«Каждый выбирает по себе»

Максим Борисов
Максим Борисов
За время существования ТрВ-Наука в недрах редакционного портфеля мертвым грузом успел осесть не один «самотечный» текст атеистической направленности. Это отчасти из-за споров, царящих внутри самой редакции, отчасти — из-за нежелания излишне возбуждать читательскую аудиторию, среди которой, безусловно, много людей верующих (а не столь уж многочисленные наши публикации на эту тему выливались в потоки ругани в комментариях). Тема, безусловно, важная, пусть и «взрывоопасная», но возможно ли вообще сближение позиций в ходе дискуссий, или мы обречены лишь повышать накал страстей, публикуя непримиримые высказывания?

Опробуем роль «адвоката дьявола», тем более, что все разумные доводы «за» и «против» человечеству, в общем-то, уже известны. Любимый довод миссионеров состоит в том, что живущим на земле открыта лишь часть истины, наука не всесильна, следовательно, нужно допустить существование неведомых нам сущностей. Атеисты не видят в этом смысла (возможность не означает необходимость), поэтому эта часть споров заканчивается обычно ничем, каждый остается при своем мнении (не говоря уж о том, что признавать возможность существования непознаваемого сверхъестественного/трансцендентального и утверждать, что «спасти душу» можно лишь строго определенными догматами и обрядами, — две большие разницы).

Гораздо продуктивнее бывает обсуждение социальной роли религии и церкви (после призыва к оппонентам временно воздержаться от споров о том, «что же там на самом деле», совместима ли наука с религией). Тогда можно услышать и фразы а-ля «сам я атеист, но считаю, что роль православной церкви должна возрастать» (в которой, однако, чувствуется некий неприятный цинизм). Разумеется, однозначно оценить роль религии во всех прошлых перипетиях затруднительно, а прогнозы на будущее — и того туманнее, но здесь уже могут фигурировать какие-то факты и цифры, свободные от домыслов.

Автор опубликованной рядом заметки считает, что роль религии в будущем нужно снизить (и тогда будет нам счастье), но это ведь не первопричина, а следствие общего развития. Да, в современных экономически развитых государствах церкви пустеют, что дает повод высшим иерархам РПЦ обвинять Запад в «бездуховности» и пророчить, что опустевшее место неминуемо займут мусульмане-радикалы. Возможно, эти страхи преувеличены (высокий уровень социального развития и соцобеспечения всемерно ослабляют нужду европейцев в единении в рамках религиозной общины, а количество мигрантов не столь уж чудовищно, как это нам преподносят пропагандистские российские СМИ), однако всё может измениться в ходе особо разрушительного экономического кризиса или совсем иной катастрофы — в этом случае «маятник религиозности» вернется в прошлое (недаром самые яростные клерикалы открыто мечтают о том, чтобы стряслась всемирная беда и «люди вновь вспомнили о Боге»).

К сожалению, мы это испытали и на своем опыте — в России всё меньше науки и всё больше церквей. Но почему же долгая и сознательная борьба с религией в СССР не помешала вчерашним атеистам стать православными христианами и правоверными мусульманами? Этот вопрос должен задавать себе любой человек, призывающий «искоренить мракобесие». Есть, конечно, мнение, что по-настоящему атеистической наша страна никогда и не была (равно как и Китай, Вьетнам, Северная Корея, Албания…), исповедуя догматический коммунизм, культ вождей, заменяя многочисленными парадами религиозные праздники, однако более вероятно, что социум просто сопротивляется беспардонному идеологическому насилию, накапливая в себе силы, как в пружине.

Скажем больше, искусственное насаждение «безбожия» в конечном счете, «когда всё разрешили» в перестройку, обернулось дефицитом духовных пастырей для резко разросшейся паствы, а пребывание «в законсервированном состоянии» привело к тому что церковь должным образом не осмысливала социальные изменения и новый духовный опыт, не училась жить в глобализированном мире. В ее «разбухшее тело» разом влились люди зачастую сомнительных интеллектуальных и моральных качеств (на это сетуют сами верующие и многие авторитетные духовники). Казалось бы, какое же дело неверующим до этих проблем? Но мы все страдаем от этой недоразвитости и искаженности, от чудовищных «гибридных» идей, проникающих во властные структуры и определяющих в конечном счете и нашу жизнь.

К сожалению, человечество не может само собой разумно управлять во многих аспектах, его развитие непредсказуемо в принципе (и это важно!), поэтому советы на тему, «как всё это должно быть устроено», всегда должны сопровождаться соображениями о том, как же к этому прийти и что произойдет в случае ошибки по дороге. Возможно, не окажись РПЦ в столь незавидном состоянии, развивайся она естественным путем, без репрессий интеллектуалов и диссидентов, нам бы не пришлось сейчас иметь дело со столь уж беспардонными поступками и попытками отжать у государства как можно большую часть пирога, пробраться в школы и институты, застроить парки, разорить музеи, набить карманы…

Многие пророчат в результате повторение катастрофы столетней давности, когда «богоспасаемый» русский народ ринулся вдруг громить храмы и расстреливать «разжиревших попов». Было бы печально, если бы этот «маятник» качался так вновь и вновь. Кажется, единственная альтернатива — жить в относительном мире с верующими и неверующими, мириться с тем, что какая-то часть физических и интеллектуальных усилий общества всегда будет растрачиваться «впустую» на «непроизводительные» молитвы. Более того, будущее может грозить нам и высвобождением большого количества работников, которым просто нечего будет делать в привычных производственных цепочках, и многие футурологи задумались о том, какой же псевдодеятельностью, какими играми и рукоделием эту массу народа можно занять (не все же способны погрузиться в науку или писать стихи). Печальным и парадоксальным итогом перемен, вызванных научно-техническим прогрессом, может стать уменьшение числа индивидуумов, сохраняющих в своих головах целостную картину мироздания. А взаимодействие с компьютерными интерфейсами с их удобными «метафорами», заслоняющими от нас суть вычислительных процессов, может погружать в искаженную реальность наподобие мифологической, своего рода «новый сон золотой». В общем, нет гарантии, что религиозное сознание в будущем будет избыто (не говоря уж о том, что какая-то часть людей всегда органически нуждается в «утешении» по психофизиологическим показателям). Вероятно, все мы — атеисты, верующие, агностики, индифферентные — обречены жить в едином обществе, взаимодействовать друг с другом, уважать чужое мнение и подавлять попытки «решить этот вопрос раз и навсегда». Кажется, именно «мирное сосуществование» без принудительного внедрения того или иного мировоззрения «победившей стороной» (в том числе и в головы школьников и студентов) и должно стать самой правильной тактикой…

Максим Борисов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
9 Цепочка комментария
26 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
10 Авторы комментариев
Максим БорисовBuratinus ProstofilisГригорийVladimirKoxМаксим Борисов Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Ash
Ash

После прочтения очень хочется стать котом Леопольдом и прекратить преследовать колдунов за мошенничество.

sergeir
sergeir

Как материалист, я однозначно занимаю ту сторону баррикады, которая воюет против религии. К сожалению, в настоящее время разговор с клерикалами возможен только с применением вренной терминологии. Борьба науки с мракобесием — это сражение идеологий. В идеологической войне компромисс невозможен. Вряд ли кому захочется выглядеть также глупо, как мутировавшие зюгановские коммунисты. Кремль, в своей надежде продлить свою беспомощную власть, привлекает на свою сторону те силы, что способствуют одурманиванию населения. Ничего нового, религии привычно уьверждают, что всякая власть — от бога. А занчит необходимо смириться, независимор от качества этой власти. А в России власть рекрутирует лояльных. А для развития нужны умные. Единственный легальный способ борьбы с клерикализмом — просвещение. Центр борьбы должен быть перенесен в школы. В конце концов, ни один верующий не удосужился до сих пор продемонстрировать бога… Подробнее »

VladimirKox
VladimirKox

«Как материалист, я однозначно занимаю ту сторону баррикады, которая воюет против религии.»
Как материалисту, Вам придется разобраться с реально существующей, нематериальной сущностью называемой — информация. Была ли сумма квадратов катетов равна крадрату гипотенузы до рождения Пифагора?

Ash
Ash

1. «…реально существующей, нематериальной сущностью называемой — информация.»

Эта «сущность существует» только до тех пор, пока существует её вполне материальный носитель. Вне его информации не бывает.

2. «Была ли сумма квадратов катетов равна крадрату гипотенузы до рождения Пифагора?»

Безусловно была. Например, эта информация может быть извлечена из белого шума, в существовании которого до Пифагора сомнений быть не может.

VladimirKox
VladimirKox

«Эта „сущность существует“ только до тех пор…»
Вообще-то, эта сущность появляется с момента определения местоположения частицы и приводит к схлопыванию волновой функции. Т. е. не — «до тех пор», а — «с тех пор». Кроме того «Рукописи, как известно, не горят"©.

И не надо белого шума. Может кто-то растолкует про пространство, время, информацию (и местополежение спутанных частиц, коими енту информацию собираются телепортировать).

Ash
Ash

1. Волновая функция без частицы не имеет смысла.

2. «И не надо белого шума.»

Это почему? Давным-давно известно, что белый шум содержит любую информацию. Даже некоторые авторы фантастических романов ещё полвека назад узнали.

3. «Может кто-то растолкует…»

Я могу растолковать. Что именно Вас смущает?

Buratinus Prostofilis
Buratinus Prostofilis

Про белый шум — это шутка юмора? Шум по определению не содержит сигнала.

Ash
Ash

«Да и как не мечтать, когда властитель умов в кибернетике, доктор нейрофизиологии Уолтер Росс Эшби выдает идеи одна завлекательнее другой! Случайные процессы как источник развития и гибели любых систем… Усиление умственных способностей людей и машин путем отделения в случайных высказываниях ценных мыслей от вздора и сбоев… И наконец, шум как сырье для выработки информации — да, да, тот „белый шум“, та досадная помеха, на устранение которой из схем на полупроводниках лично я потратил не один год работы и не одну идею! Вообще-то, если разобраться, основоположником этого направления надо считать не доктора У. Р. Эшби, а того ныне забытого режиссера Большого театра в Москве, который первым (для создания грозного ропота народа в „Борисе Годунове“) приказал каждому статисту повторять свой домашний адрес и номер телефона. Только… Подробнее »

Buratinus Prostofilis
Buratinus Prostofilis

Ну-ну. Проще генератор случайных чисел. «Каждому известно, как трудно изучать науки и искусства по общепринятой методе; между тем благодаря его изобретению самый невежественный человек с помощью умеренных затрат и небольших физических усилий может писать книги по философии, поэзии, политике, праву, математике и богословию при полном отсутствии эрудиции и таланта. Затем он подвел меня к раме, по бокам которой рядами стояли все его ученики. Рама эта имела двадцать квадратных футов и помещалась посредине комнаты. Поверхность ее состояла из множества деревянных дощечек, каждая величиною в игральную кость, одни побольше, другие поменьше. Все они были сцеплены между собой тонкими проволоками. Со всех сторон каждой дощечки приклеено было по кусочку бумаги, и на этих бумажках были написаны все слова их языка в различных наклонениях,… Подробнее »

Ash
Ash

«- Какого же ты черта знать хочешь?!

— Все!

Трурль посмотрел на Клапауциуса, Клапауциус на Трурля, и этот последний сказал:

— Если ты клятвой торжественной поклянешься и присягой присягнешь отпустить нас после этого без промедленья, то дадим мы тебе информацию о всеинформации, то есть сделаем тебе собственноручно Демона Второго Рода. Демон этот магичен, термодинамичен, неклассичен и статистичен, и станет он из старого бочонка или из чиханья экстрагировать и доставлять тебе информацию обо всем, что было, что есть, что может быть и что будет. И нет демона превыше этого Демона, ибо он — Второго Рода. Так отвечай же сразу, хочешь ли его иметь!"

http://circleplus.ru/circle/biblio/mefa/lem/print

Денис
Денис

Достаточно простого соблюдения Конституции РФ: ------------------------------------------------------------------------------------ Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. ------------------------------------------------------------------------------------ Всё предельно просто и ясно. Верующие? Прекрасно, у всех свои увлечения и интересы — почему бы и нет?! Но никаких дополнительных прав у вас от этого не появляется — вы просто объединение по интересам, вроде филателистов, исторических реконструкторов, или авиамоделистов. Тут всё прозрачно и никаких коллизий нет — собственно, как в быту строятся отношения между вменяемыми верующими и атеистами, или адекватными верующими разных конфессий — никто ни к кому не лезет, все соблюдают обычные человеческие нормы общежития и прекрасно уживаются. Проблемы же начитаются в том случае, когда одни… Подробнее »

Александр Л
Александр Л

Могу к этому добавить что наша страна в 37 г приняла если не самою передовую конституцию в мире, то уж очень сильную. И все советское время у нас провозглашена была свобода вероисповедания. Так что примерно кактотак — закон у нас неплох. только он не помешал реализовать ГУЛАГ и почти тотальное истребление не только религии, а и нескольких социальных классов.

Денис
Денис

А это здесь причем? И не в 1937, а в 1936…

Тогда много кто пострадал, не только попы. Предлагаете не соблюдать современную конституцию на том основании, что в 1937−38 плевали на нормы свежепринятой сталинской? Оригинальный подход, новое слово в конституционном праве :-D

Артём Х
Артём Х

наконец-то! а то наши воинствующие что с одной, что с другой стороны будто не замечают что передовая научная держава США она же и самая религиозная и консервативная страна среди стран с доминированием христианства. Как это возможно — ни наши клерикалы ни антиклерикалы таким вопросом не задаются.

Ash
Ash

Всё очень просто. В составе США находятся регионы с крайне неравномерным развитием. Спросите тех, кто сейчас борется против Трампа за ЛГБТ сообщество: во что они верят?

Кроме того, протестантство в различных видах весьма сильно отличается от православия с католицизмом. Например, в последних двух личное обогащение никогда не понималось как моральный долг, что, в свою очередь, связано с теорией предопределения и т. д.

admin
Редактор
admin

Прежде всего: в США все те же закономерности: роль религии со временем всё уменьшается, число неверующих и индифферентных растет. Точно так же там чем человек образованнее, тем с меньшей вероятностью религиозен. У США своеобразная история — костяк составили диссиденты всех мастей, бегущие из своих стран, в основном религиозные, выживавшие поначалу в экстремальных условиях. Были научные исследования, доказавшие, что в суровых условиях выживали в первую голову те колонии, которые были спаяны религиозным фанатизмом. То есть история там как бы перезапустилась заново и сейчас идет своим чередом… Плюс, конечно, протестантская в основном мораль, которая, очевидно, для прогресса полезнее, чем католицизм и уж тем более православие (не говоря о мусульманах). Ну и наконец религия ведь вредит обычно не сама по себе, а тем, что противодействует развитию и любой альтернативе. Уникальность общественной ситуации… Подробнее »

Ash
Ash

1. «То есть история там как бы перезапустилась заново и сейчас идет своим чередом…» Это не «перезапуск». Просто они «сбросили хвосты», то есть во многом избавились от тормозящего наследства прошлого — оно осталось в Европе. 2. «Плюс, конечно, протестантская в основном мораль, которая, очевидно, для прогресса полезнее, чем католицизм и уж тем более православие (не говоря о мусульманах).» На самом деле тут всё значительно тоньше. Исходно протестантизм отнюдь не приветствовал личное обогащение, а даже наоборот. Но он порвал с традицией и тем самым стал очень восприимчивым для новых веяний. Другими словами, одобрению личного обогащения было намного легче проникнуть в протестантские секты, чем в католицизм. 3. «…а конституция с изначал регулирует все дело так, чтобы ограничить поползновение религиозных установок в светское общество…» Здесь обратная связь. Конституция… Подробнее »

Артём Х
Артём Х

собственно история постсоветского общества опровергла этот тезис «чем человек образованнее, тем с меньшей вероятностью религиозен». Советские интеллектуалы вплоть до 2010-х были значительно более религиозней, чем в среднем по стране, и не только «лирики», но и «физики» Соц. исследования вряд ли есть, но гуманитариев можно даже не перечислять — там верующие через одного, а среди физиков вспомним почти нобелевского лауреата М. Кацнельсона, физиков Сарова, все эти теологические факультеты в физических вузах. Если в массе 4% воцерковленных — среди интеллигенции этот процент до последнего времени был точно выше. В целом, влияние православной этики на судьбу российского населения явно преувеличено. Кроме того, роль религии в жизни обычного европейца/американца нам неведома, поскольку там это дело традиции, уважения к вере родителей, и в т. ч.… Подробнее »

Денис
Денис

Про интеллектуалов — откуда Вы это взяли? Верующий физик или естественник — это архиредкое явление. Из нескольких сотен (заведомо больше 200) знакомых, таких наберется человек 5, не больше.

Обычно — системный атеизм, то есть, людям вообще не интересна религия — ни в каком виде, просто как бы другой мир. Вроде отношения здорового человека к наркотикам — он и знать не знает, чем именно там колятся, что курят, а что нюхает — это ему просто не интересно, а если и заинтересует, то чисто в формате расширения общей эрудиции.

Артём Х
Артём Х

из 9 завлабов двое верующих (и еще один недавно умер), двое воинственно неверующих. А так среди религиозных людей мне знаомы — кхн, кфмн, есть священники — кбн, выпускники биофака и физфака. А уж сколько технарей и программистов — проще не считать. Дело в том, что вы свое знание строите, оценивая 96% классического постсоветского населения, которое с образованием или без не интересуется религией, а я на 4% верующих (справедливости ради, «разброс» веры у интеллигенции куда шире, т. е. не только РПЦ)

Денис
Денис

То есть, Вы общаетесь с ними на почве веры? (в церкви?)

В таком случае, логично, что у Вас такое распределение…

Если же брать выборку просто по научным сотрудникам, там и 4% можно набрать, разве что, с учетом различных экзотических верований и авторских трактовок традиционных религий.

За рубежом (в цивилизованных странах) верующих не намного больше среди наукеров. Другое дело, что как-то особо размахивать атеизмом не приянято, и даже какие-то околорелигиозные традиции соблюдать могут, но верующими ну вот никак не являются.

Артём Х
Артём Х

не суть в том как и где я общаюсь. Я оспариваю утверждение Максима Бориова об отрицательной корреляции между религиозностью и образованием. Мое утверждение в том, что среди советских людей, получавших высшее образование и прослушавших курсы научного атеизма, нашлась та доля, которая при первой возможности наполнила храмы. Посредством веры эти люди первые десоветизировались, в т. ч. благодаря наличию критического мышления. Это своего рода парадокс для истово неверующих. Впрочем, его можно не замечать.

Ash
Ash

1. «Я оспариваю утверждение Максима Бориова об отрицательной корреляции между религиозностью и образованием.» Если для оценки глубины образования существуют более-менее определённые критерии, то степень религиозности обычно оценивают по заявлениям самого человека. А здесь вспоминается один сравнительно недавний опрос, в ходе которого выяснилось, что среди людей, называющих себя верующими, только примерно 2% помнят первую заповедь. И вообще, понятие «верующий» весьма расплывчато. «„Народ верующих“, говорят обычно, характеризуя религиозную жизнь феодальной Европы. Если здесь подразумевается, что концепция мира, из которого исключено сверхъестественное, была глубоко чужда людям той эпохи, или, точнее, что картина судеб человека и вселенной, которую они себе рисовали, почти полностью умещалась в рамках христианской теологии и эсхатологии западного толка, — это бесспорная истина. Неважно,… Подробнее »

admin
Редактор
admin

Все же если мы находимся на сайте, имеющем прямое отношение к науке, предпочтительнее рассуждать не в духе «мне так кажется, у меня такие ощущения», а обращаться к научным исследованиям. Так вот они в целом дают отрицательную корреляцию между религиозностью и интеллектом, образованием, принадлежностью к числу научных сотрудников в современном мире https://en.wikipedia.org/wiki/Religiosity_and_intelligence / https://ru.wikipedia.org/wiki/Взаимосвязь_религиозности_и_интеллекта В СССР мог присутствовать феномен своего рода протестной, диссидентской религиозности, когда религия была своего рода отдушиной среди закостенелого советского официоза (вспомним окружение Александра Меня). Безусловно, в этом одна из положительных ролей религии в истории даже новейшего времени — выступать точкой сборки, элементом сопротивления тоталитаризму и личным внутренним стержнем в очень непростых обстоятельствах (по многочисленным воспоминаниям именно люди религиозные проявляли наибольшую стойкость в условиях ГУЛАГа). Конечно, по меньшей мере это уже… Подробнее »

Максим Борисов
Редактор
Максим Борисов

Вообще в этом предмете может существовать своего рода 'карго-культ'. Ведь умеренные показатели региозности в государстве — это лишь показатель благополучия, а не первопричина. Будет ошибкой решить, что давлением на религию можно что-то резко улучшить. Это как создание самолетов из соломы в надежде, что страна вступит в век технологий.

Ash
Ash

1. «…(по многочисленным воспоминаниям именно люди религиозные проявляли наибольшую стойкость в условиях ГУЛАГа). Конечно, по меньшей мере это уже достаточная причина, чтобы религию никогда окончательно не списывать в утиль…» Могу сообщить новость 500-летней давности: «Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще.» http://igh.ru/system/publications/texts/000/000/002/original/f0324737ebab42773b98b189b64e03e9afd6bb80.pdf?1 472 722 087 2. «…и суммам, обращающимся в „церковной экономике“…» Там не отделить добровольные приношения от добровольно-принудительных и, главное, от бюджетных, которые вносят тем самым и те, кто попов на дух не переносит. 3. «А вот как раз полное приятие вызывает личная спокойная внутренняя вера и неверие без попытки навязывания и „согласования“, как надо.» Такие вещи бывают только в мультфильмах. В реальности «спокойная внутренняя вера» нового министра уже повлекла… Подробнее »

Максим Борисов
Редактор
Максим Борисов

Наша ситуация говорит лишь о ненормальности нашей ситуации. В США, насколько понимаю, идущие практически на любую выборную или заметную должность заявляют о своей непременной религиозности, иначе не пройдут, однако при этом таких позорных безобразий что-то не видно. Хотя всякое, конечно, случается, но система другая.

Так что начинать в любом случае имеет смысл не со срубания крестов, не с религии, а с переустройства наверху. И внизу…

Денис
Денис

В Штатах обычный федеральный судья может приостановить выполнение указа целого президента… Это по-настоящему важно для развития наукоемкого и всякого прочего бизнеса — принцип законности, в том числе, обеспечивающий и охрану права собственности, — это краеугольный камень их общественно-политической системы. Что же до верующих, то именно в соответствии с этим принципом они там и живут в числе великом: все сорта протестантов, католики, иудеи, мусульмане, буддисты, вполне вольготно и официально чувствуют себя даже сатанисты, не говоря уже про кучу мелких экзотических культов… Соблюдайте закон, не мешайте другим людям, и хоть унитазу поклоняйтесь — ваше персональное дело, никто вмешиваться не в праве. Так и живут. Образование религиозной «госкорпорации», срастающейся со властью, получающей исключительные привилегии, вплоть до репрессивных законов в защиту её интересов и госфинансирования, там не возможно в принципе. Этого просто не может… Подробнее »

Григорий
Григорий

Ну все так, как и было замечено некоторыми товарищами выше. Никаких претензий к религии пока она не навязывает себя. Православная церковь сама своим поведением отталкивает прослойку думающих людей и это обязательно отрицательно скажется на ней в будущем.

VladimirKox
VladimirKox

«Дети и волхвы», а между — путь сомнений и исканий.

VladimirKox
VladimirKox

«Я могу растолковать. Что именно Вас смущает?»
Меня смущает не нулевая вероятность возникновения разума, помноженная на размеры и время существования University. Ах, да… антропоцентризм (кстати, христиане с этим справились ;-)), дык — «По образу и подобию» и помним о Мандельброте и фрактальной геометрии.
«В начале было слово…» — т. е. объект из теории информации и связи.

А может надо не уподобляться марксистко-ленинским философам, всё понявшим и всем объясняющим? Т. е. признать, что есть нечто, что не может быть разъяснено с позиций современного (вспомним об Аристотеле, и учтем, что он был не глупым человеком) уровня познания, и не выпрыгивать за пределы компетенции?

Ash
Ash

«…и не выпрыгивать за пределы компетенции?»

Полностью согласен. Я призываю всего-навсего быть последовательными.

Есть простой принцип: то, что при определённых условиях произошло много раз, произойдёт снова при тех же условиях.

1. Если признать этот принцип верным, то никаких чудес быть не может и все истории про них — сказки.

2. Если признать этот принцип неверным, то, в частности, нужно привязывать себя к стулу, чтобы избежать вредных последствий неожиданного исчезновения гравитации. Вызов друзьями и родственниками врачей в этом случае — неизбежные издержки.

Но нельзя признавать этот принцип для явлений, с которыми отдельный человек часто сталкивается лично, и не признавать для тех явлений, с которыми он лично не сталкивается или сталкивается редко.

Ash
Ash

«Будет ошибкой решить, что давлением на религию можно что-то резко улучшить.»

Здесь нужно поступать как с курением. Медленно давить экономически. И тогда через несколько десятков лет попы превратятся в разновидность гадалок и колдунов. Последние, конечно, будут ещё долго.

Ash
Ash

«Так что начинать в любом случае имеет смысл не со срубания крестов, не с религии, а с переустройства наверху.»

Именно это я и пытаюсь объяснить. Пока не будет введена нормальная система управления экономикой, ничего, кроме средневековья, нам не светит.

Ведь те же самые причины, которые сейчас вызывают усиление позиций религии у нас, в XIX-ом веке в Америке поддерживали рабство.

Ash
Ash

«Русская пра­вос­лав­ная церковь (РПЦ) требует передать ей здание Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), на месте которого ранее находился храм Воздвижения Честного Креста Господня при Алексеевском женском монастыре. Поводом для обращения в суд стало разорение усыпальницы настоятельниц монастыря, заявила глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).»

http://www.rbc.ru/society/28/02/2017/58b5a5aa9a79476f9e5297b5?from=main

«Us n 'ont rien appris, ni rien oublie.»

«Écrasez l’infâme !»

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: