29.01.2019 /
№ 271 /
с. 14 /
Ревекка Фрумкина / Книжная полка / 141677 просм., 3 — сегодня /
4 комментария
Ревекка Фрумкина
В ТрВ-Наука опубликовано сразу две рецензии на одну и ту же книгу. Статью Р.М. Фрумкиной читайте ниже, а рецензию Ильи Файбисовича «Риму кунштюк» по ссылке.
На Рождество мне подарили новую книгу Аркадия Ипполитова — «Просто Рим. Образы Италии ХХI». Это отлично изданный том — 350 страниц мелким шрифтом — с тщательно подобранными черно-белыми иллюстрациями, без которых значительная часть текста могла бы быть понята разве что приблизительно.
Ипполитов остроумен, элегантен и при этом глубок: в нашей традиции просветительской литературы сочетание редкое. Начав читать, вы, несомненно, обнаружите, что, казалось бы, прозрачный текст требует от вас немалых читательских усилий… Не удивляйтесь — автор не только исходит из известной максимы «мы ленивы и нелюбопытны», он озаботился еще и тем, чтобы абзацем выше или ниже снабдить читателя ответами разной степени подробности.
Ипполитов А. Просто Рим. Образы Италии XXI. КоЛибри, 2018
Ответы здесь рассчитаны не столько на ограниченность познаний читателя, сколько на отсутствие навыков поиска в непривычном материале.
Так что не спешите — и вам откроется…
Притом — я уверена — откроется каждому свое.
«Просто Рим» для автора — это преимущественно римское барокко, притом не только архитектура, но и живопись, разумеется.
То и другое в пространстве и во времени возникает и расцветает. Строятся соборы, дворцы, стены, башни. Раньше или позже всё созданное стареет, осыпается и увядает. Увы, это справедливо и для римского барокко.
Живым остается Город — поэтому его называют вечным.
Собственно, «Просто Рим» обо всем этом и повествует.
Ревекка Фрумкина
P. S. Листая книгу Ипполитова, обратите внимание на то, как оформлены иллюстрации. Черно-белое фото всегда занимает страницу полностью, не оставляя никаких полей; подпись вынесена на соседнюю страницу, где размещена вертикально, почти «под корешок» разворота.
От редакции. Сейчас в Интернете идет оживленная дискуссия об этой книге; есть и другие мнения (см. далее рецензию Ильи Файбисовича).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
См. также:
29.01.2019 Риму кунштюк. Илья Файбисович о книге Аркадия Ипполитова «Просто Рим. Образы Италии ХХI» «Просто Рим» — третья книга из серии «Образы Италии XXI»; предыдущие были посвящены Ломбардии и Венеции, соответственно. Ее автор Аркадий Ипполитов — «хранитель кабинета итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже, крупнейший знаток и тонкий ценитель итальянской истории и культуры». Сомнений не остается даже у тех, кто не заглянул в аннотацию: нас ждет разговор с признанным мастером и экспертом. Заложенная в название серии прозрачная отсылка к знаменитым книгам Павла Муратова призвана укрепить это ощущение.
26.03.2019 Банда Рафаэля О чем может рассказывать книга, названная «Банда Рафаэля»? А это не важно. Главное — начните читать — и, скорее всего, оторваться не захотите. Всё прочее — второстепенные нюансы, раз уж вы смогли вчитаться… Вот и доставьте себе это редкостное удовольствие — читать подряд довольно толстую книгу, не задаваясь вопросом о том, не тратите ли вы свое драгоценное время даром. В этой книге Аркадий Ипполитов рассказывает нам о своей Италии — а это он умеет как никто.
14.01.2020 Книга о Лидии Гинзбург В издательстве «Новое литературное обозрение» в русском переводе вышла книга американской исследовательницы Эмили Ван Баскирк «Проза Лидии Гинзбург: реальность в поисках литературы». Это издание — результат десятилетних усилий Эмили Ван Баскирк по реконструкции текстов Гинзбург и анализу важных сюжетов ее жизни и творчества.
27.08.2019 Вновь вспоминая Бориса Дубина В ТрВ-Наука № 280 от 4 июня 2019 года я писала о книге Бориса Владимировича Дубина «О людях и книгах». Автор ушел от нас в августе 2014-го, но и спустя пять лет знавшие его не готовы с этой потерей смириться… Наверное, не всё, написанное Дубиным, я читала — если иметь в виду его многочисленные статьи и выступления. Но, как оказалось, кроме книг мною не раз прочитанных существует неизвестная мне книга Дубина — к тому же весьма необычная.
Знатная рецензия: https://snob.ru/entry/170118
Может быть и другое мнение: https://snob.ru/entry/171316
А почему на обложке тогда «образ Италии XX»?
Софа forever ))