Эстафетная палочка плагиата

Аннотация: О том, как воспитанник педагогов, которые сами были уличены в плагиате, становится лауреатом Всероссийского научного форума молодежи «Шаг в будущее», представив на конкурс плагиаторскую работу.

В ноябре-декабре прошлого года в рубрике «Гайд-парк онлайн» газеты «Троицкий вариант — Наука» были опубликованы две мои статьи — «Групповой плагиат: от студента до министра» [1] и «От плагиата к профанациям» [2], — в которых, помимо прочего, шла речь о присвоении авторства синергетической теории информации (СТИ) сотрудниками Московского государственного технического университета радиотехники электроники и автоматики (МГТУ-МИРЭА). При этом плагиат имел бесцеремонный групповой характер и доходил до того, что пионерская статья с презентацией этой теории была переиздана в виде отдельного издания без изменения названия и какого-либо упоминания фамилии ее действительного автора. Авторами же числились восемь сотрудников МГТУ-МИРЭА. Всего по отношению к СТИ в статьях описано три случая плагиата, публикации с которым были размещены на сайте Отдела технического творчества (ОТТ) Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД (Ю)Т) и на сайте Кафедры технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) МГТУ-МИРЭА. В общей сложности, согласно выходным данным публикаций, в этом плагиате только со стороны МГТУ-МИРЭА приняли участие одиннадцать человек, среди которых такие его сотрудники, как ректор университета, профессор Сигов А.С.; проректор, зав. кафедрой ТИССУ, профессор Мордвинов В.А.; доценты кафедры ТИССУ Дементьев И.О. и Трифонов Н.И. (остальные участники плагиата сейчас не называются, так как к дальнейшему изложению они отношения не имеют).

Спустя некоторое время после обличающих статей в «Троицком варианте» все фигурирующие в них публикации исчезли как с сайта ОТТ МГДД (Ю)Т, так и с сайта кафедры ТИССУ МГТУ-МИРЭА. Такое согласованное исчезновение плагиаторских работ одних и тех же авторов случайным назвать, наверное, нельзя и, по-видимому, можно считать реакцией на газетные выступления. Казалось бы, что поскольку плагиат в отношении СТИ, будучи подвергнут публичному разоблачению, исчез со всеобщего обозрения в сети Интернет, то в этом деле можно поставить хотя бы предварительную точку. Однако прошедший в Москве 19−23 марта 2012 года ежегодный Всероссийский научный форум молодежи «Шаг в будущее» (основной организатор — МГТУ им. Э.Н. Баумана) [3] показал, что такую точку ставить несколько преждевременно.

Одним из ключевых мероприятий указанного форума явился заключительный (второй) этап научно-образовательного соревнования школьников «Шаг в будущее», проведенный в виде научно-исследовательской конференции, к участию в которой были допущены победители и призеры региональных научных состязаний первого этапа.
Второе место по результатам работы секции «Информатика, вычислительная техника, телекоммуникации», заседания которой проходили в МГТУ-МИРЭА, занял воспитанник сектора новых информационных технологий (НИТ) ОТТ МГДД (Ю)Т, учащийся лицея № 1525 «Воробьевы горы» В.В.Оганов [4]. (По результатам первого этапа научно-образовательных соревнований — конференции «НТТМ-Москва», — который прошел 15−18 ноября 2011 года также в стенах МГТУ-МИРЭА на базе кафедры ТИССУ, у него было третье место [5]). На секцию при этом было представлено 50 научных работ учащихся из 20 регионов страны, а научное руководство работой секции осуществлял выше упоминавшийся ректор МГТУ-МИРЭА профессор А.С.Сигов [6]. Научная работа, которую указанный призер соревнований представлял на каждом этапе в качестве своего самостоятельно выполненного исследовательского проекта, называется «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете синергетической теории информации». Причем, кроме этих соревнований, в промежутке между их этапами, презентация данного проекта была сделана также на общероссийской выставке «Лучшее детям» в ЦВЗ «Манеж», по поводу чего пресс-служба МГДД (Ю)Т писала, что «лауреат программы „Шаг в будущее“ В. Оганов демонстрировал собственное научное открытие» [7]. То есть, менее чем за полгода проект воспитанника сектора НИТ МГДД (Ю)Т был три раза выставлен на публичное обозрение.
В связи с этим должен сказать, что статья с точно таким же названием — «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете синергетической теории информации» — была опубликована мною в 2004 году в научно-техническом журнале «Энергоанализ и энергоэффективность» [8], электронный вариант которой [9], после размещения в сети Интернет, разошелся по десяткам банков рефератов. Анализ видеозаписи доклада В.В.Оганова [4] показал, что практически весь доклад является пересказом первой половины указанной статьи с дословным цитированием ее фрагментов. На сопровождающих доклад слайдах при этом приводятся выдержки из статьи вместе с формулами и демонстрируется как основное достижение докладчика взятый из нее график зависимости R-функции систем электронных подоболочек атомов от порядкового номера химических элементов в таблице Д.И. Менделеева. (R-функция количественно характеризует структурную организацию дискретных систем со стороны соотношения в их структуре хаоса и порядка.) При этом в разделе доклада «Выводы» приводится основной вывод статьи, выделенный в ней жирным курсивом. Кавычек и ссылок на пересказанную статью при этом нет. Единственным исключением является взятое в кавычки высказывание академика С.И.Вавилова, с которого начинается как статья, так и доклад. Все это позволяет говорить о том, что научно-исследовательский проект призера научно-образовательных соревнований Всероссийского научного форума «Шаг в будущее» имеет плагиаторский характер. (Доказательная база прилагается.)
Обвинять в плагиате школьника в данном случае неразумно, хотя он должен понимать, что нехорошо выдавать результаты чужой работы за свои собственные достижения. Понятно, что за всеми его публичными докладами стоят взрослые люди, которые их организовывали и должны нести ответственность за указанный плагиат, имеющий к тому же определенный знаковый характер. Знаковость здесь заключается в том, что плагиат бросает тень на имидж научно-образовательной программы «Шаг в будущее», поддержку которой оказывают Администрация президента России, профильные комитеты Государственной Думы, Министерство образования, Общественная палата РФ и более 70 региональных органов исполнительной власти. Кроме того, на Всемирном инновационном саммите по вопросам образования (Катар, 1−3 ноября 2011 г.) программа «Шаг в будущее» официально признана международным сообществом в качестве одного из двух главных российских инновационных проектов в области образования (второй проект — фонд «Сколково») [3]. А тут на главном ежегодном мероприятии этой программы на пьедестал почета возносится плагиат.

Поэтому прежде всего претензии возникают к тем людям, кто отвечает за деятельность сектора НИТ, который образован и функционирует при поддержке Центра новых информационных технологий (ЦНИТ) МГДД (Ю)Т-МИРЭА [10]. Причем, прежде чем стать самостоятельным подразделением в МГДД (Ю)Т, этот сектор был научно-учебной лабораторией кафедры ТИССУ, которая сейчас является его основным партнером и проводит на его базе занятия своих студентов [11].

И вот здесь многое становится понятным, поскольку курирование и непосредственное руководство сектором НИТ осуществляют вышеуказанные сотрудники МГТУ-МИРЭА, занимающие также следующие должности: ректор университета А.С.Сигов — научный руководитель ЦНИТ; проректор, зав. кафедрой ТИССУ В.А.Мордвинов — директор ЦНИТ и научный руководитель сектора НИТ; доцент кафедры ТИССУ Н.И.Трифонов — зам. директора ЦНИТ; доцент кафедры ТИССУ И.О.Дементьев- зам. директора ЦНИТ и руководитель сектора НИТ. С плагиатом воспитанника этих людей связывает также и тот факт, что график R-функции, фигурирующий в его докладе, приведен также в той пионерской статье по СТИ, авторство которой они пытались себе присвоить [1].

Таким образом, можно констатировать, что педагоги МГТУ-МИРЭА и МГДД (Ю)Т присваивают себе авторство новых информационно-теоретических разработок, к которым они не имеют никакого отношения, а их воспитанник с высокой трибуны Всероссийского научного форума провозглашает себя автором чужих результатов практического использования этих же самых разработок и становится после этого лауреатом. То есть, по сути дела, формируется плагиаторская «научная» школа, внутри которой одной цепочкой (с учетом материалов [1, 2]) связаны школьник, студент, ассистент, преподаватель, доцент, профессор, академик РАО, академик РАН. Иначе говоря, плагиат с участием сотрудников МГТУ-МИРЭА имеет организованный характер и охватывает все уровни научно-образовательного социума. О каком-то морально-нравственном воспитании подрастающего поколения при этом говорить не приходится, поскольку, как свидетельствует изложенное, практически с детского возраста учащимся прививается пренебрежительное отношение к научной этике, и даются практические навыки достижения жизненного успеха нечестным путем. Если добавить к этому тот факт, что научные руководители ЦНИТ и сектора НИТ, помимо плагиата, ранее также были уличены в профанациях и поддержке псевдонауки [2], то получается совсем неприглядная научно-образовательная картина.

Россия, конечно, не Германия и Венгрия, где уличенные в плагиате государственные деятели лишаются своих постов [12, 13], и тем более не Швейцария, где даже школьников за плагиат штрафуют в судебном порядке [14], но соответствующие компетентные органы (Рособрнадзор и т. п.) и вышестоящие организации должны все-таки как-то реагировать на публичные разоблачения плагиаторов в профессорских мантиях. Пока же такие органы и организации не обращают практически никакого внимания на публикации, обличающие плагиат. Примером тому является тот факт, что уже после выхода статей в «Троицком варианте» [1, 2], ректор МГТУ-МИРЭА, чья фамилия значится среди авторов плагиаторских работ, был избран академиком РАН и включен в список доверенных лиц В.В.Путина на прошедших президентских выборах. Думаю, что в вышеуказанных странах, и не только в них, такое бы произойти не могло.

Поэтому имеем то, что имеем, — примеры научной и педагогической деградации сотрудников элитного московского вуза и старейшего детско-юношеского заведения страны, сопряженные с компрометацией национального инновационного проекта в области образования. Чем чреваты такие примеры для будущего России, объяснять излишне.

Такой вот, получается, «Шаг в будущее».

Ссылки:

1. http://trv-science.ru/2011/11/08/gruppovojj-plagiat-ot-studenta-do-ministra/

2. http://trv-science.ru/2011/12/06/ot-plagiata-k-profanaciyam/

3. http://www.step-into-the-future.ru/

4. http://www.mgdvorec.ru/about/structure/ott/news/

5. http://www.priem.mirea.ru/component/content/article/46-newsontop/886−2011−11−23−10−05−56

6. http://www.priem.mirea.ru/component/content/article/950-xix-l-r

7. http://dvorec-pionerov.ru/8−12−2011−1

8. http://vbvvbv.narod.ru/Mendeleev_STI/Mendeleev2004.pdf

9. http://vbvvbv.narod.ru/Mendeleev_STI/index.htm

10. http://ott-dvorec.ru/2011−11−01−16−17−22

11. http://www.tissu.fit.mirea.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=55

12. http://www.rg.ru/2011/03/02/guttenberg.html

13. http://www.itar-tass.com/c1/381 308.html

14. http://ria.ru/justice/20 100 811/264080121.html

Приложение:
Доказательная база плагиата

Виктор Борисович Вяткин
г. Екатеринбург
E-mail: vbvvbv@yandex.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
12 Цепочка комментария
5 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
Сам Самыч ЗрячийСиницынаvlad1950арсенийниколай Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Светлана
Светлана

Вот это и есть наша СТАБИЛЬНОСТЬ, которую нам декларировали в период выборной кампании. Если наша стабильная власть на такие позорные факты в науке не реагирует, то возникла необходимость создания международной общественной организации защиты авторского права ученых. Нам нужно объединяться. Если в престижных учебных заведениях воруют без зазрения собственности, то что можно говорить о подрастающем поколении, которых учат интеллектуальные мошенники.
Настала необходимость создать мощное противодействие системе, плодившей лжеученых.

Фарит
Фарит

Система по созданию плеяды лжеученых получила формирование еще в СССР. Помню какие были привилегии для научных работников и вузовских преподавателей: высокая зарплата, престиж. В моей памяти есть характерный случай научного плагиата из советского времени. В 1965 году молодой талантливый ученый Габдулхай Хурамович Ахатов защищает докторскую диссертацию на тему «Диалекты западно-сибирских татар», а через четыре года докторскую диссертацию на тему «Диалекты сибирских татар» защищает Тумашева Диляра Гарифовна, поменяв с хитрицой чуть-чуть название и позаимствовав (похитив) основные положения, идеи и наработки из диссертации Г. Х. Ахатова. Казанская научная общественность по данному факту тогда немного пошумела и успокоилась под давлением Татарского обкома КПСС. А Тумашева, став доктором наук, впоследствии получила вдобавок орден Ленина и звание заслуженного деятеля науки. А после падения советского… Подробнее »

Сам Самыч Зрячий
Сам Самыч Зрячий

Давно пора защищать себя от ОДУРАЧИВАНИЯ на выборах во власть … и далее везде. Необходимое действие — забирать изб. бюллетени. Почему? Да потому: избирательные бюллетени — документы высшего НЕПОСРЕДСТВЕННОГО выражения власти народа, и быть им непосредственно у народа. Кто не понял см. п. 3, ст. 3 Конституции РФ. Включение мозга подразумевается. :))

антиплагиатор
антиплагиатор

«…соответствующие компетентные органы (Рособрнадзор и т. п.) и вышестоящие организации должны все-таки как-то реагировать на публичные разоблачения плагиаторов в профессорских мантиях. Пока же такие органы и организации не обращают практически никакого внимания на публикации, обличающие плагиат… Поэтому имеем то, что имеем, — примеры научной и педагогической деградации сотрудников элитного московского вуза» Наблюдаемые в последние годы многочисленные случаи интеллектуального воровства в виде плагиата позволяют констатировать, что без принятия соответствующих профилактических и «карательных» мер это позорное явление скоро станет доминирующим в научно-образовательной этике. К сожалению, сами по себе обнародование и публичное осуждение плагиата и плагиаторов, как показывает практика, в России оказываются мало эффективными в плане искоренения этого вида интеллектуального мошенничества. И во многом этому способствуют чиновники некоторых властных структур. Об этом свидетельствует, в частности, полное… Подробнее »

Прохожий
Прохожий

На региональных конкурсах по программе «Шаг в науку» такие «плагиаторные» работы — сплошь и рядом. Хорошо знаком с ситуацией в одном регионе, относительно хорошо — еще в двух. Правда, обычно научный руководитель (работник ВУЗа) дает школьнику изучить и пересказать свои результаты, а не чужие, главу из своей диссертации, например. Это немного меняет ситуацию, но по сути все то же самое — школьник с умным видом выдает за свои «научные» результаты то, чего он сам сделать не мог. Иногда это распознается комиссией, но редко приводит к жестким выводам. С моей точки зрения, такой руководитель совершает предательство школьника, а заодно развращает его легкими успехами. Это подло и по отношению к другим школьникам, особенно тем, руководителями которых являются школьные учителя, тем более из глубинки, а не из областного центра. Хотя их школьники могут быть куда как… Подробнее »

Виктор Вяткин
Виктор Вяткин

«Это подло и по отношению к другим школьникам, программа „Шаг в науку“ оказывается неэффективной по своему прямому назначению — отбору талантливых, способных к науке, школьников и поощрению их к дальнейшим занятиям наукой». Да, действительно происходит развращение одних и опускание штор перед талантом других. На этот счет к написанному в статье можно добавить следующее (как дополнение). В плагиаторском докладе лауреата сделан пересказ только первой части оригинальной статьи. При этом приводится и комментируется только один из 11 расчетных графиков, приведенных в статье. И это притом, что другие графики более наглядны и информативны в контексте особенностей периодического изменения свойств химических элементов и могли бы только украсить доклад. Простое объяснение этому факту можно дать с помощью положения о научно-образовательном соревновании «Шаг в будущее» http://cendop.bmstu.ru/polozhenie_ob_olimp_Shag_v_buduschee.pdf, где говорится, что для участия во втором… Подробнее »

Прохожий
Прохожий

Экскузэ муа, как говорится, вот точная цитата, хотя, понятно, что по другому поводу:

«…А кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море…»

Ой!
Ой!

нет, не экскьюзнём, ибо самая точная цитата такова:
«а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6)

Asperger
Asperger

Меня обворовывали дважды — первый раз ещё в школе (одноклассница), второй раз сравнительно недавно, причём человек не постыдился в моём присутствии делать доклад на украденную у меня тему, а потом не сослаться на меня в публикации тезисов. При этом редакция сборника меня и мои работы прекрасно знала. Начинаю допытываться, почему они не сделали замечания гражданину, когда готовили публикацию — все стыдливо отводят глаза и чего-то мямлят. Ей-богу, чуть не стошнило.
Проблема в том, что воровство считается у нас НОРМАЛЬНЫМ. Погуглите любую научную тему — что прежде всего всплывёт? Десятки сайтов с продажными рефератами и диссерами.

Гость
Гость

Об Артамоновой знает даже Медведев — премьер-министр России. http://www.chaskor.ru/article/lyubitelyam_legkoj_zhizni_pora_uchitsya_dumat_samostoyatelno_29 452

Знай наших!!!

николай
николай

Прежде всего, это недоработка Российского законодательства. Нужны законы о плагиате для того, чтобы в подобных случаях можно было наказать вора не только морально, но и материально. Судить плагиаторов надо так, чтобы другим было неповадно совершать подобные поступки. А иначе как с гуся вода, кот Васька слушает да есть. Прежде всего, надо лишать плагиаторов, учёных степенней и профессий, если таковые имеются.

арсений
арсений

Николай, «недоработки Российского законодательства» касательно плагиата пытаются устранить члены Общества научных работников (ОНР). От имени общества уже направлено соответствующее письмо Д.А. Медведеву и в Минобрнауки. Подробнее см. сайт
http://onr-russia.ru/content/и-снова-о-плагиате

Гость
Гость

Это продолжение истории «дело Артамоновой». В статье Синицыной, которую опубликовал в «Частном корреспонденте» Засурский, рассказывается о том, как можно и нужно отстаивать право на качественный научный продукт даже в судах Украины. Статья называется «Неправомерное заимствование. История одного плагиата» http://www.chaskor.ru/article/nepravomernoe_zaimstvovanie_29 884

Гость
Гость

Читайте новую статью Синицыной о новом обнаруженном факте плагиата у заведующей кафедрой журналисти Донецкого национального университета Превращения Артамоновой, почти как у Кафки
http://ukrday.com/novosti.php?id=41 458

Гость
Гость

Акопов переопубликовал статью Синицыной в журнале «Relga» со своим комментарием. Читайте о позиции настоящего ученого, защищающего честь своих коллег от Артамоновой http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3355&level1=main&level2=articles

vlad1950
vlad1950

ничего удивительного ибо при буржуйстве обман есть лишь способ заработать хо тели демократию и рынок вот и получите таковые

Синицына
Синицына

Интересно, как Высшая школа Украины отреагирует на этот случай признанного судебной экспертизой и судом интеллектуального мошенничества Артамоновой Инессы Михайловны? Будет ли этот случай плагиата обсуждаться как одно из проявлений коррупции в Высшей школе и науке Украины или снова промолчит научная общественность? Или это снова определят как традиции кафедры журналистики ДонНУ?http://www.chaskor.ru/article/plagiat_perekrestok_grazhdanskoj_pozitsii_i_vozmozhnosti_informatsionnogo_prava_32 585

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: