Ищем юных натуралистов, обожающих тискать шмелей и ужей

Летняя пора — отличное время для проведения биологической школы. Иннокентий Миронов, руководитель летней школы «Пилигрим», рассказал Наталии Деминой об истории создания и буднях своего проекта. Напомним, что в ТрВ-Наука № 256 мы публиковали интервью с Фёдором Кондрашовым (Школа молекулярной и теоретической биологии, ШМТБ), Иваном Оладышкиным (Летняя физико-математическая школа ИПФ РАН) и Данилом Фёдоровых (ЛЭШ ILE).

Иннокентий Миронов

родился в городе Обнинск Калужской области, он старший ребенок в многодетной семье. Был победителем Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 22 года с отличием окончил кафедру молекулярной биологии биологического факультета МГУ. С сентября 2018-го учится и работает по программе НИУ-ВШЭ «Учитель для России» (учитель биологии и экологии в школе № 2 города Малоярославец Калужской области). Он генеральный директор АНО «Институт передачи биологических знаний».

— Когда была создана ваша школа? Кто был ее инициатором (люди или организация)?

— Биошкола «Пилигрим» была создана в 2015 году мной и объединенной командой студентов биологического факультета МГУ и факультета международной журналистики МГИМО. Первые пилотные проекты регионального масштаба реализованы в 2013 и 2014 годах при поддержке средней школы № 11 города Обнинска и Калужского областного эколого-биологического центра.

Учителя и руководство этой школы в 2015 и 2016 годах оказали «Пилигриму» неоценимую административную и методическую поддержку, в частности нам очень помогла канд. биол. наук, доцент Обнинского института атомной энергетики МИФИ Марина Рассказова. Осенью 2016 года мы зарегистрировали собственное юридическое лицо — автономную некоммерческую организацию «Институт передачи биологических знаний», от имени которой в настоящее время реализуем все проекты.

— Какова концепция вашей летней школы?

— Международная биошкола «Пилигрим» — это образовательная среда для тех людей, кто хочет связать свою жизнь с науками о жизни — биологией, экологией, медициной. Наша миссия — помочь из человека, увлекающегося наукой, вырасти в первоклассного специалиста.

Этот рост включает получение общих и частных, теоретических и практических знаний по биологии и смежным наукам, профессиональные знакомства и связи, выбор вуза/суза и подготовка к поступлению, участие в перечневых поступательных олимпиадах и далее — педагогическую практику и поддержку сообщества при обучении после школы, вплоть до трудоустройства по специальности. Важнейшим аспектом для нас является доступность этой образовательной среды для тех, для кого она создана, — как материальная, так и психологическая и всякая другая.

— Кто является участниками школы? Как вы их отбираете?

— Участниками «Пилигрима» являются школьники 10−17 лет из РФ и стран СНГ (а также ребята из других стран, готовые проходить обучение на русском языке), окончившие 4−10 классы, которые с какого-либо ракурса интересуются науками о жизни. Это юные натуралисты, обожающие тискать шмелей и ужей. Это ответственные девушки и парни, мечтающие стать педиатрами и хирургами. Это ребята, которые хотят стать современными учеными-биологами и желают повысить уровень своей теоретической и практической подготовки для поступления в университет мечты. Это неравнодушные экологи, обеспокоенные проблемами биоразнообразия.

Для участия в биошколе кандидатам необходимо пройти двухступенчатый отбор. Первый этап: ребятам нужно выполнить заочное задание, включающее несколько вопросов, подразумевающих развернутые ответы. Заявка представляет собой гибрид заочной олимпиады (то есть включает задания по биологии — как на умение искать и анализировать материал, так и на способность применять свои знания и биологическую фантазию) и мотивационного письма (отдельный блок посвящен мотивации к участию в «Пилигриме» и видению себя в профессиональном будущем).

Второй этап — собеседование. Очный этап проводится в Москве и Обнинске. Кто не может приехать, проходит собеседование онлайн (например, по «Скайпу», хотя иногда у ребят не бывает доступа в Интернет и мы общаемся по телефону). Мы знакомимся с нашими будущими учениками ближе, оцениваем умение анализировать «здесь и сейчас», узнаём больше о человеке как личности, «прощупываем» общий уровень уже имеющихся знаний по биологии и смежным дисциплинам.

При оценке заявки и собеседовании мы проводим оценку по ряду критериев и при необходимости формализуем результат в виде баллов, полученных за два этапа отбора. Таким образом, отбор носит объективный характер, и мы всегда готовы дать обратную связь своим кандидатам.

— Как проходит обучение, в каких форматах? Как вы составляете программу очередной летней школы?

— Участники делятся на группы исходя из возраста и опыта обучения. В первом приближении младшие называются «ДНК», средние — «РНК», а старшие — «Белок». Для каждой группы составляется своя учебная программа — так, чтобы участник, попадая к нам в 4−5 классах, мог бы каждый год обучаться новому, начиная с базы, бэкграунда, и продолжая развиваться в том направлении, которое интересно именно ему.

Все младшие ребята слушают курсы, основополагающие для понимания устройства живого. Так, любые живые организмы на Земле состоят из клеток. И наука о живой клетке — цитология — преподается всем участникам групп «ДНК» и «РНК». Также в младшем звене мы удовлетворяем естественное детское любопытство и даем мальчикам и девочкам вволю пообщаться с живыми объектами в рамках классических курсов по зоологии и ботанике.

В среднем звене мы развиваем заложенную базу, прививая понятия о том, как клетки собираются в ткани, ткани — в органы, органы — в организмы, а организмы — в сообщества. И намекая на то, что можно рыть и вглубь — внутрь клетки, к тайнам биохимии и молекулярной биологии. Получив общие представления, ребята проявляют уже осознанную склонность к той или иной области.

И здесь, в старшем звене, мы предоставляем ученикам множество альтернатив. Хочешь — занимайся полевой биологией, хочешь — медицинской физиологией, хочешь — генами и биоинженерией. Мы предлагаем также развить другие навыки, которые пригодятся в наших профессиях — учиться выступать публично, писать тексты, изучать английский, заточенный под биологию, и т. д. При этом мы обеспечиваем глубокий уровень материала, ведь преподаватель каждого курса является специалистом в своей области.

— А кто преподаватели?

— Наша команда — выпускники факультетов биологической направленности МГУ им. Ломоносова, медицинских вузов — РНИМУ им. Пирогова, МГМУ им. Сеченова, — а также РГСХА им. Тимирязева и других вузов. Благодаря этим специалистам ребята имеют возможность получить глубокие и качественные знания, соответствующие состоянию дел на переднем крае науки. Также в нашей команде присутствуют практикующие учителя. Они, взаимодействуя с другими преподавателями биошколы, придают нашей работе педагогическую корректность и глубину, тем самым реализуя качественную подачу материала и взаимодействие с детьми.

Наконец, очень важную часть преподавательской команды составляют студенты и даже абитуриенты ведущих вузов. Это вчерашние школьники, только перешагнувшие ступеньку между миром школы и университетом. Они как никто понимают чаяния и проблемы участников и обеспечивают ментальную связь и преемственность (так называемый принцип малых дистанций).

Итак, основное обучение состоит из лекций, семинаров, полевых выходов и лабораторных практикумов по самым разным отраслям наук о жизни. Кроме этого, в вечернее время мы организуем встречи с приглашенными лекторами. Это успешные состоявшиеся ученые, врачи, бизнесмены и журналисты, а также ветеринары, агрономы, экологи и цирковые дрессировщики. Эти люди приезжают к нам на один-два дня и рассказывают ребятам о том, что можно делать и кем можно стать после окончания вуза.

— Кто оказывает финансовую поддержку школе?

— В 2015 году мы провели успешный краудфандинговый проект на платформе Boomstarter, собравший 420 тыс. руб. Это позволило закупить новое оборудование для практикумов, снизив цену для участников до 8 тыс. руб. У проекта было 197 спонсоров, от студентов биофака МГУ до радиоведущего «Бизнесфм».

Менторскую, финансовую и информационную поддержку нам в течение трех лет оказывал фонд поддержки науки и образования «Рекурсия» под руководством Елены Боровой. Именно ей принадлежала идея запустить краудфандинг, а в 2016 году «Рекурсией» было собрано 40 тыс. руб. на поддержку талантливых детей в виде предоставления грантов на частичную и полную оплату участия.

В 2017 году нам оказал материальную поддержку фонд «Эволюция» в виде гранта в размере 60 тыс. руб. Средства были использованы для выделения талантливым участникам грантов на дорогу, а также частичную и полную оплату участия в «Пилигриме». Также «Эволюция» прислала мне научно-популярные книги по программе поддержки учителей. Эти книги активно используются при работе биошколы «Пилигрим».

В 2017 году наша организация стала грантополучателем Фонда президентских грантов, получив грант в размере 500 тыс. руб. на проведение биошколы «Пилигрим-2018». В настоящее время работа школы проводится на этот грант, более половины из которого пошли на гранты участникам (всего выделено более 30 грантов на дорогу и оплату участия).

Также в 2017 году нам помогло издательство «Альпина нон-фикшн», подарив научно-популярную литературу. Есть у биошколы и частные спонсоры. Так, в 2015 году сотрудником Института белка (г. Пущино) Георгием Гительзоном было подарено несколько коробок стеклянной посуды и реактивов, а в 2015 и 2016 годах Константин Зай цев, Андрей Ломакин и Алексей Стыценков сделали финансовые вложения в развитие «Пилигрима».

— Что самое приятное/интересное при организации летней школы?

— Для меня это так или иначе касается взаимодействия с людьми — как с коллегами, так и с детьми. Да, и очень-очень важно осознание того, что твоя деятельность приносит этому миру и отдельным людям. Высшая радость — видеть, что плоды твоей работы — это измененные к лучшему судьбы детей. Это их поступления в лучшие вузы страны и зарубежья, это их победы на олимпиадах и конференциях, знакомства, которые они получили благодаря нам, это счастливые отзывы их родителей. Мы открываем для них новый большой мир. Можно взахлеб рассказывать удивительные истории отдельных юношей и девушек… Вот это и есть самое захватывающее и приятное в нашей деятельности.

— А что самое трудное/неприятное при организации летней школы?

— Для меня это юридическая сторона. Согласование мероприятия с контролирующими структурами, оформление внутренней документации — приказы, списки, договоры… А также заключение договоров с базой, договоры по питанию, охране и медицинскому обслуживанию. Родительские договоры. Контроль наличия у участников всех необходимых документов (медицинских справок у детей, медкнижек и справок о несудимости у сотрудников). Документальное оформление финансовых операций, счета и акты выполненных работ. Всё это — важнейшая часть организации современной летней школы, и очень ценно реализовать ее на «отлично».

— Какие бы 3−5 советов вы бы дали тем людям, которые думают об организации своей летней школы? Что стоит делать? Чего делать не стоит?

— По моему опыту, организаторами летних школ, как правило, выступают именно специалисты в технических или гуманитарных областях, в которых они и планируют заниматься обучением. Редко, когда они бывают профессиональными управленцами. Поэтому стоит обратить отдельное пристальное внимание на формирование команды, в которую хорошо бы включить, помимо преподавателей, также профессионального бухгалтера, юриста, а также «специалистов по работе с детьми» — опытных вожатых, возможно, психолога.

На мой взгляд проведение летней школы как форма работы с детьми — дело настолько ответственное, что не допускает применения только волонтерских и добровольческих методов организации деятельности. Для качественного обеспечения быта и безопасности стоит заложить в бюджет средства на оплату труда поваров, врачей и охраны, а также на оформление всем сотрудникам медкнижек, дороги до места проведения и т. д. Все рабочие взаимодействия правильно закрепить соответствующими договорами, в которых прописываются обязанности и ответственность.

Перед созданием своей летней школы необходимо тщательно продумать ее миссию. Подумать над тем, для кого вы это делаете и чему хотите научить -подтянуть знания к ЕГЭ или побеждать на олимпиадах? Может, это исключительно ребята из Воронежской области? Будете ли вы читать по своей дисциплине частные курсы или общие? Что именно ученики должны будут вынести из мероприятия? Ответив для себя на подобные вопросы, вы гораздо лучше поймете, какие вам нужны преподаватели, какую длительность школы избрать, в какой бюджет необходимо вписаться, а также требования к месту проведения и т. п.

Иннокентий Миронов
Беседовала Наталия Демина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *