Ищем юных натуралистов, обожающих тискать шмелей и ужей

Лет­няя пора — отлич­ное вре­мя для про­ве­де­ния био­ло­ги­че­ской шко­лы. Инно­кен­тий Миро­нов, руко­во­ди­тель лет­ней шко­лы «Пили­грим», рас­ска­зал Ната­лии Деми­ной об исто­рии созда­ния и буд­нях сво­е­го про­ек­та. Напом­ним, что в ТрВ-Нау­ка № 256 мы пуб­ли­ко­ва­ли интер­вью с Фёдо­ром Кон­дра­шо­вым (Шко­ла моле­ку­ляр­ной и тео­ре­ти­че­ской био­ло­гии, ШМТБ), Ива­ном Ола­дыш­ки­ным (Лет­няя физи­ко-мате­ма­ти­че­ская шко­ла ИПФ РАН) и Дани­лом Фёдо­ро­вых (ЛЭШ ILE).

Иннокентий Миронов

родил­ся в горо­де Обнинск Калуж­ской обла­сти, он стар­ший ребе­нок в мно­го­дет­ной семье. Был побе­ди­те­лем Все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды школь­ни­ков по био­ло­гии. В 22 года с отли­чи­ем окон­чил кафед­ру моле­ку­ляр­ной био­ло­гии био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ. С сен­тяб­ря 2018-го учит­ся и рабо­та­ет по про­грам­ме НИУ-ВШЭ «Учи­тель для Рос­сии» (учи­тель био­ло­гии и эко­ло­гии в шко­ле № 2 горо­да Мало­я­ро­сла­вец Калуж­ской обла­сти). Он гене­раль­ный дирек­тор АНО «Инсти­тут пере­да­чи био­ло­ги­че­ских зна­ний».

— Когда была созда­на ваша шко­ла? Кто был ее ини­ци­а­то­ром (люди или орга­ни­за­ция)?

— Био­шко­ла «Пили­грим» была созда­на в 2015 году мной и объ­еди­нен­ной коман­дой сту­ден­тов био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ и факуль­те­та меж­ду­на­род­ной жур­на­ли­сти­ки МГИМО. Пер­вые пилот­ные про­ек­ты реги­о­наль­но­го мас­шта­ба реа­ли­зо­ва­ны в 2013 и 2014 годах при под­держ­ке сред­ней шко­лы № 11 горо­да Обнин­ска и Калуж­ско­го област­но­го эко­ло­го-био­ло­ги­че­ско­го цен­тра.

Учи­те­ля и руко­вод­ство этой шко­лы в 2015 и 2016 годах ока­за­ли «Пили­гри­му» неоце­ни­мую адми­ни­стра­тив­ную и мето­ди­че­скую под­держ­ку, в част­но­сти нам очень помог­ла канд. биол. наук, доцент Обнин­ско­го инсти­ту­та атом­ной энер­ге­ти­ки МИФИ Мари­на Рас­ска­зо­ва. Осе­нью 2016 года мы заре­ги­стри­ро­ва­ли соб­ствен­ное юри­ди­че­ское лицо — авто­ном­ную неком­мер­че­скую орга­ни­за­цию «Инсти­тут пере­да­чи био­ло­ги­че­ских зна­ний», от име­ни кото­рой в насто­я­щее вре­мя реа­ли­зу­ем все про­ек­ты.

— Како­ва кон­цеп­ция вашей лет­ней шко­лы?

— Меж­ду­на­род­ная био­шко­ла «Пили­грим» — это обра­зо­ва­тель­ная сре­да для тех людей, кто хочет свя­зать свою жизнь с нау­ка­ми о жиз­ни — био­ло­ги­ей, эко­ло­ги­ей, меди­ци­ной. Наша мис­сия — помочь из чело­ве­ка, увле­ка­ю­ще­го­ся нау­кой, вырас­ти в пер­во­класс­но­го спе­ци­а­ли­ста.

Этот рост вклю­ча­ет полу­че­ние общих и част­ных, тео­ре­ти­че­ских и прак­ти­че­ских зна­ний по био­ло­гии и смеж­ным нау­кам, про­фес­си­о­наль­ные зна­ком­ства и свя­зи, выбор вуза/​суза и под­го­тов­ка к поступ­ле­нию, уча­стие в переч­не­вых посту­па­тель­ных олим­пи­а­дах и далее — педа­го­ги­че­скую прак­ти­ку и под­держ­ку сооб­ще­ства при обу­че­нии после шко­лы, вплоть до тру­до­устрой­ства по спе­ци­аль­но­сти. Важ­ней­шим аспек­том для нас явля­ет­ся доступ­ность этой обра­зо­ва­тель­ной сре­ды для тех, для кого она созда­на, — как мате­ри­аль­ная, так и пси­хо­ло­ги­че­ская и вся­кая дру­гая.

— Кто явля­ет­ся участ­ни­ка­ми шко­лы? Как вы их отби­ра­е­те?

— Участ­ни­ка­ми «Пили­гри­ма» явля­ют­ся школь­ни­ки 10–17 лет из РФ и стран СНГ (а так­же ребя­та из дру­гих стран, гото­вые про­хо­дить обу­че­ние на рус­ском язы­ке), окон­чив­шие 4–10 клас­сы, кото­рые с како­го-либо ракур­са инте­ре­су­ют­ся нау­ка­ми о жиз­ни. Это юные нату­ра­ли­сты, обо­жа­ю­щие тис­кать шме­лей и ужей. Это ответ­ствен­ные девуш­ки и пар­ни, меч­та­ю­щие стать педи­атра­ми и хирур­га­ми. Это ребя­та, кото­рые хотят стать совре­мен­ны­ми уче­ны­ми-био­ло­га­ми и жела­ют повы­сить уро­вень сво­ей тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской под­го­тов­ки для поступ­ле­ния в уни­вер­си­тет меч­ты. Это нерав­но­душ­ные эко­ло­ги, обес­по­ко­ен­ные про­бле­ма­ми био­раз­но­об­ра­зия.

Для уча­стия в био­шко­ле кан­ди­да­там необ­хо­ди­мо прой­ти двух­сту­пен­ча­тый отбор. Пер­вый этап: ребя­там нуж­но выпол­нить заоч­ное зада­ние, вклю­ча­ю­щее несколь­ко вопро­сов, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих раз­вер­ну­тые отве­ты. Заяв­ка пред­став­ля­ет собой гибрид заоч­ной олим­пи­а­ды (то есть вклю­ча­ет зада­ния по био­ло­гии — как на уме­ние искать и ана­ли­зи­ро­вать мате­ри­ал, так и на спо­соб­ность при­ме­нять свои зна­ния и био­ло­ги­че­скую фан­та­зию) и моти­ва­ци­он­но­го пись­ма (отдель­ный блок посвя­щен моти­ва­ции к уча­стию в «Пили­гри­ме» и виде­нию себя в про­фес­си­о­наль­ном буду­щем).

Вто­рой этап — собе­се­до­ва­ние. Очный этап про­во­дит­ся в Москве и Обнин­ске. Кто не может при­е­хать, про­хо­дит собе­се­до­ва­ние онлайн (напри­мер, по «Скай­пу», хотя ино­гда у ребят не быва­ет досту­па в Интер­нет и мы обща­ем­ся по теле­фо­ну). Мы зна­ко­мим­ся с наши­ми буду­щи­ми уче­ни­ка­ми бли­же, оце­ни­ва­ем уме­ние ана­ли­зи­ро­вать «здесь и сей­час», узна­ём боль­ше о чело­ве­ке как лич­но­сти, «про­щу­пы­ва­ем» общий уро­вень уже име­ю­щих­ся зна­ний по био­ло­гии и смеж­ным дис­ци­пли­нам.

При оцен­ке заяв­ки и собе­се­до­ва­нии мы про­во­дим оцен­ку по ряду кри­те­ри­ев и при необ­хо­ди­мо­сти фор­ма­ли­зу­ем резуль­тат в виде бал­лов, полу­чен­ных за два эта­па отбо­ра. Таким обра­зом, отбор носит объ­ек­тив­ный харак­тер, и мы все­гда гото­вы дать обрат­ную связь сво­им кан­ди­да­там.

— Как про­хо­дит обу­че­ние, в каких фор­ма­тах? Как вы состав­ля­е­те про­грам­му оче­ред­ной лет­ней шко­лы?

— Участ­ни­ки делят­ся на груп­пы исхо­дя из воз­рас­та и опы­та обу­че­ния. В пер­вом при­бли­же­нии млад­шие назы­ва­ют­ся «ДНК», сред­ние — «РНК», а стар­шие — «Белок». Для каж­дой груп­пы состав­ля­ет­ся своя учеб­ная про­грам­ма — так, что­бы участ­ник, попа­дая к нам в 4–5 клас­сах, мог бы каж­дый год обу­чать­ся ново­му, начи­ная с базы, бэк­гра­ун­да, и про­дол­жая раз­ви­вать­ся в том направ­ле­нии, кото­рое инте­рес­но имен­но ему.

Все млад­шие ребя­та слу­ша­ют кур­сы, осно­во­по­ла­га­ю­щие для пони­ма­ния устрой­ства живо­го. Так, любые живые орга­низ­мы на Зем­ле состо­ят из кле­ток. И нау­ка о живой клет­ке — цито­ло­гия — пре­по­да­ет­ся всем участ­ни­кам групп «ДНК» и «РНК». Так­же в млад­шем звене мы удо­вле­тво­ря­ем есте­ствен­ное дет­ское любо­пыт­ство и даем маль­чи­кам и девоч­кам вво­лю пооб­щать­ся с живы­ми объ­ек­та­ми в рам­ках клас­си­че­ских кур­сов по зоо­ло­гии и бота­ни­ке.

В сред­нем звене мы раз­ви­ва­ем зало­жен­ную базу, при­ви­вая поня­тия о том, как клет­ки соби­ра­ют­ся в тка­ни, тка­ни — в орга­ны, орга­ны — в орга­низ­мы, а орга­низ­мы — в сооб­ще­ства. И наме­кая на то, что мож­но рыть и вглубь — внутрь клет­ки, к тай­нам био­хи­мии и моле­ку­ляр­ной био­ло­гии. Полу­чив общие пред­став­ле­ния, ребя­та про­яв­ля­ют уже осо­знан­ную склон­ность к той или иной обла­сти.

И здесь, в стар­шем звене, мы предо­став­ля­ем уче­ни­кам мно­же­ство аль­тер­на­тив. Хочешь — зани­май­ся поле­вой био­ло­ги­ей, хочешь — меди­цин­ской физио­ло­ги­ей, хочешь — гена­ми и био­ин­же­не­ри­ей. Мы пред­ла­га­ем так­же раз­вить дру­гие навы­ки, кото­рые при­го­дят­ся в наших про­фес­си­ях — учить­ся высту­пать пуб­лич­но, писать тек­сты, изу­чать англий­ский, зато­чен­ный под био­ло­гию, и т. д. При этом мы обес­пе­чи­ва­ем глу­бо­кий уро­вень мате­ри­а­ла, ведь пре­по­да­ва­тель каж­до­го кур­са явля­ет­ся спе­ци­а­ли­стом в сво­ей обла­сти.

— А кто пре­по­да­ва­те­ли?

— Наша коман­да — выпуск­ни­ки факуль­те­тов био­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти МГУ им. Ломо­но­со­ва, меди­цин­ских вузов — РНИМУ им. Пиро­го­ва, МГМУ им. Сече­но­ва, — а так­же РГСХА им. Тими­ря­зе­ва и дру­гих вузов. Бла­го­да­ря этим спе­ци­а­ли­стам ребя­та име­ют воз­мож­ность полу­чить глу­бо­кие и каче­ствен­ные зна­ния, соот­вет­ству­ю­щие состо­я­нию дел на перед­нем крае нау­ки. Так­же в нашей коман­де при­сут­ству­ют прак­ти­ку­ю­щие учи­те­ля. Они, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми био­шко­лы, при­да­ют нашей рабо­те педа­го­ги­че­скую кор­рект­ность и глу­би­ну, тем самым реа­ли­зуя каче­ствен­ную пода­чу мате­ри­а­ла и вза­и­мо­дей­ствие с детьми.

Нако­нец, очень важ­ную часть пре­по­да­ва­тель­ской коман­ды состав­ля­ют сту­ден­ты и даже аби­ту­ри­ен­ты веду­щих вузов. Это вче­раш­ние школь­ни­ки, толь­ко пере­шаг­нув­шие сту­пень­ку меж­ду миром шко­лы и уни­вер­си­те­том. Они как никто пони­ма­ют чая­ния и про­бле­мы участ­ни­ков и обес­пе­чи­ва­ют мен­таль­ную связь и пре­ем­ствен­ность (так назы­ва­е­мый прин­цип малых дистан­ций).

Итак, основ­ное обу­че­ние состо­ит из лек­ций, семи­на­ров, поле­вых выхо­дов и лабо­ра­тор­ных прак­ти­ку­мов по самым раз­ным отрас­лям наук о жиз­ни. Кро­ме это­го, в вечер­нее вре­мя мы орга­ни­зу­ем встре­чи с при­гла­шен­ны­ми лек­то­ра­ми. Это успеш­ные состо­яв­ши­е­ся уче­ные, вра­чи, биз­не­сме­ны и жур­на­ли­сты, а так­же вете­ри­на­ры, агро­но­мы, эко­ло­ги и цир­ко­вые дрес­си­ров­щи­ки. Эти люди при­ез­жа­ют к нам на один-два дня и рас­ска­зы­ва­ют ребя­там о том, что мож­но делать и кем мож­но стать после окон­ча­ния вуза.

— Кто ока­зы­ва­ет финан­со­вую под­держ­ку шко­ле?

— В 2015 году мы про­ве­ли успеш­ный кра­уд­фандин­го­вый про­ект на плат­фор­ме Boomstarter, собрав­ший 420 тыс. руб. Это поз­во­ли­ло заку­пить новое обо­ру­до­ва­ние для прак­ти­ку­мов, сни­зив цену для участ­ни­ков до 8 тыс. руб. У про­ек­та было 197 спон­со­ров, от сту­ден­тов био­фа­ка МГУ до радио­ве­ду­ще­го «Биз­несфм».

Мен­тор­скую, финан­со­вую и инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку нам в тече­ние трех лет ока­зы­вал фонд под­держ­ки нау­ки и обра­зо­ва­ния «Рекур­сия» под руко­вод­ством Еле­ны Боро­вой. Имен­но ей при­над­ле­жа­ла идея запу­стить кра­уд­фандинг, а в 2016 году «Рекур­си­ей» было собра­но 40 тыс. руб. на под­держ­ку талант­ли­вых детей в виде предо­став­ле­ния гран­тов на частич­ную и пол­ную опла­ту уча­стия.

В 2017 году нам ока­зал мате­ри­аль­ную под­держ­ку фонд «Эво­лю­ция» в виде гран­та в раз­ме­ре 60 тыс. руб. Сред­ства были исполь­зо­ва­ны для выде­ле­ния талант­ли­вым участ­ни­кам гран­тов на доро­гу, а так­же частич­ную и пол­ную опла­ту уча­стия в «Пили­гри­ме». Так­же «Эво­лю­ция» при­сла­ла мне науч­но-попу­ляр­ные кни­ги по про­грам­ме под­держ­ки учи­те­лей. Эти кни­ги актив­но исполь­зу­ют­ся при рабо­те био­шко­лы «Пили­грим».

В 2017 году наша орга­ни­за­ция ста­ла гран­то­по­лу­ча­те­лем Фон­да пре­зи­дент­ских гран­тов, полу­чив грант в раз­ме­ре 500 тыс. руб. на про­ве­де­ние био­шко­лы «Пили­грим-2018». В насто­я­щее вре­мя рабо­та шко­лы про­во­дит­ся на этот грант, более поло­ви­ны из кото­ро­го пошли на гран­ты участ­ни­кам (все­го выде­ле­но более 30 гран­тов на доро­гу и опла­ту уча­стия).

Так­же в 2017 году нам помог­ло изда­тель­ство «Аль­пи­на нон-фикшн», пода­рив науч­но-попу­ляр­ную лите­ра­ту­ру. Есть у био­шко­лы и част­ные спон­со­ры. Так, в 2015 году сотруд­ни­ком Инсти­ту­та бел­ка (г. Пущи­но) Геор­ги­ем Гитель­зо­ном было пода­ре­но несколь­ко коро­бок стек­лян­ной посу­ды и реак­ти­вов, а в 2015 и 2016 годах Кон­стан­тин Зай цев, Андрей Лома­кин и Алек­сей Сты­цен­ков сде­ла­ли финан­со­вые вло­же­ния в раз­ви­тие «Пили­гри­ма».

— Что самое приятное/​интересное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Для меня это так или ина­че каса­ет­ся вза­и­мо­дей­ствия с людь­ми — как с кол­ле­га­ми, так и с детьми. Да, и очень-очень важ­но осо­зна­ние того, что твоя дея­тель­ность при­но­сит это­му миру и отдель­ным людям. Выс­шая радость — видеть, что пло­ды тво­ей рабо­ты — это изме­нен­ные к луч­ше­му судь­бы детей. Это их поступ­ле­ния в луч­шие вузы стра­ны и зару­бе­жья, это их побе­ды на олим­пи­а­дах и кон­фе­рен­ци­ях, зна­ком­ства, кото­рые они полу­чи­ли бла­го­да­ря нам, это счаст­ли­вые отзы­вы их роди­те­лей. Мы откры­ва­ем для них новый боль­шой мир. Мож­но вза­хлеб рас­ска­зы­вать уди­ви­тель­ные исто­рии отдель­ных юно­шей и деву­шек… Вот это и есть самое захва­ты­ва­ю­щее и при­ят­ное в нашей дея­тель­но­сти.

— А что самое трудное/​неприятное при орга­ни­за­ции лет­ней шко­лы?

— Для меня это юри­ди­че­ская сто­ро­на. Согла­со­ва­ние меро­при­я­тия с кон­тро­ли­ру­ю­щи­ми струк­ту­ра­ми, оформ­ле­ние внут­рен­ней доку­мен­та­ции — при­ка­зы, спис­ки, дого­во­ры… А так­же заклю­че­ние дого­во­ров с базой, дого­во­ры по пита­нию, охране и меди­цин­ско­му обслу­жи­ва­нию. Роди­тель­ские дого­во­ры. Кон­троль нали­чия у участ­ни­ков всех необ­хо­ди­мых доку­мен­тов (меди­цин­ских спра­вок у детей, мед­кни­жек и спра­вок о несу­ди­мо­сти у сотруд­ни­ков). Доку­мен­таль­ное оформ­ле­ние финан­со­вых опе­ра­ций, сче­та и акты выпол­нен­ных работ. Всё это — важ­ней­шая часть орга­ни­за­ции совре­мен­ной лет­ней шко­лы, и очень цен­но реа­ли­зо­вать ее на «отлич­но».

— Какие бы 3–5 сове­тов вы бы дали тем людям, кото­рые дума­ют об орга­ни­за­ции сво­ей лет­ней шко­лы? Что сто­ит делать? Чего делать не сто­ит?

— По мое­му опы­ту, орга­ни­за­то­ра­ми лет­них школ, как пра­ви­ло, высту­па­ют имен­но спе­ци­а­ли­сты в тех­ни­че­ских или гума­ни­тар­ных обла­стях, в кото­рых они и пла­ни­ру­ют зани­мать­ся обу­че­ни­ем. Ред­ко, когда они быва­ют про­фес­си­о­наль­ны­ми управ­лен­ца­ми. Поэто­му сто­ит обра­тить отдель­ное при­сталь­ное вни­ма­ние на фор­ми­ро­ва­ние коман­ды, в кото­рую хоро­шо бы вклю­чить, поми­мо пре­по­да­ва­те­лей, так­же про­фес­си­о­наль­но­го бух­гал­те­ра, юри­ста, а так­же «спе­ци­а­ли­стов по рабо­те с детьми» — опыт­ных вожа­тых, воз­мож­но, пси­хо­ло­га.

На мой взгляд про­ве­де­ние лет­ней шко­лы как фор­ма рабо­ты с детьми — дело настоль­ко ответ­ствен­ное, что не допус­ка­ет при­ме­не­ния толь­ко волон­тер­ских и доб­ро­воль­че­ских мето­дов орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти. Для каче­ствен­но­го обес­пе­че­ния быта и без­опас­но­сти сто­ит зало­жить в бюд­жет сред­ства на опла­ту тру­да пова­ров, вра­чей и охра­ны, а так­же на оформ­ле­ние всем сотруд­ни­кам мед­кни­жек, доро­ги до места про­ве­де­ния и т. д. Все рабо­чие вза­и­мо­дей­ствия пра­виль­но закре­пить соот­вет­ству­ю­щи­ми дого­во­ра­ми, в кото­рых про­пи­сы­ва­ют­ся обя­зан­но­сти и ответ­ствен­ность.

Перед созда­ни­ем сво­ей лет­ней шко­лы необ­хо­ди­мо тща­тель­но про­ду­мать ее мис­сию. Поду­мать над тем, для кого вы это дела­е­те и чему хоти­те научить -под­тя­нуть зна­ния к ЕГЭ или побеж­дать на олим­пи­а­дах? Может, это исклю­чи­тель­но ребя­та из Воро­неж­ской обла­сти? Буде­те ли вы читать по сво­ей дис­ци­плине част­ные кур­сы или общие? Что имен­но уче­ни­ки долж­ны будут выне­сти из меро­при­я­тия? Отве­тив для себя на подоб­ные вопро­сы, вы гораз­до луч­ше пой­ме­те, какие вам нуж­ны пре­по­да­ва­те­ли, какую дли­тель­ность шко­лы избрать, в какой бюд­жет необ­хо­ди­мо впи­сать­ся, а так­же тре­бо­ва­ния к месту про­ве­де­ния и т. п.

Инно­кен­тий Миро­нов
Бесе­до­ва­ла Ната­лия Деми­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *