Рецепт реформы

Лев КлейнРоссия вступила в 2014 год без Академии наук. Формально она сохранилась, а на деле той де сиянс академии, которая существовала веками, больше нет. На ее месте — раздутый донельзя клуб директоров и ученых, лишенный власти, имущества и всех низовых подразделений. То есть своей основы.

Добро бы они были переданы другому ученому сообществу. Но они переданы в управление государственным чиновникам, поднаторевшим в сборе и дележе финансовых поступлений. Ясно показано, что ничто кроме богатств Академии государство не интересует. А раздут этот клуб путем разового производства членкоров и членов отраслевых академий во всероссийские академики. Эта частная операция придумана, чтобы девальвировать звание академика. Когда-то царь Павел, желая унизить строптивого фельдмаршала Суворова, но стесняясь карать его лично, произвел в фельдмаршалы 12 генералов.

В стране есть еще одна огромная организация, еще более древняя и богатая и формально столь же независимая, также основанная на некой отрасли знаний, — это церковь, РПЦ. К ней рецепт, примененный ныне к Академии наук, применялся уже дважды — во времена Петра и в советское время. У Петра были мотивы для этой реформы как идеологические, так и экономические. Церковь не спешила перестраиваться на европейский лад, а для ведения войны нужны были финансы. Петр раскурочил ее богатства, перелил даже ее колокола на пушки и скинул ее патриарха.

Советская власть еще более радикально очистила закрома церкви, отняла большую часть ее зданий, передушила ее личный состав, а ее иерархов почти поголовно зачислила в органы безопасности, восстановив пост патриарха, который с тех пор уже не конкурировал с властью, а помогал ей. Ныне церковь в фаворе. Надолго ли?

Попробуем вообразить, что к ней снова, уже в третий раз, власть применит тот же рецепт реформы, только усовершенствованный и осовремененный на опыте обращения с Академией. Ведь все говорят о необходимости церковной реформы, о том, что РПЦ отстает от жизни, погрязла в роскоши, боится конкуренции с другими церквами.

Не нужно обольщаться и успокаиваться тем, что нет никаких признаков такого поворота судьбы. Всё будет сделано внезапно, в качестве секретной операции — в точности как с Академией наук. Причем помощь от церкви в деле патриотического воспитания, в деле пропаганды и прочее приняты во внимание не будут. Разве Академия наук манкировала этим? Главное, что будет учитываться, это богатства, которые нужны государству.

Формально, конечно, религия и церковь будут сохранены. Патриарха переизберут, архиепископов и епископов окружат почетом, повысят им содержание и превратят в постоянно действующий великий собор, а для пущего величия присоединят к ним кардиналов (хватит им папе подчиняться), также аятолл, старших мулл и главных раввинов. Они и так сотрудничают, вот и будет более плотное сотрудничество: Бог-то у них один. Можно и главных шаманов включить. Есть у них некоторые разногласия по поводу того, как и кому молиться, ну это и будет хорошим поводом для долгой и плодотворной дискуссии.

Отнимут у них только все церкви и монастыри и переподчинят их государственному агентству с финансистом во главе, который будет регулировать финансовые потоки. То есть все попы останутся на своих местах, службы будут совершаться, только повиноваться батюшки будут не епископам, а финагентству и Счетной палате.

Разумеется, чиновники произведут переучет наличных сокровищ и найдут им лучшее применение. Здания и земельные участки перейдут также в другое ведение, а святых отцов освободят от этой мороки, чтобы они могли освободиться для занятия исключительно наукой… То бишь, богословием и молитвами за всех нас.

Возможно, теологические кафедры уберут из физических вузов и переведут в вузы финансово-экономические. Не знаю, уместнее ли они там, но после такой реформы там они будут явно нужнее.

Опыт, однако, учит, что после каждой такой реформы церковь снова появлялась воспрявшей к жизни почти в тех же формах, и всё возвращалось на круги своя. Так может, и у Академии есть шанс? «А мы — мудрецы и поэты/ хранители тайны и веры/ унесем зажженные светы/ в катакомбы, пустыни, пещеры»… 

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада
Подписаться
Уведомление о
guest

290 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Олег Губарев
11 года (лет) назад

Лично я вере предпочитаю знание и логику, но это, как говорится дело личного выбора.. От нашей православной церкви с ее иконопочитанием лично меня отвращает поклонение иконе — доске с нарисованным изображением Бога. Если уж представить себе гипотезу о Всемогущем существе — то оно должно быть непредставимо и любая попытка изобразить его, чтобы и простые люди, лишенные воображения и интеллекта, могли его ПРЕДСТАВИТЬ — это фактически уничтожение самой идеи Бога, как высшего существа.В этом и заложена порочность православия как религии, на мой взгляд. Потому что в нем люди поклоняются не великой идее милосердия, терпимости и добра, а богатству риз, красоте церковного пения, церковным обычаям и обрядам и изображениям нарисованным на досках. Если Бог есть, он должен быть в сердце каждого человека, а не в храмах. И роль священника — если таковая должна иметь место — это проповедь добра, милосердия, терпимости — то есть всего того, что не приемлет нынешняя церковь, ставшая филиалом ФСБ и Администрации Президента. Дело Пусси Райот для меня выявило тот уровень мракобесия которым заражена нынешняя православная церковь. Мелкие хулиганки которых нужно было максимум посадить на 15 суток — отсидели ни за что 2 года и церковь не сделала ничего чтобы их помиловали. История Христа и грешницы осталась в далеком прошлом — нынешняя РПЦ — это Инквизиция с лозунгом «Слово и дело государево!»- Это лишний раз говорит о необходимости не просто реформ — а, если религия хочет выжить, — возврата к истокам — если такое вообще возможно. Впрочем, я высказал свое личное мнение, дело верующих самим решать эти вопросы.

Roman
Roman
11 года (лет) назад

да, Пусси посадили незаконно…и даже 15 суток надо сначала доказать.
А их просто кинули за решетку без суда и следствия.
Точно также и выпустили — по капризу чела в желтых штанах.
Церковь в этом деле играла роль омерзительную, прямо противоположную ее назначению. Такая церковь вместе с большевиками грабить кулаков бы предпочла))
И если я по выходным иногда слушал Алексея из ящика в полуха, то теперь он мне стал омерзителен. Действительно, поклонение доскам…при участии КГБ.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Нужно исправить пару ошибок в высказывании Литягина:

1. Лит.; «Реформу РПЦ по образцу протестантизма уже провели аж начале 18го века — наш светоч Петр1. результат его реформ соответсвует результатам и в других сферах нашего гос. устройства».

— Что протестантского увидел Литягин в реформах Петра? Разве что некоторое сходство с англиканством: переподчинение церкви государству. Да, это и сейчас сохраняется, но протестантизма тут ни на грош. Протестантизм как раз в сильном освобождении паствы от церковной иерархии и от мздоимства фарисеев.

2. Лит.: «вместо «это организация которой управляют зачастую мелкие людишки..» я бы поправил что это организация которой зачастую управляют весьма достойные люди которых нестыдно назвать учителями. про светские структуры такое сказать тоже можно, но труднее почемуто … организация не живущая на иждивении у налогоплательщтка целиком и безоглядно охаивается за проступки ее клириков, а социальные институты живущие за счет бюджета — образование, медицина, милиция, мчс, РАН — за тоже самое никаких подозрений в соответсвии своему назначению не дают. это дает повод предположить что РПЦ в нашей стране по прежнему является совестью народной…».

— Как и во всякой организации, в церкви есть и «мелкие людишки» и «достойные люди». Вопрос, однако, в том,кто в ней заправляет, и можно ли назвать достойными заправителей, окутанных миллионной нанопылью, имеющих в своих квартирах троюродных сестер или покушающихся на юных послушников и т. п. Являются ли Чаплин, Смирнов и их единомышленники совестью народной, можно усомниться. А насчет того, что народ не высказывает «никаких подозрений в соответствии своему назначению» милиции, медицины, образования, РАН и т д.- это уж надо уйти в какие-то очень дальние скиты, чтобы ничего не видеть и не слышать. Как раз высказывают массы людей, которых нынешняя церковь почему-то не поддерживает.

Александр Литягин
Александр Литягин
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

«Являются ли Чаплин, Смирнов и их единомышленники совестью народной, можно усомниться.» — Вы расширительно трактуете мое высказывание — я говорил о РПЦ а не о прот. Чаплине или Смирнове. помимо них есть еще о.Гергий Митрофанов, о. Павел Адельгейм и много других, тем не менее Вы зачемто фокусируетесь на этих спорных личностях, вероятно думаете что они «управляют» в РПЦ. такая оценка вполне понятна для внешнего, но это примерно как Ваши баталии с националистами в предыдущих статьях, или примерно как говорить что Петрик — это и есть российская наука.

» А насчет того, что народ не высказывает «никаких подозрений » — я не встречал людей отказывающихся пользоваться услугами этих институтов по причине наличия в них аморальных работников, все плачут ропщут но упорно отправляют детей в школы, лечатся в больницах по своему достатку (хотя сейчас уже вроде доходит и до избегания мед помощи), обращаются в милицию когда прищемит. и тем более не встречал мнений что эти институты обществу вовсе ненужны или они мешают обществу нормально жить.
суть различного отношения тут , имхо, в том что РПЦ — не социальный институт общества, общество без нее действительно может жить, хотя, как показала история, убого и загибаясь.

По Петру 1му — я отвечал не на Ваш вопрос, и он был вобщемто о другом — Петр1 это пример того как власть даже имея протестантские убеждения делает соотвествующие реформы, а получается все равно восточная деспотия. пример «протестанстских реформ» по сути — это никонианский раскол — но он както в качестве реформы не вдохновляет, и исторический приговор ему тоже весьма неоднозначен

Бармалей.
Бармалей.
11 года (лет) назад

Вера знания и логика это категорийно различные грани постижения бытия. Ну нравятся вам руки, Ваше дело однако это никак не умаляет значения ног. Не помню кто уже сказал… Детям читают сказки не для того что бы они поверили в чудовищ, они и так прекрасно знают что они есть, а для того что бы знать что их можно победить…
Относительно фарисеев спорить не буду они таки Христа распяли, но вот человеческий фактор вопит… если где-то что-то сделал неправильно подумай о том чего сам ты делал в это время… это Клейну.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Нет, уважаемый Бармалей! Вера и логика… Веру надо сравнивать не с логикой, а с наукой. И они не параллельны. Вера мотивируется эмоциями, а пользуется логикой, как и наука. Ни проповедь, ни символ веры без логики невозможны. Дело в источнике и характере. Источник веры — желание, надежда, страх и т. д. Вера принципиально не отличается от суеверия и предрассудка. А источник науки — знание фактов, доступных проверке, характер — выдвижение гипотез, доступных проверке. Проверке, а не вере. Поэтому на науку можно положиться, а не веру — нет.
По мифу, Христа распяли не фарисеи, а римляне. Как они это делали обычно с противниками.
Где-то кто-то делал что-то неправильно. Вы назидательно советуете мне подумать, а что я делал в это время. Это ведь потому, что Вы уверены: в это самое время (кстати, в какое именно?) и Клейн совершал непростительные ошибки. За более восьми десятилетий ошибки бывали. Но, представьте, их было немного, а в науке — совсем мало. Так что, наверное, я имею право спокойно указывать на замеченные у Вас и Ваших сторонников ошибки без опасения, что мне укажут на мои. Кому-то это поможет.

Кузьма.
Кузьма.
11 года (лет) назад

Вера это вино коей наливают сосуд религии. Так же как наука наполняется своими присущими её образами. О логике не хотелось бы дедуктивный метод это вино, Ваша логика суть здание без окон и дверей, может и красиво, да проку нет.
По предрассудкам спорить не берусь Вам ли в них не знать толк. Христа все же фарисеи подвели под статью… казнят они может и чужими руками но подводить любят.
Клейн Вы великий человек но что Ваше величие перед вереницей веков. Были и умнее, будут и глупее… гордиться то особо чем? Ну да заступились за ран, а он того стоил ли, на территории России экспедиций в год проводиться меньше чем в Папуа-новой Гвинее.

Олег Губарев
11 года (лет) назад

Между прочим, все чем располагает цивилизация — от костра первобытного человека до современного мобильного телефона — открыто и используется благодаря логике (дедуктивной и индуктивной) и рациональному мышлению, которое является основой науки.
В истории есть два архетипа — человек силы: племенной вождь, барон, король, император и человек религии — шаман, жрец, священник, епископ, папа римский.. Эти два архетипа вели борьбу не на жизнь а на смерть (борьба императоров и папства в средние века), объединяясь только против появившихся позднее человека разума — ученого, интеллектуала и против промышленника — торговца, банкира, бизнесмена. Если ученый и промышленник покоряют природу, то вождь и шаман — покоряют людей умеющих подчинять себе природу, потому что сами они кроме использования силы и использования религии, чтобы подчинять себе людей, других средств выживания не имеют.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Кузьма, Вы упрекаете меня в гордыне. А в чем Вы ее усмотрели? В данном контексте я лишь обосновывал свое право на критику. Ведь Вы-то критикуете меня, да еще и без веских оснований.
Что фарисеи подвели Христа под статью и казнили чужими руками — это ведь конспирологическая конструкция, основанная на мифе, записанном несколько веков спустя после события по устным преданиям заинтересованных лиц. То есть это не факт, научно установленный, а звено веры.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Литягину. Все Ваши возражения как-то мимо цели. Разве патриарх Кирилл, прот. Чаплин и Смирнов не заправляют в РПЦ? А вот названные Вами о. Георгий Митрофанов и о. Павел Адельсгейм — нет. Их роли в церкви совершенно несопоставимы.
Пользоваться социальными институтами, как милиция и т. п., (по необходимости) и доверять им — совершенно разные вещи.
Что в никонианском расколе от протестантства — нужно с огнем искать.
Церковь — не социальный институт? А какой? И т. д.

Александр Литягин
Александр Литягин
11 года (лет) назад
В ответ на:  ЛСК

на первую часть Вам отвечать смысле нету.

«Пользоваться социальными институтами, как милиция и т. п., (по необходимости) и доверять им — совершенно разные вещи.» — разные но связанные, и я бы даже предположил что весьма тесно.

«Что в никонианском расколе от протестантства — нужно с огнем искать.» — это мне чтоли Вам рассказывать?

«Церковь — не социальный институт? А какой? И т. д.» Вы отождествляете Церковь и РПЦ — этого можно делать но с оговорками, от такого нечувствия мы друг друга и не понимаем.

Бармалей.
Бармалей.
11 года (лет) назад

Олег Губарев: «Печку Леночка не тронь жжётся в печке той огонь.»
Помните чем её дедуктивные и индуктивные … закончились? А надо было просто ПОВЕРИТЬ маме. Предложены Вами дуализм основывается на противостоянии сильного, хитрого и жестокого-умному, хранящему память предков и тд. Ну проще говоря Власть и РАН :) см.Клейн.
И если Вы мне скажете чо историк не покоряет умы людей, то ответим уже мы с Бисмарком.
ЛСК.Одной книжки «Легко ли быть Кляйном» хватит для приговора. ГОРДЫНЯ!
А про фарисеев вы таки зря, все началось с торговцев изгнанных из храма…
А от кого же раскол то Рима нашего третьего? От греков поганых коие были уже под папской пятой, от европейских резидентов бороды бреющих.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...