
На мой взгляд, названный предмет представляет исключительный исторический интерес: тогда шла эпоха покорения космоса, заря компьютерной эры, еще совсем недавно (в 1953 году) совершили свое открытие Крик и Уотсон, и отсюда проистекал энтузиазм наших биофизиков, особенно Ефима Либермана: вот же она, универсальная машина Тьюринга, воплощенная в как раз «то, что требуется»: прочная молекулярная лента, универсальный биологический носитель информации.
Разговоры (научно говоря, диалоги, а по факту — препирательства) двух уникальных личностей, Михаила Моисеевича Бонгарда 1 и Николая Дмитриевича Нюберга, проистекали у нас на глазах или, по крайней мере, были отдаленно слышны (если двери в кабинет Николая Дмитриевича были прикрыты).
Вряд ли в этих разговорах было что-то очень новое для профи, но они велись среди нас, профанов; нам это было увлекательно, несмотря на внутренний душевный протест. В то время многое было внове, а нашим девизом уже было: «Сетчатка есть часть мозга, выдвинутая на периферию» (читай: «Вот ужо разберемся с этим, тогда увидите!»).
Мое описание будет носить характер подстрочника для сценария кинофильма о «науке, как она есть на самом деле» (вариант «…от первого лица»). Дело в том, что в то время были популярны романы Артура Хейли с краткими названиями («Аэропорт», «Отель»), навевающими нечто зеркальное: «Академия», «Институт», «Лаборатория». Наблюдений и фигурантов, сплошь уникальных, было море — коллеги могут подтвердить. Итак…

Бонгард, безоговорочно — фигура титаническая, и заслуженно. Не буду о его здоровье (победе над туберкулезом) и альпинизме (мастеров спорта СССР по альпинизму зря не давали), и говорю это не впустую. С детства под присмотром деда — отличного педагога; с быстрым умом, отточенным в зубастом школьном юношестве, закаленным в неприятии тотальной идеологической лжи (научного построения коммунизма); тем более человека, прошедшего фронт; из когорты бесчисленных этих, с поражением по пятому пункту. Кончить с отличем физфак МГУ по кафедре колебаний и оказаться без работы (в пресловутом 1952-м, когда многих этих погнали с закрытых проектов). Для знатока колебаний при распределении не нашлось лучшего применения чем на фабрике балалаек в деревне Шихово! (Рядом с ЗБС — нашей Звенигородской биостанцией МГУ). Оттуда бы куда угодно, но нашлось не такое уж и плохое место — Планетарий, где те же безработные, по той же причине. А тут такая «школа танцев»: ты читаешь лекцию, а твой партнер (такой же вострый) тасует твои диапозитивы: «И давай-ка без запинок. Чтобы никто ничего не заметил!» Школа не просто отточенной, а отполированной до блеска мгновеной реакции, ориентации на плацдарме диалога с оппонентом. Мастерством построения спора Бонгард быстро брал инициативу в свои руки, убивая лекторов-пропагандистов на политзанятиях. И не только логикой, а при малейшем затруднении еще и правильно расставленными «капканами»: «Что? Не поняу». (Такая фишка: заставить оппонента повторить — это дает мгновение на маневр). Особенно действует это его «не поняу» на бедняжек биологов, и без того запуганных математикой — наукой неизвестной и необсуждаемой по умолчанию.
«Сколько будет дважды два?!» — величественно вопрошает Бонгард аудиторию бедных биологов.
«Неужели пять? Неужели семь? Что-то должен же значить его вопрос, не зря же он нас спрашивает…» — мечутся бедняжки в панике. «Тут должен быть какой-то скрытый смысл. Не может не быть. Но какой? Да и такого быть не может, чтобы он не понимал, что скрытый смысл нам не под силу!» — трясут хвостиками бедные овечки-биологи, при одной мысли о страшных зубах волка-Мики.
«Четыре!» — провозглашает Михаил Моисеевич, как истинный Моисей.
Все облегченно вздыхают.
Это карикатура, но ничто не обязывает меня золотить икону. Мы помним, с каким облегчением прошел один из наших очаковских семинаров в отсутствии Бонгарда, когда был приглашен Борис Вепринцев из Пущино, с докладом об электрофизиологии нервного волокна. Спокойно, без нажима на хвост и пятки, без затыкания рта лицам с галерки. Эта манера подать себя, лишающая инициативы мысли у адитории, всегда претила мне. (При съемке фильма не забыть подсказать режиссеру, что без этой сцены фильм не пойдет.)
Мгновенная реакция, мгновенный маневр давали Бонгарду чистое преимущество в каждом раунде на открытом ринге. Бонгард это знал — и этим пользовался. Николая Дмитриевича, превыше всего ставившего безупречность построения, эта манера могла буквально вывести из себя, и однажды он ударил рукой по столу, на котором, к сожалению, валялась железная кнопка острием вверх, так что ладонь пришлось мазать йодом.
Елена Михайловна Максимова вспоминает и такой эпизод. Большая группа сотрудников лаборатории в 1964 году отправилась в Ереван на Всесоюзный съезд физиологов — три дня пути в плацкартном вагоне. В одном купе ехала молодежь, в соседнем — старшие, в том числе Нюберг и Бонгард. Был конец октября, с московских рынков возвращались армяне — торговцы фруктами. Первый день пути мы с ними не смешивались. В конце первого дня пути к нам в молодежное купе вбежал взволнованный пожилой армянин со словами: «Ребята, скорей, скорей, сейчас этот ваш старик убьет палкой этого черного, молодого!». Игорь Зенкин пошел посмотреть, что происходит. Вернулся и, смеясь, объясняет: «Не волнуйтесь, это они о работе спорят». Армянин произнес: «И еще говорят, что кавказский народ горячий…» Отношение к нам изменилось, нас зауважали, угощали, звали в гости в Армению.
Для Николая Дмитриевича математика была не просто наукой (средством построения доказательства). Она была его средой обитания, воплощением предельной, безупречной справедливости, где царит полный баланс прав и обязанностей каждого участника в отдельности (самого по себе), а тем более в диалоге. Вы имеете право говорить что угодно, но вы обязаны соблюдать принятые нормы аргументации. Входя в эти чертоги, оставьте всё — свои эполеты, громкий голос, живой вес — и «потрудитесь»: ничто, кроме корректной аргументации, не имеет хождения в этом оазисе безупречной истины. Здесь вы защищены надежнее, чем законом и конституцией. Здесь царит истина, позволяющая смело смотреть в глаза лжи, откуда бы она ни исходила. Математика не как «что-то там пощитать», а как моральная норма, как совесть. Где есть то, за что человек достоин положить голову.
И Николай Дмитриевич предпочитал спокойно обдумать, сформулировать и написать тщательно обдуманное. Обдумывал он каждое слово так тщательно, что потом конечную формулировку порой повторял буквально слово в слово, вызывая у нас улыбку этой, как с пластинки, точностью повторения своих слов. Механической точностью.
* * *
Предметом главного препирательства Бонгарда и Нюберга была сама возможность построения машинного мышления. Скользким пунктом в этой теме была, разумеется, нечеткость понимания каждым по-своему этого предмета. Построить модель (точнее, воспроизвести ту или иную отдельно взятую способность), разумеется, можно.
«Но, — говорил Нюберг, — в машине нет и не может быть ничего сверх того, что заложили в нее инженер и программист. Вы (они) могли заложить что-то незаметно для себя, заодно, попутно с тем, что закладываете намеренно. Проявится это позже, а вам будет казаться, будто машина способна делать что-то самостоятельно. Но это будет не более чем иллюзия, результат невозможности исчерпывающим образом учесть все без исключения свойства вашего собственного построения».
Мне, «натуралисту» (биологу), были по меньшей мере близки эти слова — о неполном описании всякого материального объекта. Это только в математике (для меня) возможны объекты, доступные исчерпывающему описанию — своим определением; всё дальнейшее — результат логических комбинаций того, что содержится в определении. Свойства же материальных объектов всегда есть результат тестирования тем или иным эмпирическим способом, число каковых изначально не ограничено. Другими словами, сколько ни описывай свойства материального объекта, никогда нельзя утверждать, что не найдется еще одного нового, ранее неизвестного — в результате нового «тестирования», в новых условиях. А мыслимо ли заранее предвидеть все варианты новых условий? Такая вот философия наивного натуралиста, из которой следует, что автор машины и вправду никогда не может предвидеть всех свойств и проявлений своего детища. По счастью, я не был участником дискуссии, поэтому так и осталось неизвестным, не было ли тут прорехи.
Словом, позиция Нюберга выглядела убедительной. То есть правильной.
Позиция Бонгарда была не менее убедительной: «Никто не может запретить ученику стать умнее учителя. Если я заложу в машину способность формулировать законы (выявлять причинно-следственные связи) и дам ей доступ к окружающему миру, она приобретет новые для нее знания, которые никак не будут побочным следствием чего-либо, мною неучтенного, заложенного нечаянно».
И вправду. Тоже убедительно.
И они с Михал Сергеичем Смирновым стали учить машину узнаванию поначалу простых арифметических правил, на образцах-примерах из троек чисел на таблицах с тремя колонками чисел (a, b и c); и программу назвали «Угадай закон».
Дело пошло успешно, через несколько лет машина угадывала уже лучше геолога-нефтяника, чем кончится бурение на нефть, но Николай Дмитриевич был непреклонен: «Мышление человека, в своей доступной анализу составляющей, опирается на такой обширный фундамент знаний об окружении и его истории, который немыслимо вложить в машину. Без этого фундамента все версии „машинного мышления“ будут оставаться если не карикатурой на мышление человека, то по меньшей мере лишь куцым его подобием. Попытка же вооружить машину названным выше багажом потребует времени, неотличимого от бесконечности». (Примерно этому посвящена статья Нюберга «О познавательных возможностях моделирования» 2, которую подготовил к печати Михаил Сергеевич Смирнов — уже после кончины Нюберга.)
И тоже ведь убедительно.
Следует признать, что даже для сверх-суперкомпьютеров того времени (до 1970-х годов) слова Нюберга справедливы, потому что их ресурсы ничтожны по сравнению с нынешними. Но сегодня, спустя полвека, багажи знаний, заложенные в суперкомпьютеры, уже мало отличимы от требований Нюберга. Так что же? Значит ли это, что нынешние версии ИИ соответствуют желанным Бонгарду машинным моделям мышления? Можно уверенно сказать лишь, что будь он жив и продолжал бы работать, то был бы не только свидетелем огромных успехов других и подвижек в этой области, он и сам бы менял собственные представления и цели.
За 60 лет технологии продвинулись поистине немыслимо. Многое, тогда действительно немыслимое, стало возможным; но нам интересны те люди в ту эпоху, а не наши нынешние оценки тогдашних представлений.
Из заметок о «школе Нюберга»

Переход лаборатории Нюберга из Института биофизики АН СССР в Институт проблем передачи информации в 1963 году был для ИППИ, быть может, заметным, но всё же не выдающимся событием: появилась еще одна лаборатория, восьмая по счету и первая «биологическая», ничем раньше не известная для коллектива института; по счастью, со своим сложившимся научным профилем — похоже, не вызывающим забот о подтягивании ее академического уровня; со своим собственным помещением и оборудованием — значит, не осложняющая и без того непростого положения ИППИ с рабочими площадями… Разве что беспартийность заведующего, да и отсутствие членов партии в коллективе… Даже с пятым пунктом всё терпимо…
Для коллектива же лаборатории «законный» перевод из одного академического института в другой явился почти немыслимо благополучным исходом драматической ситуации, грозившей полным распадом небольшого, своеобразного, на редкость слаженного, «на подъеме», научного коллектива. Ситуация заключалась в необходимости физического переселения из Москвы в Пущино-на-Оке, куда в 1962 году начал переезжать Институт биофизики, новое здание для которого уже вводилось в эксплуатацию. Никто из сотрудников лаборатории биофизики зрения (как тогда она называлась) переезжать из Москвы не намеревался. Поиски вариантов были малообнадеживающими; обсуждался даже Зеленоград с его явно прикладной (чтобы не сказать оборонной) общей ориентацией… (Этот вариант был опосредован уже сложившимся контактом Бонгарда с миром компьютерщиков, отчасти же участием в судьбе лаборатории со стороны Монина — капитана первого ранга из Отдела науки ЦК, впоследствии директора Института океанологии АН СССР и академика — в годы, когда Хрущёв, впечатленный компактностью американского персонального компьютера, дал команду вложиться в вычислительные технологии.)
…Насколько известно, помощь пришла благодаря обращению Нюберга к Колмогорову, с которым они были знакомы со времен обучения в гимназии Е. А. Репман. Очевидно, именно Андрею Николаевичу Колмогорову мы обязаны тем, что заведующий «терпящей бедствие» лабораторией, профессор Николай Дмитриевич Нюберг был принят директором ИППИ Александром Александровичем Харкевичем. Не уверен, был ли их разговор при первой встрече тем, о котором пишет с своих воспоминаниях о Харкевиче Ю. Л. Сагалович, и был ли он вообще единственным между ними; но тот факт, что Харкевич фактически сразу согласился взять лабораторию в свой институт целиком (без персонального знакомства с каждым на предмет возможного выборочного перевода, как это предполагал разговор с А. А. Ляпуновым — который, правда, и не располагал ресурсами директора института) заслуживает нашего интереса.
Трудно представить себе, чтобы подобный шаг А. А. Харкевича был просто откликом на просьбу А. Н. Колмогорова как на «поручение». Нет сомнений, что это было прежде всего результатом ясного понимания Александром Александровичем того, с кем он имеет дело и с чем тот к нему пришел. Понимания того, насколько ему самому близка и понятна тематика лаборатории Нюберга, каков уровень работ и каков риск лишних забот.
Насколько я представляю себе Александра Александровича Харкевича, с которым мне не довелось даже видеться, и насколько прекрасно знаю Николая Дмитриевича Нюберга, их первой же встречи было достаточно для полного взаимопонимания, полного и обоюдного, что называется «с полуслова».
* * *
Термин «школа Нюберга», совершенно естественно, подразумевает так называемую научную школу. Представление о научной школе многообразно. Обычно речь идет о выдающемся ученом, основоположнике нового научного направления, со множеством публикаций, многими учениками и последователями, со своей кафедрой, институтом и журналом. Была ли такая школа у великих — у Галилея, Декарта, Ньютона? Конечно, нет; но они были великими учителями для многих, и эти многие в некотором смысле приняли их школу. Николай Дмитриевич не принадлежит ни к величайшим и всемирно известным, ни к числу имевших многочисленных учеников. К тому же некоторым современным великим свойственно то, что собственно и называется величием и что никак не вяжется с обликом Н. Д. Это был один из редких в своем роде людей, гармонично сочетавшим в себе безупречного ученого-математика, настоящего знатока изобразительного искусства, прекрасного знатока истории, замечательного рассказчика и доброжелательного, глубоко демократичного руководителя.
Трудно удержаться от внимания к самому этому сочетанию, к взаимному влиянию таких, на первый взгляд, совершенно разных «начал», как математика и демократизм, которые «сочетались» в Н. Д. в буквальном смысле слова. Совершенно чуждый командно-распорядительного стиля общения, Н. Д. был безоговорочно старшим в кругу коллег. При этом непререкаемость его авторитета как старшего была так же замечательно демократична, как демократична была в его руках и устах сама математика: доказательность рассуждения как высшая ценность науки вообще делала в его устах математику инструментом предельно демократичного взаимодействия (порой словесного турнира) как социального события. Непререкаемая доказательность математического построения, уравнивающая в правах его участников (или слушателей и лектора), — вот главная связующая этих начал, делающая для Николая Дмитриевича математику миром, где царят порядок и равенство (как высшие «общечеловеческие ценности», говоря теперешним газетным жаргоном). Доказательность, в которой нет места необсуждаемости и неприкасаемости чего бы то ни было, каких бы то ни было высказываний и деклараций, кому бы они ни принадлежали. Сегодня это не так актуально в плане «внутренней политики»: лица старшего поколения поотвыкли, а младшему поколению трудно представить, насколько несовместимыми могут быть идеологические догматы единолично правящей партии с одной стороны и науки — с другой; но в ту эпоху эта разница была на поверхности, была элементом повседневности. Одним из замечательных обобщений Николая Дмитриевича на эту тему, современным эпохе, было следующее: «Квалификации „суждение“ заслуживает только высказывание, которое допускает аттестацию „ложно“ либо „истинно“. Так, высказывание „Вперед, к победе коммунизма!“ не является суждением, в отличие от высказывания „Уже нынешнее поколение будет жить при коммунизме!“».
Трудно избавиться от впечатления, что не только сама математика, но и история ее рождения, ее начального расцвета в эпоху античных демократий служили Николаю Дмитриевичу, по характеру предельно демократичному, внутренней надежной опорой для всего вообще, всего в целом: для дружественного, открытого отношения к людям; для необсуждаемой доказательности и справедливости науки; для общего оптимизма, выраженного в присущей ему улыбке и готовности к шутке. Математика, где царит порядок, порядочность, чистоплотный баланс прав и обязаностей, безоговорочный примат истины. Среда, которая не только позволяет, но адекватно этому обязывает. В речи Н. Д. совершенно уместными были слова «потрудитесь» и «соблаговолите». Школа Нюберга была заодно школой отвечать, нести ответственность за свои слова. Среди прочего — нести ответственность не только за свои высказывания, но и за логические следствия из сказанного — что, вообще говоря, не сразу понимается как достаточно обоснованное требование.
Результат, как правило, был не только изящен своей строгостью, но и красочен (тоже в буквальном смысле слова), поскольку предметом обсуждения обычно были цвет, окраска, краски, живопись, культура, Возрождение, Леонардо, Гельмгольц, Грассман и так далее.
Здесь стóит отвлечься на обсуждение уместного в этом случае термина эрудиция. Независимо от того, как она толкуется в энциклопедиях, не следует путать эрудицию с тем, что называют энциклопедическим уровнем познаний, начитанностью. Эрудиция — это не уровень полноты сведений, а способ мышления: это не энциклопедия во всей полноте ее статей, а энциклопедия в ее живом использовании, как в «Википедии», когда все сноски тут же активируются и побочные темы привлекаются к работе мысли. Это вовсе не та «энциклопедическая осведомленность», что нужна для успеха в решении кроссвордов и в системе тестирования, когда достаточно знать прямой ответ на любой вопрос, но не требуется знать ни причин, ни следствий, ни сопутствующих обстоятельств предмета. Знания, мысль, как правило, имеют структуру сети, представляют собой World Wide Web, наподобие гипертекста, со ссылками и адресацией ко многому попутно нужному для дела. Эрудиция — это когда всё это приходит на ум без напряжения; это не сумма знаний-сведений, а склад ума, способ пользоваться знаниями, когда всё нужное откликается, складываясь в целостную картину. Люди с таким складом ума понимают друг друга с полуслова, не затрудняясь, когда разговор «перескакивает» с одной темы на другую.
Мне представляется, что такими были оба главных персонажа моего очерка — Нюберг и Бонгард.
Из набросков к очерку «Мой Бонгард»
Движимый непреклонным стремлением понять, как работает мозг (как организованы интеллект и мышление), Бонгард с достойной изумления проницательностью изначально понимал первостепенное значение узнавания как базового, всепроникающего начала в построении сложных процедур, из которых всё это сложено. Совершенно логично, что его (увы, единственная) книга называется «Проблемы узнавания». Нельзя исключить, что значимость его прозрения, по важности подобного овладению огнем, остается неосознанной нами, подобно тому, как не вспоминает Прометея всякий, кто чиркает спичкой или пользуется зажигалкой.
Остается недопонятой, недооцененной тотально-глобальная значимость «узнавания», его места в так называемом мышлении (включающем соображение животного). В прессе узнавание низвели до распознавания — процедуры пассивной, как условный рефлекс. На деле же суть его в способности видеть общность в разном (как историки видят общность между событиями 1812-го, 1941-го и 2022-го). Для меня — как разница между энциклопедизмом при решении задач с кроссвордами и упомянутой эрудицией.
* * *
Бонгард рос в 1930-е, когда на каждом шагу школьника (особенно в Дворце пионеров) ждал доступ к собственным открытиям, заодно с освоением того или иного мастерства собственными руками. Тот же Миша Смирнов мальчишкой освоил изготовление линз (для своими руками — телескопа, для своей головой — астрономии).
Исходно Мика многое мыслил в терминах элементной базы «радиотехники» (лампы-резисторы-емкости-резонаторы), точнее, в терминах жестких алгоритмов поведения сложных схем, собранных из оных — образца надежно детерминированных, логически предсказуемых материальных объектов. Отсюда обычное для него суждение: «Хочешь сказать, что понимаешь, — сделай схему». Буквально как для учителя математики эквивалентны доказательства «в буквах» и в чертеже (для квадрата суммы двух величин), так для Бонгарда — словесное доказательство мысли, и воплощенное в схему.
* * *
Бонгард начал со зрения и зрительного восприятия в значительной мере потому, что на этом участке естественных событий сам начальный пункт — внешний стимул — доступен полному, исчерпывающе корректному описанию с предельной внятностью и любой нужной точностью, присущей как физической оптике (от Ньютона и других классиков линейной оптики), так и биофизике (точнее, основам психофизики) зрения, заложенной основоположником всей биофизики великим Гельмгольцем, во втором томе его «Основ физиологической оптики». Психофизиология восприятия поверхностных цветов (окраски) несамосветящихся предметов, в переменных (по спектральному составу) условиях освещения, а также при разбеливании вуалью туманов или дымки; стереосинтез пространственно организованной сцены (со всеми его компонентами); примеры иллюзий в обоих этих разделах, как результат непреложно действующих процедур/алгоритмов из базового арсенала сложнейшей кухни восприятия окружения — вот что служило Бонгарду той стартовой площадкой, когда он приступил к собственной программе — анализу того, из чего складывается «познание». Достойно внимания четкое различие, которое сам Гельмгольц проводил между суждениями (субъективным восприятием, т. е. непроизвольной интерпретацией испытуемым простого объекта либо сложной сцены, которые предъявляются ему для рассматривания) и произвольным логическим рассуждением — сознательной оценкой своего восприятия. Всё это, вместе с миром иллюзий, принадлежит к числу жестко работающих алгоритмов из арсенала базовых, недоступных осознанному управлению процедур, служащих фундаментом зрения и интеллекта. Как это всё устроено? Какова элементная база? Каковы свойства нейронов сетчатки — «части мозга, выдвинутой на периферию»? Как из этого складывается феноменология целого, доступного как собственному субъективному наблюдению экспериментатора, так и объективному анализу в опытах с испытуемыми? Вот что двигало интересом Бонгарда к нейрофизиологии сетчатки и что выразилось в привлечении, по его инициативе, тогда еще начинающего нейрофизиолога Алексея Бызова в лабораторию Н. Д. Нюберга. Именно по инициативе Бонгарда Бызовым был выполнен послойный анализ электроретинограммы — сложной суперпозиции отдельных компонентов, генерируемых послойно различными структурами сетчатки (лягушки). Это было значимым шагом в программе изучения элементной базы сложной системы, с оптимистической перспективой понимания того, как из деталей складывается целое. По сути, это было прямым продолжением подхода И. М. Сеченова: «Оставим разговоры о душе; попробуем разобраться, как работает живой мозг». (Насколько изначально ошибочен был упомянутый лозунг, уповавший на продуктивность познания сетчатки для понимания работы мозга, тогда не очень задумывались.)
Случай, давший Бонгарду доступ к моделированию на универсальных ЭВМ, круто поменял его интерес — от свойств разных типов нейронов к принципам построения алгоритмов, лежащих в основе построения обобщений, от выработки простейших «условных рефлексов» до всеобщих законов физики. Узнавание общности разных, но похожих предметов, сцен, ситуаций — вот что лежит в основе интеллекта.
Начав с компьютерного моделирования узнавания простых математических правил, по которым строились материалы для «обучения» программ, достаточно подготовленных к этому, Бонгард со своими сподвижниками Ш. Губерманом и В. Максимовым быстро достиг результатов, имеющих прикладную ценность, в частности, в машинном прогнозировании нефтеносности регионов геологической разведки. Как и прикладная ценность компьютерной диагностики в медицине, практическая значимость этого направления, доступная оценке в долларах, заслуживает профессиональной оценки; но она частично отвлекала Бонгарда от собственной генеральной линии и конечной цели — познания природы интеллекта.
Замечательно, что возвращение к этой цели вынудило его обратиться к неожиданной (для «математика») теме — организации целостного поведения организма в окружающей среде. Мне, биологу, эта тема близка изначально, поэтому компьютерные упражнения коллег были мне как жевание сухарей всухомятку (несмотря на восторг, испытанный при знакомстве с азами программирования на «Бейсике»). Зрение, зрительное восприятие, восприятие вообще — всё это в живом ради потребностей целого. Его ресурсы контроля внешних событий (сенсорика) и управления собственными действиями (моторика) подчинены аппарату целеподчиненной, целенаправленной активности. Чистая сенсорика сама по себе не дает ответов на вопросы, касающиеся природы интеллекта.
* * *
Трагическая гибель Бонгарда, мастера спорта СССР по альпинизму, в экспедиции 1971 года на Памире, привела к распаду его бригады единомышленников, а цепь исторических катаклизмов с СССР доконала целенаправленное коллективное движение в направлении, заданном его основоположником. На отдельных участках это продвижение продолжалось; так, значительные успехи были достигнуты Губерманом и Максимовым в компьютерном узнавании сути в изображениях сложных сцен: ландшафта и его деталей, деревьев, зданий и т. д. Это направление работ было большим достижением в совершенствовании интеллектуальных программ, ценных для робототехники, для одушевления популярных ныне дронов, которых ждут широкие перспективы инвестиций и применение в грядущих войнах; однако это следует отнести к сфере инженерных достижений, а не к области познания естественного интеллекта.
Вряд ли есть основания сомневаться, куда неизбежно привело бы Бонгарда развитие его проекта. Сегодня, спустя полвека после его основополагающих достижений, несмотря на огромный прогресс в быстродействии, ресурсах памяти и совершенству средств поиска данных в океанах научных знаний (доступных сегодня каждому компьютеру посредством немыслимого в то время Интернета) до сих пор не слышно ни об одном открытии, сделанном самим железом, без участия живого интеллекта.
По ключевому слову нужный материал находит, с языка на язык переводит, картинки почти понимает, все знания в его распоряжении; даже на поставленные вопросы дает правильные ответы, да и вообще способен к обучению, может успешно сдать вступительные экзамены в американский университет, способен поддержать беседу с одиноким пенсионером… Чего же недостает железу? Чем таким мы отличаемся? С чем связано наше преимущество?.. Может быть, это — язык?..
Олег Орлов, ст. науч. сотр. лаборатории обработки сенсорной информации ИППИ РАН
Фото предоставлено автором
1 См. также trv-science.ru/tag/mihail-bongard/
2 Нюберг Н. Д. О познавательных возможностях моделирования // Математическое моделирование жизненных процессов. — М.: Мысль, 1968.
Про лабораторию зрения ИППИ в 1960–1970 годы и Михаила Моисеевича Бонгарда
На фамилию «Нюберг» Матнет (обычно дающий даже релевантное и даже отдалённо) бьёт «ничего не найдено».
Л.К.
Мой скромный вывод: либо топ-секрет, либо, и скорее, буря в стакане воды.
Мнение господина зоолога, мне, профессиональному математику, в данном случае кажется вторичным. Уж извините, пожалуйста, и не обессудьте.
К.
Машинное Монте-Карло моделирование (лучше симуляция — МКС) сейчас очень в тренде. Взять БАК, все эти огромные 5-этажные эксперименты тщательно по частично симулировались.
Почему?
Во-первых, очень оптимизирует затраты на дорогостоящий эксперимент, а денег всегда мало. Во-вторых, позволяет тщательно учесть фоновые процессы.
Ну и вообще много приложений. Скажем, прохождение излучения через весьма точный (мм и лучше) человеческий фантом для планирования лечения онкологии и других заболеваний.
Конечно качество МКС весьма зависит от физических и математических моделей, заложенных в программу.
Я не писал, если Вы ещё раз взглянете, что, дескать, якобы машинное моделирование неперспективно и проч., это было бы ошибочным в связи с хотя бы успехами томографии последних лет.
Я писал, что господин Нюберг был не математиком (судя по контексту — биофизиком), и что автор статьи биолог господин Орлов сильно ошибается, приписывая Нюбергу либо вовсе несуществующие, либо сильно засекреченные математические заслуги.
Тогда в те годы многие (из мне известных А.Н. Колмогоров, А.С. Кронрод) интересовались машинами, программированием, в частности, имитацией. В немалой степени было обусловлено успехом британской сверхсекретной программой «Ультра» (частично расшифрована лишь к 1978 году) по взлому электромеханического немецкого шифратора «Энигма» и его модификаций (был скрещён даже с телетайпом, и выдающийся математик Уильям Томас Татт вкупе с ортодоксальным дешифровщиком Тилтманом, они взломали эту секретную машину для связи Гитлера с высшим армейским командованием). Были созданы спецгруппы на мехмате, алгебру читал упоминаемый здесь не по-доброму И.Р. Шафаревич, одним из студентов такой спецгруппы был впоследствии декан мехмата А.И. Кострикин, алгебраист, членкор и так же злобный черносотенец (антисемит то бишь).
Л.К.
Так что знание господином Орловым истории вопроса в целом оставляет желать, и много, лучшего.
Имхо.
К.
Научные достижения ИМХО слабо коррелируют с политическими взглядами. Если вообще ;)
Ну, не нада, право, «впадения Волги в Каспийское море».
Имена Фалена (Валена), Бибербаха и сгинувшего на Восточном фронте Тайхмюллера (туда ему и дорога была!) — у всех математиков, что называется, на слуху.
Физики могут добавить кроме «канонических» (антисемитов) Ленарда и Штарка — также околонобелиата, ближайшего к Борну и его соавтора Паскуаля Йордана (йордановы алгебры), убеждённого нациста и, стало быть, мерзавца.
Можно число трюизмов антисемитчины увеличить за счёт ея, антисемитчины, «отечественных производителей», но эт Вы уж сами сообразите, надеюсь. За примерами — недалеко (бегать).
Л.К.
Ваше утверждение понравилось ИИ, — и мне тоже.
Я: Оцени по 5-балльной шкале правдоподобность утверждения: «Научные достижения ученого слабо коррелируют с его политическими взглядами» и дай краткую сводку статистических данных, подтверждающих твою оценку.
Me: Rate on a 5-point scale the plausibility of the statement: «A scientist’s scientific achievements weakly correlate with his political views» and provide a brief summary of statistical data confirming your assessment.
GPT4: По 5-балльной шкале я бы оценил правдоподобность этого утверждения как **4 (Вероятно)**. Вот обоснование:
### Резюме доказательств:
1. **Исторические и социологические исследования**
Исследования в области социологии науки, такие как работы Роберта К. Мертона, показывают, что научные достижения в первую очередь определяются техническими навыками, креативностью и институциональной поддержкой учёного, а не его политическими взглядами. Хотя политический контекст может влиять на направление или фокус исследований, он не сильно коррелирует с индивидуальной продуктивностью или значительными открытиями.
2. **Библиометрический анализ**
Количественные исследования (например, анализ цитируемости или объём публикаций) редко показывают значимые статистические различия, связанные с политической ориентацией. Например, исследование учёных в США, проведённое Гроссом и Симмонсом (2007), выявило широкий спектр политических взглядов в разных дисциплинах, но не обнаружило существенной корреляции с результатами научной работы.
3. **Анализ исторических примеров**
Существуют примеры учёных с крайними политическими взглядами (например, пацифизм Эйнштейна, участие Гейзенберга в проектах нацистской эпохи), которые достигали высоких научных результатов. Это говорит о том, что политические взгляды могут влиять на контекст, но не на компетентность.
4. **Потенциальные искажающие факторы**
В некоторых случаях политические взгляды могут косвенно влиять на достижения, определяя доступ к возможностям или финансированию (например, в политически напряжённые периоды, такие как маккартизм в США). Однако это влияние носит контекстуальный характер и не является универсальным правилом.
Хотя могут быть незначительные или ситуативные корреляции из-за внешних факторов или институциональных предвзятостей, внутренняя связь между научными достижениями и политическими взглядами слаба, что подтверждает оценку «4».
Похоже, Вы составляете реплики при помощи Чата Гопоты. Причём, не указывая на / не фиксируя это.
Вот пусть нейросетка и читает (простите), Ваши «простыни».
Извините (ещё раз), я не в силах эту «автоматику» даже читать, не то, что переваривать и осмысливать.
Л.К.
Сэр, не огорчайтесь.
В конце любого общения с GPT-4o появляется оптимистичное человеколюбивое сообщение:
ChatGPT может допускать ошибки. Рекомендуем проверять важную информацию.
Спасибо за подтверждение моего скромного предположения. И математик-пенсионер, и отмеченный им «чат-гопота» дружно отметили ряд выдающихся ученых с совершенно противоположными политическими взглядами. ;)
Господин аноним физик res!
Спешу указать Вам, что, в отличие от Вас, я не скрываю здесь на этом портале ни своей фамилии, ни своего имени.
В связи с контекстом Вашей последней реплики, спешу, так же отметить, что в ней допущено по отношению ко мне откровенное ничем не мотивированное трамвайное, а не «физическое» хамство. Вы, судя по всему, несмотря на года и раннюю докторскую диссертацию, успешно Вами (в отличие от меня, столкнувшегося и напрямую с советским государственным антисемитизмом в математике) защищённую, в связи с полученной тем самыи от государства пожизненной рентой в виде «выплат по степени», Вы не спешите на пенсион, что отрадно. И экономит госсредства. Но не спешите попрекать вынужденным пенсионом других, ибо это просто нечестно.
В свете написанного, так считаю и в этом уверен.
Л.К., безо всякого к Вам уважения, старый математик.
В середине 90х в нашем иституте арендовала помещения некая компьютерная фирма. На какое-то время (год или два) этих программистов устроли в качестве сотрудников в иститут и сформировали из них пару лабораторий, вероятно не без выгоды для дирекции. В то время деньги выплачивали в кассе по общей ведомости. Помню как громко возмущался один академик, что какие-то юнцы даже без в/о получают зарплату больше него. Много воды утекло с тех пор, а вилка между доходами рядового академика и рядового программиста осталась прежней.
Это я к тому, что не стоит жалеть об утраченной «пожизненной ренте». Где-то что-то платили за степень, но совершенно ничтожные деньги.
Ну, канешнаа.
Когда у Вас есть первичный пропуск на преподавание и разумную работу в теорматематике.
А у меня при более, чем 60 печатных работах + монографии его, этого пропуска в мои 70+ как не было, так по сю пору и нет.
Зачем, право, сожалеть?! (ритор вопр)
Л.К.
Судя по количеству Вам не сильно мешали писать статьи. Вам за них не платили? Мне теперь тоже за статьи не платят.
Пару раз (УМН; в Заметках заиграли).
Несопоставимо с трудозатратами и явной проделанной
квалифицированной работой.
Уверен в этом.
Л.К.
Монография за мой (точнее, родительский счёт, слава Богу, что вообще смог издать).
К.
Эта рента скрыта в возможности занимать определенные позиции. Например, ГНС это практически всегда доктор, и намного чаще доктор-профессор и выше.
https://www.mk.ru/social/2024/12/29/imperiya-kotoruyu-my-poteryali-mitropolit-tikhon-nashel-prichiny-ee-krusheniya.html
Без комментариев.
Л.К.
Если вас вынудили уйти на пенсию, то я искренне извиняюсь. Просто вы несколько раз себя так назвали, вот меня черт и попутал. С другой стороны, «чат-гопота» тоже, согласитесь, режет слух. Во всяком случае на этом форуме.
Извинения Ваши предварительно с оговоркой, что таковое повториться не должно, мною приняты.
Название Чат Гопоты или Аццкая Программуллина, предложенное русско — американским биологом проф. Барановой Анной Вячеславовной, считаю вполне себе удачным и буду употреблять и впредь.
В моих текстах Вы смело можете себе позволить пропуски (этого и всего иного), заранее не смею возражать.
Но остаюсь при прежнем мнении к терминологии, а не к личности, заметьте!
Л.К.
Ошибается GPT, особенно по отношению к библиометрическим показателям, ибо основывается только на американском материале, где разница в политических взглядах между приверженцами двух основных партий была до недавнего времени столь же ничтожна как между болельщиками спартака и зенита.
Разница между научными результатами россиян с разными взглядами огромна. «Либералы — космополиты» в 90х массово свалили на запад, освоили современные методы и влились в мейнстрим (в математике даже сильно повлияли на мейнстрим). «Патриоты» остались в России, печатались в вестниках, сражались друг с другом за места в РАН и гранты РФФИ. Оценить «научный вклад» затруднительно, но средние наукометрические показатели отличаются раз в десять минимум.
Ну, это только в смысле наукометрии. В остальном «патриоты» вполне на уровне, хотя в силу определенных ограничений больше в прикладных областях. Таки они нам и нужны сейчас …
Конечно Кострикин был учеником Шафаревича, но среди учеников Шафаревича были и другие не менее известные математики Самуил Берман, Борис Мойшезон, Евгений Голод и Юрий Манин.
И что с того? У кого-то лучшие друзья — евреи, а сам он есть злобный антисемит, отмазывающийся друзьями (здесь — прямыми учениками).
Насколько мне известно, из перечисленных Вами чуть выше лишь Кострикин был слушателем одной из спецгрупп (остальных Бог миловал), о Кострикине сам И.Р. Шафаревич написал — об их первом контакте, задачах из окуневского перевода Ван дер Вардена и т.д.
Впоследствии Новиков С.П. в посмертной довольно грязной, имхо, кляузе (кстати, спасибо, «страна должна знать» согласно Солженицыну и его персонажу Руське Доронину! — Л.К.), впоследстви отношение к Кострикину сильно (про-)охладилось, и речь даже шла о шантаже со стороны «ученика», тогдашнего декана мехмата и членкора АН. Впрочем, не знаю, из этих «висщих сфэр» часто поступают зашумлённые и ложные сигналы (и то, и другое — сугубо по Вашей части, не по моей).
Но антисемитчины хватает и там, и с избытком.
Имхо.
Л.К.
Вот ссылки на его список литературы:
http://iitp.ru/ru/about/nuberg
«Каждый охотник желает знать…», и.т.д. по первым буквам слов «запоминалочки».
И где в списке работ покойного господина Нюберга относящиеся к математике, на каких оне позициях в этом списке? Буду искренне рад, ежели укажете.
Заранее в этом Вам признательный
Л.К.
Вот ещё до кучи попытка «машинного мышления», правда, более поздняя от создателе известной системы компьютерной алгебры Стивена Вольфрама:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/A_New_Kind_of_Science
Л.К.
Вот тоже любопытное мнение высококультурного бизнесмена, призывающего максимально, — изо всех сил и средств, — вкладываться в развитие ИИ.
Можно сказать, страстный яркий манифест типа «Призрак бродит по планете — призрак ИИ-изма».
Мне понравился, — полностью в русле принципа максимальной геохимической деятельности.
Марк Андрессен. Почему ИИ спасет мир (2023)
https://a16z.com/ai-will-save-the-world/
ОГЛАВЛЕНИЕ
— ИИ может сделать все, что нам дорого, лучше
— Почему паника?
— Баптисты и контрабандисты ИИ
— Риск ИИ №1: убьёт ли ИИ нас всех?
— Риск ИИ №2: разрушит ли ИИ наше общество?
— Риск ИИ №3: отнимет ли ИИ все наши рабочие места?
— Риск ИИ №4. Приведет ли ИИ к усугубляющему неравенству?
— Риск ИИ №5: приведет ли ИИ к тому, что плохие люди будут совершать плохие поступки?
— Реальный риск отказа от внедрения ИИ
— Что делать?
— Легенды и герои.
«По методичке», нет?:
https://t.me/naukauniver/7445
Л.К.
Был такой генералец, написал при Сталине что-то вроде «50 лет в струю».
Боевые шутили, что, дескать, 50 лет в строю, и ни часа — в бою.
К.
Воюют по-разному, — стратегия кровопролитных боев ведет, как правило, к пирровой победе. ))
И ещё: продержатся и быть полезным 50 лет в строю — это дано очень немногим.
Я понимаю, почему некоторые любят приспособленцев ко всем режимам типа бывшего гр. Игнатьева.
В тёмную сталинщину многим было привито чисто лагерное типа:»Умри ты сегодня, ,,,!»
Но нормой подобное сверхприспособленчество считать отказываюсь, не берусь это или стремление к такому именно — считать какой-либо нормой.Извините.
Л.К.
Ссылка не срабатывает.
Л.К.
Ссылка не работает, — поэтому вставляю её еще раз.
https://a16z.com/ai-will-save-the-world/
Если опять не сработает, предлагаю скопировать её, вставить в командную строку или строку поиска вашего браузера и нажать клавишу «Enter».
Или выделить её и в контекстном меню кликнуть по пункту «Перейти по адресу https://a16z.com/ai-will-save-the-world/»
Или в вашем браузере задать поиск по фразе » Marc Andreessen. Why AI Will Save the World «
Жутко заумная и тупая рекламная писуля (для доверчивых «америкософф» типо), хороши лишь ссылки, на них вся надежда венчурного «дебилоида», творца ИИ -таблоида.
Согласно А.Эйнштейну, пусть ИИ это и прочие подобные «творямсы» и читает.
Л.К.
«…заумная и тупая…» — красивое сочетание, — выглядит как «умный дурак».
На тему заумного кто-то из матфизиков заметил: в детстве мне прошлось вникать в Талмуд, — после него, — в студенчестве, — квантовая механика показалась мне детским развлекательным чтивом.))
По мне, манифест Марка Андрессена неплох, но по масштабности видения образов эволюции ИИ уступает изумительной саге Ханса Альвена «Сказка о большом компьютере».
Не выглядит как «умный дурак».
Ибо «заУмь» , где ударение первоначально было на второй гласной, есть термин, изобретённый поэтом-футуристом Кручёных.
Для вполне себе заУмных, но не умных рассуждансов.
Кто из матфизиков вникал в Талмуд — многие этнические евреи и иудеи по вероисповеданию занимались к тому же (в работе / на досуге) матфизикой, это вряд ли можно разумно установить. Ибо воспоминаний написано тьмы, как русскими евреями, так и псевдоучёными антисемитами. И тех, и других хватало через край, в том числе в ранге «воспоминателей».
Имхо.
Л.К.
Ваш стиль неподражаем. Я давно не видел такой концентрации «писуль», «америкософф», «венчурных дебилоидов», «ИИ-таблоидов» и прочих «творямсов».
Я понял, что Вам не нравится. А при чем тут А.Эйнштейн?
Покойного А.Э. привели в середине 30-х годов (во время его «кругосветки»? не помню!) в автоматизированную типографию в Рио де Жанейро.
После обхода спросили типа, ну как Вам и пр., на что А.Э. ответил, что, дескать, не хватает лишь автомата, чтобы всё это (всю эту муристику! -Л.К.) читать.
Вошло в анналы (автоматики и кибернетики).
Л.К.
Он, по его же словам, «заслужил право ошибаться».
Сильно (было) сказано.
Имхо.
И не только это, и не столько.
Не Логунофф, чай. Из другой оперы.
Л.К.
Спасибо, не знал.
Похоже, по мнению ИИ, эпизод с «покойным» А.Э. в Рио-де-Жанейро — исторический анекдот, — легенда. ))
Я: Представь себя биографом Альберта Эйнштейна и выскажись относительно правдоподобности эпизода из его жизни, о котором сообщает Леонид Коганов.
GPT-4: Как биограф Альберта Эйнштейна, я бы сказал, что вполне вероятно, что Эйнштейн действительно сделал такое замечание. Известный своим остроумием, проницательными наблюдениями и часто игривыми комментариями, Эйнштейн не стеснялся высказывать проницательные мнения о технологиях, человеческой природе и будущем научного прогресса.
Хотя я не могу найти прямую ссылку на этот конкретный момент в исторических записях, контекст вполне логичен. В 1930-х годах начинали развиваться первые шаги в автоматизации печатных процессов, и Эйнштейн, будучи осведомлённым о таких технологиях, как телеграф, радио и ранние компьютеры, вероятно, осознавал потенциал машин, которые могли бы взять на себя не только физическую работу, но и интеллектуальные задачи.
Его замечание о том, что не хватает автоматической машины, чтобы читать всю эту «муристику» (что, судя по контексту, означает поток печатной продукции, возможно, включая бессмысленный или несущественный контент), можно интерпретировать как критику обрушившегося потока информации, а также как игривое замечание о пересечении человеческого интеллекта и механического труда.
Остаётся процитировать быль или легенду — всё равно.
Вместо чисто ИИ-шнаго словеснаго , простите, поносу.
Л.К.
Вот отклик ИИ, — по мне, вполне толерантный.
Я: Кратко прокомментируй ответ Леонида Коганова на твое мнение о правдоподобности эпизода с «покойным» А.Э. в Рио-де-Жанейро. Ответ Леонида Коганова находится по ссылке
https://www.trv-science.ru/2024/12/dialogi-bongarda-i-nyuberga-o-postroenii-mashinnogo-myshleniya/comment-page-1/#comment-1241023
GPT-4: На данный момент у меня нет возможности получить доступ к внешним ссылкам, включая ту, которую вы предоставили. Однако если вы поделитесь содержанием ответа Леонида Коганова, я с радостью прокомментирую его!
Я: Вот содержание ответа Леонида Коганова: «Остаётся процитировать быль или легенду — всё равно. Вместо чисто ИИ-шнаго словеснаго , простите, поносу. Л.К.»
GPT-4: Ответ Леонида Коганова, по-видимому, выражает некоторое недовольство или иронию по поводу подхода к обсуждаемому эпизоду. Фраза «Остаётся процитировать быль или легенду — всё равно» предполагает, что для него важность точности или документированности этой истории не столь велика, и он, возможно, скептически относится к попытке исследовать её правдоподобие.
Комментируя «чисто ИИ-шный словесный понос», Л.К. вероятно, указывает на свою критику аналитического подхода, который кажется ему чрезмерным или излишне академичным. Он мог бы считать, что такие обсуждения становятся пустыми и отдалёнными от реальности, в отличие от мифов или легенд, которые, по его мнению, не требуют доказательств, но могут быть более живыми и значимыми в культурном контексте.
Если бы я комментировал это, я бы отметил, что такие высказывания могут отражать разные подходы к истине и её интерпретации: для Коганова важна не столько фактологическая точность, сколько культурная или символическая ценность эпизодов.
Простите, читать мнение ИИ — отказываюсь.
Л.К.
Ибо мнения у сетевого железа просто по определению быть не может: лишь, повторяю, словесный железный понос.
Имхо.
К.
ИИ и мы, а рядом с нами те и эти, — похоже, все мы нейросети, но разные. ))
Не хочу дружить с ИИ
По определению.
Проживу и без него
По своёму мнению.
Припев
Ух ты, ах ты, —
Все мы космонавты!
Знаете, всё же научно-популярный сайт, хоть и может грешить скрытой и даже откровенной рекламой, но!
Не до такой же ИИ-шной степени.
Все эти НЛП, OSINT, ИИ, наконец, и прочая, они хороши на своём месте, и, простите, «не в лошадиных дозах».
Иначе подопытному кролику настанет кирдык.
Считаю и уверен.
Л.К.
Похоже, Вы приятно удивляете ТрВН-щиков, дозволяя им «грешить скрытой и даже откровенной рекламой, но!» — поясните пожалуйста вашу загадочную фразу «Иначе подопытному кролику настанет кирдык».
И ещё, — обещаю не использовать ИИ и не упоминать его в общении с Вами.
Заранее спасибо.
Я поясню мою позицию.
Считаю, что тренировка нейросетей «втёмную» на неведающих о том лицах (и в том числе админов сайтов) — считаю, что это однозначно есть подлость и жульничество с нарушением всех мыслимых авторских прав.
И как такой фенОмен можно считать неким «Искусственным Интеллектом», даже пусть и условно, если нам не известен и не определён по сю пору никак содержательный смысл (математическое определение) понятия «Естественный Интеллект»?!
Л.К.
Можете обижаться далее. Но без помощи ИИ, плииз.
К.
Ну Вы даёте, — вместо пояснения, ещё большее затемнение.
Любопытно, что это такое — «…тренировка нейросетей «втёмную» на неведающих о том лицах…»?
И в чём здесь «подлость и жульничество с нарушением всех мыслимых авторских прав»?
Если вам неизвестен «…содержательный смысл (математическое определение) понятия «Естественный Интеллект»?!», то вот Вам определение в формулировке Ханнеса Альвена — это способность решать математические задачи.
Попутно замечу, — я научный работник и поэтому могу вообразить себя обиженным, а Вас обидчиком только теоретически и только, если это мне будет научно интересно, — а здесь, на площадке ТрВН, буду всегда миролюбиво взаимовыгодно общаться с Вами, — причем, как и обещал, без помощи того, кто не без человеческой помощи ответвляется сейчас от человека на эволюционном древе.
Вот как-то так. ))
Как Вам будет угодно.
Л.К.