
Научное сообщество в 2017 году было изрядно шокировано тем, что российский министр культуры (теперь уже бывший) Владимир Мединский в своей статье в «Российской газете» выразил сомнения в том, что история может считаться «настоящей» наукой. Переводя научный вопрос в идеологическую плоскость, он возмущался критикой «Диссернета» в адрес своей диссертации и задавался риторическим вопросом: разве в научной работе он «не имел права становиться на позицию интересов своей страны»? Для оправдания своей точки зрения Мединский выбирает, казалось бы, «убойный» аргумент, обращаясь к древнерусским летописям и заявляя, что «не бывает объективного Нестора»: летописец не может быть объективным, им всегда руководят свои интересы и пристрастия. О том, какие объективные научные методы имеются в распоряжении современных профессиональных историков, сказано уже немало. Теперь независимый историк Олег Губарев решил разобрать вопрос о том, было ли знакомо древним летописцам понятие настоящей объективности.

В своих воззрениях на пристрастность авторов древнерусских летописей В. Р. Мединский далеко не одинок. Та же точка зрения на работу летописца отражена, скажем, в трудах А. А. Шахматова и его ученика М. Д. Приселкова. Но утверждение этих ученых о том, что за работой всякого летописца стояли прежде всего политические пристрастия, опровергал И. Н. Данилевский. Он показал, что древнерусский летописец-монах в IX веке писал свою летопись, в отличие от времен Московского царства, как отчет Богу [2].
Давние заблуждения критиковал и известный историк И. П. Ерёмин: «Решительному пересмотру подлежит, по моему мнению, и самый образ летописца, утвердившийся в нашей науке (Нестора, Сильвестра или кого-то третьего — в данном случае это для нас безразлично), — многоопытного литератора-чиновника „политической канцелярии” князя, его официозного апологета и послушного исполнителя его поручений по части идеологической „обработки” общественного мнения. Образ этот — у А. А. Шахматова он уже отчетливо намечен — был окончательно дорисован последователями А. А. Шахматова» [3].
В наше время подобное мнение может дополнительно подкрепляться установками, распространяемыми через прессу, — что историю пишут и переписывают все как вздумается, исходя из интересов данного момента и других вненаучных соображений.
Возникло это заблуждение, в частности, на основе того, что в СССР историки находились под сильным идеологическим гнетом и вынуждены были писать то, что не соответствовало их реальным научным взглядам. Как только идеологический гнет и цензура с падением СССР исчезли, выяснилось, что истинные взгляды историков разительно отличаются от того, что они писали ранее, хотя были и такие «ученые», которые по инерции не могли признать, что прежде были неправы, продолжая отстаивать те же взгляды.
Попыток переосмыслить состояние исторической науки в СССР и взгляды конкретных историков и археологов было не так уж много. Это сделали в своих работах А. А. Формозов, Л. С. Клейн и А. Я. Гуревич.
Тем не менее в народе крепло убеждение, что историю можно произвольно переписывать по желанию того или иного историка. А если даже и существуют исторические и археологические факты, то в интерпретации этих фактов историк и археолог имеют полную свободу рук.
Но это еще одно заблуждение. Выдвижение научной гипотезы при интерпретации исторического и археологического факта должно отвечать целому ряду критериев, как показал Л. С. Клейн [5]. В противном случае это не научная гипотеза, а догадка или вымысел.
В заключение я хотел бы привести пример того, насколько жестким является исторический факт, который невозможно обойти.
Так, в сообщениях раннесредневековых арабских географов и путешественников древние русы постоянно упоминаются в связи с мусульманской Испанией (Ал-Андалус). В рамках скандинавской гипотезы происхождения Руси и сообщений древнерусских летописей о русах Рюрика на Востоке, делящих сферы влияния с хазарами, объяснить эти исторические факты невозможно. Поэтому арабист Т. М. Калинина предположила, что всё это могло иметь место из-за ошибочных представлений мусульман о раннесредневековой географии. Это даже породило ложную гипотезу академика Б. А. Рыбакова о том, что под Андалусией на самом деле нужно понимать Анталию в Малой Азии в пределах Византийской империи, куда совершали походы русы.
Следует заметить, что в рамках скандинавской гипотезы уточняющая ее гипотеза тождества Рюрика и Рёрика Фрисландского вполне убедительно объясняет эти связи русов с Западом [6]. Но английский историк В. Ф. Минорский в своей статье «Куда ездили древние русы?» подверг гипотезу Рыбакова разгромной критике, заключив ее такими словами: «Одним подозрением нельзя удалить слов, стоящих в рукописи».
Поэтому историческая наука, занимающая свое определенное место в ряду других гуманитарных дисциплин, имеет вполне твердую научную основу в виде многочисленных исторических и археологических фактов. И ей нельзя просто так произвольно манипулировать.
1. Мединский В. Р. Интересная история // Российская газета № 145(7311).
2. Данилевский И. Н. 1995. «Добру и злу внимая равнодушно…»? (Нравственные императивы древнерусского летописца) // Альфа и Омега: Уч. зап. О-ва для распространения Свящ. Писания в России. № 3(6). С. 145–159.
3. Ерёмин И. П. 1947. «Повесть временных лет»: Проблемы ее историко-литературного изучения. — Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета.
4. Клейн Л. С. Глубина археологического факта и проблема реконверсии // Stratum plus. Археология и культурная антропология. № 6, 1999. С. 337–361
5. Клейн Л. С. Гипотеза в археологии // Российский археологический ежегодник, № 1, 2011. С. 56–69.
6. Губарев О. Л. Рюрик Скьёльдунг. СПб: «Евразия», 2019.
Насколько я смог понять, приводится пример исторического факта на который авторы гипотез о происхождении руси не обращали никакого внимания.
…историческая наука, занимающая свое определенное место в ряду других гуманитарных дисциплин, имеет вполне твердую научную основу в виде многочисленных исторических и археологических фактов. И ей нельзя просто так произвольно манипулировать.
А разве данная статья не подтверждает обратное?
Если естественные науки изучают природу, то общественные — общество. Последнее всегда характеризуется вертикальной иерархией. Поэтому приходится прогибаться.
А естественники прогибаются перед природой.
И кому лучше?
…в сообщениях раннесредневековых арабских географов и путешественников древние русы постоянно упоминаются в связи с мусульманской Испанией (Ал-Андалус). В рамках скандинавской гипотезы происхождения Руси и сообщений древнерусских летописей о русах Рюрика на Востоке, делящих сферы влияния с хазарами, объяснить эти исторические факты невозможно.
Не соизволит ли многоуважаемый автор объяснить — почему именно невозможно? То, что скандинавы в эти же места в викинг ходили, вроде бы общепринято. И почему при этом русы не могли граничить на востоке с хазарами? Должны же русы с кем-то граничить на востоке. А ходить в набеги на юг и юго-запад — это же древняя русско-скандинавская традиция, щиты прибивать на вратах Цареграда… Почему они не могли добираться и до Кордобского халифата? Скандинавы же добирались до Сицилии и до Византийской Африки.
В общем, хотелось бы понять логику рассуждений автора.
Ого.
Тут уже напрямую княжество польско-литовское оживить пытаются.
Правильно, что на вас клеймо иноагента впечатали.
Фактом является упоминание в летописи. Но вот упоминемое в летописи совсем не обязательно является фактом. К примеру, сам князь Рюрик нигде кроме ПВЛ не упоминается. А ПВЛ написана много позже. Нет ни одного источника 9 века, упоминающего нашего Рюрика. То есть это вообще личность полумифическая.
Там же содержится и рассказ о разделе земли сыновьями Ноя…
Вот и я про то. Прав, прав был Фоменко, говоря, что дальше 200-300 лет и заглядывать нет смысла, только фантазия и остается. А с фантазией у Фоменко все отлично, даром что геометр и художник ))
Не совсем так. Например Игорь, а тем более Святослав, упоминаются в современных византийских летописях. Факт Ледового Побоища тоже устанавливается надежно по перекрестным источникам. Надо только разделять факты и толкования-гипотезы-догадки.
…Надо только разделять факты и толкования-гипотезы-догадки.
Ну да, а чтобы заработал вечный двигатель нужно просто уменьшить до нуля производство энтропии. Тоже принцип понятен.
…Фактом является упоминание в летописи.
С единственным уточнением: в чужой летописи. Которую писал летописец другого конунга, князя, хана, императора. Не того, про которого в летописи сказано.
Вы не поняли. Факт — само упоминание. Но не обязательно упоминаемое является фактом.
Извините, недопонял.
Рюрик, может, и не упоминается, но Рёрик с Ютланда точно упоминается.
Ессно. Но только нет никаких фактов, что Рерик ютландский в реальности имел отношение к Рюрику русскому. И что последний вообще не был выдуман позднее для придания основательности княжеской династии.
А дальше можно сколько угодно натягивать сову на глобус. Чем и занимаются гуманитарии — историки. Исходя из личной или политической выгоды.
Разумеется. Но фактом является тесная связь Рюриковичей (независимо от того был ли вообще Рюрик, или его не было) со Скандинавией. Они жили и правили по скандинавским правилам, женились и выходили замуж за скандинавов. Имена у них были скандинавские, переиначенные на славянский манер. «Русские» активно участвовали в викинге вместе со скандинавами. Существовала русская разновидность викингов — ушкуйники, ходившие на ушкуях, почти полностью повторяющих конструкцию драккаров. Так что вполне правдоподобным является скандинавское происхождение Рюриковичей. А на нечто большее чем правдоподобие, ни одна историческая (и не только) теория претендовать не может. Вся история соткана из гипотез.
«фактом является тесная связь Рюриковичей (независимо от того был ли вообще Рюрик, или его не было) со Скандинавией.»
«Вся история соткана из гипотез»
Вы уж разберитесь для себя, плиз, есть ли факты, или все из гипотез.
Для себя я разобрался. Историческая гипотеза считается подтвержденной фактами до тех пор, пока новые факты ее не опровергают. Факты — это то, против чего не возражает (часто, локальное) большинство историков.
Тем более, что подлинность ПВЛ тот еще детектив, поскольку оригинал не сохранился. А списки они конечно списки … ))
Насколько я помню, вопрос не в подлинности, а в происхождении, авторстве и времени создания оригинала, с которого делались дошедшие до нас списки.
Связь русских князей со скандинавами совершенно очевидна как по археологическим (рюриково городище и Гнёздово) так и по множеству исторических материалов времён Владимира и Ярослава Мудрого (вплоть до упоминаний в сагах). Сосредоточение на вопросе о национальности полумифического Рюрика представляется совершенно нелепым. Как если бы современные политологи начали делать выводы на основе гаплогрупп президентов.
В ТрВН есть заметка Льва Агни – «Врут ли историки?»
https://trv-science.ru/2019/04/vrut-li-istoriki/
Кусочек текста Олега Губарева в виде вопроса задал Google на русском и английском:
— какие объективные научные методы имеются в распоряжении современных профессиональных историков
Результатов: примерно 601 000
— what objective scientific methods are available to modern professional historians
Результатов: примерно 6 420 000 000
Вывод: вопрос актуален и ответ, похоже, ищут в рамках истории исторической науки
https://www.hse.ru/edu/courses/301845577
А вот интерес Google к независимому и зависимому историкам:
Русскоязычный Google:
независимый историк
результатов: примерно 4 650 000
зависимый историк
результатов: примерно 1 080 000
Англоязычный Google:
independent historian
Результатов: примерно 130 000 000
dependent historian
Результатов: примерно 11 200 000 000
Вывод: интересы клонов Google противоположные, — это факт и, похоже, историческая загадка.
Дополнение: англоязычный стих в переводе Самуила Маршака, — иллюстрирует объективный отбор исторических фактов независимым летописцем.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре!
https://easyspeak.ru/company/archive/mother-goose/30
Как не бывает независимых журналистов, так не бывает и независимых историков. Причина в том, что нужно на что-то жить. А кто платит, тот и заказывает музыку. Нет, конечно бывают исключения живущих на наследство или ренту, но и тут давление властных структур не является нулевым (великая русская литература 19-го века как раз пример).
Да о чем говорить, когда сиюминутные новости относительно одного и того же события диаметрально противоположны ))
Посмотрел вики-статью «Категория: Историки России», — в ней 22 подкатегории , — «независимые историки» отсутствуют.
В общем списке «Историки России» 2290 человек, — ~15% из них — женщины.
Понравились на слух названия двух подкатегорий — «Антиковеды России» и «Некрополисты России».
«древнерусский летописец-монах в IX веке писал свою летопись, в отличие от времен Московского царства, как отчет Богу»
В IX веке (окончился в 900-м году) на Руси были летописцы-монахи? Как интересно…