
9 марта в образовательном центре «Байтик» прошла Троицкая молодежная междисциплинарная конференция (ТММК). Основные ее слушатели — старшеклассники, которые занимаются здесь на олимпиадных курсах физики и химии, но есть и выпускники, нынешние студенты, и взрослые, ученые и преподаватели из Троицка и не только. В этот день они могли услышать более 15 лекций на разнообразные темы: от квантовых компьютеров и медицинской физики до преподавания русского языка китайцам и реставрации деревянных храмов на Русском Севере.
Что такое «Байтик»?
Хотя «Вариант» у нас «Троицкий», и жителям города вряд ли надо рассказывать, что такое «Байтик», для остальных всё же требуется некое пояснение. Этот образовательный центр возник в 1986 году как подразделение крупнейшего в городе НИИ, тогда — ФИАЭ (филиал Курчатовского института), сейчас — ТРИНИТИ. В «Байтике» появился один из первых в СССР детских компьютерных классов, летом 1988-го он стал организатором троицко-американских школьных обменов, с 1989 года здесь проходит педагогическая конференция «Информационные технологии в образовании», она собирает преподавателей со всей России, с 2020 года — в формате онлайн. В 1990-х «Байтик» получил самостоятельность и стал некоммерческим фондом, но продолжал тесно работать с муниципалитетом над множеством программ для школьников и не только. Физика, химия, математика, программирование, инженерное творчество, иностранные языки и культура — тут стоит остановиться, чтобы заметка не приобрела тон рекламы.
Подарок на день рождения
Уже больше года здесь проходит похожая по формату междисциплинарная школа. Ее создатели — двое сотрудников «Байтика», Александр Петров и Иван Крылов. Александр — выпускник МФТИ, ведет олимпиадную химию, его ученики занимают высокие места на олимпиадах, успешно поступают в профильные вузы. Иван закончил физфак МГУ, он преподает здесь физику и математику, а также руководит шахматным клубом и трудится в троицком Институте фотонных технологий. В секциях Петрова и Крылова нет грани между учебой и жизнью — они с учениками нередко выезжают на велопоходы, поют песни под гитару, играют в «настолки», да и каникулярная школа возникла, чтобы не просто подтянуть знания (как сейчас говорят, «ботать»), но и с интересом провести время.

Перед глазами Петрова уже был пример — летняя школа «Химера» в Калужской области. В первый раз, зимой 2024 года, в «Байтике» всё сделали своими силами, потом получили грант Росмолодежи и смогли расширить список дисциплин, позвать больше преподавателей, в основном из числа знакомых по «Химере» и другим подобным проектам. Первая школа (ещё не междисциплинарная, а естественнонаучная) длилась три дня, вторые две — пять. Есть несколько секций, можно выбрать те, что интересны — от физики до филологии. Нынешняя конференция — такая же школа, только в миниатюре. А еще — своего рода подарок Александра Петрова на юбилей всем и самому себе: 6 марта он отметил 30-летие.
Квант в кармане
В основном мероприятия в «Байтике» проходят в зале антикафе на втором этаже. Называют его так больше по привычке — формат антикафе был популярен лет 10 назад, здесь эта идея «не взлетела», остался просто симпатичный зал для занятий и встреч.
В аудитории — десятка три-четыре школьников, студентов, преподавателей прошлых летних и зимних школ. Прелесть таких встреч в том, что порой и не скажешь, кто тут старшеклассник, кто студент — все держатся и общаются на равных. Говорят, один из ребят как-то проходил мимо «Байтика» и услышал из окна слово «атом» — стало интересно, зашел внутрь… А вот уйти отсюда сложно — даже тем, кто уже окончил школу, поступил в вуз, думать о вещах вроде олимпиад вроде уже незачем.
Анастасия Духова занималась химией у Александра Петрова, в прошлом году участвовала в Зимней школе «Байтика», сейчас она — студентка РХТУ им. Менделеева. «Важно, когда видишь рядом таких же мотивированных людей, особенно из разных сфер, — говорит она. — И скучаю по школе, по учителям, по тому, что они рассказывают. Мне сейчас, если честно, очень не хватает физиков. Вокруг одни химики! А физики — они как-то по-другому мыслят».
Пленарный доклад делал руководитель Троицкого подразделения ФИАНа, член-корреспондент РАН Андрей Наумов. Для понимания — он еще и завотделом ИСАНа, завкафедрой МПГУ, вице-президент Международной комиссии по оптике (ICO), а в нашем городе — организатор ежегодной Троицкой школы учителей физики. Тема его выступления — квантовые технологии будущего. «Кто знает, что такое квант, поднимите руку! А кто хоть раз работал с квантовым устройством?» — начинает Наумов. Школьники к вопросу готовы и тянут вверх мобильные телефоны. «Или фотоаппарат — тоже типичный продукт квантовых технологий…» Рассказал он и про современность, и про историю — от классической физики конца XIX века, в которой, казалось бы, все загадки были разрешены, к времени открытий начала-середины XX века и к нынешней эпохе, когда результатами этих открытий и стали все эти устройства у нас в карманах и в окружающем мире.

В ожидании будущего
«Что такое запрещенная зона и почему она так называется»? «А почему все-таки мы можем знать либо скорость частицы, либо ее координаты?» — тянут руки школьники. Андрей Наумов объясняет квантовую теорию «на пальцах». «Вы бросили камушек в воду, у вас круги побежали, что такое координаты этой волны? Вы должны знать всю функцию, каждый бугорок, который расходится по всему озеру. А в случае фотона — по всей Вселенной…» Автор лучшего вопроса получает подарок — открытку от ЮНЕСКО с открытия Международного года квантовой науки и технологий (Наумов там был!).
«А что умеют квантовые компьютеры сейчас?» Вместо ответа ученый советует подождать: в программе об этом есть целый доклад. Его автор, Мария Кольченко, шесть лет назад занималась в химическом кружке у Александра Петрова, побеждала на всероссийских олимпиадах. Теперь — учится на шестом курсе химфака МГУ и работает химиком-программистом во Всероссийском квантовом центре. Там есть свой квантовый компьютер. «На ноутбук это не сильно похоже, что-то мигает зелеными огнями», — Мария с улыбкой показывает видео. Другой компьютер, на котором они могут работать, находится в ФИАНе. Могут, например, посчитать энергию основного состояния молекулы LiH и посмотреть, как это сходится с реальными данными. Чтобы решать реальные задачи, скажем, по расчёту лекарств, где миллионы атомов, нужны квантовые компьютеры, в которых гораздо больше ячеек памяти — кубитов. Это дело перспективы, будем надеяться, не очень далекой.

Есть фраза, которую цитировал в этот день Андрей Наумов: «Трудно предсказывать, особенно будущее». Ее приписывают Виктору Черномырдину, а реальный автор этих слов — Нильс Бор. Уж он-то знал, что говорил!
Поговорим на китайском
Ксения Герасимова — тоже из Троицка, тоже когда-то училась в «Байтике», хоть и не у Петрова с Крыловым. Её специализация — греческий язык и история Византии, об этом она рассказывала на прошлогодней летней школе, а недавно Герасимова освоила новую профессию — преподавание русского для китайских студентов, которые учатся или собираются учиться в Москве. «Русский как иностранный с китайцами: чашка стоит, время идет, а преподаватель уже лежит и плачет» — назвала она свой доклад.
«У нас в русском языке есть редукция: например, когда произносим слово «молоко», то не задумываемся, что оно пишется через три «о», — поясняет Ксения. — А китайцы как увидели его в учебнике, так и запомнили, и когда слышат его в устной речи, то не могут узнать то самое «молоко» из учебника!»
Мы, впитавшие русский язык с молоком матери, можем посочувствовать тем, кто узнает его с нуля и пытается понять логику всех наших склонений, спряжений, родов, времён… «Антон купил в магазине трех рыбов» — пишет в упражнении один из студентов. «Мы с Клубом идем в вечеринку» — формулирует другой, ему подумалось, что клуб — имя собственное. Еще у Ксении есть коллекция «отмазок» — оправданий, почему ее студенты не пришли на занятия: «У меня рецидив горла», «Я съел что-то холодное, мне очень плохо», «Простите, госпожа учительница, меня не будет». Судя по последнему, нам есть чему поучиться у гостей из Поднебесной…
Как дважды два
Герой одного бородатого анекдота входит в лифт, полный людей, с вопросом: «Вы, конечно, догадываетесь, зачем я вас здесь собрал?» Многообразный спектр дисциплин в одной конференции Александр Петров объединил тоже не просто так. «Мне нравится видеть, как незнакомые люди общаются друг с другом и находят точки соприкосновения, — говорит он. — Тем более что я уже заранее знаю, что они у них есть! И это может им сильно помочь как минимум в профессиональной деятельности. А покопаться в своей конкретной области мы и так успеем. Будь я музыкантом, наверное, сделал бы музыкальный фестиваль. А поскольку я вырос я из науки, то все мои друзья — физики и математики. Я их позвал во многом чтобы самому послушать, чем они занимаются».
Так людям, занимающимся квантовыми компьютерами, может быть интересна деревянная архитектура, а культурологам — допустим, доклад самого Петрова «Плазменная устойчивость в двумерных электронных системах для генерации терагерцового излучения» или его товарища по олимпиадным курсам Ивана Крылова, посвященный апконвертирующим наночастицам для диагностики и терапии опухолей. Для самого же организатора открытием стала лекция Елены Ивановой, основателя и руководителя Творческой лаборатории «Дважды два». На ее выступлении собрались преподаватели — и «Байтика», и троицких школ.

«Цифра «два» у нас появляется только в декабре», — рассказывает педагог. Речь не о «двойке» в журнале, а о том, когда в первом классе дети начинают складывать 1 и 1. Так проявляется важная идея — знания надо давать только тогда, когда ребенок осознает потребность в них. Другие принципы — учить надо отношению к жизни, ответственности, умению задавать вопросы, осознанию своих желаний и целей. Результат: перешедшие из 4-го в 5-й класс дети ведут себя на переменах спокойно и уверенно, тогда как из других параллелей — жмутся к стенкам и не понимают, куда им идти… Но и родителям будет потруднее с ребенком, научившимся задавать на каждом шагу вопрос: «А зачем я это делаю?»
А ещё детей учат критически воспринимать информацию. Есть простой эксперимент — он годится и для малышей, и для взрослых: написать на бумаге фразу, пересказать другому человеку, и дальше по цепочке, главное, чтобы она была достаточно длинной. В одном из экспериментов изначальная фраза звучала так: «Если открыть кран, то потечёт горячая вода». А получилась такая: «В церкви кто-то разжег костер». «Но как?» — чуть ли не хором сказали слушатели. «Дети реагируют точно так же, — замечает педагог. — И эти упражнения учат их относиться к прессингу информации иначе».
* * *
Тут придется сказать «стоп»: пересказ всех докладов дело безнадежное, тем более, что, как считает организатор, самая соль — то, что происходит в паузах, после, между строк.
То совершенно неуловимое, ради чего потом все эти люди придут сюда снова. А в финале конференции двое докладчиков взяли в руки электрогитары, и зазвучали физтех-песни. Сначала «Дубинушка», а потом что-то и вовсе новое, незнакомое…
Владимир Миловидов
Фото автора