О норманнах, славянах и ариях (еще раз о фильме Задорнова и не только)

Лев Клейн
Лев Клейн

Проглядев на сайте ТрВ-Наука последние комментарии к моей рецензии на фильм М. Задорнова [1], считаю необходимым особо остановиться на тезисе А. А. Клёсова, с энтузиазмом вброшенном в дискуссию Александром, главным в ней антинорманистом. Обратимся к самому сайту Клёсова (http://aklyosov.home.comcast.net).

Несколько слов о герое моего рассказа. Анатолий Алексеевич Клёсов крупный биохимик, работал в Москве, был профессором, отмечен премией Ленинского комсомола (1978) и Государственной премией (1984), потом устроился в Гарварде и Бостоне в промышленной (фармацевтической) лаборатории, работает над лекарствами от рака, а попутно завел журнал о ДНК-генеалогии, как он это называет, а у профессионалов это называется популяционной генетикой (сюда входит и палеогенетика). Сводит этносы к гаплогруппам, т.е. к биологии. Он, подобно Фоменко, вторгается в историю, хотя в отличие от Фоменко, сознает свою некомпетентность в этих вопросах и ищет контакта с гуманитариями. Но контакт ему нужен на его, Клёсова, условиях, относительно конечных выводов, — это должны быть клёсовские выводы, а гуманитарии должны только расцветить их и уточнить, на что серьезные гуманитарии не идут. А вот Задорнов и его компания пришлись Клёсову по нраву.

Прежде всего, нужно заметить, что Клёсов утвердился на позициях формирования из исследователей Древней Руси «предательского» (по Задорнову) течения норманизма. В него зачисляются те исследователи, которые констатируют заметный в истории IX-XI веков факт успешного нашествия норманнов (скандинавов) на восточно-славянские земли, как и на земли Англии, Франции и других стран. Объединившись против признания этого факта, некоторые русские ученые (считая это своим патриотическим долгом) стали собирать все возможные возражения против такого признания и назвали себя антинорманистами. Антинорманизм — почти исключительно российское явление, в Англии и Франции его проявления близки к нулю. Как у нас почти никто не отрицает татарское иго.

Клёсов пишет «про норманофилов»: «Для начала — что такое «норманизм»? Это — не наука. Это – идеология. Это – определенное «строение мозга». Это – антиславянство, часто на уровне подкорки». В пример он приводит выступление томского музейного работника В. Волкова в программе П. Лобкова. Волков «объявил, что славян до относительно недавнего времени не было» (для Клёсова это ужасно: он-то учит, что славяне ведут свой род от палеолита, потому что славян считает именно «родом», биологической общностью). На что Лобков «провокационно-хитренько…» бросил: «Так, значит, идея славянского патриотизма распадается, как утренний туман?». И «этот Волков обрадовано подтвердил – “Да”». Клёсов резюмирует: «Вот это уже – негодяйство. Откровенное. И – на всю страну».

Между тем, здесь совершенно очевидная подстановка. Не стоит путать славянский патриотизм с русским. Славянский патриотизм действительно не существует. Всех славян ничего не объединяет, кроме языка: ни раса, ни культура, ни религия, ни политика, ни даже гаплогруппа (у южных славян господствует не та, что у восточных и западных).

А Клёсов продолжает: «Вот что такое норманизм. Это — идеология. Антирусскость, антиславянство.» Вторая подстановка. С рассуждений об общеславянском/общерусском патриотизме перескок на спор о варягах.

Клёсов: «Так вот, заслуга фильма М.Н. Задорнова в том, что он бросил камень в это норманское болото… Уже то, что фильм прославянский, патриотический, напрочь портит норманофилам и аппетит, и желание фильм смотреть. Именно это бросает археолога Л.С. Клейна, ведущего норманиста страны, к письменному столу для написания статьи про фильм М. Задорнова…».

Тут прозвучал явный попрек в антипатриотизме, направленный в мой адрес. Между тем, я, считая себя русским еврейского происхождения, всю жизнь работаю на благо русской науки, отстаивая ее силу, честь и достоинство. Мой университет – Ленинградский – Санкт-Петербургский. Я не раз по приглашению работал в университетах разных стран (Англии, Германии, Австрии, Дании, Испании, Словении, Финляндии, США и др.) и всякий раз возвращался на родину, в Россию, несмотря на то, что здесь сидел одно время в тюрьме и лагере. Здесь я печатаю свои книги на русском языке, а потом их переводят — на иностранные. «На Васильевский остров я приду умирать» – мечтал один поэт, оказавшийся в эмиграции. А я здесь, в конце жизни — на Васильевском острове.

Анатолий Алексеевич Клёсов, талантливый ученый из «русского рода» эмигрировал в Америку, служит американскому производству и мыслит о русском патриотизме, живя в Америке. Мне не в чем его упрекать, я готов скорее винить власти, прежние и нынешние, в том, что они не создали условий для работы клёсовых здесь.

Но Ваши, Анатолий Алексеевич, попрёки в мой адрес в сложившейся ситуации звучат, по меньшей мере, пикантно.

А теперь к сути того тезиса, который сделал А. А. Клёсова изгоем среди ученых профессионально занимающихся гаплогруппами (популяционной генетикой). Это тезис о славянах и ариях. Для точности обратимся к тексту самого Клёсова:

«Нигде и никогда я не писал о «славянахариях». Как не писал и о «русахариях». Праславян с ариями связывал, и давал этому обоснование. Самое простое обоснованиечто и те, и другие (говоря о восточных славянах) имеют одну и ту же гаплогруппу R1a, у них был общий предок. Жили ариии в Восточной Европе, и на Русской равнине, где и сейчас среди славян (и не только среди них) живут прямые потомки ариев по мужской линии. И почему же тогда те арии, которые были предками нынешних славян, не праславяне?».

А потому, что арии – это по общему признанию науки название языковой семьи — это говорящие на иранских и индоарийских языках, и только. Хинди, урду, бенгали, фарси (персы), пуштуны, таджики, осетины, в древности скифы, мидийцы, сарматы. Язык часто заимствуется, передается не в связи с биологической популяцией. Поэтому предки биологические не могут получать название языковых потомков. Если вы находите среди славянских предков ариев, то почему не объявляете праславянами африканцев, предков нынешних негров? Они ведь тоже, в конечном счете, биологические предки славян.

Праславяне – это те, кто говорили на праславянском языке, ставшем основой для всех славянских. Они (праславяне) существовали с того времени, как этот язык выделился из северо-восточной ветви индоевропейского праязыка. До того не только славян, но и праславян не было. А были их биологические предки, говорившие на других, предковых языках. Арии — это другая ветвь индоевропейского языкового сообщества, юго-восточная. Ближайшие родственники ариев по языку в индоевропейском сообществе – греки и армяне.

Праарии и праславяне – это разные ветви. Миграции, конечно, заносили людей одной ветви на земли другой, смешивали их, переплетали. Гаплогруппы, выявляемые по индивидуальной биологической наследственности, помогают распутывать эти миграционные движения, но для истории народов и языков это вспомогательная дисциплина. Гаплогруппы – это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась.

Рискованное «негодяйство», если выражаться словами Клёсова, хотя и не откровенное, а замаскированное под патриотизм.

1. Лев Клейн. Воинствующий дилетантизм на экране. ТрВ-Наука № 119, 25 декабря 2012 года. http://trv-science.ru/2012/12/25/voinstvuyushhijj-diletantizm-na-ehkrane

Подписаться
Уведомление о
guest

657 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Alex
Alex
12 года (лет) назад

Вероятно, это сам Клёсов и есть, только переименовавшийся.

Олег
12 года (лет) назад

Alex, ну что Вы, там таких хватает… )))Улыбнулся.. Я немного Выше в своем посте делал анализ основных типов антинорманистов. Это — антинорманист — сетевой тролль. Их суть дела не интересует, их задача вывести вас из себя и вступить в перепалку на уровне «дурак- сам дурак!». Довольно распространенный тип.

yura
yura
12 года (лет) назад

Олег.Пожалуйста.

yura
yura
12 года (лет) назад

Alex, смотри IP

yura
yura
12 года (лет) назад

Двое из лорца.

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Юра!

Срочно марш в школу!

Слово пишется «лАрца»! А кто такая «лОрца» я не знаю?!

yura
yura
11 года (лет) назад

Тоже что и ларец, умник.

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

yura:
12.03.2013 в 16:11
Тоже что и ларец, умник.

Ошибаешься,Юрчик!

Ларец — это лАрец, а лОрец — неведома зверУшка!Ты ещё скажи ,что бабуин и бедуин это одно и то же!

И спсибо за комплимент!

Анатолий
Анатолий
11 года (лет) назад

Пардон!Описка:спасибо.

Алексей Горбунов
Алексей Горбунов
11 года (лет) назад

Уважаемые Олег и Лев Самуилович, хочу обратить Ваше внимание на то, что в запале беседы с Шуриком Вы «записали» его в антинорманисты. Это несколько опрометчиво. Боюсь, Вы не так поняли то, с чем столкнулись. Со стороны Шурика это не противостояние антинорманизма «норманизму», а противостояния «народного знания» «официальной науке», культивируемое Домонголом. Обратите внимание, что и Финно-угр. (из предыдущего обсуждения фильма Задорнова), и Шурик сводили обсуждение к римскому времени и готскому вопросу. Скорее всего, это одно и то же лицо, вращающееся в кругах Домонгола и кладоискательских форумов. Отсюда и «знание» работ М.М. Казанского, «гОвритухина» (И.О. Гавритухин), а также поясных гарнитур, геральдических поясов (насколько я понял, «геральдика и гиометрика» Шурика именно об этом), Цебельды. На Домонголе есть свой специалист по этим вопросам – И.А. Бажан (некогда семинарист «Хронографа» М.Б. Щукина, специализировался по хронологии, черняховской культуре, варварской археологии римского времени), он вроде бы и Цебельдой плотно занимался (в контексте хронологии). Лев Самуилович, помните Вашу дискуссию с А.К. Станюковичем на этом сайте? Мне кажется, что Шурик как раз наглядный пример декларируемого «воспитания любителей», и воспитание это ведется в контексте «обиды на науку». О некоторых тезисах Шурика: 1) «Империя Германариха» — небыло никакой «империи», был regnum. Трактовка Arctoi gentes Иордана, как границ (завоеванные народы) «королевства Эрманариха» специалистами отвергается, мнения сходятся лишь в том, что это «путевой итинерарий»: рейд готов Эрманариха по тылам венедов (дабы лишить последних поддержки родственных «лесных» культур), в обход сильной (сплоченной) киевской культуры в контексте борьбы за «меховый путь» (Щукин М.Б.); или путь неких групп от «готской Балтики на Ладогу, далее по Волге к Кавказу и в готский Крым» (на лингв. мат. – В.В. Напольских, на истор.-арх. мат. – И.В. Зиньковская). 2) Гавритухин выводит славян из Полесья – выводит не Гавритухин И.О. Это, когда-то маргинальная, «теория полесского белого пятна», сформированная Д.А. Мачинским (на ист. мат.) и М.Б. Щукиным (на арх. мат.), исходящае… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...