукшина «Срезал», когда заезжему кандидату наук местный деревенский «интеллектуал» задает вопросы, которые кандидат наук не может даже понять, настолько на разных языках они говорят. И у деревенского общества остается ощущение победы этого дилетанта над ученым, поскольку ученый не в состоянии ответить на задаваемые ему «научные» вопросы. Боюсь, именно такая ситуация сложилась сейчас в отношениях между исторической наукой (в частности, медиевистикой) и обществом.

Тревогу вызывает изменение этой ситуации в худшую сторону. В основном в краевых научных учреждениях, предъявляющих к диссертантам более низкие требования, стали защищаться диссертации по весьма спорной тематике. Вот, например, перечень только нескольких диссертаций защищенных по антинорманистской тематике за последнее время: Фомин «Варяги в средневековой письменной традиции» (1997) и «Варяго-русский вопрос в российской историографии XVIII-XX веков» (2005), Меркулов «Варяго-русский вопрос в немецкой историографии первой половины XVIII века» (2003), Галкина «Кочевая периферия восточных славян и Древней Руси: этносоциальные процессы и политогенез» (2006), Молчанова «Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем Средневековье» (2008), Дитяткин «С.А.Гедеонов и его концепция начальной истории Руси» (2010).

Перед историком, работу которого не приняли к публикации, есть несколько путей:

  1. Учесть критику оппонентов, искать свои ошибки и редактировать свою работу, так чтобы сделать ее приемлемой для публикации.
  2. Искать периферийное издание с низкими научными требованиями, которое согласится опубликовать эту работу в виде, отвергнутом более серьезными журналами и сборниками.
  3. Создать собственное издание с низкими научными требованиями, готовое публиковать подобные материалы, или понизить эти требования, введя в редакцию научного издания своих сторонников.

Сейчас уже в двух научных журналах – в журнале «Русин» и недавно специально созданном журнале «Исторический формат», в редакции которых входят историки-антинорманисты, стали публиковаться статьи историков-антинорманистов, среди других публикаций, вполне отвечающих высоким научным требованиям. Очевидно, что это имеет целью повысить научный статус данных историков, до этого публиковавшихся только на сайтах в Интернете.

Таким образом, раскол между профессиональной научной средой, старающейся не обращать внимания на работы маргинальных историков, и сообществом любителей-дилетантов, представляющих общественность и общественное мнение, продолжает углубляться. Понятно что спорные и маргинальные гипотезы были есть и будут, но вот вырисовывающееся в последнее время в обществе растущее стремление объявить именно их «настоящей» наукой в противовес «заговору ученых-историков, скрывающих правду от народа» не может не вызывать серьезную озабоченность.


  1. Губарев О.Л. Откуда берется фолк-хистори? ТрВ-Наука, 14 августа 2014 года http://trv-science.ru/2014/08/14/otkuda-beretsya-folk-khistori/
  2. Васильева Н.И. Русь и варяги. М.: Метагалактика (серия: Подлинная история), 2005.
  3. Языческая Русь. Какая точка зрения вам близка и почему? Открытое голосование https://vk.com/wall-38761535_54624 Дата обращения 09.12.2015.

1# В таблице сохранена терминология источника, хотя никакого «норманизма» сейчас в исторической науке не существует, а есть историки, учитывающие объективные факты и работающие с источниками. Удобный ярлык с негативными коннотациями, широко используемый журналистами и антинорманистами.
Подписаться
Уведомление о
guest

1.3K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Павел П
Павел П
9 года (лет) назад

На самом деле тождество русов и скандинавов доказано теми же методами, как и тождество всех остальных народов, не оставивших после себя письменных памятников. Скифы, этруски, галлы, франки. С помощью приемов антинорманизма можно с таким же успехом оспорить их традиционную атрибуцию. Чем собственно и занимаются Фоменко и ко, товарищи антинорманистов по комплексу национальной неполноценности.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

А что Вы думаете по поводу сообщения Хордадбеха?

Павел П
Павел П
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

То, что против него штук двадцать прямо противоположных источников.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

— То, что против него штук двадцать прямо противоположных источников.—

Ну приведите хотя бы пять из этих двадцати?

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Чтобы получить представление о проблемах с сообщениями мусульманских пиателей достаточно просмотреть статью

В.Ф,Минорский. Куда ездили древние Русы// ВОСТОЧНЫЕ источники ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
А.С. ТВЕРИТИНОВОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
Москва 1964.

Не могу првести здесь всю статью, ее нужно читать целиком но вот выжимка о проблемах встающих перед тем кто хочет пользоваться сообщениями арабов.

«Этническая терминология арабов в отношении северных народов
основана главным образом на расспросах торговых людей. В ней заметны хронологические изменения, влияние религиозных представлений, следы обобщений по политическому или территориальному признаку. Отдельные отрывки нередко имеют характер сводок и требуют сопоставления с контекстом и с трудами предшественников данного автора.
До сих пор русистам приходится пользоваться данными арабских
географов в выдержках и переводах А. Я. Гаркави. Этот для своего времени почтенный труд во многом устарел. Гаркави писал еще до появления восьми томов основных географических текстов в тщательном издании де Гуе»»

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Олег, Минорский писал в середине прошлого века.После этого были изданы и другие переводы не только сделанные Гаркави но и современными исследователями. Смотрите туже «Древняя Русь в свете зарубежных источников».

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

То о чем писалВ.Ф.Минорский никуда не исчезло. Арабские источники остались теми же. Арабские писатели переписывали соообщения один у другого добавляя или убирая детали. С каждым сообщением нужно вести упорную источниковедческую работу, чтобы понять откуда переписал сообщение данный автор что и почему он в него добавил. Многое они писали НА ОСНОВЕ СВОИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ отогдашней карте мира. Так у них (арабов) и получаются «печенеги плавающие в Андалус (Испания)». Или это тоже будем принимать на веру?. Об этом пишут Калинина и Коновалова, если устарело то , что пишет Минорский.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

Тут вопрос в том, что понимать под словом «против». Если речь идёт о том, что «руссы» несколько сильнее отличались от славян, чем об этом думал Хордадбех, то это, безусловно, вполне возможно и совершенно ничему не противоречит. Но перепутать их со скандинавами? Для этого нужны «очень сильные против».

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

—- Если речь идёт о том, что «руссы» несколько сильнее отличались от славян, чем об этом думал Хордадбех, то это, безусловно, вполне возможно и совершенно ничему не противоречит.—

Относительно Хордадбеха уже писал хороший разбор у Коноваловой. Есть и другой вопрос, русин в Русской правде Ярослав Мудрого противопоставляется словенину, следует ли из этого что русин (рус, русский) в 11 веке это скандинав, а словенин — славянин? Ну и…, русский дружинник хоть Х хоть любого другого века по образу жизни, одежде идентичен крестьянину славянину?

Amperion
Amperion
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

К Хордадбехам и прочим арабам надо подходить снисходительно.
Сами подумайте, где европа и где арабы. тысячи километров. они и джина в бутылке могли там описать.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Amperion

— К Хордадбехам и прочим арабам надо подходить снисходительно.—-

Относиться снисходительно нужно к таким вот заявлениям.

— Сами подумайте, где европа и где арабы. тысячи километров. они и джина в бутылке могли там описать.—-

Арабы оставили самое большое количество этнографических свидетельств о русах, включая их социальную структуру и погребальные обряды и это не считая сведений о набегах руси на Каспий неизвестных русским летописям да и западным анналам тоже. Ни один европейский источник включая летописи таких свидетельств о ранней руси, как арабы и персы не оставил.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

— На самом деле тождество русов и скандинавов доказано теми же методами—-

Тождество русов и скандинавов не доказано ни чем, окромя общих фраз и пожеланий представителей определенной группы историков.ВООБЩЕ НИЧЕМ, иначе бы этот спор не продолжался на протяжении веков.

Павел П
Павел П
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Возьмем тех галлов, которые взяли Рим в 390 г. до н.э. Вы доверяете мнению определенной группы историков, что это были кельты, а не аланоободриты?

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

— Возьмем тех галлов, которые взяли Рим в 390 г. до н.э. Вы доверяете мнению определенной группы историков, что это были кельты, а не аланоободриты?—

Я и не собираюсь брать галлов. Я вам задал простой вопрос. Приведите доказательство того, что русы это норманны? Просто приведите и все.

Павел П
Павел П
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Для начала надо выяснить на нейтральном примере, доверяете ли вы истории как науке.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Павел П

— Для начала надо выяснить на нейтральном примере, доверяете ли вы истории как науке.—

А давайте без демагогии, У вас есть что ответить на мой конкретный вопрос?

ЛСК
ЛСК
9 года (лет) назад

Многословные споры об имени норманнов представляются мне схоластическими для IX века, в котором вся Европа страдала от их набегов. Где те или иные древние ученые помещали их истоки и с какими древними народами ассоциировали их предков, для основного спора несущественно. Политики великолепно знали, с кем имеют дело. Звали их то норманнами, то по районам исхода свеонами, данами или русами.
Есть современные интерпретаторы, которым очень хочется подключить сюда и славян — то ли ободритов (вагров и прочих западных), то ли новгородских или киевских. Для этого нужно лишь очень сильно надавить на источники, что они и делают. Ну, еще разок, еще немного… Но уж западные источники никак не поддаются: не знают они варягов, хоть тресни. И российские источники не знают среди западных славян варягов — ну, не знают, и всё.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

«Политики великолепно знали, с кем имеют дело. Звали их то норманнами, то по районам исхода свеонами, данами или русами.»

Вы явно имеете в виду какой-то источник, остальным участникам неизвестный. Не подскажете, кто именно в 9 веке в Европе страдал от набегов русов и называл их именно так по району исхода. И где же этот самый район?

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад

в 844 г. арабы Испании постарадали от набегов «маджусов» которых большинство арабских писателей назывывало Урдуманийя, а Йакуби назвал ар-Рус. о путешествиях русов Лаудана в Испанию пишет Масуди. Хвольсон , Маркварт и МинорскийВ.полагали что Лаудана Са Масуди о котором шло много споров это искаженное арабское ал-урдуманийа, созвучное западноевропейскому названию норманнов – Lordomani, Lormanes – или даже более близкого к русскому урмане – ал-урмана. «Бывавший в Испании ал-Мас’уди вполне мог применить его. Хотя местопребывание русов для него – восточноевропейская территория, а его рассказ о набеге русов на Каспий увязывается с политикой молодого Древнерусского государства, ал-Мас’уди определенно мог отождествлять один из видов народа под названием ар-рус и ая-урдуманийа. » Т.М.Калинина «АРАБСКИЕ УЧЕНЫЕ О НАШЕСТВИИ НОРМАННОВ НА СЕВИЛЬЮ В 844 г.» Калинина указываетт, что помимо Йакуби и Масуди еще один автор приписывал русам набеги на Севилью – это кабинетный ученый Мухаммад ал-Бакри, один из учеников ал-‘Узри, уже упоминавшийся выше. «Произведение ал-Бакри – весьма типичный пример средневекового сочинения, в основу которого легло множество источников; среди них были труды и ал-Мас’уди, и многих других. Из большой массы переработанной информации ал-Бакри составил свой блок известий о русах: это – народ маджусийа, «островной и корабельный», появлявшийся в Андалусе каждые 200 лет из пролива, соединявшего Понт и Меотис с Окружающим морем » Т.М.Калинина. Основным здесь является сообщение Йакуби о котором мы знаем что он бывал и на Западе и на Востоке и мог напрямую отождествить норманнов с русами. Гаркави считал сообщение Йакуби поздней вставкой переписчика, но какад. А.А.Куник показал что такие же выражения с сопоставлениями «которые называются» постоянно встречаются в работе Йакуби, и стало быть ни о какой вставке речь идти не может. Минорский уже в 1964 г. показал также что что мнение Гаркаыи о поздней вставке неправомочно. Все эти авторы провели достаточно серьезую работу с источником выясняя биографию Йакуби и подробности нападения норманнов на Испанию в 844… Подробнее »

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Вы назвали АРАБСКИХ авторов. Они действительно знают русов. И частенько про них пишут. А вот западноевропейцы — нет. Мне известно ДВА упоминания. Уже многажды помянутые Бертинские анналы, в которых неизвестные франкам послы русов прибыли из Византии. И Баварский Географ, в котором никаких скандинавов нет вообще, а вот русы явно живут далеко на востоке. ВСЕ. НЕТ НИ ОДНОГО европейского источника 9 века, где бы русы упоминались как соседи-скандинавы. А вот свеонов и данов действительно знали прекрасно. Вот только не надо ставить в один ряд с ними русов, их западная Европа НЕ знает.

Может быть я что-то упустил? Готов просить прощения, если кто-то покажет европейский источник про русов из скандинавии.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Есть,Denny, есть западно-европейские источники. Есть прямые сообщения Лиудпранда (они антинорманистам не нравятся, но они сесть). Есть сообщения Иоанна Диакона (Венецианская летопись). есть косвенные (Письмо папы Николая)и переписка Людовика и Василия i по поводу титула «каган» вождя норманнов — то есть тех же росов. (Людовик был из династии Каролингов — а это Запад . Так что, увы, есть..

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

С удовольствием посмотрю. И без всякого «увы». Наоборот, буду рад узнать, что такие степени свободы в проблеме закрыты.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

1. Луитпранд о русах узнал от Византийцев.
2. Иоанн Диакон пишет о нападении на Константинополь.
3. Переписка Людовика опять-таки с Византийцами.

То есть опять таки сообщения о русах идут с востока. Непосредственного контакта у запада с русами нет.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Oleg: — Есть,Denny, есть западно-европейские источники. Есть прямые сообщения Лиудпранда (они антинорманистам не нравятся, но они сесть). —- Безусловно не нравятся, потому что норманисты весьма вольно трактуют слова Лиутпранда, о чем я уже писал выше. —- Есть сообщения Иоанна Диакона (Венецианская летопись). —- Итальянец Иоанн Диакон писавший в 11 веке не называет нападавших на Константинополь норманнов русью, это уже домыслы норманистов, единственный аргумент которых видимое совпадение по времени с нападением руси на Константинополь в 860 году. Но и здесь тоже не все так однозначно. В тексте Иоанна нет даты набега и по косвенным данным он приходится на промежуток времени между 853 и 863 годом. Кроме того, в ПВЛ и греческих источниках флот русов насчитывал 200 судов, у Диакона флот норманнов – 360 судов, по ПВЛ и греческим источникам флот русов погиб в результате бури, у Диакона флот норманнов — «с триумфом возвратились восвояси». Все это позволило Васильеву высказать предположение, что у Диакона речь идет о русском походе 860 года, а о неизвестном набеге неких «норманнов» . Что вполне согласуется с набегом датско-норвежского флота Гастинга на Италию в 859 году. —- есть косвенные (Письмо папы Николая)—- Которые косвенными данными считают исключительно норманисты, ибо в словах папы Николая «Уж точно мы не вторгались на Крит, не опустошали Сицилию, не захватывали бесчисленные греческие провинции; наконец не сжигали, убив множество людей, церкви святых и пригороды Константинополя, примыкающие почти к самым стенам его», ни малейшего намека на то, что это были норманны. — и переписка Людовика и Василия i по поводу титула «каган» вождя норманнов — то есть тех же росов. (Людовик был из династии Каролингов — а это Запад . Так что, увы, есть…—- И здесь ничего нет. Вот текст письма Людовика II к Василию I «Не лишено странности и то, что ты утверждаешь, будто правитель (princeps) арабов (Arabes) именуется протосимвулом (protosimbolus), хотя… Подробнее »

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Oleg: —- в 844 г. арабы Испании постарадали от набегов «маджусов» которых большинство арабских писателей назывывало Урдуманийя——— Не большинство, а всего два; Ибн Хаййан (987/88-1076) и Абу-л-Хасан ‘Али ал-Гарнати (1214-1278) — а Йакуби назвал ар-Рус.—— Почему он так назвал я уже написал выше. Вы не ответили на мои вопросы: почему прибывшие из Атлантики маджусы называли себя руссами, т.е. тем именем которые финны дали шведам в славянской огласовке; почему другие арабские источники не называют нападавших русами; откуда Йкуби живший в Египте узнал что это русы? —- о путешествиях русов Лаудана в Испанию пишет Масуди —- И что? Как это связано с набегом 844 года? Масуди пишет: «Пред 300 (912-13) годом случилось что в Андалус пришли морем корабли, на которых были тысячи людей, и напали на прибрежные страны. Жители Андалуса думали, что это языческий народ , который показывается им на этом море каждые 200 лет, и что он приходит в их страну через рукав, вытекающий из моря Укиянус, но не через рукав на котором находятся медные маяки. Я ЖЕ ДУМАЮ, а Бог лучше знает, что этот рукав соединяется с морем Маиотас и Найтас и что этот народ — Русы, о которых говорили мы выше в этой книге; ибо никто, кроме них, не плавает по этому морю, соединяющемуся с морем Укиянус». Гаркави комментируя этот отрывок пишет: «этот писатель, как увидим далее в отрывках из его сочинения, полемизируя против географической ошибки своих предшественников и современников, полагавших, что Каспийское море будто соединяется с Черным и Азовским морями посредством канала, с своей стороны впал в другие ошибки, полагая что рукав этих последних морей, как он называет реку Дон, соединяется с Волгой, что по этим двум морям никто кроме Русов не плавает, и, наконец, что эти моря соединяются посредством залива с северною частью Океана, или с нашим Белым морем. Таким образом Масуди основывает свою догадку о… Подробнее »

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад

Извиняюсь страшно за опечатки, но спешу, потому что работы на руках много и некогда тратить время на бесконечные споры об одном и том же.

Denny
Denny
9 года (лет) назад

Выпил в пятницу вечером 200 грамм, и вот…

Не было вообще никаких русов. То есть не было никакого народа, который бы так себя называл. Русы-росы — обобщенное название далеких северных варваров, принятое на востоке арабами и византийцами. Западноевропейцы никаких русов вообще не видели, а узнают такое название с востока. Потом вокруг Киева начинает скалываться нечто вроде государства. Его первые контакты и договоры — с византией. Еснно, там их называют русами. И вожди приывкают так себя называть византийцам, да и арабам. Потом Киев берет веру у византии, а вместе с ней письменные и летописные традиции. Ну и название русь тоже.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Будучи убеждённым трезвенником, приступаю к антиалкогольной компании. Утверждаю, что после вдумчивого прочтения http://miriobiblion.byzantion.ru/photius/okr_posl.htm результат будет не хуже, чем после 200 грамм. Там упоминаются народ болгар, народ Рос, а также народ арабов.
«…тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!»
Так что «Рос» в качестве обобщённого названия далёких северных варваров не получается. По крайней мере, если Фотий имел привычку закусывать.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

«так называемый народ Рос»=»Так называемый народ норманнов».

Выражение «так называемый народ» больше не употребляется. Все остальные народы в тексте… просто народы. И только народ Рос «так называемый».

И ессно это текст византийский. Вы мне западный покажите!

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

Идя в том, что арабы и византийцы употребляли название рос примерно так же как потом варяги или немцы. А ведь никогда не было народов с таким самоназванием.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

Кстати, это прекрасно согласуется с тем, что русь как этноним распространяется с юга на север. И в довольно позднее время.

Alex
Alex
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

«Не было вообще никаких русов.»

«Кто это? — Жертвы землетрясения. — Но ведь землетрясения же не было? — А жертвы есть.» (с)

Вообще, алкоголь, как известно, проблем не решает…

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад

Возвращаясь к теме моего поста об эрзац-науке которая плодит фриков и лжеученых.

Очередной пример — Л.П.Грот написала статью «Происхождение Руси, а не происхождение имени Руси» . Статья написана как всегда у Л.П.Грот на низком уровне научных требований наполнена рассужедниями и бездоказательными обобщениями. Статью перепечатывает некто иллюстрирует перепечатывая статью Л.П.Грот картой «Великой Руси» существовавшей с с 3 по 9 век(Sic!. Не мало, не много, а вот так! В Великую россию попадает пол-Европы а границы ее доходят до Дании! О как!

Что-то фриков, цитирующих настоящие научные работы серьезных ученых я пока не видел. А если цитируются фриками типа Чудинова, то цитируются именно те работы (например Б.А.Рыбакова об «Эпохе Кия» или О.Н.Трубачева об арийцах-славянах) которые вполне подходят под определение эрзац -науки. Иногда отдельными работами написанными с низкими научными требованиями к собственной работе грешат и вполне уважаемые и профессиональные историки.

Alex
Alex
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

«Возвращаясь к теме моего поста»

Кстати, по-моему, данное обсуждение, хоть формально теме и не соответствует, реально даёт чудесные иллюстрации.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Отнюдь. Спор дилетантов — это спор из рассказа Шукшина «Срезал». По большей части. Есть, конечно, и вполне разумные высказывания и серьезные — но их меньшинство. В основном все сводится к с рассуждениям о том «что могло быть» и «чего быть не могло». Без учета археологии, источников, лингвистики, и остального. А мой пост- об историках, а не дилетантах, публикации которых подготовлены на низком научном уровне.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Вот именно. Обе стороны во всей красе. Любой интересующийся может составить себе вполне адекватное впечатление.

Alex
Alex
9 года (лет) назад

Любопытно, что норманисты никак не комментируют гипотезу «Русско-СМК каганата». Возможно, потому, что эта гипотеза была бы для норманистов весьма удобной: Киевскую Русь (а, следовательно, и собственно норманизм) она никак не затрагивает, а зато на этот каганат было бы очень удобно списывать любые неприятные или непонятные сообщения восточных авторов. Старик Оккам переворачивается в гробу, но кого это волнует. Даже «руотси» не надо жертвовать, достаточно произнести волшебное слово «контаминация», и дело в шляпе.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

Ну так норманистов не интересуют никакие другие гипотезы. Их интересует только борьба с антинорманистами.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Чтобы гипотеза интересовала ученых, профессиональных историков, мало ее высказать. Она должна соответствовать целому ряду критериев. См. статью Л.С.Клейна о гипотезвх. Возьмите скандинавскую гипотезу и проверьте ее по этим коитериям. Конечно она удовлетворит не всем, но большей части. А потом проверьте остальные и в Вы узнаете стоит ли тратить время и силы ученых на опровержение того, что по определению гипотезой не является, так как не отвечает большинству критериев.

http://trv-science.ru/2012/04/24/gipotezy-v-nauke/

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Это не о профессиональном уровне. А об обсуждении на форуме.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Так я полагал, что и на форуме, прежде, чем высказывать умозрительные соображения нужно хотя бы почитать что-то предварительно из научной литературы. Можно конечно образовываться по ходу дискуссии слушая кто что скажет и на что сошлется, но по мне если бы перед дискуссией участники ознакомились с предварительным набором основных работ историков по данной тематике: Мельниковой, Петрухина, Калининой Коноваловой,Комара, зарубежных — Дучко, Андрощука,Даниленко и антинорманистов — Фомина и Галкиной — половина вопросов и гаданий отпала бы сама собой, а те вопросы что остались бы были гораздо более осмысленными. Но это так, чисто личное мнение.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Олег, речь идет о гипотезе, которую тут высказал Сергей. Вы полагаете, что он ничего не читал, и что его предположение не заслуживает обсуждения даже на уровне форума?

Alex
Alex
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

«ознакомились с предварительным набором основных работ историков по данной тематике»

Знакомиться с работами — это хорошо и правильно, но только если вы обладаете навыками самостоятельного мышления. В противном случае знакомство с большим количеством работ лишь породит вредные привычки. Например, вести дискуссию посредством громадных цитат, не вникая в сам текст. Обычно в результате цитата не имеет отношения к дискутируемому вопросу; но бывают, справедливости ради надо сказать, и положительные эффекты — когда цитируемый текст опровергает тот тезис, в защиту которого он был приведён. Вероятно, именно от привычки использовать большие куски текста, не задумываясь, как они согласуются друг с другом, проистекает и безразличное отношение к логике, вплоть до того, что в соседних предложениях могут делаться взаимоисключающие утверждения. Само собой понятно, что логика не поможет тому, кто ничего не читал. Однако верно и менее очевидное утверждение: чтение не поможет тому, кто не умеет думать.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

«Вероятно, именно от привычки использовать большие куски текста, не задумываясь, как они согласуются друг с другом, проистекает и безразличное отношение к логике, вплоть до того, что в соседних предложениях могут делаться взаимоисключающие утверждения.»

Это эффект той самой «плоской» модели, о которой я писал. Компьютер в нормальном состоянии не допускает никаких противоречий. Даже если хотя бы один бит из гигабайта в рамках модели несовместим с другим битом — всё, приехали. Грамотно написанная программа тут же «вылетает». А человеческий мозг на такие подвиги не способен.

Нужно сначала составить грубые модели, выявить принципиальные разногласия, уточнить соответствующие элементы моделей, опять выявить разногласия — и т.д., пока не возникнет именно та бумажка или тот черепок, из-за которого и возникла проблема. Разумеется, это крайне идеализированный подход, но к его реализации нужно стремиться. А так получается спор «сразу обо всём». Пока обе стороны не составят модели «первого приближения» — так всё и будет идти.

Ash
Ash
9 года (лет) назад
В ответ на:  Alex

«гипотезу «Русско-СМК каганата»»
Её, кстати, вполне можно связать с известием летописи о дани хазарам. Ведь как по летописи получается (если очень грубо)? Жили-были славяне, платили дань хазарам. Пришла с севера «русь», выгнала хазар и стала собирать дань вместо них. Хорошо согласуется с Фотием — «народ Рос» поработил соседей. Имеет отзвук в «Русской Правде» — «русины» как особая социальная группа.
В общем, выглядит так, как если бы «русь» была северного происхождения, но не с берегов Балтики (что, кстати, летописи противоречит), а из какого-то района между Новгородом и Киевом. Расстояние там приличное, площадь большая, а раскопано сравнительно мало. Это согласуется с известиями арабов о трёх племенах «руси», а именно о племени, живущем на острове, что можно понимать как некую территорию среди болот.
Получается некий «гибрид», исходно «славяно-угро-финского-чёрт-знает-ещё-какого» происхождения, который вышел из района болот, выгнал хазар, взял себе их титул вместе с некоторыми чертами культуры, обложил данью славян и в дальнейшем постепенно слился с ними. Это на юг. А на север — он же вполне мог «выдать» скандинавам. Поскольку же последних было мало, то и толковых сведений про это событие не осталось.
В общем, насчёт Оккама Вы правы. Большая свобода для фантазий.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

Ash:

——Её, кстати, вполне можно связать с известием летописи о дани хазарам. Ведь как по летописи получается (если очень грубо)? Жили-были славяне, платили дань хазарам. Пришла с севера «русь», выгнала хазар и стала собирать дань вместо них. —-

И когда эта русь пришла с севера и выгнала хазар? По ПВЛ в 882 году, археологи присутствие скандинавов в Киеве и округе, ранее середины Х в. не находят.

—— Хорошо согласуется с Фотием — «народ Рос» поработил соседей. Имеет отзвук в «Русской Правде» — «русины» как особая социальная группа.—-

Вообще никакого согласования с Фотием. Почему, смотрите выше.

—-В общем, выглядит так, как если бы «русь» была северного происхождения, но не с берегов Балтики (что, кстати, летописи противоречит), а из какого-то района между Новгородом и Киевом. Расстояние там приличное, площадь большая, а раскопано сравнительно мало. Это согласуется с известиями арабов о трёх племенах «руси», а именно о племени, живущем на острове, что можно понимать как некую территорию среди болот.——

Раскопано достаточно, что бы сделать выводы. Единственное место сколь- нибудь претендующее на локализацию норманнского или обобщенно северного каганта между Новгородом и Киевом это Гнездово, которое датируется рубежом 1Х-Х вв. условно 900 годом. Русь к этому времени уже и в Багдад с Константинополем сходила и на Дунае засветилась.

— Получается некий «гибрид», исходно «славяно-угро-финского-чёрт-знает-ещё-какого» происхождения, который вышел из района болот, выгнал хазар, взял себе их титул вместе с некоторыми чертами культуры, обложил данью славян и в дальнейшем постепенно слился с ними. Это на юг. А на север — он же вполне мог «выдать» скандинавам. Поскольку же последних было мало, то и толковых сведений про это событие не осталось.—

В общих чертах верно, только с локализацией на Днепре не получается. Археологи указывают, что в среднем поднепровье в середине 1Х века полный экономический вакуум.

Denny
Denny
9 года (лет) назад

Сергей: 15.01.2016 в 22:19

«Правильно ли я понимаю, для того чтобы таскать по лесам и болотам лодку навыки должны вырабатываться поколениями?»

А Вы умеете грести? Или таскать грузы по лесам? Или владеете каким-нибудь умением, требующим приложения физических сил? Таскать просто, дотащить надо уметь. Вы грузчиком не работали? Опытный грузчик таскает на порядок эффективнее чем накачанный спортсмен. Проверено. Тем более это касается таких сложных операций как волок. Вы же прекрасно знаете, что хорошую конницу, флот или хороших лучников из кого попало не сделаешь, просто накупив луков, кораблей или лошадей.

Путь из варяг в греки (как и другие сложные маршруты) вряд ли устанавливался на раз. Собрались и поехали. Потребовались многие годы и попытки, прежде чем удалось отладить техники.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

—- Или владеете каким-нибудь умением, требующим приложения физических сил? Таскать просто, дотащить надо уметь. Вы грузчиком не работали? —

Denny, открою вам страшную тайну. Я 26 лет отработал в шахте, в основном на проходке. Так что имею понятие, что значит круглое таскать, а квадратное катать.

—- Опытный грузчик таскает на порядок эффективнее чем накачанный спортсмен. Проверено. Тем более это касается таких сложных операций как волок. —-

Да кто бы спорил. Но проблема в другом, вы определитесь у вас викинги хорошие грузчики или хорошие воины ( та бышь спортсмены), или одно другому не мешает? И еще такой вопрос, а где в Скандинавии и Западной Европе оные викинги оттачивали навыки преодоления волоков, порогов и лесных массивов в процессе перетягивания и прохождения судов?

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Сергей, я всего лишь сделал маленькое замечание об относительной ценности результатов реконструкций. Не впадайте, пожалуста, в норманизм, для которого в любом замечании видится подкоп под священную корову.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

— Не впадайте, пожалуста, в норманизм, для которого в любом замечании видится подкоп под священную корову.—

Denny, вы несколько превратно понимаете тон моих ответов. Просто надоел разговор ни о чем. Хочется более предметного диалога. В подтверждение своей точки зрения на тот или иной обсуждаемый здесь вопрос я привожу цитаты из работ специалистов, историков. В ответ — либо общие фразы, типа — так могло быть, либо про зеленых человечков и новогвинейское масло, либо про слишком длинные посты с цитатами. Хотелось бы все таки конструктивной дискуссии, я не имею ввиду исключительно вас, если кто то не согласен с моими выводами, цитатами так опровергайте цитатами из работ других авторов, по принципу — Сергей ты не прав, потому что …. и далее доказательства, а не общие фразы и предпочтения. Как то так.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Такую дискуссию просто по уровню подготовки с Вами мог бы вести только Олег Губарев.

Если надоело, извините. Не буду Вам больше докучать.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

— Если надоело, извините. Не буду Вам больше докучать.—

Denny, к чему обиды? Не о том ведь речь. Просто хочется предметного разговора или вопросы и ответы по существу.Да написал же сразу, не в ваш камень огород, это общее настроение.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

—Путь из варяг в греки (как и другие сложные маршруты) вряд ли устанавливался на раз. Собрались и поехали. Потребовались многие годы и попытки, прежде чем удалось отладить техники.—-

О том и речь. О том и твержу. Путь из варяг в греки на проятжении всего маршрута заработал лишь в Х веке, да и то между Гнездово и Новгородом его прохождение по мнению специалистов достаточно проблематично. К.Б. подробно описывает процесс прохождения судов русов в Константинополь:

«Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лензанины и прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичев, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отбавляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.»

Т.е как видим процесс подготовки торгового да и военного флота долгий и охватывал значительные территории. Помимо этого у русов на Днепре были базы где они формировали и доснаряжали флот. Тоже пишет и ибн Фадлан рассказывая о русах на Волге, где у русов в 20 х года Х века уже были свои базы. Но мы то говорим о первой половине 1Х века, когда русы уже известны на востоке и западе , а скандинавы только небольшими группами проникают в Приладожье и нигде кроме Ладоги не зафиксированы.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Нет возражений. Только… «мы то говорим о первой половине 1Х века, когда русы уже известны на востоке и западе » Про восток не вопрос. А кому русы известны на западе? Непосредственно, а не через тех же византийцев?

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

— А кому русы известны на западе? Непосредственно, а не через тех же византийцев?—

Русы известны на западе не через византийцев, а непосредственно, поскольку в 839 году в Ингельгейм прибыли послы народа рос.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Как это «не через византийцев»? В том-то и дело, что этих послов привезли с собой именно византийцы. Причем под предлогом, что послам домой не попасть.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

—Как это «не через византийцев»? В том-то и дело, что этих послов привезли с собой именно византийцы. Причем под предлогом, что послам домой не попасть.—

Не принципиально кто привез, главное был прямой, непосредственный контакт франков с послами народа рос, которые так франкам и представились.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

Мне это представляется важным вот в каком аспекте. Русь 9 века это эндоним или экзоним (если я правильно употребляю эти термины)? ИМХО, похоже на экзоним, распространенный у византийцев и арабов. Все упоминания в западной европе так или иначе опосредованы восточными участниками. Единственное упоминание набега русов (Севилья) — от арабского автора. Фотий пишет о «так народов называемом народе Рос», причем иных так называемых народов нет. У Луитпранда — народ, который греки по их виду называют русиос. И вообще Луитпранд явно пытается объяснить читателю незнакомое для него название. Не похоже на самоназвание…

Ведь если «русь» в 9 веке есть экзоним, то вопрос «кто такие русы» просто теряет смысл. Надо спрашивать, кого и почему называют русами византийцы и арабы.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Denny

—— Мне это представляется важным вот в каком аспекте. Русь 9 века это эндоним или экзоним (если я правильно употребляю эти термины)? ИМХО, похоже на экзоним, распространенный у византийцев и арабов. Все упоминания в западной европе так или иначе опосредованы восточными участниками. Единственное упоминание набега русов (Севилья) — от арабского автора. Фотий пишет о «так народов называемом народе Рос», причем иных так называемых народов нет. У Луитпранда — народ, который греки по их виду называют русиос. И вообще Луитпранд явно пытается объяснить читателю незнакомое для него название. Не похоже на самоназвание…—-
Не сходится, в Ингельгейме послы назвали себя послами народа рос. Т.е самоидентификация уже произошла. Далее, почему именно этот неизвестный народ греки назвали росами использовав библейский текст. Вот так вот от фонаря, просто потому что захотелось? То же самое и с арабами. Очевидно что русы носили это имя, греки же просто увязали имя с библейским росом и гогом с магогом, потому что русы пришли с севера.

Denny
Denny
9 года (лет) назад
В ответ на:  Сергей

«Вот так вот от фонаря, просто потому что захотелось? То же самое и с арабами.»

Натурально именно так. Почему и откуда — можно искать долго. Частная лингвистическая проблема. Но вот простой факт. Финны взяли и назвали Шведов руотси. И сейчас так называют. А некоторые финно-угры называют так… самих финнов.

ИМХО, вполне приличная гипотеза.

1. Далекий северный народ арабы по каким-то соображениям (возможные истоки Вы сами приводите) называют русами. Вполне возможно, что это СМК, по крайней мере в начале 9 века.

2. От арабов о существовании росов знают Византийцы. Столкнувшись с неизвестными северными пришельцами, они ассоциируют их с известными от арабов росами.

3. Текст БА можно интерпретировать как угодно. Сами послы говорили, что они росы, или так из византийцы представили, неочевидно.

4. При контактах византии с нарождающимися структурами киевского государства, первые именуют последних русами. Это название попадает в договоры и прочие бумаги.

5. Поскольку киевское государство самоназвания не имеет, принимают от византийцев название.

6. Письменные и летописные традиции приходят также из Византии. С северным народом рос, ессно.

7. Автор ПВЛ пользуется византийскими источниками, в котром русы прописаны как северный народ.

8. Русь как этноним довольно медленно распространяется с юга на север.

Мне (на моем уровне знаний) такой вариант представляется вероятным. Поскольку всех русов никак не удается без натяжек стянуть вместе. И гипотеза скандинавского каганата на Дону мне представляется актом безысходности, то есть попыткой хоть как-то стянуть всех вместе. Может я и заблуждаюсь.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад

Dennny, я привел Вам западные источники, но мой пост повис на премодерации.

Oleg
Oleg
9 года (лет) назад

Сергей-то у нас как раз самый подкованный и серьезный товарищ и в вопросе разбирается весьма детально. Это я серьезно и без всякой иронии говорю. Я про остальную публику. А против гипотезы Сергея об «аланской руси» (хоть он ее в закончнном виде и не формулирует) основное возражение- наличие в то время и на той территории Хазарского каганат о котором в источниках полно сообщений и история которого известна, в то время как «алано-русский Каганат» — образование гипотетическое и на карте рядом с Хазарским Кагнатом не умещается. Тут либо одно, либо другое. То есть Сергею нужно докахзать как и Е.С.Галкиной что Хазарского каганта не было, или что он был слаб и ничего не значил и что Хазарский каганат миф — а вместо него был мощный алано-руский Каганат. То есть что салтово-маяцкая кульутура — это не хазары, а аланы-русь. Тогда встает вопрос — а тогда какую культуру можно сопоставить с хазарами? На этот вопрос тоже нужно ответить. то есть опять вопросов больше чем ответов. Про мелкие вопросы- такие, что имя роксолан исчезо в V в. вместе с племенем, и надо объяснить как оно перешло на Русь. То есть если есть сомнения относительно дошедшего до нашего времни ruotsi — то тут вообще пустое место. При том что самоназвание осетин/аланов — «Ирон», а другие народы называли их ясами или асами от чего до имени Русь довольно далеко.

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Oleg: Ввиду большого поста разобью его на несколько частей —- А против гипотезы Сергея об «аланской руси» (хоть он ее в закончнном виде и не формулирует) основное возражение- наличие в то время и на той территории Хазарского каганат о котором в источниках полно сообщений и история которого известна, в то время как «алано-русский Каганат» — образование гипотетическое и на карте рядом с Хазарским Кагнатом не умещается. Тут либо одно, либо другое. —- Олег все умещается, более чем. — То есть Сергею нужно докахзать как и Е.С.Галкиной что Хазарского каганта не было, или что он был слаб и ничего не значил и что Хазарский каганат миф — а вместо него был мощный алано-руский Каганат. —— Существование Русского каганат никак не противоречит существованию Хазарского каганата, напротив все хорошо объясняется и стыкуется. Просто не все хотят это признать. — То есть что салтово-маяцкая кульутура — это не хазары, а аланы-русь. Тогда встает вопрос — а тогда какую культуру можно сопоставить с хазарами? На этот вопрос тоже нужно ответить. то есть опять вопросов больше чем ответов. —- Вообще-то, о том, что салтово-маяцкая культура не имеет ничего общего с этническими хазарами, знает каждый, кто хоть чуть знаком с вопросом. Как всегда придется много цитировать, но иначе не получается. Предыстория вопроса такова. Когда открыли первые городища СМК норманисты сразу же «отдали» их скандинавам, поскольку по их логике, никто другой не мог построить в Восточной Европе белокаменные крепости. Но по мере изучения выяснилось, что скандинавы к городищам и крепостям СМК никаким боком не лежат. Тогда стали искать других претендентов. Ими стали хазары. Вгорячах СМК назвали культурой Хазарского каганата. Но в ходе дальнейших изучений выяснилось, что основателями СМК были аланы, при участии тюрок, славян и финно-угров. А теперь буду цитировать специалистов по археологии СМК, причем тех, кто считает что русы это норманны, а СМК входило в состав… Подробнее »

Сергей
Сергей
9 года (лет) назад
В ответ на:  Oleg

Oleg: — Про мелкие вопросы- такие, что имя роксолан исчезо в V в. вместе с племенем, и надо объяснить как оно перешло на Русь. То есть если есть сомнения относительно дошедшего до нашего времни ruotsi — то тут вообще пустое место. При том что самоназвание осетин/аланов — «Ирон», а другие народы называли их ясами или асами от чего до имени Русь довольно далеко.— С роксаланами не все ясно. Ровенский аноним в своей Космографии датируемой 700 годом помещает роксалан на Балтику, которая как мы знаем Меотское болото. Но не в этом дело, о том что этноним русь происходит от иранского рухс – свет, светлый, блестящий, благородный писали многие историки Вернадский, Седов, Артамонов. Ибн русте указывает на то, что главное из аланских племен носило имя Д.ахс, что, по мнению Минорского и других известных иранистов и арабистов, означает все тоже рухс-ас. Вероятность того что эти рухс-асы и переселились на Дон велика. По мере формирования СМК имя рухс перешло и на остальное полиэтничное население СМК, сначала на знать, а потом и на остальных, о чем писал Березовец. С. Кулешов в статье « К оценке достоверности этимологии слова русь» отстаивая скандинавскую этимологию, признают что иранская этимология относится к менее радикальным и более правдоподобным в отличие от всех остальных. Проблема иранской этимологии , по мнению Кулешова, заключается в отсутствии «у предполагаемой деривации *rōxš / rūxs > русь надёжного словообразовательного контекста (неправдоподобно развитие слав. существительного из иран. прилагательного, встречающегося либо в сложных словах, либо в суффиксальных производных), на отсутствие в источниках намёков на идентификацию исторической руси (эпохи сложения ранней русской государственности) как ‘светлой, блестящей’ и, наконец, на отсутствие в славянских языках – в первую очередь, в древнерусском – пласта аланских лексических заимствований, относившихся бы ко времени не позднее конца I тыс. н. э. и демонстрировавших бы осетинский фонетический процесс *š > s, без учёта которого соответствие… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 2,60 из 5)
Загрузка...