Средневековые автоматы Западной Европы

Александр Речкин
Александр Речкин

См. также ТрВ-Наука №№ 330332334336339353, 354, 356.

Несмотря на интерес к искусственным людям, который прослеживается в произведениях французских и англо-норманских писателей XI–XII веков, пытливый читатель не сможет не задаться вопросом, почему роботы не появились в эту эпоху на средневековом Западе? Всё дело в том, что автоматы, понимаемые как созданные или населенные демонами существа, были поразительно похожи на языческих идолов. А творцов идолов со времен золотого тельца проклинал Ветхий завет. Поэтому к создателям автоматов явно отнеслись бы с большим подозрением, так как они легко могли попасть в категорию идолопоклонников, а их творения можно было рассматривать в качестве идолов, населенных демонами. И одно дело писать басни про ожившие в древности или в далеких странах статуи и совсем другое — изготавливать их собственными руками. Однако если Церковь косо глядела на самодвижущиеся чудеса, то мастера всё же могли укрыться от недовольного взора пап под крылом какого-нибудь просвещенного суверенного феодала или монарха.

Первые примеры реальных исторических автоматов на европейском Западе появляются в середине XIII века. Пикардиец Виллар де Оннекур (ок. 1195 — ок. 1266), которого некоторые считают предшественником великого Леонардо да Винчи, слыл талантливым архитектором и инженером, и до наших дней в Парижской Национальной библиотеке сохранился альбом его прекрасных чертежей. Рукопись де Оннекура содержит 33 пергаментных листа и более 60 рисунков, на которых изображены детали различных храмов и соборов, а также несколько автоматов.

До наших дней дошли крупицы информации об Оннекуре, он не упомянут ни в одном другом документе, кроме своего альбома. Историки даже не уверены в правильной передаче имени мастера, потому что рукописи подписаны двумя различными вариантами — Виллар Деонекорт и Виллар де Онекур. Некоторые исследователи предполагают, что он родился в местечке Оннекур-сюр-л’Эско близ Камбре (Пикардия), на севере Франции, не только из-за сходства его фамилии с топонимом местности, но и потому, что лингвистические особенности языка, который мастер использовал в своих рукописях, указывают в основном на пикардийский диалект старофранцузского.

Слава Виллара связана с уникальностью его рисунков. Сюжеты чертежей Виллара делятся на несколько категорий: архитектура, животные, плотницкие работы, геометрия, каменная кладка, геодезия и — что особенно важно для нас — механические устройства. Однако неизвестно, изобрел ли Виллар эти машины самостоятельно или описывал то, что где-то видел во время своих странствий. Мастер, судя по всему, был заядлым путешественником и за свою жизнь успел объехать территорию современной Франции и Швейцарии, а также побывал в Венгрии.

Лист из альбома Виллара де Оннекура с изображением работы автоматов
Лист из альбома Виллара де Оннекура с изображением работы автоматов

Среди механических устройств, чертежи которых набросал Виллар, встречаются подъемные устройства, арбалет, пила с водяным приводом и ряд автоматов. Механизмы, изображенные на рисунке № 43, пожалуй, имеют особое значение для историков техники. Эта коллекция машин включает автоматическую лесопилку, которую приводит в действие посредством зубчатой передачи колесо, аналогичное тому, что используют в водяных мельницах. Тут же изображен усовершенствованный арбалет с не совсем понятным механизмом действия, «который никогда не промахивается», как следует из приписки мастера. Далее ангел, который всегда указывает на солнце. Механизм ангела расположен непосредственно под рисунком пилы с гидравлическим приводом. Текст под рисунком объясняет, «как заставить ангела всегда указывать пальцем на солнце». Помещенный на крышу церкви или часовни, ангел медленно прослеживает направление солнца. Из рисунка не совсем ясно, как именно будет работать автомат, за исключением того, что механизм подразумевает вращательное движение, регулируемое весом гирь. Механизм снабжен системой канатов и шкивов с грузами, которые, в свою очередь, намотаны на ось и колесо. Элемент, спрятанный внутри орла, изображенного внизу той же страницы, очевидно, разработан в соответствии с тем же принципом и тоже управляется весом гирь, как и ангел. У птицы внутри была система грузов, веревок и блоков; они заставляли птицу поворачивать голову к дьякону во время чтения Евангелия. Вероятно, птица сидела на кафедре, взирая то на чтеца, то на его аудиторию. И вращающийся ангел, и птица кажутся, по крайней мере на рисунках, довольно примитивными. Из чертежа совсем не ясно, как система канатов и шкивов с приводом от гирь повернула бы голову орла. Скуповатый характер этих технических чертежей выглядит особенно примечательно в сравнении с относительно подробной спецификацией конструкции гидравлической пилы, которая приведена на том же листе. Учитывая краткость подписей и стиль рисунка, эти два чертежа автоматов в альбоме Виллара могут оказаться всего лишь мысленными экспериментами, а не реальными изысканиями. В лучшем случае они представляют собой технические эскизы, имеющие какой-то смысл лишь для людей, уже знакомых с нарисованными предметами — для непосвященных чертежи бесполезны. Тем не менее они говорят о возможности воспроизведения естественных процессов с помощью механизмов (движения объектов) и отслеживания небесных явлений (пути солнца по небу). В целом они похожи —особенно птица — на эллинистические автоматы Герона Александрийского, а также на автоматы из раннесредневековой Византийской империи и халифата Аббасидов. Однако Виллар вряд ли имел доступ к работе Герона «Пневматика» или трактату аль-Джазари, которые еще не были доступны на латыни или французском в начале XIII века.

С другой стороны, к тому времени, когда Виллар делал свои чертежи, принципы гидравлики, а также механика, включающая работу весов и рычагов, уже были положены в основу нескольких различных видов машин, таких как мельницы и водяные часы. Водяные мельницы, широко использовавшиеся по всей Римской империи, были модернизированы и запущены в XI веке, они широко применялись для производства муки. Ветряные мельницы начали появляться в Европе столетие спустя и приобрели особую популярность в тех районах, где не хватало быстротекущих водных потоков или где реки замерзали в зимние месяцы. По мере того, как водяные и ветряные мельницы становились всё более распространенными на Западе, строители начали использовать вырабатываемую ими энергию не только для измельчения зерна. Кулачковый механизм, совершающий вращательное движение и взаимодействующий с другим подвижным звеном, толкателем, впервые появился на латинском Западе в начале XIII века, в эпоху Виллара. Кулачок может заставить толкатель двигаться вверх и вниз по шаблону; по этой причине кулачки были введены тогда в валковые мельницы. Они прикреплялись к деревянным молоткам, чтобы бить или набивать шерстяную ткань, заменяя, таким образом, человеческий труд. Это нововведение, знаменующее собой начало использования гидравлической и пневматической техники, в сочетании с другими механическими принципами помогло стимулировать экономический бум в текстильной промышленности Англии. Более сложные машины могли бы выполнять более одной операции, но до этого во времена Виллара. дело еще не дошло.

Виллар де Оннекур. «Википедия»
Виллар де Оннекур. «Википедия»

Автоматы де Оннекура резко контрастируют с автоматами из художественной литературы. Автоматы-охранники, статуи на гробнице Флуара и Бланшефлор или искусственные слуги в свадебной зале Париса и Елены все сделаны из драгоценных камней и металлов, их сооружают люди или великаны, имеющие доступ к иностранным и оккультным знаниям; автоматы создаются с помощью волшебства или хитроумных технологий, которые никогда не могут быть точно описаны или зарисованы. С другой стороны, автоматы Виллара работают, используя обычные шкивы, веревки, ремни и грузы. Они не украшены драгоценными металлами или редкими каменьями и никоим образом не соотносятся с небесными, природными или демоническими силами. Несмотря на то, что проекты Виллара, возможно, не были полностью реализованы, они всё же отражают понимание механических принципов в гармонии с современными мастеру технологиями.

Вполне возможно, что Виллар де Оннекур не был изобретателем, но ему была присуща любознательность и яркое воображение средневекового человека, видевшего во время своих путешествий много интересного — людей, животных, архитектурные сооружения и машины. Обладая талантом рисовальщика, де Оннекур решил отразить свои впечатления, возможно, даже мечты, в рукописи, которой суждено было дойти до наших дней.

Спустя пятьдесят лет после смерти Виллара автоматы в качестве придворной обстановки впервые появились в замке Эден в графстве Артуа, недалеко от современной французско-нидерландской границы. Созданные в конце XIII века и развитые в XIV и XV веках, автоматы Эдена включали различные фонтаны, устройства для измерения времени, искусственных обезьян и птиц. Сады замка, наполненные автоматами, теперь напоминали парковые комплексы исламских эмиров и правителей Индии.

Пышные фонтаны и механические диковинки в парке Эдена представляют собой самый ранний пример автоматов, созданных в Средневековой Европе. Их соорудили по приказу Роберта II (1250–1302), графа д’Артуа, представителя королевской династии Капетингов, правившей Францией и королевством Сицилия. Граф часть жизни провел в качестве регента монархии на Сицилии в 1285–1292 годах. Он также сопровождал своего дядю, короля Людовика IX, в крестовом походе в 1270 году. После смерти Людовика в том же году Роберт сопровождал его тело на пути из Туниса и провел несколько недель в Палермо, где посетил великолепную виллу Циза, или Дженоард (Рай на земле), которую начали строить еще арабы, владевшие островом. Циза также включала в себя дворец Куба, которым восхищался Боккаччо (дворец стал местом действия одной из новелл его «Декамерона») и великолепный парк с садовыми элементами, в том числе и автоматами. Также Роберт побывал в Апулии в 1285–1292 годах, где он, возможно, слышал о механических чудесах императора Фридриха II (1194–1250), бывшего правителя Южной Италии. Фридрих получил в подарок от мусульман два автомата — астрологическую клепсидру от султана Дамаска и металлическое дерево, на ветвях которого сидели искусственные певчие птицы. Возможно, именно парки Циза и механические чудеса вдохновили графа д’Артуа на переустройство собственных владений.

Роберт вернулся в Эден в 1292 году со свитой, в которую входили личный врач и двое мастеров из Апулии: Джон, искусный садовник, и Рено Куанье де Барлет (также называемый в документах Ринальдо Когнетти), который стал кастеляном замка и отвечал за капитальный ремонт поместья и прилегающих к нему территорий. Действуя под руководством Роберта, Куанье расширил парк до 2200 акров, руководил возведением новых стен и надзирал за строительством парковых сооружений. На территории поместья разводились кролики, лани и цапли, пруды наполнились карпами, а протекающие реки стали использоваться для работы механизированных фонтанов. Через искусственное озеро перебросили мост, который украшала группа механических обезьян. Мастера покрыли деревянных марионеток, которые бегали по веревкам, барсучьим мехом, чтобы обезьяны выглядели более реалистично. На территории парка размещались солнечные часы, которые удерживали в лапах металлические львы и леопарды, появились кривые зеркала и лабиринт из виноградных лоз, названный в честь Дедала. А в самом замке целую залу превратили в просторную комнату отдыха с большими окнами и высокими потолками, которая была наполнена статуями, картинами, фонтанами и автоматами — искусственными птицами, по мелодичности соперничавшими с настоящими певчими птицами.

После смерти Роберта в 1302 году его дочь и наследница Маго (она же Матильда д’Артуа), которая любила отдыхать в Эдене, поддерживала наследие отца, хотя это и было проблематично, поскольку автоматические обезьяны, размещавшиеся на открытом воздухе и потому постоянно подверженные воздействию стихий, ежегодно нуждались в ремонте. Так, в 1304 году обезьян заново покрыли шерстью, а механические птицы получили новую клетку. В 1308 году были проведены обширные работы по ремонту львов и леопардов, которые держали солнечные часы. В 1312 году обезьян заново покрыли мехом, а затем добавили рога, придав автоматам сходство с сатирами или демонами.

Так как к тому моменту Куанье де Барлет уже умер, новым мастером, который стал следить за работоспособностью автоматов, стал Жак де Булонь. Примерно к 1310 году Жак, судя по архивным отчетам, стал заниматься обслуживанием чудес Эдена на постоянной основе и не был занят никакой иной работой. Он передал свои знания и умения детям, поэтому его семья трудилась над автоматами в Эдена в течение следующих пяти поколений.

Учитывая сложное устройство фонтанов и механических птиц, думается, что фигурки обезьян управлялись каким-то механическим устройством, приводимым в действие с помощью грузов, хотя из дошедших до нас источников непонятно, как именно работали автоматы. Механизированные фонтаны требовали регулярного ухода и чистки сантехники, и на это не жалели средств. В 1314 году механические птицы были отремонтированы и заново покрыты золотом. В следующем году графиня посадила на трон механического короля. Записи не описывают движения этого механического человека в деталях; однако, учитывая его близость к птицам, которые работали, используя гидравлику, как аналогичные механизмы, созданные еще Героном Александрийским, можно предположить, что король двигался благодаря силе воды в сочетании с движущимися грузами.

Поддержание работающих автоматов и общей инфраструктуры парка стоило значительных средств, однако даже после трагической гибели Матильды д’Артуа поместье не было заброшено. Преемник Маго, герцог Бургундии Эд IV, сохранил диковинки Эдена и внес некоторые усовершенствования. Даже во время нестабильности, вызванной Столетней войной, в 1344 году в зале замка был установлен новый позолоченный фонтан, который напоминал дерево. На его ветвях сидели механические птицы, которые разбрызгивали воду из клювов. Столетняя война приводила к периодическим нападениям на Эден, и работа по реставрации машин в парке иногда прерывалась. Но в целом герцоги Бургундии поддерживали поместье до второй половины XIV века, совершенствуя существующие машины и устанавливая новые автоматы.

В 1380-х годах по причине внутриполитических проблем и не прекращавшейся Cтолетней войны герцогам Бургундии стало уже не до автоматов и замка Эден, поэтому устройства пришли в негодность и оставались в забвении почти полвека, пока Филипп Добрый, новый герцог Бургундский, не отремонтировал чудеса Эдена в 1430-х годах. И замок, и его развлечения стали еще более знаменитыми, чем в предыдущем столетии. Поместье считалось одной из пяти главных резиденций Филиппа, сложные и удивительные механические автоматы очаровывали гостей, демонстрируя богатство и доступ к чудесам, которыми обладал герцог. Филипп наполнил территорию парка зверинцем с экзотическими животными, приобретал богато иллюстрированные книги и собрал великолепную библиотеку. Сохранился даже подробный отчет за 1433 год, который описывает отремонтированные и новые автоматы. Деньги выделялись новому камердинеру замка Колару ле Волеру, руководившему целой бригадой мастеров, среди которых были художники, кузнецы, плотники, водопроводчики и кожевенных дел мастера. Волер проводил работы согласно средневековому техническому заданию. Его люди должны были «расписать галереи замка в той же манере и стиле, что и раньше, очень богато и с использованием самых лучших материалов». Соорудить автомат, «который брызгает водой и мочит гостей, если они того пожелают»; сделать кривое зеркало. Разместить в комнате машину, которая вызывает дождь, гром и молнии. Изготовить автомат «деревянный отшельник, который разговаривает с людьми, когда они входят в помещение». Также в комнатах были размещены забавные, с точки зрения Филиппа Доброго, ловушки в виде специальных плит, на которые наступали гости — и тогда их осыпали перья или мука или из труб окатывало водой. Была сооружена кафедра, на которой лежала книга, и если кто-то желал взглянуть, что в ней написано, то вставал за кафедру и тут же покрывался сажей. Присутствовали автоматы, пугавшие гостей, издавая неприятные звуки или корча рожи. Таким образом, искусство создания автоматов было теперь поставлено на службу иной цели, нежели раньше. Механические диковинки больше не ублажали гостей, развлекая их песнями или сладкими мелодиями, не показывали фокусы и трюки — наоборот, они намеренно приносили боль и страдания: портили одежду, прически и лишали гостей владельца замка достоинства.

Теперь автоматы Эдена подчеркивали формальность и строгость герцогского двора, напоминая своими функциями трон Соломона, принадлежавший императору Византии, который должен был вселять благоговение и ужас. С другой стороны, «ловушки» должны были выделять определенную группу подданных, приближенных к герцогу, которые о них знали и тем самым становились своеобразной элитой. Они не попадали в неудобные ситуации, их костюмы не портили механические игрушки — таким образом, автоматы выделяли привилегированных подданных среди массы тех, кто становился частью представления, кого могли унизить на глазах всего двора.

В замке Эден происходили очень многие важные события, такие, как свадьба Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской в 1430 году. Изабелла полюбила замок и была очарована парком, его фонтанами и гидравлическими машинами, приводящими в движение автоматы. Она часто передвигалась по парку в специально изготовленном колесном павильоне, конструкция которого позволяла проводить ужины на природе в сопровождении музыкантов. Однако после смерти Филиппа Доброго в 1467 году непрерывному празднику, которым наслаждался замок Эден, был положен конец. А в 1553 году замок был и вовсе разрушен по приказу императора Священной Римской империи Карла V, чьи войска в результате войны с Францией захватили территорию графства. Автоматы и обветшавший парковый комплекс были стерты с лица земли. Существующая сегодня коммуна Эден была построена в шести километрах от прежнего замка.

Александр Речкин

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...