
Мы переживаем сейчас закат российской науки. Россия выходит из числа великих держав еще по одному параметру — по науке. Судьба ее в очень малой мере зависит от самих ученых, да и среди них слишком мало думающих о благе науки и понимающих, что для этого надо. Из тысячи с лишком академиков и членкоров всего семь десятков отказались войти в новую «Академию», лишенную имущества и авторитета. Большинство беспокоится о своих собственных интересах, а они у слишком многих, обладающих статусом ученых, не совпадают с интересами науки.
К сожалению, судьба Академии зависит от ряда функционирующих в стране сил, среди которых Министерство образования и науки и персонально министр Ливанов имеют очень малый вес. Весомые силы — другие. Совершенно ясно (это было видно из беседы с новоизбранным Фортовым), что инициатором ликвидации Академии является президент страны и что он будет всячески стремиться довести этот «блицкриг» до победного конца. Сопротивление было неожиданным — ну что ж, подкупить не удалось (повышение бонусов академикам, повышение званий членкорам), придется пойти на мелкие уступки. Но и он лишь учел расстановку сил и интересов.
Попытаемся рассмотреть эти силы и интересы.
Прежде всего, во власти есть значительная группа людей, мечтающая о восстановлении сталинской империи и о возрождении сталинской науки. При Сталине Академия номинально существовала (как многие другие традиционные декорации — например, церковь), но идеалом сталинской науки была шарашка. Шарашка, в которой плененные и превращенные в рабов гении работали изо всех сил не за совесть, а за страх, выполняя военные и идеологические (военно-патриотические) задачи партийного руководства и самого великого кормчего. Организатором такой науки был Берия, но вдохновителем — Сталин. Такая наука дешева и достигает грандиозных успехов, но на одном-двух избранных направлениях. Спутники, математика, вне науки — балет, а во всем остальном — уровень Верхней Вольты. По автомашинам до сих пор отстаем от Кореи и Чехии, а компьютеры и мобильные телефоны завозим. О японских и штатовских роботах и речи нет.
Вторая властная и могучая сила — это люди, оседлавшие нефтяную и газовую трубы. Нефть и газ они продают сырьем за рубеж, на нефтедоллары покупают всё — автомашины, яхты, роскошь, послушание значительной части подданных. Этим не нужны промышленность и сельское хозяйство — всё проще купить. Не нужна и наука. Совсем не нужна. Ее продукцию тоже можно купить за рубежом. А при такой стратегии можно избавиться от единственного оставшегося оплота независимости в стране — от Академии наук, со званиями, которые нельзя отнять, с авторитетом, который не пожалован сверху, с неподконтрольными связями с заграницей, с накопленными богатствами (недвижимость!), которые пригодись бы для раздачи верным чиновникам. Вузы уже прижали к ногтю, а Академия вот мозолит глаза. Ковальчука, вишь, забаллотировали…
А что же сами ученые? Они тоже раздроблены. Часть по застарелой привычке и по близости к вертикали готова поддержать любое повеление начальства. Сколько их, не знаю. Кажется, мало.
Другая часть, весьма значительная, как ни странно, тоже ностальгирует по советской науке. Нет, не по шарашке, конечно. И даже вообще не по сталинской эпохе, а скорее по брежневской. Тогда же так было всё спокойно: работа шла ни шатко, ни валко, можно было не очень шевелиться, а сравнительно высокие зарплаты маститым начислялись. Сравнение с Западом не так уж и тревожило: оно в основном проводилось по идеологической линии, а тут всё было в ажуре. А что нобелевские в основном уходили в США и другие капстраны, так об этом не очень и распространялись, да и языки-то знали немногие. А ведь кризис академической науки и падение авторитета Академии было заложено еще тогда. Это тогда в академики валом пошли директора и чиновники, и состав ее разжижился.
Наконец, значительная часть работников Академии принимает свершившееся как данность и думает, какие предложить поправки к почти принятому закону, чтобы всё же катастрофа была не столь полной и сокрушительной. Как ликвиди… простите, реформировать Академию, не лишая ее абсолютно связи с имуществом? Как сохранить выборы директоров, пусть и под контролем чиновников? Как избежать соединения трех академий, отделения кор — от членов и девальвации звания академика? Какие меры предложить для очевидной активизации науки — наблюдательные советы, контрольные комиссии, участие общественности? Им невдомек, что любые поиски компромисса будут приняты лишь в той мере, в какой они не затронут суть закона, поправки будут всемерно отфильтрованы и обрезаны. Имя, декорации, звания сохранить могут. Самостоятельность и свободу — нет.
А независимость и свобода мышления, раскованность и неангажированность — первое условие великих прорывов в науке. Когда у Фарадея спросили, какое употребление сможет найти открытое им электричество, он сказал: «Можно будет делать забавные игрушки». Даже если часть ученых соблазнится полученной свободой и средствами для загула, оставшиеся в мозговом штурме окупят все затраты.
Что ж, цели правящей верхушки выданы, поправки приняты под давлением общественности, а уступки, во-первых, временные, во-вторых, будут взяты назад при малейшей возможности, быстро, одна за другой. Это как с выборами — сначала громкие обещания, а потом фильтры и ограничения, сводящие всё на нет. Все нынешние митинги и протесты, предложения и пожелания ни к чему кроме временных уступок привести не могут.
Справедливости ради надо сказать, что ни у Академии наук, ни у оппозиции своего проекта радикальной реформы нет, а она нужна — это всем очевидно. Против чего бороться ясно, но за что? Где программа? Это размагничивает протесты и ослабляет рациональность митингующих, лишает их настоящей силы убедительности. Защитникам Академии их противники бросают в лицо обвинение, что они хотят только одного — сохранить всё, как было, сохранить свои командные позиции, свой покой на вершине Академии и свои блага, ограничиться декоративными изменениями.
На мой взгляд, Академию наук как могучее, богатое и властное учреждение нужно действительно упразднить. Ведь вся работа сосредоточена в институтах и лабораториях, а сама Академия занималась действительно только выборами академиков, назначениями (прикрывала директоров от чиновничьего произвола, часто глупого) и межведомственной дипломатией. Занималась всё хуже. Вместо нее нужно создать небольшую очень престижную организацию, куда избираются только самые крупные ученые. Академиков должно быть не больше, а значительно меньше — около ста, и они должны собираться исключительно для решения главнейших общенаучных проблем, проведения важнейших экспертиз и воздействия на распределение фондов и премий.
Институты и лаборатории со всем имуществом надо передать не чиновникам, а университетам и другим вузам вместе с ассигнованиями, которые на них отводятся. Но не нынешним университетам — слабым, подавленным и зависимым. Университеты и вузы нужно вывести из-под управления государства. В них должны соблюдаться общеевропейские академические свободы. Ректоры и ученые советы должны быть по-настоящему выборными. Кроме того, нужно провести жесткое ранжирование вузов. Пора вернуть университетам статус университетов, а прочим учебным заведениям иметь статус институтов, академий, училищ и т. д. Не может быть специализированных университетов: отраслевая специализация — антоним университета. То есть реформу академической науки нужно сочетать с реформой образования. Это должна быть одна реформа.
Именно передача институтских кадров Академии наук университетам позволит решить главную задачу, стоящую сейчас перед университетами: радикальную разгрузку преподавательских кадров, которая превысила все разумные пределы и ликвидирует научно-исследовательскую потенцию университетских преподавателей. Давно пора довести преподавательскую нагрузку до европейских и американских норм — несколько лекций в неделю с предоставлением оплачиваемого годичного отпуска каждые 5-7 лет. Такая передача кадров также быстро омолодит научные учреждения, бывшие академическими, а с другой стороны резко усилит наши университеты и выведет их на один уровень с мировыми университетами — центрами науки и образования. Ни Сколково, ни объявление некоторых университетов федеральными не выведут, а передача академических институтов университетам — выведет.
Любая реформа уйдет в песок, если не будет поддержана большими деньгами. Зарплаты ученым и пенсии должны минимум превышать вдвое- втрое средние по стране (не вообще по стране, а по крупным городам — Москве и Петербургу), чтобы профессия ученого снова была престижной и наши ученые могли конкурировать с зарубежными в закупке литературы, компьютерного оборудования, разъездах и уровне жизни. Пенсии их должны быть почти равными зарплате, чтобы можно было спокойно освобождать места для молодых. Разумеется, нужно обеспечить конкурентоспособность и по закупкам оборудования. На всё это нужны средства. Поскольку наша частная промышленность, частный бизнес не очень нуждаются в высокой науке, а получение иностранных инвестиций под подозрением, средства эти могут иметь источником только наше государство. А у гуманитарных наук государство — почти единственный крупный инвестор.
Конечно, нужно переломить это положение — ввести радикальные меры поощрения бизнеса к инвестированию в науку и образование. Нужно, чтобы бизнес поддерживал университеты, а не церкви (церковь у нас и так богатая).
А главное, если государство хочет действительно встать с колен и лидировать в мире, оно должно минимум в пять — десять раз повысить долю ассигнований на науку и образование. это значит, перенаправить денежные потоки. Огромным источником могло бы стать уничтожение коррупции и повального воровства — но для этого нужна другая радикальная реформа. Кроме того, придется отнять деньги у других получателей — резко сократить чиновничий аппарат, ужать полицию и ВВ — куда нам столько блюстителей порядка? Ведь чем больше блюстителей, тем меньше порядка. Уменьшить военные расходы — никто из соседей на нас нападать не собирается. Соединенные Штаты даже маленькую Северную Корею, задирающуюся всё время, не трогают. А ведь могли бы прихлопнуть одним ударом. Равновесие в мире сейчас зависит уже не от нас. А главное — сколько в армию ни угрохай, она будет рыхлой и бессильной, если нет науки и культуры, если ракеты и спутники падают, а военные склады то и дело взрываются. Мощная наука и высокая культура — лучшие гаранты безопасности страны.
Таким образом, мое предложение реформы сводится к нескольким принципиальным преобразованиям:
1. Ликвидация нынешней громоздкой Российской академии наук и создание на ее месте небольшой престижной Академии наук России, занимающейся решением общенаучных проблем и распределением фондов и премий.
2. Передача всех ее институтов и лабораторий вместе с их имуществом и ассигнованиями университетам и другим вузам.
3. Одновременная реорганизация университетов и вузов на основе академических свобод, выборности ректоров и ученых советов и возвращение университетам прежнего статуса очагов кооперации основных фундаментальных наук (их выделения из числа институтов, академий и училищ).
4. Резкое повышение зарплат ученых на основе повышения доли бюджетных расходов на науку за счет ликвидации коррупции и воровства, а также за счет сокращения чиновничьего аппарата, полиции и ВВ и уменьшения военных расходов.
5. Доведение пенсий ученых почти до уровня зарплат; чтобы выход на пенсию не был катастрофой и места для молодых освобождались регулярно.
Как мне представляется, такая реформа неизбежна, и после мыканья еще какого-то количества лет с чиновничьим агентством по науке (тут «агент» лишается одиозного звучания) всё равно придется к этой проблеме возвращаться, потому что лучше не будет. Никогда еще бюрократизация не спасала от бесплодия. Лучше сделать решительный шаг сейчас, сразу.
Я понимаю, что при нынешней власти и при нынешнем устройстве страны надежда на это отсутствует. Что ж, ничто не вечно под луной.
Листаев
Вы идите и расскажите об этом П.С. Капице — как он не за страх работал. Поправьте его письма Молотову. Поспорьте с ним, и докажите ему, что он не мулами командовал.
Церковь? — а чего сразу не молебен заказать за здравие Академии? Сразу отреформируйтесь в департамент РПЦ, на довольствие? А чего бояться? Стыда? Он вам не известен. Позор для шарлатана — признание его выдающихся качеств, как мошенника.
Листаеву: Джонатан Свифт как-то писал, что можно терпеть всяческие недостатки и пороки, но когда всем этим призывают еще и гордиться — тут терпение истощается. Во-первых насчет закатов — закат имел место — в 1917 г. Ту Россию, какая бы она не была, — уничтожили. Под корень. Вырубили с корнем. И не зря ее так уже никто не называл — Совдепия, Российская Федерация, СССР, что угодно, только не Россия. Если вы почитаете, что писалось в 20-е годы про ту самую Россию, которой вы призываете гордиться — Вам бы тошно стало. А писали отцы и деды тех кто живет в этой стране сейчас. Они писали, что она вся была покрыта багровыми язвами разложения, что ее нужно было уничтожить со всем, что в ней было — с ее историей, искусством, культурой. И им это удалось. Потом пришлось поневоле возвращаться к тому что было, потому что после этого гордиться было нечем.И гордиться дворянами Суворовым, подавившим Пугачевский бунт и верно служившим батюшке-царю и Кутузовым. То что мы имеем сегодня — это все что угодно — Российская Федерация, пост-СССР, Россияния, только не Россия. Россия кончилась в 1917 г. Остатки ее долгое время жили за рубежом. И если где-то еще сохранилась хотя бы память о той, настоящей России — то это там. То что мы имеем называется Россией по старой памяти. Это совершенно новая , другая страна. Примерно как если бы сравнивать современную Францию и империю Карла Великого. и от этого-то все наши сегодняшие болячки. В старой России было две системы образования- классическая — при которой изучали основные языки европейской культуры — греческий и латынь, что делало доступными чтение источников оригинале, а значит знакомство учеников-классицистов со всеми сокровищами человеческой культуры, и реальное — ускоренное с упором на технические знания. Во время революции и Гражданской войны — классицисты пошли в белую армию, а реалисты — в красную.… Подробнее »
Листаев: 26.08.2013 в 17:42 «Несколько возражений Л. С. Клейну, чтобы не был уверен….в абсолютной непогрешимости и стопроцентной поддержке своих мыслеформ » Вы уж простите мне мою малограмотность,но я не увидел ни уверенности в непогрешимость,ни уверенности в стопроцентную поддержку.Показали бы в тексте статьи где ВЫ это нашли. «Военная континентальная евроазиатская империя – идеальная форма государственного устройства для России. » Очень хотелось бы узнать каким путем вы пришли к такому «умо»заключению.А вопрос о цене заплаченной за существование такой империи вас не интересовал?Или для вас те,кто стал лагерной пылью враги народа,отбросы,те щепки,которые летят при рубке леса? Попробуйте себе представить жизнь братьев Вавиловых:один в тюрьме,второй руководит наукой (Президент АН СССР),зная,что в любой момент может стать лагерником,ЧСИР — член семьи изменника Родины.Умер от инфаркта,при вскрытии обнаружилось,что это был десятый инфаркт.Вас этот прискорбный случай не наводит ни на какие мысли? Только абсолютно неадекватный человек,не задумывающийся о своей судьбе может хотеть в те времена.Вы уверены,что уж вас-то не тронут,вас-то не за что.Это вам кажется.»Перебор людишек» в 30-е годы показал,что невиновных нет!Виноват любой! Шепард говорите?Вы бы параллельно рассказу о Шепарде разместили правдивый рассказ о первом полёте,что это был за полет и в каких условиях он готовился, и с каким риском был связан.Риск был потому что политруководству СССР было наплевать на конкретного Юру Гагарина.Им нужна была «победа» в космосе, а за ценой мы,как обычно,не постоим! А цена заплаченная за Керченско-Феодосийскую операцию?Кто ответил за потерю 300 000 человек?А за возможность немцам почти беспрепятственно наступать на Кавказ,что вызвало дополнительные потери?Скажете и больше теряли? А фамилия Крякутный вам ничего не говорит?А я учил в школе ,что это первый в мире воздухоплаватель на воздушном шаре.Оказалось ЛОЖЬ!А товарищ Однокамушкин,который Эйнштейн?Почитайте «Краткий философский словарь» 1954 года издания (храню,как зеницу ока).Вейсманизм-морганизм(генетика),кибернетика,теория относительности,которая ВОЗНИКЛА в конце XIX — начале XX века.Ложь!Всюду ложь! Один Чеховский герой говорил:»Ржа ест железо, а лжа душу».Может хватит с нас,чтобы ЛЖА калечила… Подробнее »
Олег:
26.08.2013 в 21:57
Когда смотришь перечень курса лекций царской гимназии — это тянет на нынешний университет. Особенно в области гуманитарных наук.
Когда пришла «катастройка» в «Студенческом меридиане» было опубликовано сочинение одного гимназиста кажется пятого класса.Тема сочинения «Корень учения горек, но плоды его сладки».Сочинение написано в классе и ученик гимназии цитирует на четырёх языках.Цитирует по памяти!Сочинение написано в 1909 году.
Редакция «Меридиана» рискнула предложить сделать то же самое,но дома студентам университетов.Желающих не нашлось!
Это наглядно показывает разницу между царским и советским образованием.А товарищу Листаеву нравится советское!
Листаев:
26.08.2013 в 17:42
Но надо поддерживать и церковь, т.к. церковь – это наша Национальная идея
Да что вы говорите?!
Ваш оппонент Александр Сергеевич Пушкин:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Анатолий: 27.08.2013 в 0:28 То есть коммунисты все по Пушкину сделали? Ай да молодцы! Ай да су…ны дети! Хотя нет, попов-таки не додавили… Как в анекдоте: у них и патроны уже кончились…
Г-ну Листаеву. С любопытством прочел Ваш вопль души, одно из главных достоинств которого – искренность. Вы выступаете с позиций советской мифологии – с прохановских позиций. Спорить с людьми, живущими в мифологическом пространстве, бесполезно. Их можно только изучать. Но для сторонних наблюдателей показать, что миф есть миф, вполне разумно. Давайте расставим точки над i. Вы написали свой коммент, чтобы я «не был уверен, так сказать, в абсолютной непогрешимости и стопроцентной поддержке своих мыслеформ…». При этом Вы полностью согласились со всеми моими предложениями, со всеми пятью пунктами, без малейшего изъятия. Возражения вызвала только моя мотивировка, точнее историческое вступление к ней. Так что тут «поддержка стопроцентная». Ваш гнев вызвала моя начальная фаза «Мы переживаем сейчас закат российской науки». С Вашей точки зрения, это неверно, заката нет. Со мной, однако, согласны корифеи науки, даже такой коммунист, как нобелевский лауреат Жорес Алферов. «Впервые я почувствовал, что не нужен моей стране», — заявил он на докладе в Петербурге. О цифрах ассигнований на науку я уж не говорю, в сравнении с ведущими странами мира. О всё более скромных местах, занимаемых Россией по многим научным показателям. О вымирании целых научных школ. Вы целиком за воссоздание сталинской империи. «Военная континентальная евроазиатская империя – идеальная форма государственного устройства для России». Простите, а что население империи имело от этой «идеальной формы»? Это очень похоже на чувства поротого холопа, хвастающегося тем, что наш барин сильнее всех соседних – такой знатной порки никто не сможет задать! Ради фразы «нас все пугаются!» вы готовы терпеть все прелести сталинского режима. Я не готов. Вы очень низко ставите качества русского народа, если считает его неспособным к цивилизованному существованию в демократическом государстве европейского типа, а только в «евразиатской империи», под пятой очередного варварского диктатора. «В атаку поднимались «За Родину, за Сталина!». Сознательно-этатистски шли с такими словами в атаку», — пишете Вы со слов своего деда. Вы… Подробнее »
Анатолий:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Наверно в 17 году лозунг был «Пролетарии всех стран соединяйтесь», а учитывая пролетарскую психологию руководством к действию были слова А.С.Пушкина «Кишкой последнего попа
последнего царя удавим». Сейчас кишкой попа кого давить будем?
Л.Л.Гошка:
27.08.2013 в 10:50
Сейчас кишкой попа кого давить будем?
Неужели остался последний поп?Сомневаюсь!
Опасаясь,что в результате «секуляризации» попам нечего будет кушать российская власть выделяет им всё новые «лужайки» под «пастбища».Вон уже и в славном МИФИ появилась «лужайка».Паситесь толстоморденькие!Не отощайте!
Носители «национальной идеи» (по Листаеву) не должны страдать от голода.
Листаеву:
В №136: 27.08.2013 ТрВ статья В.Сойфера «Уроки Сталина:судьба Академии наук» прямой ответ вашим мечтам…
«К концу 1929 года по «Делу Ака-
демии наук» были арестованы
1729 сотрудников бывшей Россий-
ской академии наук. Их обвинили в
заговоре против советской власти
и создании «Всенародного Союза
борьбы за возрождение свободной
России». »
«Любил» Виссарионыч научных работников!