О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

Подписаться
Уведомление о
guest

657 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Ну, мой ответ ФУ освободили от проверочной задержки. Читайте чуть выше.

Алексей Горбунов
Алексей Горбунов
11 года (лет) назад

Трям-трям. – Л. Клейну (23.04.2013 в 12:27): «Ну где здесь ученные речи? Заявленный «Научный метод» только Горбунов использовал, да и то ушёл потому что Вы и примкнувшие к Вам свели все к фарсу».

Трям-трям, я не использовал «Научный метод» — он применяется в исследованиях, а это обычная беседа людей с разным уровнем эрудиции. В разговоре с Финно-угром я лишь пытался показать «на пальцах» ошибочность его взглядов и причину этих ошибок. ЛСК и Олег общаются с вами на равных, как с людьми, имеющими определенные знания и свое мнение по затронутым проблемам. Я же избрал другую стратегию и исхожу из того, что мои собеседники (независимо от того, Л. Клейн это или Финно-угр) не знакомы с предметом обсуждения и априори знают по данному вопросу меньше чем я. Это в свой черед обязывает объяснять ключевые моменты предмета обсуждения, своих взглядов и разные тривиальные вещи. В этом я опираюсь на одного историка, методолога науки. Он говорил своим студентам, что лучше объяснить собеседнику банальные вещи, предположив, что он их не знает, и вести беседу дальше, исходя из общего понимания этих вещей, чем предположить, что он знает все то же, что и вы, и (если это не так) вести разговор «на разных языках». А свернул свою активность я из-за того, что, как мне показалось, цель Финно-угра (да и Ваша, надо полагать) не «понять», а «отстоять».

Алексей Горбунов
Алексей Горбунов
11 года (лет) назад

Л.Л. Гошка: (24.04.2013 в 17:31): «Вот и человеку, который не принадлежит к научному сообществу, пойди и разберись у каких ученых подход научный, а у которых ненаучный и только мифы, сотворенные в больном сознании чрезвычайно одаренного человека под воздействием чудовищных обстоятельств его трагической жизни». Где-то Лев Самуилович говорил, что история, наверное, доступна не для всех. Не помню, где и в каком контексте это говорилось, поэтому добавлю: важны мотивация и степень заинтересованности. Если человек, «который не принадлежит к научному сообществу» хочет узнать подробность о каком-либо событии, то ему будет достаточно несколько статей типа википедии. В общих чертах событие там изложено, а большего и не надо – любопытство удовлетворено. Если же его интерес глубже, и он хочет составить свое мнение о проблеме, то надо читать соответствующую литературу, с наскока такой редут не взять. Как узнать, что читать? Еще со школы у нас остаются ассоциации «знание – учебник» — если хочешь что-то узнать, нужно заглянуть в учебник. Далее, движение от общего к частному: школьный учебник – вузовский учебник – специальный справочник – специальные монографии – специальные статьи по отдельным аспектам. Все это объясняется учителями, преподавателями, науч.-поп. литературой и т. п. Но это магистральный путь. В ходе углубления в тему, если интерес не угас, читателя начинают волновать смежные проблемы: «почему этот исследователь отверг аргумент другого исследователя?», «как определить значимость аргумента?», «что представляет из себя этот исследователь?», «каковы другие мнения?», «что пишут в других науках по данной проблеме?», «каковы их методы?» и т.д., и т.п. В ходе такой начитки литературы у интересующегося формируется знание проблематики, он начинает ориентироваться в теме, «чувствовать» ее, а фамилии на корешках книг превращаются в образы со своими достоинствами и слабостями. С познанием методики (как практической, так и логической) приходит понимание аргументации, следовательно, исходя из приобретенных знаний, можно понять «у каких ученых подход научный, а у которых ненаучный и только мифы».… Подробнее »

Алексей Горбунов
Алексей Горбунов
11 года (лет) назад

Трям-трям. (25.04.2013 в 13:11): «А что сделал Клейн? Вот я человек далёкий от археологии. для истории мойстраны он ничего не сделал, учебник не написал». Не берусь говорить о заслугах Л.С. в изучении эпохи бронзы или проблемы становления Руси, приведу лишь близкий мне пример конкретного влияния его работ на решение исторических проблем. В 70-х гг. прошлого века продолжалась дискуссия об этническом наполнении черняховской к-ры (Чк). Эта дискуссия была частным вопросом более широкой (исторической) проблемы – происхождения славян. В свою очередь частным аспектом проблемы этноса Чк был вопрос о происхождении самой Чк. Автохтонисты (считали Чк развитием местных племен) выводили ее из зарубинейкой к-ры, которая мыслилась как праславянская, и определяли носителей обеих к-р как славян. Миграционисты (считали Чк пришлым явлением) выводили ее из вельбаркской к-ры (считается готской). У обеих точек зрения были аргументы, сильные и слабые стороны, обе оставляли место для разного рода лазеек, что являлось следствием несовершенства методологии. Закрыл этот вопрос в 1979 г. М.Б. Щукин. В 20-м номере «Археологического сборника» Гос. Эрмитажа вышла его статья «К предыстории черняховской культуры: тринадцать секвенций» с пространным эпиграфом. Эпиграф этот содержал отрывок статьи L. Klejn’а, вышедшей в лондонском сборнике в 1973 г., с описанием выделенных им «секвенций» и их возможностей в решении проблем этногенеза на материалах археологии. Статья М.Б. от начала и до самого конца строго следует описанному в эпиграфе методу секвенций (никогда прежде я не видел такой наглядности взаимодействия теории и практики!), в результате чего было убедительно обоснованно вельбаркское происхождение Чк. Опровержений, насколько я знаю, не последовало. Это привело к тому, что тогдашний взгляд на этногенез славян (в ретроспекции культур: пражская (склавины) – черняховская – зарубинецкая – скифоиды лесостепи – местные к-ры бронзового века) был пересмотрен и сейчас прародину славян специалисты на основе идей Д.А. Мачинского и М.Б. Щукина, локализируют в Припятском Полесье. Это частный пример влияния методологических разработок Л.С. на ход исследований.… Подробнее »

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Алексей Горбунов:
27.04.2013 в 15:25
…в результате чего было убедительно обоснованно вельбаркское происхождение Чк.

Сейчас Трям-трям напишет,что М.Б.Щукин антипатриот, а Л.С.Клейн вражина ещё похуже
М.Б.Щукина,поскольку дал инструмент для проявления антипатриотизма!А поскольку государству антипатриотическая наука,в том числе история,не нужна,то Л.С.Клейна и М.Б.Щукина заклеймить позором, а Задорнову дать медаль или орден за патриотизм!

Alex
Alex
11 года (лет) назад

«Может показаться, что довольно трудно прийти к единому мнению в подобном научном споре, однако одна из радостей изучения этого туманного периода истории заключается в том, что источников настолько мало, что с ними могут ознакомиться все.»

http://inosmi.ru/world/20130322/207222978.html

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

На замечание Алекса (на приведенную им цитату).
Может показаться, что трудно придти к единому мнению в подобном научном споре, но не надо поддаваться этой иллюзии. Трудность не столько в том, что источников мало и открывается простор для толкований, сколько в том, что у людей много настроений, толкающих к отказу от очевидности, они и напускают туман. А то, что с источниками могут ознакомится все, порождает искушение всем заняться самодеятельным решением этого вопроса. Тогда как для понимания нужны не только знания этих источников, но и уймы других фактов, а также владение строгими методами исследования. От изучения этого туманного периода истории хотят получить радость, но надо принять правду, которая кому-то доставит радость, а кому-то и огорчение. Только если готовы к этому, беритесь за изучение источников. В противном случае вся ваша забота будет в том, как бы их перекрутить. А это заведомо проигрышная позиция.

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Олег:
26.04.2013 в 21:41
Про Лубенца, Толя, я тоже не с потолка взял…Учебник математики, изданный в 1948 г.

Олег!Я не сомневался в вашей добросовестности,хотя мне не доводилось встречать фамилию Лубенца.Зато мне доводилось учить в школе Крякутного.Помните такого «изобретателя» воздушного шара?Пусть это неправда,как у Задорнова,зато так же ,как у него ,»патриотично»!
«Кибернетика — реакционная лженаука,возникшая в США после второй мировой войны…Кибернетика ярко выражает одну из основных черт буржуазного мировоззрения — его бесчеловечность,стремление превратить трудящихся в придаток машины…»

А тейлоризмом никогда не интересовались?Это НОТ(научная организация труда).Очень интересно отношение к тейлоризму Ленина до и после Октябрьского переворота.

Эта тема неисчерпаема!

Alex
Alex
11 года (лет) назад

В-общем, я согласен, для того, чтобы оценить достоверность источника, нужно понимание контекста. Со словом «очевидность» я был бы поосторожнее. В том, что методы исследования являются строгими, я бы несколько усомнился. Я бы даже сказал, что развитие таких методов, как «критика источников» привело к увеличению, а не уменьшению количества возможных интерпретаций. Интересно, как могли спорить Ломоносов с Миллером в те времена, когда было принято верить каждому слову летописи. Проблема (частично) как раз в том, что «перекручивание» источников (во всяком случае, источников типа летописей, хроник, мемуаров…) — легитимно и даже необходимо.

ЛСК
ЛСК
11 года (лет) назад

Алексу.
Преобразование источников и перекручивание источников — всё-таки разные вещи.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...