Уезжать нельзя остаться

Андрей Калиничев
Андрей Калиничев

Недавняя острая перепалка между двумя уважаемыми профессорами Сколтеха в прошлом номере нашей газеты [1] и в социальных сетях в очередной раз продемонстрировала, что вопросы отъезда ученых и аспирантов за рубеж и их возвращения продолжают крайне болезненно восприниматься не только российской научной общественностью, но и более широкой публикой, даже очень далекой от науки и образования. Для многих оказалось чрезвычайно важным уточнить, например, что вернуться в Россию можно хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее, даже так: целиком и полностью, но не окончательно [2].

Точно так же бурную дискуссию в комментариях на сайте газеты вызвала небольшая заметка в 233-м номере о необходимости и неизбежности интернационализации высшего образования, где в качестве положительного примера был приведен факультет математики ВШЭ, не менее 30% выпускников которого ежегодно получают приглашения продолжить свое образование за границей [3]. Как часто бывает в подобных случаях, громче всего звучат мнения, что, мол, раз учатся «бесплатно» или «за государственный счет», то пусть сначала оплатят свое образование, а потом уезжают. Иначе давайте, мол, сократим число бюджетных мест в «Вышке», раз они позволяют своим выпускникам просто так уезжать за рубеж. Такие претензии, часто высказанные в еще более острой форме: «А зачем это нужно России?» или «Нельзя, чтобы Штаты забирали у нас мозги бесплатно!», присутствуют в подобных обсуждениях постоянно.

Декан факультета математики НИУ ВШЭ Владлен Тиморин, сам получивший степень PhD в Университете Торонто (Канада) уже после того, как защитил кандидатскую диссертацию по другой работе в Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН, счел важным и нужным продолжить и расширить обсуждение этого жгучего вопроса и более подробно осветить многие аспекты данной проблемы, даже вне зависимости от того, озвучены они уже были в комментариях или нет. Его письмо в редакцию ТрВ-Наука мы публикуем далее.

  1. А. Вершик, И. Дежина, Е. Америк и др. «Сравните два потока: туда и обратно» // ТрВ-Наука, № 240 от 24 октября 2017 года.
  2. В. Ерофеев «Москва – Петушки», Альманах «Весть» (М.: Книжная палата, 1989).
  3. А. Калиничев. Императив интернационализации // ТрВ-Наука, № 233 от 18 июля 2017 года.

Андрей Калиничев,
член редсовета ТрВ-Наука, профессор Высшего национального
института горных наук и телекоммуникаций (Institut Mines-Télécom Atlantique, Нант, Франция),
гл. науч. сотр. Международной
лаборатории суперкомпьютерного атомистического моделирования
и многомасштабного анализа НИУ ВШЭ

Подписаться
Уведомление о
guest

411 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Денис
Денис
6 года (лет) назад

А почему только уезжающие вызвали желание содрать с них деньги за полученное образование?

Как быть тогда с теми, кто просто сопьется, повесится, или станет психопатом от бедности, безнадёги и окружающего абсурда?

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

“А почему только уезжающие вызвали желание…”
1. По крайней мере лично я такого никогда не говорил.
Деньги нужно брать с тех, кто получил образование в централизованной части экономики, а работать пошёл в частную, или уехал за рубеж. В обратном же случае платежи по образовательному кредиту должна осуществлять централизованная система.
Да, с уехавших можно (и, возможно, нужно) брать больше, так как они работают не на тех людей, которые оплатили их учёбу. Но тут нужно считать.
3. “Как быть тогда с теми, кто просто…”
Выше я Вам уже говорил, что предлагаемая схема с кредитами может быть полезна исключительно в рамках нормальной системы управления экономикой в целом. И что почти все участники данного обсуждения согласились с тем, что в текущей ситуации от неё будет, в основном, вред.
Ну а в более-менее нормальной экономике цели, напрямую связанные с населением (вроде обучения), достигаются только по вероятности. Кого-то выучат, а он заболеет – потери неизбежны. Но в среднем такие вещи отлично прогнозируются – выборка-то большая.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Просто посмотрите первый коммент в этой ветке и все поймете. А по сути разницы нет, и отъезжающие дают лишь малюсенький ручек в общий поток уходящих в песок средств.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

“Как быть тогда с теми, кто просто сопьется, повесится, или станет психопатом от бедности, безнадёги и окружающего абсурда?” – ну если у кого то слабая психика, то ему в другой стране точно не сахар будет, чего уж тут сразу на Россиюшку то валить, с больной то головы да на реальность окружающую. Как только поросенку Петру на прекрасном западе навяжут с десяток кредитов и с полсотни иррациональных бюрократических требований – он точно так же может “стать психопатом от бедности, безнадёги и окружающего абсурда”

Денис
Денис
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Алексей Лк, посадить Вас на зарплату доцента, и уже через пару месяцев Вы станете убежденным навальнистом, через полгода – майдано-бандеровцем, ну а через годик – начнете крепко пить… ;-)

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Денис, так кто вам мешает не быть доцентом, уйти в другую сферу проще чем сдавать языковые экзамены, дрожать над статьями, зависеть от грантов и см 14 пунктов. Зп доцента – это Ваши проблемы

Денис
Денис
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Алексей, мне проще было найти позицию за рубежом, что я, собственно, и сделал…

Вчера вот в МГУ заходил, поболтать с коллегами, да с прибором одним помочь. Как-то всё ну вот прямо вообще грустно, а уезжать – уже поздно многим, нужно было раньше… Особенно порадовали пляски вокруг ставок с конкурсами – в контексте зарплаты выглядит, прямо скажем, диковато.

С другими сферами проблема в том, что кроме IT (да и то, реально высокотехнологичного не так уж и много), серьезных прикладных научных направлений у нас почти нет – немного геофизики/нефтянки еще, в оборонке – зачастую, не лучше, а местами, и хуже, чем в гражданской науке, биотехнологии – на мировом уровне очень мало, в основном – довольно примитивные инженерные задачи без особой научности… То есть, условному доценту не так уж и много вариантов остается. Гранты – РФФИ – рукоблудие (в смысле соотношения денег к отчетам), РНФ – их просто мало в масштабах страны, хоздоговора – редко есть платежеспособный спрос. Всякие левые подработки и прочая суета – довольно быстро наступает эмоциональное выгорание и вышеописанные негативные явления.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Денис, вы в общем все верно описали, у нас рынок труда узкий для высококвалифицированных кадров. Но сам факт легкости нахождения позиции за рубежом говорит о том что либо не хватает местных кадров, либо невысокая зп, либо есть иные подводные камни. Выгодные вакансии никогда не бывают массовыми, и везде на них приглашают либо топовых спецов либо своих людей. И наконец последнее – даже на западной вакансии вам ещё работать и работать на кого то, как впрочем и здесь – и поэтому у меня к вам один вопрос – вы уезжаете из сугубо экономических соображений или вы надеетесь что там вам предоставят больше возможности самореализации?

Денис
Денис
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Алексей, хороший вопрос. Попробую кратко сформулировать причины отъезда:

– Значительно больше возможностей для развития. Можно отбросить кучу разной вынужденной активности, и просто спокойно заниматься наукой и читая свой авторский курс, имея определенную финансовую свободу.

– Прозрачные правила игры, адекватное руководство.

– Очень жесткие и мобилизующие критерии по проектам – например, публикации в журналах с IF меньше 4, вообще не идут в зачет.

– Качественные аспиранты, мотивированные и готовые работать полноценным графиком, без всей этой ерунды “завтра меня не будет, я на фирме, а послезавтра – репетиторствовать еду”.

– Стабильный и предсказуемый политический режим, который точно ни на кого не нападет завтра, не окажется под санкциями, не опустит железный занавес и т.п.

– Стабильная экономическая ситуация, вплоть до гарантированного ежегодного роста зарплаты.

– Значительно более комфортная социальная среда – практически отсутствует бытовое хамство, нормальная человеческая доброжелательность, пренебрежимо низкий уровень преступности.

– Мобильность. Доходы позволяют перемещаться по миру, да и в проекты конференции заложены сразу, уже с деньгами под них.

– До получения гражданства (допустимо двойное) осталось совсем немного лет.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Тогда ещё вопрос – а вы уже работали зарубежном как аспирант или постдок?

Денис
Денис
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Работал по полгода как “academic visitor”. Ну и куча краткосрочных визитов, однажды вообще смешно было – специально вызывали на неделю за счет принимающей стороны на отличных условиях только ради того, чтобы персонально обучить нового сотрудника.

Естественно, куча друзей и знакомых в разных странах, в том числе, сокурсники и просто соотечественники, давно уехавшие, особо хитрые из которых умудрились аж швейцарское (!) гражданство уже получить… Поэтому, тамошние реалии вполне неплохо знаю, включая проблемы и риски, которые имеются везде.

Сейчас, кстати, уезжающим лучше смотреть не столько на Запад – там своих переизбыток, сколько в сторону бурно развивающегося Китая – много очень интересных предложений… Но там азиатская специфика, конечно. Очень круто и не так сложно попасть при хороших данных – Новая Зеландия, Канада, Австралия – высокое качество жизни, менее напряженная и конкурентная атмосфера, чем в США. В Великобритании же, почему-то, относительно низкие зарплаты в науке и более злобная бюрократия – с чем связано, не знаю…

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Это интересно. А вы выбирали страну по принципу где вам предложили ставку, или по личным предпочтениям (культура, или климат)

Денис
Денис
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Там всё забавно вышло. В стране, с которой наиболее тесные контакты, внезапно не поддержали проект. Потом были предложения из двух мест, куда не захотел сам (Франция и Израиль). А после – внезапно совершенно, из далекой страны, где и не бывал никогда, и даже не думал, ну уж очень интересное предложение, от которых не отказываются…

Потом уже выяснилось, что не просто так оно случилось, а через британских друзей косвенно, но это уже к делу не относилось – мне и так хорошо :-)

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Для Дениса: спасибо за ответы:
Итак, вы выбрали ту страну где вам предложили вакансию, и где недалеко до двойного гражданства, вы ничего не знали об этой стране ранее – скорее всего это Австралия, куда все ещё легко попасть. Вы перечислили список причин – это точка отсчета. У Вас нет опыта долгого пребывания в чужой стране, так что точка отсчета практически идеальная. Ваше представление о западе ещё не испорчено. Предлагаю вам зафиксировать через год, два, три и далее как будут меняется Ваши пункты, и было бы здорово если бы выкладывали это здесь, когда вам уже будет с чем сравнить, сейчас вы не более чем абитуриент все таки, а вот мнение выпускника это уже вес

Израиль
Израиль
6 года (лет) назад
В ответ на:  Денис

Coвершенно согласен мистер Денис. Все эти пункты естественно относятся и к моей любимой стране – США.

Denny
Denny
6 года (лет) назад

Алексей Лк: 22.11.2017 в 6:35

“Начиная с какого этапа эти чудовищные 14 пунктов начинают работать не против а на человека, и возможно ли это вообще?”

Надо просто посмотреть, откуда возникли эти 14 пунктов. Возникли они тогда, когда “золотой век” закончился. Закончился период взрывного роста вакансий в научной сфере. Когда практически всем находилось место и находились деньги. А система подготовки кадров адаптирована именно под этот постоянный рост. Данные 14 пунктов есть просто естественная реакция рынка рабочей силы в условиях большого преобладания предложения над спросом. Конкуренция становится жестокой. И последствия будут очевидны. Действие 14 пунктов приведет к снижению предложения. И тогда система обретет новое равновесие. Соответствующее новым условиям.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Для Denny – все верно, кроме одного – рынок сам себя не отрегулирует, иначе это бы уже произошло. Я пока не вижу кому бы это могло быть выгодно – ВУЗам точно не выгодно снижать число студентов и лабораторий, так как это деньги и гранты под лабы.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Не выгодно это тем, кто должен реально платить за свое образование.

В развитых странах этот процесс давно идет. Молодежь отнюдь не рвется в науку. Кто идет на магистра? Тот, кто не нашел работу после получения бакалавра. Кто идет в аспирантуру? Тот, кто не нашел работу после магистра (студенческая шутка в Канаде). Сейчас система еще выживает за счет стран третьего мира. Что такое математика? Это такой предмет, который в американских университетах русские профессора преподают китайским студентам.

А в России государство осуществляет массовый демпинг своими бесплатными местами. Люди получают халявное образование, а потом выясняется, что они никому не нужны. И начинаются вселенские обиды. Что им можно сказать? Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“А в России государство осуществляет массовый демпинг своими бесплатными местами….. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!” – То же все верно, кроме того что в России в целом по прежнему бесплатное высшее образование является неплохой отсрочкой от армии лет на пять, что как то является весьма стимулирующим фактором для многих, поэтому и идут хоть куда, а уж после как повезет.

“А на Западе государство/ВУЗы осуществляет массовый демпинг своими доступными местами для безвестных выпускников МГУ который на 100 месте в рейтингах как любят постоянно твердить на этом форуме. Люди получают халявный PhD а потом выясняется, что они никому не нужны. И начинаются вселенские обиды. Что им можно сказать? Не гонялся бы ты поп за дешевизной”

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Совершенно верно. Западная система, производящая толпу пиэйчди, живет за счет притока из стран третьего мира. Российская – за счет охотников до бесплатного ВО и косящих от армии. Разница в том. что на западе этим деньги зарабатывают (получая дешевых работников, которых потом можно выбросить), а российская тратит деньги на бесплатное ВО, которые потом не возвращаются.

Denny
Denny
6 года (лет) назад

Алексей Лк: 23.11.2017 в 14:06 «Если комплектовать преподавательский состав ВУЗов хотя бы частично людьми работающими по той профессии на которую они обучают»

Вот это номер! А что, можно как-то иначе? Профессиональной подготовкой специалистов должны заниматься только специалисты в этой области. Все остальное – глубокая профанация высшего образования.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Имеется ввиду комплектация людьми которые работают на реальном производстве в промышленности и знают его специфику и требования, которые недоступны преподвателям. Среди преподавателей МГУ таких дай бог 0.5% наберется которые совмещают и курсы, и реальную работу на условном “заводе”

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Вот в этом и беда. Не обязательно непременно совмещать. Это трудно. Но хотя бы иметь опыт реальной работы. Увы.

Алексей Лк
Алексей Лк
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

Конечно, было бы здорово хотя бы иметь опыт реальной работы преподавателям ВУЗов, но пока это недостижимая мечта учитывая их загруженность. Кстати тот преподаватель спец из ЭКО в МГУ только один курс и читал, на болшее не хватало времени ввиду работы в клинике.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Алексей Лк

Угу… Отсутствие связи российского ВО с реальной деятельностью (в числе с наукой) есть огромная беда.

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“Отсутствие связи российского ВО…”
Нужно просто широко внедрять систему Физтеха.
Но для этого, разумеется, должен быть платёжеспособный спрос на выпускников.

Denny
Denny
6 года (лет) назад
В ответ на:  Ash

Да, система физтеха была хороша. К сожалению, сейчас все движется в противоположном направлении.

Ash
Ash
6 года (лет) назад
В ответ на:  Denny

“К сожалению, сейчас все движется в противоположном направлении.”
Естественно – спроса-то нет. А без спроса ничего не поможет.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...