10 фактов о ТрВ-Наука

Всё, что вы хотели знать о газете, но боялись спросить

Фото С. Шишкина

В канун юбилея главный редактор ТрВ Борис Штерн рассказывает о главных принципах нашего научно-журналистского инварианта.

1. Бренд «Троицкий вариант» является первоапрельским. Газета с таким названием вышла 1 апреля 1988 года в Троицке (будущем наукограде) ко Дню физика и имела содержание, соответствующее дате и мероприятию. Название пародировало бывшее тогда в ходу словосочетание «Югославский вариант». В свою очередь известны такие пародии на бренд, как «Троицкий инвариант», «Троянский вариант», «Троцкий вариант».

2. В отличие от исходного «Троицкого варианта» (ныне — ТрВ-Город), выходившего с переменным успехом 20 лет, издание ТрВ-Наука является нелокальным (экстерриториальным). Хотя бумажная версия редко покидает пределы России, газета открыта для всеобщего обозрения в Интернете, и географическое распределение читателей примерно совпадает с распределением русскоязычной научно-технической интеллигенции по миру.

3. Редсовет газеты тоже нелокален и живет в сети. Распределение членов редсовета и постоянных авторов по долготе простирается от Калифорнии до Иркутска и имеет два накладывающихся друг на друга пика на 38 градусах восточной долготы: пик пошире — Москва, пик поуже — Троицк. Некоторые члены редсовета никогда не встречали друг друга в реальной жизни.

4. По замыслу у «Троицкого варианта» должна быть «ядерная» целевая аудитория — активные научные работники и «оболочечная» — студенты, ненаучные интеллигенты и старшеклассники. Замысел удался в части ядра, а в отношении оболочки — всё еще впереди.

 

5. «Троицкий вариант» нерентабелен по определению, как класс. Представитель его целевой аудитории гораздо легче пожертвует 1000 руб. при оказии, чем пойдет в киоск, чтобы купить номер за 20 руб. или озаботится подпиской за 600-800 руб. Поэтому ТрВ-Наука в основном бесплатно раздается в местах повышенной концентрации целевой аудитории и открыт в сети. Есть прецеденты, когда бесплатную раздачу газеты запрещали. Например, на Общих собраниях РАН и на вахте в Министерстве образовании и науки.

6. Финансирование газеты вызывает жгучий интерес у «доброжелателей». Самый крупный спонсор ТрВ-Наука — фонд Дмитрия Зимина «Династия» (его личный сектор фонда). Но поскольку одного Зимина всегда не хватает на всех, газету финансово и инфраструктурно поддерживает генетически связанное с ТрВ издательство «Тровант», гражданский фонд «Граф», а на первых порах — фонд «Деметра». Со временем всё больший вклад вносит самая прогрессивная форма поддержки — краудфандинг. Сотни добровольцев внесли вклады, варьирующиеся от 200 руб. до 200 тыс. руб.

7. Самая резонансная акция ТрВ-Наука называется «Корчеватель» [1]. Был журнал,за деньги публиковавший статьи в Интернете. Журнал входил в список ВАК и делал бизнес на защищающихся кандидатах и докторах, коим нужны были публикации. Биоинформатик, зам. главного редактора газеты Михаил Гельфанд взял псевдослучайный текст, сгенерированный компьютером, и отправил его в этот журнал. Текст был принят к публикации. ТрВ оплатил ее, статья вышла, о чем было сообщено в ТрВ. Это был единственный случай, когда ведущий на одном из центральных каналов махал «Троицким вариантом». ВАК выкинул из списка этот журнал и отчасти пересмотрел принцип формирования списков.

8. Самая читаемая статья на сайте газеты — «Статистические исследования результатов российских выборов 2007—2009 гг.», ее автор, независимый исследователь выборов Сергей Шпилькин,— имеет почти 90 000 просмотров. Это случай, когда политика вторглась в область компетенции науки, за что и огребла по полной [2].

9. В суд на «Троицкий вариант» подавали пока только один раз. Химик Ольга Кажева сочла ложными и порочащими ее сведения о том, что Введение в ее докторской диссертации представляло из себя почти дословное воспроизведение чужого обзора без указаний на цитирование [3]. Суд и кассационная инстанция признали, что сведения не были ложными, а ТрВ-Наука добросовестно изложил суть дела.

10. Главной загадкой, связанной с «Троицким вариантом», является сам факт его продолжительного существования, поскольку газета с таким типом администрирования, как известно, не может существовать более двух месяцев. В ней нет ни единого штатного работника и четкого распределения обязанностей, нет планерок и жесткой редакционной политики. Редакция работает в основном на принципах спонтанной самоорганизации независимых участников, нелинейно взаимодействующих через Интернет.

1. Все публикации о «Корчевателе-1» см. www.scientific.ru/trv/2008/index.html#13

2. Эту и другие статьи С. Шпилькина см. http://trv-science.ru/tag/sergejj-shpilkin/

3. Материалы на эту тему см. http://trv-science.ru/tag/olga-kazheva/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

 
 

Метки: , ,

 

7 комментариев

  • Аноним:

    В общем все сводится к тому, что газета сама признает, что существует как имитация ранее существовавшего издания и вызывает хиленький интерес лишь за счет обсасывания более известных, чем сама газета, объектов. Нашли чем гордиться :)

  • Максим:

    Аноним такой аноним, который является имитацией анонима :)

    Троицкий вариант лучшая газета из ныне существующих.

  • Иван:

    Ну хиленький интерес она вызывает только у обывателей-"анонимов" ;)

  • Crohobor=пикейный жилет:

    ТрВ не может и не должно нравиться всем. Зачем Аноним открывает газету, далекую от его интересов, понять не могу. Славное телевидение с лихвой должно его устроить.

    Я знаю многих авторов и сразу ищу их материалы. С другой стороны, каждый раз встречаю новое, мне интересное. Впрочем, это единственное сетевое издание, которое я прочитываю полностью.

    С огромным умважением отношусь к авторскому коллективу.

  • Виталий:

    Отличная газета! Желаю успехов в работе и дальнейшего развития и процветания.

    Привет из оболочки! (4й пункт) =)

  • Как ненаучный интеллигент, впервые попавший на этот сайт крайне возмущен.

    №1

    Самая читаемая статья на сайте газеты — «Статистические исследования результатов российских выборов» — например здесь должна быть ссылка (линк).

    №2 Нездоровые ассоциации с медийным персонажем Троицким сбивают с толку.

    №3 Отсутствие SEO оптимизации сайта делает его труднодоступным.

  • > Как ненаучный интеллигент, впервые попавший на этот сайт крайне возмущен.

    №1

    > Самая читаемая статья на сайте газеты — «Статистические исследования результатов российских выборов» — например здесь должна быть ссылка (линк).

    — Это публикация из бумажной газеты, там стоит ссылка [2], внизу читаем:

    «2. Эту и другие статьи С. Шпилькина см. trv-science.ru/tag/sergejj-shpilkin/» - в чем вопрос?

    > №2 Нездоровые ассоциации с медийным персонажем Троицким сбивают с толку.

    — смешно. А также с двумя Троицками, Троицей и Троицко-Сергиевской Лаврой наверное. А «Правда» у Вас всегда вызывала только здоровые ассоциации?

    > №3 Отсутствие SEO оптимизации сайта делает его труднодоступным.

    — труднодоступным откуда? в любом значимом поисковике на запрос «Троицкий вариант» Вам выдадут верный ответ сразу же. Сайт на стандартном движке со всеми привычными инструментами поиска, структуры, инструментами типа rss, тэгами, титлами, анонсами и т.д. Разумеется, без продвижений серыми методами и без дорогих рекламных кампаний с закупленными баннерами. А зачем? От наполнения левыми случайными посетителями нам никаких плюсов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com