Ответы и вопросы профессору Кацису

Михаил Гельфанд

Добрые люди сообщили мне, что на сайте агентства было опубликовано обращенное ко мне а , заместителя председателя экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии () Л. Ф. Кациса1; письмо написано в связи с моей публикацией в прошлом номере 2. Несколько пунктов в нем требуют ответа. Начну с менее важных.

Профессор Кацис указывает, что он предложил ответить на страницах ТрВ-Наука, каковое предложение не было принято. Виноват; недоразумение вызвано было тем, что Леонид Фридович предложил задать , «если есть», а в то время у меня к нему вопросов не было. Они появились теперь.

Профессор Кацис пишет: «Он (я. — ) не может не понимать, какие ассоциации вызывает его фамилия с его же текстом». Смог и не понимаю: если бы я, как в известном тексте про Корчевателя, подписался псевдонимом Жуков, по бабушке по материнской линии, как бы это изменило ассоциации, вызванные приведенной профессором Кацисом цитатой?

Профессор Кацис указывает, что по сравнению с опубликованной в «Известиях» статьей ректора РГГУ А. Б. Безбородова3 мой текст «выглядел странно и слабовато», и усматривает в совпадении дат публикации одного и непубликации другого некоторый символизм. О качестве текстов всякий благоволит составить собственное впечатление, но вот символизма тут нет решительно никакого. «Известия» сначала планировали дать два мнения, а в результате опубликовали одно; причины этого со мной не обсуждались, но, судя по слухам из редакции, проблема с моей колонкой была не в стилистических или содержательных недостатках, а в том, что никто из редакционного начальства не мог решиться взять на себя ответственность за ее публикацию.

Профессор Кацис не собирается «реагировать на крайне устаревшие вопросы, которые он (я. — М. Г.) задает в своей статье». Впрочем, «для информации» сообщает, что «». Я благодарен за эту информацию; до сих пор я полагал, что для среднего образования — это такая страшилка, а тут вот оно что. Чем полезны дискуссии, подобные этой, так тем, что они снимают лицемерный флер со школьного курса так называемых «основ религиозной культуры и светской этики». В свое время патриарх Алексий II объяснил, что за этим кроется « основ православного вероучения»4, теперь вот профессор Кацис рассказал про богословие для средней школы.

Профессор Кацис сообщает далее, что для защиты диссертации по иудейской теологии надо «предоставить справку о соответствии своей работы не абстрактному Иудаизму, а своему конкретному направлению нашей религии» (здесь и далее заглавные буквы воспроизводятся по тексту профессора Кациса. — М. Г.). Это тоже сильное признание, но я спрашивал не совсем об этом — у меня речь шла об утверждении «м конфессий» паспортов теологических специальностей, а не отдельных работ. Леонид Фридович пишет в этой связи: «Дело в том, что Вы, профессор, первый за все 15 лет нашей работы коснулись не Православной или Исламской проблематики, а задели Теологии Иудаизма и достаточно грубо попытались вмешаться в еврейскую религиозную жизнь, пытаясь противопоставить литовцев-миснагедов и хасидов. Намек понятен — если Паспорта, а кстати, и все другие документы, включая список изучаемых предметов в ах, подписаны р. Берл Лазаром, то их почему-то не должны принять представители литовского иудаизма». Докладываю: у меня в мыслях не было подобного намека, и я понятия не имел, который из двух главных раввинов России подписывает «все документы». Мой намек состоял в том, что сама идея, что общегосударственный образовательный документ недействителен без подписи церковника, — это глупость и гадость.

И вот с этого места начинаются важные вопросы к профессору Кацису. Вот как он объясняет, что заданный мною вопрос не имеет смысла: «По-видимому, Вы, профессор, не знакомы с системой регистрации религиозных общин в РФ. Когда еще в далекие сталинские годы проходила первая регистрация, то отдельно были зарегистрированы Православные (а не абстрактные христиане), Иудеи и Мусульмане». То есть Леонид Фридович на полном серьезе предлагает обсуждать вопросы преподавания теологии, основываясь на системе сталинской регистрации? Ну хорошо, попробуем так — но даже из глубин моего теологического невежества видно, что эта фраза как минимум непоследовательна: с точки зрения абстрактного мусульманина разница между суннизмом и шиизмом не менее глубока, чем разница между православием и католицизмом. Дальше не лучше: «Скоро и католики, и армяне, и баптисты станут традиционными ми РФ чисто по сроку регистрации и смогут претендовать на свои Теологии!!!» — то есть, опять же, право на собственное богословие определяется датой регистрации религиозной общины? Мне одному кажется, что профессор Кацис только что опустил защищаемую им теологическую науку на уровень чуть ниже плинтуса?!

И еще одно. Леонид Фридович докопался до шутки про двух главных раввинов и двух главных муфтиев, до , до биоинформатики и «Диссернета» — и как-то умудрился не заметить слона в посудной лавке. На обсуждаемом совещании в , итоги которого одобрили ректор Безбородов и профессор Кацис, важным государственным деятелем, председателем думского комитета, ведающего в том числе религиозными делами, с трибуны была произнесена фраза, которую я приведу еще раз: «Изучать теологию неизбежно должен каждый руководитель, ведь подлинно эффективным государственным менеджером может быть только человек православия!» Леонид Фридович, Вы с этим согласны? Вам не кажется, что Ваша работа «над Паспортом специальности по Теологии (Иудаизма)» и Ваше председательство «на заседании Экспертного совета по Теологии» — это приправа, листик петрушки на салате, который готовят совсем другие повара? Вы пишете: «В РГГУ Православная Теология будет преподаваться в рамках Центра изучения религий», — а я докладываю, что преподается она и в известной своими традициями в области гуманитарных наук Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в рамках факультета православной культуры, руководимого, между прочим, клиническим мракобесом. Вот это Вас не тревожит и даже не смущает? Или Вы считаете, что еврейские фамилии лишают нас права высказываться на любые темы, кроме иудейских, да и на те с разрешения? Так я напомню, что у нас в паспортах, кроме фамилий и пятого пункта (каковым, видимо, суждено стать записи о конфессии), указано гражданство — Российская Федерация.

P. S. Профессор Кацис объяснил мне, что я напрасно считаю теологию точной наукой, поскольку это область гуманитарного знания. Вынужден признаться, что я и не считаю: в моем заголовке содержалась недостаточно, видимо, прозрачная аллюзия на известный рассказ Эдгара Аллана По.

P. P. S. Я хотел было взять к этому тексту эпиграф из песни Александра Галича «Предостережение», но не смог: она не раздергивается на цитаты, так что послушайте целиком5.


1 Кацис Л. Ф. Био о Теологии. Открытое письмо проф. Михаилу Гельфанду, автору газеты «Троицкий вариант. Наука» // Regnum.ru, 28 марта 2019 года — regnum.ru/news/society/2601001.html

2 Гельфанд М. Богословие как точная // ­ТрВ-Наука № 275 от 26 марта 2019 года — trv-science.ru/2019/03/26/bogoslovie-kak-tochnaya-nauka/

3 Безбородов А. Интеграция в систему // Известия, 11 марта 2019 года — iz.ru/852496/aleksandr-bezborodov/integratciia-v-sistemu

4 Инструктивное письмо патриарха Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 года — web.archive.org/web/20071001100523/http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm

5 Галич А. Предостережение (1964) — bards.ru/archives/part.php?id=4135

Богословие как точная наука

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
51 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад

«…Дата. Подпись.
Отвечайте нам — а то,
Если вы не отзоветесь.
Мы напишем…в «Спортлото»!» (В.С. Высоцкий — копирайт, «Письмо в редакцию…»)
Присоединяюсь к мысли покойного Владимира Семеновича,
Л.К.

Алексаандр Денисенко
Алексаандр Денисенко
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Уважаемый Леонид Коган! А Вы бывали в Святой Земле?
С Неизбежным к Вам почтетием.

Алексаандр Денисенко
Алексаандр Денисенко
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов

Уважаемый Леонид Коган! Я берусь оплатить Вашу поездку в Святую Землю…

Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад

«Умей молчать, когда твое же слово калечит плут, чтоб уловлять глупцофф /лжецофф…» (цитирую по памяти).
Л.К.

Владимир Борин
Владимир Борин
3 года (лет) назад

С большим удовольствием ознакомился с ответами г-на Кациса на подкопы со стороны г-на Гельмана. Это просто доставляет!
Особенно интересен фрагмент о Корчевателе у г-на Кациса. Это просто классика. Классика непонимания того, что пытается откомментировать г-н Кацис. Я бы предложил провести анализ уровня его полемики студентам. Это будет праздник.

Владимир П.
Владимир П.
3 года (лет) назад

Мне кажется. уходя в такие сколки и втягиваясь в игры в «вопросы-ответы», мы рискуем ослабить свою позицию и размазать ее по бесконечным частным спорами, в которых оппоненты имеют то преимущество, что сображениями научной этики и человеческой совести, как правило, в своих действиях не ограничены. А позиция должна быть проста как морковка: теология не наука и, следовательно, не может и не должна охватываться государственной системой верификации научных квалификаций. каковой является ВАК. Если угодно, теологи могут создавать свою песочницу и устраивать там хоть внутриконфессиональные и внутрисектанские защиты и диссоветы, признавая или не признавая подписи «бердичевского ребе» — личная половая проблема, как говорится, выдавая дипломы хоть на шкурах яков с подтверждением действительности тремя печатями из натурального воска пчел, добытого в Гималаях. Но, пожалуйста, со всем этим добром мимо двери, над которой написано ВАК. И в эту точку и надо долбить ныне и присно и вовеки веков, аминь.

Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов
Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов
Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов
Леонид Коганов
Леонид Коганов
3 года (лет) назад
В ответ на:  Леонид Коганов
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: