«Мы выступаем за вариативность аспирантуры»

На прошлой неделе в РАН состоялись слушания по развитию аспирантуры в России, в которых приняли участие президент Академии наук Александр Сергеев и его коллеги, а также представители Министерства науки и высшего образования и Рособрнадзора. С докладом о предложениях по развитию научной аспирантуры России выступил член-корреспондент РАН Юрий Ковалев [1, 2].

— 1 ноября в Академии наук прошли общественные слушания о научной аспирантуре. Каков главный итог состоявшейся дискуссии, на ваш взгляд?

— Мне кажется, был достигнут консенсус: мы категорически не можем позволить, чтобы произошла очередная болезненная и тяжелая реформа аспирантуры. При этом научная аспирантура должна быть организована так, чтобы было удобно научным и образовательным организациям, аспиранты вместе со своими руководителями могли заниматься именно наукой, а российские дипломы кандидатов наук признавались в мире.

— Идея, предложенная Советом по науке, чтобы существовали как научные, так и научно-педагогические аспирантуры, многими коллегами была отвергнута. Большинство высказалось только за научные аспирантуры…

— Год или полтора назад, когда мы начали заниматься этим вопросом в Совете по науке прошлого Министерства образования и науки, я тоже говорил о том, что нужна только научная аспирантура. Однако обсуждение этого вопроса с чиновниками Минобрнауки привело к пониманию, что помимо значительного числа организаций с серьезной научной компонентой есть не менее значительное число образовательных организаций, которым аспирантура нужна для доучивания своих магистров до уровня, необходимого для работы преподавателем в вузах. Для них крайне важно иметь возможность в рамках аспирантуры дать выпускникам магистратур дополнительные знания, необходимые для работы преподавателем. В рамках современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) таким аспирантурам работается хорошо, но аспирантам, стремящимся к научной работе, и их научным руководителям в этой системе неудобно. Поэтому мы предлагаем вариант, который направлен на вариативность и существование двух путей развития аспирантуры.

Первый — научно-педагогическая аспирантура. Если уровень подготовки магистров недостаточен и организации нужно доучить человека, то ей можно пойти по пути научно-педагогической аспирантуры. Тогда большое количество учебных часов, которые запланированы в рамках ФГОСов, будут организации в помощь. Может быть, организация захочет еще больше часов на лекции и семинары. Логично, если после завершения подобного обучения люди будут получать дипломы об окончании аспирантуры и с этими дипломами смогут преподавать. Тогда не нужно будет пытаться «лепить» слабых кандидатов наук, если у молодых коллег нет цели работать в науке.

Второй путь — научная аспирантура. На слушаниях в РАН как раз обсуждалось, чтó сегодня мешает научной аспирантуре. Обязаловка по «палкам» большого количества учебных часов приводит к тому, что наши аспиранты сидят на не очень нужных им занятиях. В рамках научной аспирантуры должно быть минимальное количество учебных курсов — только то, которое необходимо для сдачи кандидатских минимумов. И это всё! Остальное время наши аспиранты должны заниматься научной работой: учиться и выполнять исследовательскую работу.

Мы считаем, что научная аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Соответственно, в ее рамках мы должны готовить кандидатов наук. Хочу заметить, что пожелание заканчивать научную аспирантуру именно защитой диссертации не должно привести к требованию 100% защит по окончании аспирантуры. Иначе в этом случае далеко не все диссертации будут на необходимом высоком уровне.

Вариативность, которую мы предлагаем, можно реализовать в рамках существующего закона об образовании изменением ФГОСов. Это как раз и позволит вузам и научным организациям выбирать, по какому пути в рамках аспирантуры они хотят пойти. Замечу, что существуют и другие пути решения данной задачи. Они обсуждались нами и коллегами на общественных слушаниях.

— Воспринимаются ли ваши идеи Министерством науки и высшего образования?

— Да, у нашей рабочей группы есть взаимопонимание с министерством о том, как идеи, связанные с научной аспирантурой, претворить в жизнь. Но следующий шаг сейчас должна сделать Академия наук по результатам состоявшихся общественных слушаний. Как было сказано во время заключительного слова президента РАН А. М. Сергеева и вице-президента РАН А. Р. Хохлова, будет подготовлен результирующий документ, который должен отразить консенсусное мнение, сформированное в ходе этого обсуждения. И этот документ будет направлен в Министерство науки и высшего образования.

Теперь вопрос в том, какой документ подготовит Академия наук и как на него отреагирует министерство. У меня позитивные ожидания. Мне кажется, что на слушаниях мы все, при существующей разнице в деталях, говорили об одном и том же. Нам вместе с чиновниками необходимо принять решение о том, как наиболее оптимально с точки зрения закона и наиболее эффективно и безболезненно для научно-образовательных организаций, аспирантов и их научных руководителей реализовать решение обсуждаемых выше задач.

Видеозапись общественных слушаний, 1 ноября 2018

1. Видеозапись дискуссии.

2. Презентация Ю. Ковалева, Е. Шеваля и др. участников рабочей группы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
10 Цепочка комментария
44 Ответы по цепочке
16 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
16 Авторы комментариев
y.v.В.П.av:)Александр Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Andrew
Andrew

Чиновники создали проблему 4 года назад, доблестно «реформируя» бывшие институты РАН, а теперь с умным видом возвращают всё назад. Главное, бюджет попилен, и смысл чиновьего существования оправдан.

Denny
Denny

ИМХО, это принципиально неверный шаг. И так наши ВУЗовские преподаватели мало знакомы с наукой и вообще с каким-либо реальным делом. А в случае деления аспирантуры это будет официально закреплено. И специалистов в ВУЗах будут готовить люди, которые сами специалистами не являются. Это вообще нонсенс. Выпустили студентов, доучили у себя в аспирантуре, и они стали в свою очередь преподавать. Получается замкнутый цикл функционирования преподавателей, совершенно оторванный от реальной деятельности. Выпускники вообще будут ни на что не годны. И так студентов приходится фактически забирать из ВУЗов, чтобы на месте в лаборатории обучить хоть чему-нибудь полезному.

А стоило бы двигаться ровно в обратном направлении. В сторону создания базовых кафедр, в сторону привлечения реальных специалистов к преподаванию и т. д. Это к вопросу о том, как реформировать науку и образование.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Я думаю, это будет касаться гуманитарных специальностей, так что не стоит беспокоиться.

Илья
Илья

Вы из другой реальности, сударь. Вузовские преподаватели в провинции вынуждены вести по 11−14 пар в неделю (норматив 12 студентов на преподавателя, подушевое финансирование, полное отсутствие финансирования науки, теперь только конкурс в рамках госзадания) и писать по 3 и более статьи в приличных журналах на 22 т.р. в месяц (зарплата доцента, к.ф.-м.н.), иначе их не аттестуют, в то время как сотрудники московских НИИ получают большую зарплату и отчитываются публикациями, сделанными в университетах и региональных филиалах. И выживают только за счёт грантов. Это реальная картина для многих областей физики, химии и биологии. НИИ не вкладываются в студентов, а хотят, чтобы им отдали лучшее за так и при этом строят из себя элиту. Совершенно ясно, что если вуз учит кроме физиков, химиков и биологов ещё и школьных учителей физкультуры, искусствоведов, переводчиков, воспитателей садов, инженеров-прикладников и психологов, то среднее число… Подробнее »

Denny
Denny

Я полностью в курсе этих проблем. И полагаю, что двигаться надо в сторону снижения педагогической нагрузки на сотрудников ВУЗов, чтобы они имели больше времени заниматься наукой (или другим практическим делом). Сделать это можно за счет привлечения к преподавательскому процессу сотрудников НИИ. Для которых может быть стимулом зачет преподавательской работы в госзадание. Тогда преподавательская нагрузка и научная работа были бы более равномерно распределены. И противоречие между ВУЗами и НИИ было бы в значительной мере снято. Я работаю в питерском НИИ и точно знаю, что выпускников для нас никто не готовит. Приходится вкладываться в студентов самим. Неофициально. А можно было бы тоже самое дело вполне легально в рамках работы экспериментальных базовых кафедр и лекций. Разгрузив от части этой работы сотрудников ВУЗов, мы бы дали им возможность заниматься научной деятельностью полноценно.… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

В случае провинциальных вузов рядом может не быть никаких НИИ или не быть подходящих по специальностям.

Denny
Denny

Может. Но тогда не очень понятно, для кого и для чего сей провинциальный ВУЗ готовит специалистов. Ведь тут не обязательны именно НИИ. Опытные врачи могут многому научить студентов-медиков. Инженеры — инженеров. Юристы — юристов, и т. д. Поинт в том, что специалистов должны готовить специалисты, а не пересказыватели учебников. Афонюшкин Василий именно это ниже написал.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Верно ли, что всякий специалист в своем деле способен подготовить специалиста? По-моему, чтобы учить, тоже нужны какие-то знания и умения в области преподавания, а не только знания и умения в своем деле.

Если исходить из того, чтобы специалисты готовили специалистов, тогда вузы вообще не нужны. Это схема средневековых ремесленников, мастеров и подмастерьев.

Denny
Denny

«Верно ли, что всякий специалист в своем деле способен подготовить специалиста? «Что за странный вопрос? Разумеется — НЕТ. Но те, кто готовит специалистов, сами должны быть из числа специалистов. И совершенно очевидно, что для подготовки хирурга мало одного хирурга. В подготовке должны также участвовать специалист-физиолог, специалист-биохимик и много других. Организацией этого сложного процесса и занимаются ВУЗы. «В любом случае, если вуз готовит не ученых для НИИ, то и научная аспирантура (с научными исследованиями и защитой диссертации) ему не обязательна.» Совершенно верно. Тем, кто готовит врачей, не обязательна аспирантура с защитой (большинству из них). Но им нужен опыт врачебной работы, понимание сути этой работы, ее особенностей и тонкостей. А часть должна иметь и реальную практику научной работы. Для того, чтобы во врачебном деле появлялись и внедрялись новые научные разработки.… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Вы совершенно правильно говорите, что аспирантам нужна реальная практика. И практика должна быть в учебном плане аспирантуры по любому. Но практика и научная работа над диссертацией — разные вещи.

Denny
Denny

С этим совершенно согласен. Всегда утверждал, что значение диссертаций у нас невероятно переоценено по сравнению с реальной пользой от них. Отсюда, кстати, и массовость фейков. Многим для дела она не нужна, а ее наличие требуют. Там же, где диссертация является нормальным следствием работы (у тех, кто наукой занимается) фейковых диссеров почти нет.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

В любом случае, если вуз готовит не ученых для НИИ, то и научная аспирантура (с научными исследованиями и защитой диссертации) ему не обязательна.

Александр
Александр

С какими реальными делами необходимо быть знакомым преподавателю иностранного языка, всякой там истории — философии — в естественных Вузах? А тем, кто преподает матан, общую физику, интуры и диффуры какой наукой необходимо заниматься, чтобы качественно подготовить студента? Вот из-за таких рассуждений и выходит куча недоучек… «А зачем нам теорвер, мы ж наукой будем заниматься, эксперименты ставить.»

Denny
Denny

Преподавателю иностранного языка в естественных ВУЗах неплохо бы иметь реальную практику работы с естественнонаучными текстами и языком научных конференций. А так у нас половина ученых не может ни статью написать, ни с докладом выступить.

Если человек только и может, что читать матан по учебнику для общего развития, то цена ему невелика. В том и беда, что специалистов в наших ВУЗах готовят пересказыватели учебников. Которые понятия не имеют, кому и для чего они теорвер читают. Вот и приходится потом выпускников доучивать самым элементарным вещам. Половина не понимает, чем SD от SE отличается, и что когда надо использовать.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Преподавателю иностранного языка в естественных ВУЗах неплохо бы иметь реальную практику работы с естественнонаучными текстами и языком научных конференций» — очень смешно. В МГУ у преподавателей английского языка например такая практика есть и это как-то меняет дело? Какой расклад — первые полтора года имеем разные группы студентов в зависимости от знания английского языка, причем самым слабым надо давать просто азы, а самым сильным ходить на занятися часто просто неинтересно. В середине второго курса происходит перетасовка, и группы набираются уже в зависимости от кафедры, как это влияет на уровень преподавания английского языка и степень его усвояемости студентами? ответ — никак, так как слабые как не знали так и не знают, а сильным еще более скучно так как препадаватель английского обычно тратит ресурсы на вытягивание слабых. В итоге… Подробнее »

Denny
Denny

Для изучения языка нужно много сил и времени при средних способностях. А вот для того, чтобы научиться решать конкретную задачу — писать статьи по своей теме в области естественных наук, чтоб они проходили через редакции — вполне достаточно. Фишка как раз в том, что именно этому конкретному умению не учат. То есть обучающие не думают и часто не знают. что вообще понадобится в будущем специалисту, которого они готовят. Именно потому, что сами специалистами не являются.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Для изучения языка нужно много сил и времени при средних способностях. А вот для того, чтобы научиться решать конкретную задачу — писать статьи по своей теме в области естественных наук, чтоб они проходили через редакции — вполне достаточно». — вполне достаточно чего? Если бы с самого первого курса обучали только навыкам написания текста статей то может быть 300 часов и было бы достаточно), но при этом подразумевается что те кто начинают слушать такой специализиррованный курс в совершенстве владеют грамматикой уже к моменту поступления. А этого то как раз и нет и не будет. Поэтому и выходит «Фишка как раз в том, что именно этому конкретному умению не учат» «То есть обучающие не думают и часто не знают. что вообще понадобится в будущем специалисту, которого они готовят» — стоп секунду, по вашему… Подробнее »

Denny
Denny

«но при этом подразумевается что те кто начинают слушать такой специализиррованный курс в совершенстве владеют грамматикой уже к моменту поступления. " Да господь с вами! Не нужна там никакая систематическая грамматика. Тем паче в совершенстве. В технических и научных текстах используется дай бог сотня стандартных конструкций. Подавляющее большинство выпускников технических ВУЗов только с такими текстами и будут иметь дело по работе. А вот тем, кто хочет языкового совершенства литературного уровня, можно давать расширенный курс или заниматься самообразованием. «…дать представление о языке что бы в случае необходимости обучающийся сам в дальнейшем по мере потребности смог …» Это можно отнести почти ко всем областям. В том и проблема, что у нас «дают представление о…». В результате выпускники ничего полезного толком делать не умеют (в массе своей) и никому не нужны… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

1) «Да господь с вами! Не нужна там никакая систематическая грамматика. Тем паче в совершенстве»

2) «Это можно отнести почти ко всем областям. В том и проблема, что у нас «дают представление о…»

3) «Необходимость какого-то особого преподавательского дара сильно преувеличена»

Предлагаю читателям ТрВ высказаться по этим трем пунктам и высказать свое согласие или несогласие. Что же касается написания текстов на английском статей, то мне неизвестны люди со средним intermediate уровнем которые смогли бы эту задачу самостоятельно осилить. Ну и вопрос о том почему технарь должен читать курс английского вместо профессионала так и остался открытым.

Denny
Denny

«Ну и вопрос о том почему технарь должен читать курс английского вместо профессионала так и остался открытым.»

Этот вопрос — ваша собственная придумка. Я такой ерунды никогда не предлагал. Английский технарям должен преподавать профессионал в английском для технарей. С целью дать будущим технарям тот английский, который им, технарям, реально нужен для работы. И это относится не только к английскому, а ко всем дисциплинам.

Только тогда ВУЗы будут выпускать пригодных для работы специалистов. Пока же ВУЗы «дают представление о», я могу брать только тех выпускников, которые прошли 2−3 года стажировки в нашей лаборатории или в коллективах, которые я хорошо знаю.

Алексей Лк
Алексей Лк

Разберем что вы сказали: «Фишка как раз в том, что именно этому конкретному умению не учат. То есть обучающие не думают и часто не знают. что вообще понадобится в будущем специалисту, которого они готовят. Именно потому, что сами специалистами не являются» — вы утверждаете что специалисты по английскому не учат студентов техническому английскому (имеется ввиду навык написания статей) так как они не являются специалистами технарями. В такой интерпретации логично предположить что вас не устраивают преподаватели английского языка в целом (они ведь не специалисты технари) хотя вы действительно нигде не говорите об этом прямо. «Английский технарям должен преподавать профессионал в английском для технарей» — соглашусь только не уверен что таких специалистов хоть кто-то специально готовит, мнение просвещенных в гуманитарном образовании читателей ТрВ приветсвуется. Как сейчас помню… Подробнее »

:)
:)

«Что же касается написания текстов на английском статей, то мне неизвестны люди со средним intermediate уровнем которые смогли бы эту задачу самостоятельно осилить»

В годы Советского Союза, на Физтехе, учили английский по словарю-минимуму.
600 слов + стандартная грамматика.
И не зная ни про какие intermediate, статьи в хороших журналах, тем не менее, публиковали.

В.П.
В.П.

Наверно возможность решения задачи «написания статьи на английском для зарубежного журнала» зависит от области знания. В нашем математическом институте большинство сотрудников эту задачу решают самостоятельно даже если английский на уровне «читаю со словарём, не говорю никак» (как у меня например).

av
av

Не бывает плохого английского, бывает низкий регистрационный взнос

В.П.
В.П.

Можете назвать приличный математический журнал, в котором берут плату за публикацию?

av
av

Journal of Modern Mathematics for example. По поводу приличий я не работаю в институте, раздающем медали выдающимся математикам…

В.П.
В.П.

В WoS такого журнала нет ни в каком расширенном списке http://mjl.clarivate.com/cgi-bin/jrnlst/jloptions.cgi?PC=EX
Поэтому в нашем институте публикация в нём будет учитываться как препринт в arXiv (т.е. никак) По поводу медалей, а что на ВМК есть кого номинировать?

Denny
Denny

«Возмите выборку из 10 человек с уровнем знаний английского на уровне intermediate и …» Пример неверный. При общем среднем уровне — не напишут. А вот если обучены писать технические тексты, то напишут запросто, даже если общий уровень языка у них слабый. «не уверен что таких специалистов хоть кто-то специально готовит, " Правильно. Таких специалистов не готовят. Как и вообще специалистов. «вы обязаны сами готовить специалистов под конкретную сферу на месте, а вовсе не ВУЗ. " Странная мысль. Я получаю деньги за научную работу, а ВУЗ — за обучение. Тем не менее готовить специалистов должен я. Разумеется, никто кроме меня (в широком смысле слова) их подготовить не может. Пересказыватели учебников на это не способны. От слова совсем. Вот только в ВУЗах развитых стран у студентов есть большой выбор разных курсов, которые… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«Пример неверный. При общем среднем уровне — не напишут. А вот если обучены писать технические тексты, то напишут запросто, даже если общий уровень языка у них слабый» — пример очень даже верный так как основан на реальном положении вещей. К слову — а чем в таком случае занимаются на курсах английского в аспирантуре как не натаскиванием на написание текстов статей (я никогда не был аспирантом так что достоверно не знаю)? Логично в таком случае сравнить уже две группы по 10 человек (выпускники vs аспиранты), хотя что-то мне подсказывает что различия между этими группами будут статистически незначимыми. Но только реальный опыт покажет. Ну, а если нигде не учат писать научные тексты (даже в аспирантуре) то милости просим за деньги отдать текст корректору — качественно, быстро, но дорого. Хотя с гранта на такое… Подробнее »

Denny
Denny

«ну ок, а НИИ живет своим отдельным изолированным научным мирком. И неизвестно что хуже.»

Так я о том и пишу, что ОБА ХУЖЕ. Никто ж не предлагает обнулить ВУЗы. Речь аккурат о том, чтобы эти системы были интегрированы. Чтобы специалисты (не только из НИИ) активно привлекались к преподаванию (прежде всего спецкурсов). Чтобы лаборатории из НИИ проводили практические занятия. Чтобы хорошие НИИ вели у себя базовые кафедры. Больше участников — меньше преподавательская нагрузка на каждого, лучше связь образования с практической работой (не только научной), больше разнообразие в подготовке специалистов.

А предлагаемое разделение аспирантуры — шаг к углублению изоляции. То есть шаг в неправильном направлении. ВУЗы и научники разойдутся еще дальше.

Denny
Denny

Про рецепторы посмеялся. Ну какой курс биохимии может дать представление об этом предмете? Это будет пересказ учебника четвертьвековой давности. А вот я бы мог прочитать небольшой блок про рецепторы на современном уровне. Мне это нетрудно, ибо сам этими вещами занимаюсь.

Алексей Лк
Алексей Лк

«Речь аккурат о том, чтобы эти системы были интегрированы. Чтобы специалисты (не только из НИИ) активно привлекались к преподаванию (прежде всего спецкурсов). Чтобы лаборатории из НИИ проводили практические занятия. Чтобы хорошие НИИ вели у себя базовые кафедры» — то о чем вы говорите как раз и реализованно в МГУ например, например кафедра эмбриологии прикреплена к ИБР и специалисты из ИБРа читают лекции на кафедре МГУ. Это было реализовано даже когда я еще учился. И это неработает. Во первых выше я уже писал к чему приводит такая практика в западных университетах. Во вторых — научные сотрудники в состоянии рассказать только о том чем они конкретно занимаются, четкого и внятного курса дающего именно общее представление о предмете у них выстроить неполучается. В итоге студенты на протяжении лекций выслушивают одни частности и сугубо специальную информацию интересную только… Подробнее »

Denny
Denny

«Это было реализовано даже когда я еще учился. И это неработает. " Не путайте Карузо с тем, что вам напел Рабинович. «выше я уже писал к чему приводит такая практика в западных университетах. " А я в западных университетах работал. И с выпускниками работал. И знаю, к чему такая система приводит. Приводит к тому, что со студентами и выпускниками можно общаться по делу. Они в теме того, что делается в мире в их области. И они способны сами работать с современной литературой. И с современными методиками. В отличии ото наших. У которых я ежегодно принимаю экзамены в аспирантуру. Из приведенных вами изданий свежей является только книжка Ткачука. Ну так он очень и очень грамотный специалист. Учебники нужны. Как основа для лектора, который не может все знать. Но грамотный специалист, составляя свой курс, вносит в него свежие… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«Не путайте Карузо с тем, что вам напел Рабинович» — я говорю о том что видел своими глазами. Это схема неработает даже в ведущем вузе страны. Сращение НИИ и ВУЗов на уровне чтения лекций я имею ввиду. Составить внятный интересный курс лекций (8−10 на семестр) — сложнейшая задача, и у сотрудников НИИ занятых рутинной научной работой видимо не хватает на это сил, опыта и времени. Не хватает сил часто даже на одну нормальную лекцию. «А я в западных университетах работал. И с выпускниками работал. И знаю, к чему такая система приводит» — какие общие слова. Поясните подробнее: 1) «Приводит к тому, что со студентами и выпускниками можно общаться по делу» — к вам приходят студенты 4−6го курса которые легко и свободно ориентируются в интересующей вас тематике без специальной подготовки? Разбираются во всех тонкостях вот так… Подробнее »

Denny
Denny

«Это схема неработает даже в ведущем вузе страны.» Эта схема не может работать вот просто так. Нужны систематические серьезные организационные усилия, чтобы она заработала. А МГУ действительно ведущий ВУЗ. В МГУ более-менее хватает своих специалистов. То есть как раз для МГУ эта проблема менее актуальна, чем для других ВУЗов. 1. Они как раз получают в ВУЗе специальную подготовку, взаимодействуя со специалистами в интересующей ИХ области. 2. Имеется в виду, что человек, читая современную статью, понимает проблему, новизну, суть использованных методик и пр. Это входит в спец подготовку, которую дает ВУЗ в интересующей ИХ области. 3. В той области, которая интересна ИМ, в той области, где они планируют работать. 4. Специальными методами владеют на практике. Ибо проходили практику у специалистов… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«Нужны систематические серьезные организационные усилия, чтобы она заработала» — нужны четкие критерии каким должен быть курс который читают научные сотрудники из РАН, нужна внятная программа тем лекций (сейчас этого нет), без этого любые организационные усилия бесполезны. «В МГУ более-менее хватает своих специалистов» — а вот и нет, МГУ покрывает лекционную программу на Биофаке например где-то до середины 4-го курса, дальше начинается хаос из лекций приглашенных сотрудников РАН так как своих спецов нет. В этом смысле лекции на младших курсах как ни странно оказываются на порядки более ценными чем на старших. «1. Они как раз получают в ВУЗе специальную подготовку, взаимодействуя со специалистами в интересующей ИХ области» — но ведь на западе нет НИИ как таковых, там вся наука сосредоточена в ВУЗах, поэтому и есть… Подробнее »

Denny
Denny

«Нужны систематические серьезные организационные усилия…» Со всем вами перечисленным совершенно согласен. Это входит в мое понятие систематических серьезных усилий. 1. Я не идеализирую западные ВУЗы и западных исследователей. Но сам принцип совмещения исследовательской и преподавательской деятельности (не на 100% разумеется) я считаю продуктивным. Конкретные организационные формы реализации этого принципа могут быть разными. 2. «Ну, а вообще любому студенту любой научник будет втирать что-то чем он занимается у себя в лабе и есть самое перспективное.» Правильно. Именно поэтому — чем раньше студент начнет набираться опыта, разбираться и вникать — тем лучше. А вот если выпускник впервые попадает к научнику — ему придется туго. 3. Общий курс заинтересовал. Сходил на спецкурс — узнал подробности у конкретного специалиста. 4. «на наработку методики уходят годы непрерывной работы…» Правильно. Чем… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

2. «Ну, а вообще любому студенту любой научник будет втирать что-то чем он занимается у себя в лабе и есть самое перспективное.» Правильно" - правильно для научника, но не для студента и будущего специалиста. Вспомнились слова одного русского постдока который еще в аспирантские годы попал в лабораторию которая занимается генетикой дрозофиллы (которая если ему верить была изучена вдоль и поперек, но он об этом не знал). В итоге он потратил много лет на этот глушняк, из которого было сложно вырваться. Он потерял самое ценное — молодость на исследование бесперспективной темы своего научника. «Именно поэтому — чем раньше студент начнет набираться опыта, разбираться и вникать — тем лучше. А вот если выпускник впервые попадает к научнику — ему придется туго» — да откуда у студента возьмется время на набирание опыта и маневр? У него… Подробнее »

Denny
Denny

«а на западе есть ресурсы?» Там модель университета другая. Там это большой комплекс со своей большой наукой и практикой. И с соответствующими ресурсами. То есть там просто нет этой проблемы в таком виде. А в России НИИ отделены от ВУЗов организационно. И они должны либо активно сотрудничать, либо превращаться в изолированные мирки — с соответствующим печальным исходом. «слишком высока цена за поиск. Рецепта нет. Вы предлагаете учиться на своих ошибках — но это примерно как на войне — если солдат новобранец пережил три битвы то ясное дело что ему ничего объснять не надо, он сам всем и все объяснит. Только дело за малым — выжить в трех битвах. " Рецепта действительно нет. И действительно надо выжить в трех битвах. Но разница тут вот в чем. Можно выпуститься из ВУЗа с книжными «представлениями о…» и самостоятельно идти в эти… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«а на западе есть ресурсы?» Там модель университета другая. Там это большой комплекс со своей большой наукой и практикой. И с соответствующими ресурсами" - тото чем вы говорите относится скорее к топовым западным ВУЗам. ВУЗ на западе как ни крути это машина по зарабатыванию денег, а содержание ВУЗа не производящего ничего кроме выпускников и статей обходится дорого. Полагаю что даже на Западе в ВУЗах средней руки дела обстоят не очень радужно, кстати в книге Михаила Соколова этот вопрос так же затрагивается. «Рецепта действительно нет. И действительно надо выжить в трех битвах» — «На Федюхины высоты Нас пришло всего две роты, А пошли полки.» — Лев Толстой. Это дарвиновский отбор, только проходят не лучшие, а те кому повезет найти хорошую лабу хотя бы со второй попытки. «Поймите, запад идет по этой дороге… Подробнее »

Denny
Denny

Мы с вами пошли уже по десятому кругу. Западные ВУЗы как и западные научники очень разные. Но нормальная (хотя и далеко не безгрешная) конкурентная среда способствует продвижению лучших. Проблемы поиска для студентов мы затрагивали много раз. Чем раньше студент познакомиться со специалистами, чем больше специалистов и лабораторий он узнает, тем осознаннее будет его выбор. Поэтому чем больше крутых специалистов привлекает ВУЗ, тем круче его репутация. Ведь учебники-то везде одни и те же. Ленинджер он и в Африке Ленинджер. А специалисты ведь не только лекции читают. Они приносят с собой те же гранты, то есть методики, оборудование и возможность для студентов все это изучать и во всем этом участвовать. Многие специалисты работают с фирмами и стартапами, и это тоже может использовать ВУЗ для повышения качества подготовки студентов и возможностей… Подробнее »

Алексей Лк
Алексей Лк

«Мы с вами пошли уже по десятому кругу» — верно) я ждал когда вы скажите эти слова)

«Западные ВУЗы как и западные научники очень разные» — вот это мне уже больше нравится, значит и там можно легко нарваться) а то многие думают что раз западный ВУЗ то все ок)

«Но нормальная (хотя и далеко не безгрешная) конкурентная среда способствует продвижению лучших» — в теории да

«Поэтому чем больше крутых специалистов привлекает ВУЗ, тем круче его репутация» — и тем дороже в нем обучение…

«У нас же при отсутствии реальной связи ВО и науки выбор для студента действительно является чистой рулеткой. И выбор подходящих выпускников для завлаба — тоже» — что и требовалось доказать)

Похоже мы пришли таки к каким то общим выводам)

Алексей Лк
Алексей Лк

«И так наши ВУЗовские преподаватели мало знакомы с наукой и вообще с каким-либо реальным делом»

«Выпускники вообще будут ни на что не годны»

«А стоило бы двигаться ровно в обратном направлении»

«Я думаю, это будет касаться гуманитарных специальностей, так что не стоит беспокоиться»

Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

«Это к вопросу о том, как реформировать науку и образование» Denny.

y.v.
y.v.

«а чем в таком случае занимаются на курсах английского в аспирантуре как не натаскиванием на написание текстов статей». По секрету скажу: натаскивают на перевод с английского на русский. Более того, уровень «на входе» настолько разный, что и эта задача получается не у всех. В аспирантуру нынче конкурс зачастую отрицательный, что не добавляет оптимизма…

Сергей
Сергей

В признании аспирантуры третьей ступенью образования не стоит забывать про армию, точнее про мотив легального откоса от армии. В посредственных вузах этот мотив «аспирантов» находит консенсус с мотивом руководства вузов хоть что-то заработать на платных аспирантах и дать своим преподавателям средне-бездельные 50 часов в год в нагрузку. В прежние времена, закончившие аспирантуру и не защитившие кандидатскую стыдливо скрывали сей факт, а сейчас за аспирантуру дают отдельный диплом. Прежний Минобр просто «отвоевывал» клиентуру у Минздрава и Минобороны, повышая «ценность» диплома аспиранта официальным признанием ненужности защиты кандидатской. В условиях ужесточения процедур и критериев защит диссертаций, выделения ведущих вузов с правом самостоятельного присуждения степеней получить качественных аспирантов для сотен посредственных вузов практически невозможно. Необходимо просто продолжить практику зачищения советов и лишать посредственные вузы… Подробнее »

Андрей
Андрей

Почему только два вида аспирантуры? Надо больше! Научно-практическая аспирантура, медико-педагогическая аспирантура, гуманитарная аспирантура, естественная аспирантура, отдельные аспирантуры для троечников, хорошистов и отличников. Зачем останавливаться? Можно ещё сделать различные аспирантуры с разным уровнем требований для разных регионов — должны же мы учитывать часовые пояса!

Андрей
Андрей

В предложении создать два типа аспирантуры я вижу некоторую недоработанность. Почему только два? Надо сделать научно-производственную аспирантуру (и, отдельно, производственно-научную), медицинско-педагогическую, сельскохозяйственную обязательно. Нужны отдельные виды аспирантуры для отличников, хорошистов и троечников. Наконец, нельзя забывать, что у нас несколько федеральных округов со своей спецификой, в каждом из которых есть несколько часовых поясов. Все это тоже заслуживает особого подхода. А вот необходимость защищать диссертацию после аспирантуры — это пережиток прошлого. Достаточно справки об обучении для военкомата. Опять-таки, многочисленные чиновники из Минобрнауки успешно защитили диссертации (несколько вторичные, ну так что ж) безо всякой аспирантуры.

Афонюшкин Василий
Афонюшкин Василий

смущает необходимость для преподавания обучения в аспирантуре. Например, студент медвуза. сразу отучившись в аспирантуре получает право преподавать хирургию… а вот опытнейший хирург отработавший лет 5−10 и достигший многого в своей профессии — нет. Так что-ли? Кстати доводилось уже видеть ситуации когда какого-нибудь очень крутого инженера, специалиста мирового уровня. который решил попреподавать просто ради повышения квалификации студентов попросили уйти ибо аспирантуры он в свое время не окончил.
На мой взгляд, на наших ВУЗов наличие молодых преподавателей послевыпускного возраста должно снижать баллы, равно как и отсутствие профильных специалистов из практики или науки…
Люди отстаивающие научно-педагогическую аспирантуру это весьма странные люди.

Denny
Denny

Вот здесь я вас полностью поддерживаю.

Каштанов
Каштанов

Институт аспирантуры в нынешнем виде давно устарел. За три года в экспериментальной науке в России хорошую работу сделать нельзя. Особенно с учетом кандидатских минимумов, которые только отвлекают от работы. Аспирант должен приходить на готовые методики и три года набирать материал. Именно по этому показателю его надо и оценивать через три года. А потом переводить на ставку научного сотрудника и еще два года на минимумы и диссертацию. Это и будет полноценной аспирантурой.

Сергей
Сергей

В желании реформировать или удлинить аспирантуру не следует забывать про фактическое удлинение обучения за счет магистратуры и вариативность этой магистратуры. В магистратуре есть научные семинары, хорошая магистерская диссертация составляет 2/3 посредственной кандидатской, без портфолио конференций и статей в магистратуру на бюджет в престижный вуз не поступить. Если молодой человек пошел в магистратуру по своей же специализации бакалаврита, на совесть выполнил всю программу и получил красный диплом, ему вполне можно уменьшить обучение в аспирантуре до двух лет за счет именно учебной компоненты. В Британии слушатели программ MPh и PhD учатся вместе первые два года, затем первые заканчивают и вторые продолжают заниматься именно наукой и немного ведут семинары за своими научными руководителями. Доучивать в аспирантуре приходится в основном тех, кто после бакалавриата круто сменил свою даже не специализацию,… Подробнее »

Сергей
Сергей

Еще следует помнить про удлинение учебы за счет 10−11 классов школы, когда подготовка на высокобальника ЕГЭ или призера олимпиады I уровня требует погружения в предмет, увлечение им. Увлеченные сильные бакалавры уже на 2−3 курсе демонстрируют задатки аспирантов, нужно лишь грамотно эти задатки развивать за счет научных семинаров, сильных научных руководителей ВКР и портфолио.

res
res

А на западе аспирантуры нет даже в сильных научных центрах. Только в университетах. О как))

Замкадыш
Замкадыш

Реформирование аспирантуры можно сравнить с хаотическим лечением пациентов различными лекарствами без всякой последовательности, даже не дожидаясь проявления эффектов от их приема. При таком подходе вопрос только в том, как скоро пациент умрет. Желание чиновников от образования и науки постоянно что-то реформировать, нужно законодательно ограничивать. Мотивы этой реформаторской деятельности не связаны с попытками улучшить функционирование аспирантуры — реформы им нужны просто ради самих реформ как предлога для расхищения бюджетных средств. Постоянные реформы только ухудшают работу аспирантуры. Поэтому также обязательно нужно ввести ответственность за принимаемые решения и их последствия. Срок ограничения на реформаторские развлечения должны быть не менее 10 лет — только за такой срок можно оценить эффективность принятых ранее решений. Если прошла реформа, то следующая не ранее чем через 10 лет.… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: