
Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:
Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».
С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ
Придется тратить время и на это.
Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!
Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.
О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.
Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?
Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.
Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.
На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.
Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).
Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.
«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.
Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!
Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?
Кембриджский документ:например, здесь http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0505.htm
Еврейско-хазарская переписка
П.К.Коковцов
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА
Мда, как всё запутано.
А то.
О чем я и говорю. Дилетантизм и фолк-хистори — это попытка простого решения сложных вопросов. У этих ребят все просто.
Ну как бы объяснить. Чем-то увлекаться не есть плохо, дилетанту или увлечённому необходимо чтобы было всё в определённой мере просто. Любитель, дилетант имеет полное право рассуждать, размышлять, строить логические выводы, если в достаточной степени правда на вашей стороне, то все такие измышления дилетанта так или иначе приведут к признанию вашей правоты, пускай не по всем моментам, с нюансами, с оговорками и разночтениями, но всё же это не плохо. Помогайте любителям, а не гнобите их.
Денису: Никто и не говорит, что увлекаться и интересоваться чем-то — плохо. Никто не собирается дилетантов «гнобить». Наоборот, когда человек чем-то, например, древней или средневековой историей интересуется — это замечательно! Но… до тех пор пока дилетант, который еще многого не знает и не понимает, берется читать нравоучения профессиональным историкам (о присутствующих на сайте я не говорю и не имею их в виду и в моем высказывании нет ничего личного). К сожалению в русской Вики она отсутствует. Просто я заметил что фольк-хистори начинается с того, что вместо того чтобы долго и много учиться, что требуется для того чтобы стать профессиональным историком и археологом, дилетант считает что все это может ему заменить живость ума, умение рассуждать и некоторая начитанность. Пытается просто решать сложные вопросы. Одно дело, когда дилетант или человек интересующийся историей берется рассмотреть причем очень осторожно, взяв за образец работы серьезных ученых, какой -то небольшой конкретный вопрос. Но даже для этого ему многому нужно учиться.И быть поскромнее. Лично для меня замечательным примером сообщества людей интересующихся историей является английское общество Saga-book. Viking Society for Northern Research. Первоначально основанное в XIX веке (в 1892 г) как клуб любителей — данное общество в итоге стало профессионально историческим сообществом, где серьезные историки считают за честь сделать доклад или опубликоваться. И все благодаря высоким стандартам требований предъявляемых к участникам клуба и стремлению соблюдать основные принципы научной работы.История общества на английском приведена в Википедии:http://en.wikipedia.org/wiki/Viking_Society_for_Northern_Research Другое дело, когда не владея языками, не владея основами исторической науки, археологии, лингвистики, а иногда и не понимая основ научной работы — человек берется «делать открытия», «перевернуть устоявшиеся догмы», когда он старается отвергнуть все что в науке сделано до него. Хороший пример — «Новая хронология» А.Т.Фоменко. И тут не может помочь то, что человек в другой научной области обладает большими знаниями и является академиком. Увы, как показывает опыт, можно быть академиком в… Подробнее »
У этой проблемы есть и другая сторона. Академические понты и потрясание лампасами. То есть неумение и откровенное нежелание «серьезных ученых» говорить на языке, понятном интересующемуся дилетанту. И в то же время желание, чтобы дилетант безоговорочно признавал их авторитет. В общем, это проблема популяризации науки. И ее клановости (с другой стороны). За неимением популяризации научных взглядов свободную нишу в сознании дилетантов занимают… спекулянты. В ЛЮБОЙ области. Грубо говоря, если дилетант начинает доверять спекулянту, то виноваты в этом аккурат серьезные ученые.
Если мы принимаем тезис, что в революционной ситуации всегда виноваты власти (а не народ плохой попался), то ровно тот же подход надо принять и к научным взглядам. Если больной идет в «гомеопатам», виноваты врачи. Если дилетант верит Фоменко, виноваты историки.
Моя фраза «К сожалению в русской Вики она отсутствует» относится к истории общества Saga-book.
Соглашусь с Denny, он развёрнуто озвучил то, что я хотел сказать, но не смог сформулировать. Специалистам нужно быть ближе к народу.
Специалистам не нужно быть ближе ни к кому. Иначе они перестанут быть специалистами и станут популяризаторами. Они могут иногда позволить себе печатать статьи в популярных журналах, но…
При печати в популярном журнале приходится волей -неволей здорово упрощать проблему, чтобы она стала доступной для понимая человека с улицы.
А потом другие начинают критиковать историка-профессионала не за его научные работы, которых они не читали, а за его упрощенный взгляд изложенный в популярной статье.
Причем никто ему скидок на то, что это популярная статья — не делает.
Популяризаторство — тоже искусство и им должны заниматься специальные люди.Но в наши дни наука как таковя заменяется эзотерикой и прочим, потому что поменялся культурный уровень народа — мы с бешеной скоростью катимся в Средневековье по общему уровню развития и мышления. Еще недавно в 1960-70 знахарей и колдунов не было, их просто подняли бы на смех. Тогда наука в связи с национальным приоритетом космических исследований и полетов в Космос была на взлете. Сейчас на взлете колдовство , эзотерика, НЛО, сглаз, язычество, приметы, астрология и алхими. Средневековые суеверия заменяют науку. И не ученые в этом виноваты. Сейчас на государственных каналах идет вовсю реклама знахарей, целителей и прочих шарлатанов.
А вот с популяризаторами науки сейчас туго. И выскажу свои личные соображения, почему это так. Популяризатор живет на то что зарабатывает популяризацией науки — от публикации книг и статей. Если популяризаторов науки не читают,а читают сенсационные опровержения всего и вся и фольк-историческую фантастику , рядящуюся под науку — то разряд популяризаторов науки просто исчезает.
ИМХО, Вы не хотите понять простой вещи: фольк-хистори растет ровно из того же корня, что и любое диссидентство. Из нежелания людей принимать некритично официальные концепции.
Просто многим людям свойственно разоблачать (совершенно в фольк манере и примерно с таким же уровнем знаний) чужие официозы. Но как только дело доходит до их собственной области, абсолютно те же люди начинают надувать щеки и потрясать регалиями «серьезных специалистов».
Знахарей и колдунов не было. Но ровно в то же время генетики и кибернетики тоже не было. Так что альтернатива проста: либо играть с фольк-хистори на поле дилетантов, либо единый учебник истории.
Популяризаторы все живут с книг и статей. Независимо от того, что именно они пытаются донести до дилетантов. Академические версии науки или ее фольк-интерпретации.
Виноваты историки?
Простой вопрос — еще пять-десять лет назад возможно было появление такого фильма как фильм Задорнова на государственном канале? Возможна была реклама чудодейственных методов лечения знахарей и колдунов? Или официальные гороскопы — не в шутку, а всерьез? На мой взгляд — вот именно такая средневековая ментальность и устраивает государство. Это люди способные «схавать» любой бред, любую наукоподобную абракадабру. Легко впитывающие любую пропаганду ибо не умеют самостоятельно думать, да им это и не нужно. А людей с научным складом мышления государству не нужно, они его враги — не поддаются пропаганде, имеют свое мнение, привыкли мыслить независимо, анализировать. Именно ученые всегда были в рядах диссидентов — академик Сахаров, физики Юрий Орлов, кибернетик Валентин Турчин, историк Андрей Амальрик, нейрофизиолог Владимир Буковский, математик Леонид Плющ и много-много других. Зачем же государству растить своих врагов?
Так что не историки тут виноваты.
А что Вы так мелко? Всего пять-десять лет назад? И Резун и Фоменко были уже во весь рост. Тогда уж надо вспомнить благословенные времена (не столь уж отдаленные), когда появление исторических опусов Резуна и Фоменко, Задонова и Солженицына были невозможны. И когда специалисты-историки дружно пели по нотам исторического материализма и колебались только вместе с линией партии. И в самой читающей стране мира любой дилетант твердо знал, что крах капитализма неизбежен, а учение Маркса всесильно, потому что оно верно. А диссиденты (всех мастей) высказывались главным образом дома, на кухне, свой круг, своя аудитория, но не дальше порога, там уже иная территория…
Выбор прост: либо свобода мнений (и тогда конкуренция и зарабатывание авторитета перед дилетантами в том числе) либо сервильность (и тогда отбор и господдержка правильных пацанов, которые и будут назначены серьезными специалистами).
Кстати вот насчет Виктора Суворова, я не соглашусь.А поскольку тема имеет отношение к истории, пусть и не древней — хотел бы сказать пару слов в его защиту. В 1970-е когда я работал в судостроении, я глотку рвал в спорах на работе по поводу начала войны. В БСЭ было написано что у немцев было около 3 тыс. танков (причем по калибру орудий и толщине брони ни один из немецких танков в сравнение даже близко не шел с Т-34 и КВ)- а у нас 1,5 тыс. новейших танков типа Т-34 и КВ и некоторое кол-во устаревших. Любому думающему человеку — приходил сразу же в голову вопрос- некоторое — это сколько? Тысяча, две, десять? Ведь любому понятно, что устаревший танк действующий против пехоты БЕЗ ТАНКОВ — не важно, устаревший он или нет, лучше чем ничего.Далее без всяких викторов суворовых я сам пытался понять по нашим военным справочникам и энциклопедии — как были расположены наши войска в начале войны? Во — первых карт показывающих начало войны вообще не было — карты начинались с контр-наступления под Москвой в конце 1941 — начале 1942.. На карты данные были нанесены таким образом, что понять где какая армия находилась было вообще невозможно. И я понял сразу, что все что у нас говорится о войне — вранье с начала до конца. Тогда начал изучать начало войны и с удивлением обнаружил что мы превосходили немцев во всем. И тогда неизбежно вставал вопрос — «простите, Шерлок, но как?». Как было возможно при преимуществе в самое малое в три раза по численности всех видов вооружений так просадить начало войны? Я конечно не мог так чеканно все сформулировать как Виктор Суворов, но и мне тогда стало ясно, что за всем этим скрывается. Обнаружил в воспоминаниях Гудериана ( читал их на английском в Публичке в закрытом зале) про советско -немецкий парад в Брестской… Подробнее »
Не знаю, стоит ли переходить на тему 41 года. Я знаю мнения и Исаева и Солонина (которые, ИМХО наиболее адекватные представители разных взглядов в этом вопросе) не считая толпы прочих борзописцев.
Я Суворова привел не случайно. Это аккурат пример того, когда выступление совершенного непрофессионала, которое само по себе …. совершенно непрофессионально, оказало заметное влияние. Поскольку стимулировало интерес и дискуссию уже на совершенно другом уровне.
Но если смотреть формально, «Ледокол» — типичное фольк-хистори. Порожденное как раз скептицизмом по отношению к каноническим версиям. Со стороны неспециалиста. И реакция специалистов была точно такая же.
То есть нельзя априори к фольк-хистори относиться негативно. В 90% случаев подобные идеи оказываются лажей и пустышкой. Ну так и со строго научными гипотезами точно то же самое.
Я считаю, что такие вещи в истории, которые большое число людей задевают и интересуют, обязательно должны быть. И историки профессионалы НЕ ДОЛЖНЫ от этого отстраняться, взирая со своего научного Олимпа. Посмотрите на того же Клейна. Мало кто усомнится, что он — серьезный специалист. И ничего. Статейки пишет регулярно. И не считает зазорным бодаться на форуме с анонимными дилетантами. Которые к нему относятся без малейшего почтения.
И зря Вы относитесь скептически. Убежденных оппонентов (например антинорманистов) вы, разумеется, не переубедите. А вот читателей дилетантов вполне можно заинтересовать. И много чего интересного до них довести.
Я вот совершенно не спец в древней истории. Для меня трудно самому увидеть разницу между точками зрения сторон. Ибо в любой книге или статье источники подбираются специально, шероховатости замазываются. И мало осведомленный читатель невольно начинает следовать навязываемой логике автора. Тратить несколько лет на изучение источников читатель не будет. А вот в форумной дискуссии можно быстро, в режиме диалога получить ответы.
«… Для меня трудно самому увидеть разницу между точками зрения сторон. Ибо в любой книге или статье источники подбираются специально, шероховатости замазываются. И мало осведомленный читатель невольно начинает следовать навязываемой логике автора. Тратить несколько лет на изучение источников читатель не будет…»
Крайне неверное мнение ( и убеждение)
Описываемый ряд — всего лишь показывает, насколько низкий уровень научного знания, научного мировозрения, где ( в данном случае) основным методом должна явиться критическая оценка получаемого знания.
Для неспециалиста, что бы просто оценить неизвестное знание, достаточно умения находить необходимые и достаточные маркеры… И если их нет, или их недостаточно — всё — дальше нечего и разглядывать.
Да, набор маркеров — неизменным быть не может. Но критическая оценка, это не единственный, но необходимый способ познания. И независимый от смены набора маркеров, прием.
В конце концов — текст, работа — это же не реклама, не логотип и не бейдж. Даже в них необходимо критически разбираться, на достаточно близком приближении, что бы отличить от подделки.
В конце концов — там, на диком западе, опять скандал. С генератором научных статей. О чем это говорит? Отсутствует техника безопасности в обращении с научным знанием. В принципе. Некритичный подход к знанию. Чем это вызвано — сейчас — не суть. Суть в том — что все это и есть — непрофессионализм.
Как сегодня и в будущем — без критики, как без знаний правил и умений техники безопасности, в принципе, нельзя подходить к любому знанию.
ИМХО, Вы противоречите сами себе. Причем в соседних абзацах.
«Для неспециалиста, что бы просто оценить неизвестное знание, достаточно умения находить необходимые и достаточные маркеры… И если их нет, или их недостаточно — всё — дальше нечего и разглядывать.»
«В конце концов — там, на диком западе, опять скандал. С генератором научных статей. О чем это говорит? Отсутствует техника безопасности в обращении с научным знанием. В принципе. Некритичный подход к знанию. Чем это вызвано — сейчас — не суть. Суть в том — что все это и есть — непрофессионализм.»
С одной стороны, Вы полагаете, что даже неспециалист может найти маркеры.
С другой стороны, даже редакторы и рецензенты приличных журналов (специалисты) не могут найти эти маркеры в сгенерированных статьях.
Должен ли я считать данное противоречие «маркером»?
Вот именно — редакторы. Там критика традиционной научной бюрократии имеет свою историю. То куда вы, ещё только, собрались идти — уже дискредитировано по самую макушечку.
Вам было сказано — набор маркеров. Вы на своей шкуре испытываете тот набор маркеров, который вам достался из прошлого. Точно такой же кризис существует и там. Но из-за такого постоянного кризиса, от которого вы счастливо были отгорожены уютненьким…, там есть инструменты верификации знания.
Где одну из ведущих ролей играет открытая дискуссия. И проезд по всем бюрократиям, без страха потерять грант. Именно поэтому идет постоянная выбраковка дезинформации.
Это — Нормальное состояние любого вида деятельности, и тем более — научного знания.
И что тут спорить, если ученому достаточно сравнения набора способов и инструментов исследования, что бы сразу увидеть разницу между настоящим и поддельным.
Отчасти вы правы, но никто не будет поднимать на смех историка, опубликовавшего статью с разъяснениями в упрощённой форме, ведь Задорнова поднимают на смех только достаточно сведущие люди. Если эти же люди, в той же форме приподнесут относительную правду, без домыслов или хотя бы с оговорками и примечаниями, то этой будет хорошо, люди потянутся к реальному, а не к нло, магии и прочей ахинеи. Ну и на мой взгляд, ещё один момент при популяризации — это уходить от радикализма в утверждениях и следить за словами, ибо, например, викинги — это не только скандинавы, иили варяги — это тоже не только скандинавы, а сами выводы об этимологии этого слова ещё пока весьма спорны. Поэтому все такие моменты надо оговаривать и люди поймут и фантасты будут вырождаться.