Золотой Луи, роковой и счастливый

В 1640 году Людо­вик XIII начал чека­нить золо­тые луи­до­ры по образ­цу испан­ских двой­ных эску­до, они же дуб­ло­ны (рис. 1). Их чека­ни­ли в Аме­ри­ке; во Фран­ции их назы­ва­ли писто­ля­ми — все эти лас­ка­ю­щие слух сло­ва вы навер­ня­ка встре­ча­ли у Дефо, Дюма, Сти­вен­со­на и дру­гих попу­ляр­ных авто­ров. Для борь­бы с обре­за­ни­ем монет льеж­ский меда­льер Жан Варен изоб­рел ста­нок, поз­во­ляв­ший чека­нить моне­ты ров­ной круг­лой фор­мы (рис. 2). Курс ново­го луи­до­ра к ста­ро­му сереб­ря­но­му ливру коле­бал­ся и окон­ча­тель­но закре­пил­ся толь­ко при Людо­ви­ке XV сна­ча­ла (в 1726 году) на 20, а потом (в 1740 году) — на 24 ливрах.

В 1789 году нача­лась рево­лю­ция. Фран­ция ста­ла кон­сти­ту­ци­он­ной монар­хи­ей, но внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия были непре­одо­ли­мы, и в ночь с 20 на 21 июня 1791 года Людо­вик XVI решил­ся бежать из Пари­жа, с тем что­бы воз­гла­вить контр­ре­во­лю­ци­он­ные вой­ска. План побе­га несколь­ко раз менял­ся, и в конеч­ном сче­те все запу­та­лись — каре­та коро­ля, не встре­тив в назна­чен­ном месте ожи­дав­ших ее офи­це­ров, про­дол­жи­ла путь. Побег еще мог завер­шить­ся успе­хом, но в Сент-Мену выгля­нув­ше­го из окна каре­ты Людо­ви­ка опо­знал сын мест­но­го почт­мей­сте­ра Жан-Батист Друэ (рис. 3).

3
3

Он узнал коро­ля, пото­му что видел его порт­рет то ли на бумаж­ных ассиг­на­ци­ях (рис. 4), то ли, как пишет Аль­фонс Ламар­тин в «Исто­рии жирон­ди­стов», на моне­тах; Бор­хес в «Заи­ре» уве­рен­но гово­рит имен­но о луи­до­ре (рис. 5).

Как бы то ни было, коро­ля и его семью аре­сто­ва­ли в Варенне (рис. 6 и 7), где они оста­но­ви­лись на ноч­лег. Монарх был воз­вра­щен в Париж, а потом обви­нен в госу­дар­ствен­ной измене, окон­ча­тель­но низ­ло­жен и каз­нен 21 янва­ря 1793 года. Друэ же избра­ли в Кон­вент, потом он стал сек­ре­та­рем Дирек­то­рии, участ­во­вал в заго­во­ре Бабё­фа, был аре­сто­ван, бежал в Швей­ца­рию, потом на Тене­ри­фе, посе­тил Индию, в кон­це кон­цов вер­нул­ся во Фран­цию и про­дол­жил зани­мать­ся поли­ти­кой, а при Напо­леоне I стал супре­фек­том Сент-Мену. Во вре­ме­на Рестав­ра­ции, в 1815 году, он был изгнан из стра­ны за при­част­ность к каз­ни коро­ля, но тай­но вер­нул­ся во Фран­цию и жил в Маконе под име­нем Мер­же до самой сво­ей смер­ти в 1824 году.

Рево­лю­ция изме­ни­ла моне­ту: вме­сто коро­лев­ско­го гер­ба на авер­се появи­лась фигу­ра анге­ла, кото­рый пишет на камен­ной скри­жа­ли сло­во «кон­сти­ту­ция»; порт­рет коро­ля на ревер­се сохра­нил­ся, но тра­ди­ци­он­ная латин­ская над­пись была заме­не­на на фран­цуз­скую (рис. 8). После каз­ни монар­ха на ревер­се ста­ли чека­нить номи­нал — 24 ливра (рис. 9).

Авто­ром новой моне­ты был глав­ный гра­вер монет Фран­ции Огюст Дюп­ре (1748–1833). Леген­да гла­сит, что он все­гда носил с собой такую моне­ту и она спас­ла ему жизнь, когда он был при­го­во­рен к смер­ти во вре­мя яко­бин­ско­го тер­ро­ра 1794 года. Эту исто­рию рас­ска­зы­ва­ют в бес­чис­лен­ном коли­че­стве вари­ан­тов: соглас­но одно­му из них, под­ни­ма­ясь на гильо­ти­ну, Дюп­ре сжи­мал в кар­мане моне­ту и молил­ся, в шпиль сто­я­щей рядом коло­коль­ни уда­ри­ла мол­ния, казнь отло­жи­ли, а через пол­го­да Дюп­ре выпу­сти­ли из тюрь­мы; по дру­го­му, луч солн­ца, про­ник­ший в каме­ру, так ярко блес­нул на моне­те, что тюрем­щик рас­пла­кал­ся и открыл дверь; соглас­но тре­тье­му, само­му прав­до­по­доб­но­му, этой моне­той Дюп­ре под­ку­пил охран­ни­ков. Так или ина­че, леген­да о моне­те с анге­лом широ­ко рас­про­стра­ни­лась; утвер­жда­ют, напри­мер, что Напо­ле­он не рас­ста­вал­ся с такой моне­той, но поте­рял ее перед бит­вой при Ватер­лоо. Впро­чем, это кажет­ся сомни­тель­ным: Напо­ле­он чека­нил свои соб­ствен­ные золо­тые напо­леон­до­ры досто­ин­ством в 20 фран­ков (рис. 10), были еще и поло­вин­ные и двой­ные напо­леон­до­ры. Над­пись сна­ча­ла гла­си­ла: «Пер­вый кон­сул Бона­парт» (XI–XII годы по рево­лю­ци­он­но­му кален­да­рю), а потом — «Импе­ра­тор Напо­ле­он» (XII–XIV и затем 1806–1815 годы). При этом до 1809 года на авер­се по-преж­не­му была над­пись «Фран­цуз­ская рес­пуб­ли­ка» (рис. 10).

10
10

После вос­ста­нов­ле­ния монар­хии моне­ты со сво­и­ми порт­ре­та­ми чека­ни­ли Людо­вик XVIII, Карл X и Луи-Филипп. Ангел вер­нул­ся на два­дца­ти­фран­ко­вую моне­ту во вре­ме­на Вто­рой, а затем Тре­тьей рес­пуб­ли­ки (рис. 11); в про­ме­жут­ке, во вре­мя Вто­рой импе­рии, напо­леон­до­ры со сво­им порт­ре­том чека­нил Напо­ле­он III (рис. 12).

Эти изме­не­ния не затра­ги­ва­ли вес и про­бу монет, кото­рые ста­ли стан­дар­том Латин­ско­го денеж­но­го сою­за, дале­ки­ми пред­ше­ствен­ни­ка­ми евро. Но это уже совсем дру­гая исто­рия.

М. Г.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

2
Оставить комментарий

2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Георгий

искрен­нее Вам спа­си­бо за позна­ва­тель­ные и увле­ка­тель­ные нумиз­ма­ти­че­ские ста­тьи!

Илья

Инте­рес­но, что мил­ли­о­ны монет с про­фи­лем Напо­лео­на, в том чис­ле золо­тых, были отче­ка­не­ны в Ита­лии в 1802 – 1814 гг. в Милане, Боло­нье и Вене­ции. В 1802 – 1804 гг. над­пись была Napoleone I Primo Consiole (навер­ное, понят­но без пере­во­да), в 1804 – 1814 гг. – Napoleone I Imperatore, а в 1805 – 1814 гг. были так­же моне­ты с над­пи­сью Napoleone I Re d’Italia (!). Золо­ты­ми были моне­ты с номи­на­лом 20 и 40 лир и 20 и 40 фран­ков (franchi).

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: