
Мы переживаем сейчас закат российской науки. Россия выходит из числа великих держав еще по одному параметру — по науке. Судьба ее в очень малой мере зависит от самих ученых, да и среди них слишком мало думающих о благе науки и понимающих, что для этого надо. Из тысячи с лишком академиков и членкоров всего семь десятков отказались войти в новую «Академию», лишенную имущества и авторитета. Большинство беспокоится о своих собственных интересах, а они у слишком многих, обладающих статусом ученых, не совпадают с интересами науки.
К сожалению, судьба Академии зависит от ряда функционирующих в стране сил, среди которых Министерство образования и науки и персонально министр Ливанов имеют очень малый вес. Весомые силы — другие. Совершенно ясно (это было видно из беседы с новоизбранным Фортовым), что инициатором ликвидации Академии является президент страны и что он будет всячески стремиться довести этот «блицкриг» до победного конца. Сопротивление было неожиданным — ну что ж, подкупить не удалось (повышение бонусов академикам, повышение званий членкорам), придется пойти на мелкие уступки. Но и он лишь учел расстановку сил и интересов.
Попытаемся рассмотреть эти силы и интересы.
Прежде всего, во власти есть значительная группа людей, мечтающая о восстановлении сталинской империи и о возрождении сталинской науки. При Сталине Академия номинально существовала (как многие другие традиционные декорации — например, церковь), но идеалом сталинской науки была шарашка. Шарашка, в которой плененные и превращенные в рабов гении работали изо всех сил не за совесть, а за страх, выполняя военные и идеологические (военно-патриотические) задачи партийного руководства и самого великого кормчего. Организатором такой науки был Берия, но вдохновителем — Сталин. Такая наука дешева и достигает грандиозных успехов, но на одном-двух избранных направлениях. Спутники, математика, вне науки — балет, а во всем остальном — уровень Верхней Вольты. По автомашинам до сих пор отстаем от Кореи и Чехии, а компьютеры и мобильные телефоны завозим. О японских и штатовских роботах и речи нет.
Вторая властная и могучая сила — это люди, оседлавшие нефтяную и газовую трубы. Нефть и газ они продают сырьем за рубеж, на нефтедоллары покупают всё — автомашины, яхты, роскошь, послушание значительной части подданных. Этим не нужны промышленность и сельское хозяйство — всё проще купить. Не нужна и наука. Совсем не нужна. Ее продукцию тоже можно купить за рубежом. А при такой стратегии можно избавиться от единственного оставшегося оплота независимости в стране — от Академии наук, со званиями, которые нельзя отнять, с авторитетом, который не пожалован сверху, с неподконтрольными связями с заграницей, с накопленными богатствами (недвижимость!), которые пригодись бы для раздачи верным чиновникам. Вузы уже прижали к ногтю, а Академия вот мозолит глаза. Ковальчука, вишь, забаллотировали…
А что же сами ученые? Они тоже раздроблены. Часть по застарелой привычке и по близости к вертикали готова поддержать любое повеление начальства. Сколько их, не знаю. Кажется, мало.
Другая часть, весьма значительная, как ни странно, тоже ностальгирует по советской науке. Нет, не по шарашке, конечно. И даже вообще не по сталинской эпохе, а скорее по брежневской. Тогда же так было всё спокойно: работа шла ни шатко, ни валко, можно было не очень шевелиться, а сравнительно высокие зарплаты маститым начислялись. Сравнение с Западом не так уж и тревожило: оно в основном проводилось по идеологической линии, а тут всё было в ажуре. А что нобелевские в основном уходили в США и другие капстраны, так об этом не очень и распространялись, да и языки-то знали немногие. А ведь кризис академической науки и падение авторитета Академии было заложено еще тогда. Это тогда в академики валом пошли директора и чиновники, и состав ее разжижился.
Наконец, значительная часть работников Академии принимает свершившееся как данность и думает, какие предложить поправки к почти принятому закону, чтобы всё же катастрофа была не столь полной и сокрушительной. Как ликвиди… простите, реформировать Академию, не лишая ее абсолютно связи с имуществом? Как сохранить выборы директоров, пусть и под контролем чиновников? Как избежать соединения трех академий, отделения кор — от членов и девальвации звания академика? Какие меры предложить для очевидной активизации науки — наблюдательные советы, контрольные комиссии, участие общественности? Им невдомек, что любые поиски компромисса будут приняты лишь в той мере, в какой они не затронут суть закона, поправки будут всемерно отфильтрованы и обрезаны. Имя, декорации, звания сохранить могут. Самостоятельность и свободу — нет.
А независимость и свобода мышления, раскованность и неангажированность — первое условие великих прорывов в науке. Когда у Фарадея спросили, какое употребление сможет найти открытое им электричество, он сказал: «Можно будет делать забавные игрушки». Даже если часть ученых соблазнится полученной свободой и средствами для загула, оставшиеся в мозговом штурме окупят все затраты.
Что ж, цели правящей верхушки выданы, поправки приняты под давлением общественности, а уступки, во-первых, временные, во-вторых, будут взяты назад при малейшей возможности, быстро, одна за другой. Это как с выборами — сначала громкие обещания, а потом фильтры и ограничения, сводящие всё на нет. Все нынешние митинги и протесты, предложения и пожелания ни к чему кроме временных уступок привести не могут.
Справедливости ради надо сказать, что ни у Академии наук, ни у оппозиции своего проекта радикальной реформы нет, а она нужна — это всем очевидно. Против чего бороться ясно, но за что? Где программа? Это размагничивает протесты и ослабляет рациональность митингующих, лишает их настоящей силы убедительности. Защитникам Академии их противники бросают в лицо обвинение, что они хотят только одного — сохранить всё, как было, сохранить свои командные позиции, свой покой на вершине Академии и свои блага, ограничиться декоративными изменениями.
На мой взгляд, Академию наук как могучее, богатое и властное учреждение нужно действительно упразднить. Ведь вся работа сосредоточена в институтах и лабораториях, а сама Академия занималась действительно только выборами академиков, назначениями (прикрывала директоров от чиновничьего произвола, часто глупого) и межведомственной дипломатией. Занималась всё хуже. Вместо нее нужно создать небольшую очень престижную организацию, куда избираются только самые крупные ученые. Академиков должно быть не больше, а значительно меньше — около ста, и они должны собираться исключительно для решения главнейших общенаучных проблем, проведения важнейших экспертиз и воздействия на распределение фондов и премий.
Институты и лаборатории со всем имуществом надо передать не чиновникам, а университетам и другим вузам вместе с ассигнованиями, которые на них отводятся. Но не нынешним университетам — слабым, подавленным и зависимым. Университеты и вузы нужно вывести из-под управления государства. В них должны соблюдаться общеевропейские академические свободы. Ректоры и ученые советы должны быть по-настоящему выборными. Кроме того, нужно провести жесткое ранжирование вузов. Пора вернуть университетам статус университетов, а прочим учебным заведениям иметь статус институтов, академий, училищ и т. д. Не может быть специализированных университетов: отраслевая специализация — антоним университета. То есть реформу академической науки нужно сочетать с реформой образования. Это должна быть одна реформа.
Именно передача институтских кадров Академии наук университетам позволит решить главную задачу, стоящую сейчас перед университетами: радикальную разгрузку преподавательских кадров, которая превысила все разумные пределы и ликвидирует научно-исследовательскую потенцию университетских преподавателей. Давно пора довести преподавательскую нагрузку до европейских и американских норм — несколько лекций в неделю с предоставлением оплачиваемого годичного отпуска каждые 5-7 лет. Такая передача кадров также быстро омолодит научные учреждения, бывшие академическими, а с другой стороны резко усилит наши университеты и выведет их на один уровень с мировыми университетами — центрами науки и образования. Ни Сколково, ни объявление некоторых университетов федеральными не выведут, а передача академических институтов университетам — выведет.
Любая реформа уйдет в песок, если не будет поддержана большими деньгами. Зарплаты ученым и пенсии должны минимум превышать вдвое- втрое средние по стране (не вообще по стране, а по крупным городам — Москве и Петербургу), чтобы профессия ученого снова была престижной и наши ученые могли конкурировать с зарубежными в закупке литературы, компьютерного оборудования, разъездах и уровне жизни. Пенсии их должны быть почти равными зарплате, чтобы можно было спокойно освобождать места для молодых. Разумеется, нужно обеспечить конкурентоспособность и по закупкам оборудования. На всё это нужны средства. Поскольку наша частная промышленность, частный бизнес не очень нуждаются в высокой науке, а получение иностранных инвестиций под подозрением, средства эти могут иметь источником только наше государство. А у гуманитарных наук государство — почти единственный крупный инвестор.
Конечно, нужно переломить это положение — ввести радикальные меры поощрения бизнеса к инвестированию в науку и образование. Нужно, чтобы бизнес поддерживал университеты, а не церкви (церковь у нас и так богатая).
А главное, если государство хочет действительно встать с колен и лидировать в мире, оно должно минимум в пять — десять раз повысить долю ассигнований на науку и образование. это значит, перенаправить денежные потоки. Огромным источником могло бы стать уничтожение коррупции и повального воровства — но для этого нужна другая радикальная реформа. Кроме того, придется отнять деньги у других получателей — резко сократить чиновничий аппарат, ужать полицию и ВВ — куда нам столько блюстителей порядка? Ведь чем больше блюстителей, тем меньше порядка. Уменьшить военные расходы — никто из соседей на нас нападать не собирается. Соединенные Штаты даже маленькую Северную Корею, задирающуюся всё время, не трогают. А ведь могли бы прихлопнуть одним ударом. Равновесие в мире сейчас зависит уже не от нас. А главное — сколько в армию ни угрохай, она будет рыхлой и бессильной, если нет науки и культуры, если ракеты и спутники падают, а военные склады то и дело взрываются. Мощная наука и высокая культура — лучшие гаранты безопасности страны.
Таким образом, мое предложение реформы сводится к нескольким принципиальным преобразованиям:
1. Ликвидация нынешней громоздкой Российской академии наук и создание на ее месте небольшой престижной Академии наук России, занимающейся решением общенаучных проблем и распределением фондов и премий.
2. Передача всех ее институтов и лабораторий вместе с их имуществом и ассигнованиями университетам и другим вузам.
3. Одновременная реорганизация университетов и вузов на основе академических свобод, выборности ректоров и ученых советов и возвращение университетам прежнего статуса очагов кооперации основных фундаментальных наук (их выделения из числа институтов, академий и училищ).
4. Резкое повышение зарплат ученых на основе повышения доли бюджетных расходов на науку за счет ликвидации коррупции и воровства, а также за счет сокращения чиновничьего аппарата, полиции и ВВ и уменьшения военных расходов.
5. Доведение пенсий ученых почти до уровня зарплат; чтобы выход на пенсию не был катастрофой и места для молодых освобождались регулярно.
Как мне представляется, такая реформа неизбежна, и после мыканья еще какого-то количества лет с чиновничьим агентством по науке (тут «агент» лишается одиозного звучания) всё равно придется к этой проблеме возвращаться, потому что лучше не будет. Никогда еще бюрократизация не спасала от бесплодия. Лучше сделать решительный шаг сейчас, сразу.
Я понимаю, что при нынешней власти и при нынешнем устройстве страны надежда на это отсутствует. Что ж, ничто не вечно под луной.
Статья — крик души автора. Смысл статьи прост: нужно коренным образом изменить Россию и тогда можно можно будет браться за создание оптимальных условий для расцвета наук. Сами эти условия не столь важны.
А сегодня, в сентябре что делать-то?
Крохобору:
По Швейку: «не может быть что оно не будет никак, как нибуть оно да будет.»
Написал по памяти и прошлое время заменил на будующее.
Не стоит особо волноваться. Когда 40 лет тому назад я поступил на работу в НИИЯФ МГУ на первом-же собрании отдела начальник уверял нас что скоро всех разгонят. Пока ничего, работаем. Начальник давно умер. На внешние пертурбации не надо внимания.
Я несколько лет тому назад начал интересоваться можно-ли изменить научную жизнь к лучшему. Сопоставил госбюджет с колличеством ученых. Заинтересованность бизнеса в научных исследованиях и Них и у Нас. Почти все что нужно — здесь : http://www.csrs.ru. Вывод очевиден. Нужны массовые сокращения ученых. Слава богу никто это не предлагает. Ну загибается наука в России — и хрен с ней. Зато живем почти без склок. А если каждого второго увольнять? Поверьте — спокойная жизнь стоит увеличения зарплат. Надо за себя отвечать в первую очередь, а не за всю Россию. Ну что например мешает теоретикам работать на западном уровне? Абсолютно ничего. И что мы по теоретическим разработкам впереди планеты всей? Отнюдь нет.
Где-то у Лескова была фраза «Русскому человеку [ученому] жить в России плохо нельзя никак. Найди себе немца [француза, англичанина, американца] и живи за его счет». Ну в смысле — пока границы не закрыты можно успешно коллаборировать с западными коллегами.
А РАН? Да хрен с ней независимостью. Сравните результаты работы Академии и остальной российской наукой. В Академии половина фундаментальной науки и из нее идет половина статей в WoS. Что воля — что неволя. Для академиков это важно — для работающих научных работников — не очень. Cтолько начальства над головой — как нибудь сдемфируют пертурбации на высшем уровне. А вот единство РАН надо отвоевывать. Не надо ни растаскивать РАН на кусочки по университетам и курчатникам ни сливаться с аграриями и медиками. Марку надо беречь.
Прочитал я .что пишут яйцеголовые во главе с Клейном и понял,что ничего вы не поняли и ничему не научились.Осуществляется многолетний проект уничтожения российского государства,последовательная ликвидация всех социальных институтов,включая образование,культуру,науку, а дурачки по-прежнему клеймят «большевиков», «советскую власть» и СССР… Вы достойны только дворниками работать,господа,вследствие низкого уровня интеллектуального развития.Правильно говорил В.И.Ленин «Интеллигенция -это не мозг нации,а её г.вно». Я не имею никакого отношения к РАН,но сочувствовал вам.После того,что я тут прочитал,могу сказать: вы омерзительны.Кстати,здесь вообще ни слова никто не сказал о роли науки в деле спасения и развития нации.Вы,как всякие интеллигенты,обсуждаете только свои шкурные вопросы.Вы мерзавцы,господа,за малым исключением. Правильно вам ваши одноклассники стучали по роже ещё в школе.
Александру Пухову: Я считаю, что реформу РАН надо обсуждать только тогда, когда будет определен источник финансирования. Очевидно, что основным источником финансирования являлся, является и будет являться бюджет, т.е. финансирование будет осуществляться за счет налогоплательщика. Часть из их числа сегодня плавают в Приморье. Поэтому на сегодняшний день судьба Науки решается именно там. Игорь Наумов в Независимой газете пишет: «Потери населения и предприятий исчисляются многими миллиардами. Общую сумму затрат на компенсации назвал вице-премьер Дмитрий Козак. По его оценке, требуется более 800 млн. руб. Вопрос, где их взять, когда бюджет и так в этом году не сбалансирован – расходы превышают доходы. Нестандартный выход из ситуации предложил замглавы Минфина Сергей Шаталов – использовать сейчас средства 2014 года. Что будет, если в будущем году сэкономить на лесных пожарах, наводнениях и прочих стихийных бедствиях у правительства не получится, чиновник, похоже, не знает. Может, бороться с огнем и водой уже за счет резервов 2015-го и последующих годов?» http://www.ng.ru/economics/2013-08-16/1_potop.html Если смоет ГЭС, тогда резко возрастают риски, что вслед за ней смоет и всю российскую экономику. Спасая ГЭС за счет аварийного сброса воды, смоет часть населенных пунктов. Зачем нужно плавающему налогоплательщику МЧС объяснять не надо. Представители МЧС плавают рядом и делают все возможное, чтобы он не утонул. А вот зачем ему нужна Наука остается открытым. Почему из огня 2010 года мы попали в полымя 2013 года? Что ожидать в 2016 году? По всей видимости, медные трубы? Что это такое и чем они нам угрожают? Эти вопросы находятся в компетенции Науки, и на них нет ответов. Какова будет реакция этого налогоплательщика, когда ему скажут, что предложения Л.С.Клейна для него будут стоит столько-то, и он обязан эти предложения оплачивать? Зачем ему дополнительный хомут на шею в виде неведомой зверюшки под названием Наука? Все изменится с точностью до наоборот, если применить знания. Это и сделал академик В.А. Легасов в своей концепции… Подробнее »
Л.Л. Гошка, обсуждая вопрос о финансах для реформы РАН, пишет: «Вопрос, где их взять, когда бюджет и так в этом году не сбалансирован – расходы превышают доходы». Ответ на этот вопрос очевиден (см. http://www.mk.ru/economics/article/2013/08/15/900166-schetnaya-palata-uznala-strashnoe-70-goskontraktov-zaklyuchayut-v-seroy-zone.html). Ещё Д. Медведев, будучи президентом РФ, в своём послании Федеральному собранию заявил, что только по самым скромным оценкам, нецелевые расходы в этой сфере, включая воровство и откаты, составляет не менее 1 трлн руб. в год. … В сфере госзакупок доходит до анекдотичных примеров — ёршики для унитазов по 12 тыс. руб. за штуку (мэрия Санкт-Петербурга), комплекты мебели за 4,4 млн (МВД) и ремонт туалета за 1,6 млн (мэрия Красноярска)». Добавим сюда и воровство в Минобороны, и массу других аналогичных примеров. Вывод: реформа науки может быть успешна лишь при условии реформирования и других сторон государственного управления.
Давайте рассуждать логически, по шагам. Объединение университета и НИИ вроде хорошее дело, но оно не может делаться в один момент, даже если незнамо откуда прольется денежный дождь. Сначала общие проекты, общие лаборатории, общий ученый совет. Далее, горизонтальная мобильность в рамках вуз-НИИ с одними и теми же условиями оплаты труда. Формирование общей команды управленцев, которым доверяют оба коллектива. Это несколько лет работы.
Л.Л.Гошка:
19.08.2013 в 13:11
Гошка!Дорогой!
Вы напоминаете мне героя «Автобиографии Б.Нушича.Поскольку вы не знаете кто такой Нушич и что это за «Автобиография» я позволю себе процитировать:
Один из основных инстинктов — тщеславие, и оно тем более заметно, что проявляется в такой наивной, искренней форме, столь привлекательной в детстве, что очень жаль, когда через некоторое время она пропадает.
Вы все, конечно, знаете этого маленького тирана, который, как только вы пришли в гости и завели приятный разговор с его молодой матерью или старшей сестрой, становится у вас между колен, хватается за брюки липкими от варенья руками, задирает ногу вверх и кричит:
— А у меня новые ботинки!
Вы, разумеется, учтиво и как можно ласковее отвечаете:
— Ах, какие замечательные ботинки! — думая, что на этом вы закончили разговор с ним и можете продолжать интересную беседу с его молодой матерью или старшей сестрой. Но вы ошиблись, так как маленький тиран только еще начинает свою атаку. Он хватается испачканной вареньем рукой за другую штанину ваших новых брюк и опять, подняв ногу вверх, кричит:
— А у меня новые ботинки!
Внутри у вас уже все переворачивается, но из уважения к молодой матери или к старшей сестре вы по-прежнему мило улыбаетесь, гладите маленького уродца по головке и отвечаете:
— Да, да, милый, я уже видел, очень хорошие ботинки… Прекрасные ботинки!
Но вы и на этот раз ошибаетесь, если считаете, что ваш ответ может удовлетворить его и что он позволит вам продолжать беседу со своей молодой матерью или старшей сестрой. Нет, нет, «оно» (средний род) не позволит вам вымолвить ни слова; забравшись к вам на колени, «оно» устроится поудобнее, акробатическим движением задерет ногу под самый ваш нос и потребует, чтобы вы говорили только о его ботинках и ни о чем другом, кроме как о его ботинках.
Прохожему:
приятно слышать такую оценку. Если такие, как Вы, так оценивают современную науку и ученых, значит не все еще потеряно в нашей стране.
«никто не сказал о роли науки в деле развития и спасения нации».
Наука существует не для того чтобы спасать нации. Причем, спасать те нации, которые сами себя спасти не могут. У науки немного другие цели и задачи.
«Осуществляется многолетний проект уничтожения российского государства».
Простите, вы какое российское государство имеете в виду? То которое уничтожили большевики в 1917? Или СССР , который никогда «российским» государством не был? Или пост-советский ренессанс СССР? Наследие СССР мы до сих пор хлебаем и никак расхлебать не можем. Как-то забывается что все нынешние «капиталисты» — олигархи — это коммунисты и комсомольцы в прошлом.При этом ментальность у них не изменилась ни на йоту.
Впрочем что с Вами говорить, там и так все ясно.
«когда были созданы Академия и Университет в Петербурге, они были созданы как одна система. Пора восстановить эту традицию.»
Л.С.Клейну: Так тогда же Университет входил в состав Академии, а не наоборот. Именно это и восстановил Ж.Алферов – Академический университет находится в составе С.-Петербургского НЦ РАН. И эта структура оказалась очень эффективной. В Новосибирске другой вариант – из 1300 преподавателей Новосибирского ун-та 1 тыс. одновременно работает в институтах Сибирского отделения РАН. В Москве сложились еще два других варианта – при МГУ есть научные институты, а академические (ФИАН и др.) и неакадемические институты (ИТЭФ, Курчатовский НЦ) имеют базовые кафедры в разных учебных институтах (МФТИ, МИФИ).
Любым реформам должен предшествовать анализ эффективности сложившихся в стране форм организации науки и образования, а также оценка последствий предлагаемых реформ. Никакого системного анализа в этой области не наблюдается. Ясно только, что академическая форма организации науки в нашей стране на порядок более эффективна, чем университетская. Не следует чинить прибор, который работает.
«А ведь можно и по-иному. Это всё решаемо, если у реформатора есть ум и власть.»
«Я веру в совесть, ум и честь
любых властей земных,
Я верю, что русалки есть
И верю в домовых» (И.Губерман)
Для прохожего:
1) «Осуществляется многолетний проект уничтожения российского государства,последовательная ликвидация всех социальных институтов»
Да в некоторых головах от уже 400 лет осуществляется. Все никак не осуществится.
То большевисткий заговор — то сионисткий. Социальные институты уничтожаются?
Какие-же? Бесплатное высшее образование например?
2) «Правильно говорил В.И.Ленин «Интеллигенция -это не мозг нации,а её г.вно»
— Ваш Ленин сам дурак. Это показал исторический опыт.
3) «Кстати,здесь вообще ни слова никто не сказал о роли науки в деле спасения и развития нации.»
— спасти нацию может только сама нация а не отдельная ее часть.
Для Л.Л.Гошка:
Вы правильно пишите. Фундаментальная наука живет за cчет бюждета. Бюджет не резиновый. Вместе с фундаментальной наукой на нем сидят и прикладники, хотя они по идее должны быть запитаны от бизнеса. Но нашемы бизнесу они не очень то нужны. Отсоединяем прикладников от шланга — ставим крест на будующем страны.
Поэтому делим деньги на всех ожидая лучших времен. Конечно жить в это время чудесное уж не придется ни мне ни тебе.
Экономика страны не позволяет заметно увеличить финансирование науки. Объяснял это раз 10. Реформировать науку можно только в рамках существующих гос расходов на науку.
Для Василия: скорее корупционеры отнимут деньги у Вас чем Вы у них. Не надо фантазий.