Воинствующий дилетантизм на экране

Лев Клейн
Лев Клейн

Под самый конец 2012 года я получил от сайта archaeology.ru (основатель — археолог В. Еременко) письмо одного из читателей — сибирского аспиранта:

Если Лев Самойлович посчитает это интересным для критики и найдет свободное время для просмотра и написания отзыва, то хотелось бы, чтобы он с точки зрения археолога охарактеризовал степень обоснованности версии о происхождении варягов из балтийских славян, высказал свое мнение о степени достоверности «Мекленбургских генеалогий», а также охарактеризовал выводы антинорманистов «новой волны» (Лидии Грот, в частности), которые снимались в фильме «Михаил Задорнов: Рюрик. Потерянная быль [2 серии из 2]».

С уважением, Соколов В. М., выпускник Института истории и политических наук Тюменского ГУ

Придется тратить время и на это.

Прежде всего надо остановиться на жанре фильма. Фильм явно пробивается в категорию научно-популярных. Между тем автор его — известный юморист М. Н. Задорнов, который в последние годы увлекся научными изысканиями о древности — по примеру Г. Шлимана. Но Шлиман, вопреки легенде, не был самоучкой, он перед тем, как заняться собственными изысканиями, освоил ряд языков и поступил в один из лучших тогда университетов мира, Сорбонну, сел на старости лет на студенческую скамью и прошел полный курс обучения по истории и археологии. И то его оказалось недостаточно. Задорнов же не озаботился приобрести необходимое образование, методикой исследований совершенно не владеет, его языковедческие экскурсы давно служат притчей во языцех — не знаешь воспринимать ли это как очередные юморески или… Остров Рюген— это Руян, а Руян — это всё равно что Буян… Но автор вроде высказывает их «на полном серьезе». Всё, что написано в том или ином списке летописей, и даже то, что передано в поздно и где угодно записанной легенде, он считает фактами, даже не подозревая о существовании источниковедения с его методами внутренней и внешней критики источников. И он имеет… скажем, смелость утверждать, что его единомышленники образованны, а противники — «недообразованны»!

Научных консультантов у фильма нет. Вместо того автор привлек для интервьюирования двух историков, отстаивающих отвергнутую большинством гипотезу «антинорманизма» — отождествления варягов с ободритами, ваграми и другими западными славянами. Это липецкий историк В. В. Фомин и московский член-корр. РАН А. Н. Сахаров (бывший директор Института отечественной истории РАН), который специализировался на истории международных отношений. Остальные авторитеты, на речи которых опирается Задорнов в фильме, — это артист С. Безруков, художник И. Глазунов, писатели В. Сундаков и С. Алексеев, вологодский этнолог С. Жарникова, филолог-источниковед из Национальной библиотеки Е. Крушельницкая (привлечена по частному вопросу), археолог-любитель А. Лукошков, любительница-историк, уехавшая по замужеству в Швецию, Л. Грот и, наконец, крупный биохимик А. Клёсов, который, осев в Гарварде, считает себя и специалистом по ДНК-генеалогии, но по этой линии мировое сообщество палеогенетиков его авторитетом не признает, на его работы не ссылается. Задорнов рассуждает о «переписывании истории» в угоду власти, в то время как именно привлеченные им историки имели явное покровительство власти, а отвергшее их большинство шло наперекор этим пожеланиям сверху.

О научном уровне Грот свидетельствует ее участие в конференциях фрика В. А. Чудинова, находящего русскую письменность чуть ли не в палеолите. Опровергать аргумент «Росслаген» и подобные, чем занимается Грот, — это бороться с тенями XIX века. Кто сейчас апеллирует к «Росслагену»? А Задорнов преподносит ее «разоблачение» как коронный аргумент. Задорнов то и дело выступает против якобы пропагандируемой современными норманистами идеи, «что у славян не было никакой культуры до Х века», «если верить норманистам, мы тогда жили в землянках, ходили в оленьих шкурах». Очень хотелось бы ссылки, цитаты. Я знаю только одну подходящую цитату — из интервью г-на Гундяева. Из работ археологов, шельмуемых как норманисты, таких цитат нет. Это в лучшем случае художественное преувеличение, чтобы не сказать клевета.

Задорнов прямо говорит, что больше верит легендам, чем летописям, а его единомышленник Сундаков утверждает, что история — это мифология. Если так понимать историю, если признавать, что задача фильма — мифотворчество, тогда всё в порядке. Какие могут быть претензии к мифу? Но тогда зачем сниматься на фоне библиотек, зачем в белых перчатках шевелить листы рукописных книг, читая по складам славянские буквы? Зачем показывать фибулы и раскопки?

Ни раскопки Ладоги, детально проанализированные А. Н. Кирпичниковым, ни раскопки Рюрикова городища в Новгороде (там руководит Е. Н. Носов) в фильме не показаны (от Ладоги есть только маленький фрагмент с зам. директора музея А. А. Селиным). Оставлено без рассмотрения новейшее исследование Е. В. Пчёлова «Рюрик». Это всё мешает мифу.

Основная идея, которая представляется Задорнову патриотической, состоит в том, что «норманнскую теорию» придумали немцы в XVIII веке, чтобы обосновать право германского народа — шведов на господство над восточными славянами, а на деле, де, варяги были родными западными славянами, сидевшими на Юге Балтики, в их призвании ничего унизительного нет. А русские историки по глупости или предательству эту чуждую теорию (Задорнов прямо называет ее «предательской») подхватили. Странно. Национальным праздником Российского государства считается освобождение как раз от западных славян — поляков (ополчением Минина и Пожарского). Правда, Задорнов еще добавляет и родословную, по которой западный князь оказывается не просто западным славянином, а еще и потомком новгородского славянского князя, ну уж это очень выкрутасная добавка! А шведы в ту пору, когда так называемая «норманнская теория», по утверждению антинорманистов, была сформирована, еще не считались германским народом: индоевропейское языкознание, великолепное достижение лингвистов, над которым так издевается в фильме воинствующий невежда Задорнов, сложилось позже.

На деле никакой «норманнской теории» не существует. Спор идет не о теоретических положениях, а о фактах. Каково было участие скандинавов в сложении государственности у восточных славян? Было ли призвание варягов, или это только легенда? Каково участие фрисландского князя Рёрика (он реально фигурирует в хрониках и никакого отношения к славянам не имеет) в событиях вокруг Ладоги? Какова доля скандинавских артефактов в материальной культуре на землях Древней Руси? Чем это можно объяснить? И т.д. Решаются эти вопросы не патриотическими или антипатриотическими соображениями, а наличными фактами и проверенной методикой, которую надо знать.

Слово «варяги», разумеется, совершенно не связано с варкой соли, и производить его от глагола «варить» на манер «деляга» – ну, это может фигурировать только как очередная юмореска Задорнова. «Верингами» (славянское «варяг» писалось не через я, а через носовой юс малый) назывались в Византии скандинавские наемники, оттуда это слово пришло к восточным славянам (происходит оно от норманнского «вер» – клятва, «верингр» — принесшие клятву).

Ни варягами, ни Русью западные славяне себя не называли. Всякие созвучия в топонимах и именах притянуты за уши — нужны же закономерные звуковые соответствия, убедительные для лингвистов, а не для художников, артистов и писателей. Западно-славянских артефактов, сопоставимых по количеству со скандинавскими, на наших территориях нет. Есть более поздние, чем призвание варягов, сходства в керамике, но притянуть это к рассматриваемому сюжету невозможно.

«Мекленбургские генеалогии» записаны в новое время, когда было широко распространено знакомство со сведениями русских летописей и когда генеалогии мастерились по соображениям династических перспектив. Никаких доказательств их раннего источника не существует.

Вот и всё. Остальное – патетические речения с перестановкой прилагательных на позицию после существительных (соколы смелые), постоянный фон из ряженых, которые ничего не совершают, и над всем этим — привычная понимающая усмешка Задорнова. Так и вспоминается его постоянная присказка об американцах: «они – тупые». Это он о нации, выбившейся на первые места в мире по многим основным жизненным показателям. Глядя из очага отстающих, занимающих по многим же показателям совсем другие места. Это долго воспринималось как ехидная усмешка сатирика. И вдруг стало доходить: а он же всерьез!

Фильм – из той же оперы. Автор всерьез полагает, что русские – самый древний народ Европы, что истина о происхождении Руси написана в «Мекленбургских генеалогиях», что Лидия Грот – великий ученый, а Рюрик — славянин из Западной Германии, и что это всё же лучше, чем из вражеской Швеции. Всегда ли стоит аплодировать юмористу?

1.1K Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Балакин
Александр Балакин
11 года (лет) назад

Олегу
« Балакину: Так что западно-славянского вы обнаружили на Руси? Перечислите пожалуйста. Очень интересно узнать.»
Ну во-первых, я уже писал, что сами новгородцы считали себя варяжского рода. Во-вторых, вот что писал академик В.Л. Янин, специалист по археологии и этнографии: «Исходная область славянского заселения Псковского и Новгородского регионов находилась на территории славянской южной Балтики». В третьих, …. Хотя после слов Янина продолжать смысла нет.

«откуда вы взяли что Гардарики называлась область балтийских славян?»
А) гард это их слово, у нас город. Б) Всё-таки именно там впечатляющее количество городов. Напомню: Гардарика – страна городов. Это была самая развитая область тогдашней Европы.

«И кто Вам сказал что путь «из варяг в греки» начинался в земле балтийских славян?»
А) По количеству кладов с монетами. Б) Логика. Лучше везти товар туда, где сотни городов, чем туда, где один или два чахлых.

«Почитайте источники, почитайте серьезные исторические работы Мельниковой , Джаксон, Петрухина,….»
Почитал недавно Петрухина в «Эксперте». На редкость убогий текст. Местами просто смеялся. Например, о десятилетнем периоде отсутствия хождения монет в середине 9 в., на основании отсутствия их в археологических находках. Спустя 1200 лет десятилетний период просто невозможно отследить. Он, похоже, не способен критически оценивать свои слова.

Сергей Сидоров-Биармский
11 года (лет) назад

Александр Балакин, что же «славянского» в этом гаплотипе?

У Волкова есть свои тараканы, но с тараканами Клёсова они не идут ни в какое сравнение.

Ну, какая аудитория у этого журнала…

Сергей Сидоров-Биармский
11 года (лет) назад

Где, по-Вашему, находилась граница завоёванных славянами земель в IX веке? Что Вы понимаете под «увеличением населения»?

Сергей Сидоров-Биармский
11 года (лет) назад

Что западно-славянского в слове «варяжский»?

Так Янин что говорил про возраст прихода славян в Новгородскую землю с южной Балтики? VII век н.э. или XXV век до н.э.?

Кто Вам сказал, что южная Балтика была «самой развитой областью тогдашней Европы»?

Олег
11 года (лет) назад

Сережа, они же варяг производят от вагров — названия племени балтийских славян. Как сказал Л.С.Клейн между этими словами столько же общего как между варежкой и вагранкой. Это так называемые » дикие» или народные этимологии.

Сергей Сидоров-Биармский
11 года (лет) назад

Да, вот я и хотел послушать, как он НАМ это будет объяснять.

Олег
11 года (лет) назад

Сережа, я для себя все пытаюсь понять этот психологический феномен — вера в недоказуемое, неумение думать, незнание работы с источниками, непонимание самих основ научной работы. Мне кажется это все-таки от безграмотности и отсутствия общей культуры, от желания верить и неумения думать. Интернет сейчас полон наукообразных материалов, выдающих балтийских славян за варягов или русов, без всяких доказательств, с надерганными отовсюду цитатами или ссылками на сомнительные указания, материалов как правило анонимных, цепляющихся за каждую деталь, каждое слово, (но не в источниках, потому что все источники говорят об обратном), а в писаниях историков — как правило позднего средневековья и нового времени — Татищева, Ломоносова, Лейбница, Мармье. Считая их свидетельства важнее того что написано в документах, близких к изучаемым событиям.
Чем балтийский славянин, торгующий восточными славянами на рынках Хазарана и Булгара лучше того же скандинава, почему они считают, что это патриотичнее — мне лично не понять.

Почему когда над славянами господствуют потомки роксолан-сарматов — это хорошо, а если скандинавские конунги — то это плохо.

Не говоря уже о том, что история не может быть патриотичной или не патриотичной — она должна быть просто историей, реальной и объективной — вне зависимости от того нравится она кому-то или нет.

Александр Балакин
Александр Балакин
11 года (лет) назад

Лев Самуилович. Из всех заданных мне вопросов вы ответили на один. «… наши земли, к сожалению, всегда отставали, и всегда приходилось догонять…. В лесной полосе ножи кремневые. Мечи появились у восточных славян только в Х веке н.э.». То есть – ДА, ТУПЫЕ. То есть мы, русские и славяне, тупые. Расстроился я, конечно, но и удивился. Я-то читал, что в Костёнках 40 тысяч лет назад делали самые древние статуэтки! А уровень изготовления каменных орудий настолько высок, что кое-где его достигли только к 3 тыс. д. н. э. Я думал, Вы это знаете… Вы же археолог! И древние историки описывали, как славяне клянутся на мечах раньше 10 в. Вы историк, должны бы знать. А сарматы первыми в мире стали использовать доспех и для воина и для лошади из множества пластин. И у них были длиннющие мечи. Ах да, Вы считаете сармат не славянами. Как это удобно, отсекай от народа всё ценное, хорошее, а потом показывай пальцем. Представьте. Схватили красавца – мужчину и отрезали ему руки и ноги, уши и язык. А потом кричат – смотрите, какой урод. И говорить не может. Тупой! Это Ваша метода, г. Клейн. Нехорошо. Но я на Вас не сержусь. Это типичная психологическая особенность людей, живущих среди чужого народа. У них появляется высокомерие к нему, презрение. Нельзя злиться на природный инстинкт. Да и так понятно – у ярого норманиста нет добрых чувств к русскому народу. Но Ваши русские единомышленники! С какой, наверно, изломанной душой там люди. Так и слышишь, как перед сном они шепчут – «Как сладостно отчизну ненавидеть! И жадно ждать ее униженья!» (я немного отредактировал стих). Ей Богу! Паноптикум.

Александр Балакин
Александр Балакин
11 года (лет) назад

Сергей Сидоров-Биармский:
«что же «славянского» в этом гаплотипе?» Он встречается только на южном берегу Балтики у поляков, русских, латышей, литовцев, эстонцев и почти не встречается в Скандинавии и Финляндии.
«У Волкова есть свои тараканы» Клёсов упрекал его не в тараканах, а в жульничестве.
«Ну, какая аудитория у этого журнала…» Это научный журнал.
«где, по-Вашему, находилась граница завоёванных славянами земель в IX веке?» С запада от Балтики по Везеру на юг до нынешней Швейцарии, вся Австрия, на юг в районе Венеции, Адриатика, весь Пеллопонес, часть Малой Азии, Болгария, Чёрное море, Кубань, Дон, Волга, Белое море, Балтика. Это периметр. А в середине почти сплошь славянское «море». Иронизировать не советую, в З. Е. всё задокументировано.
«Кто Вам сказал, что южная Балтика была «самой развитой областью тогдашней Европы»?» А что? Самая высокая степень урбанизации – признак неразвитости?

Олег
11 года (лет) назад

Александру Балакину: Александр — где в источниках славяне клянутся на мечах? Дайте ссылку пожалуйста. Говорю это потому что специально занимался вопросом и скоро должна выйти моя заметка в журнале «Стратум» по этому вопросу. Клятва на мечах — это клятва скандинавов и это же клятва русов, которые были скандинавами. Славяне, особенно так любимые антинорманистами балтийские славяне-руяне с о-ва Рюген клялись бросанием камня в воду. «Саксон Грамматик отметил один, в этом отношении очень важный факт. В 1160 г. датчане поднялись в поход против руян. Не желая вступать в борьбу, последние послали к еп. Абсалону какого-то нарочитого мужа Домбора для переговоров о мире. Домбор просил заключить мир на веру и предлагал вместо залога, утвердить его прочность и нерушимость клятвою и символическим вержением камня в воду:Это — такая же утвердительная клятва, соединенная с внешним символическим действием, какую находим во вступительных и заключительных формулах “Договоров” русских с греками»» (Котляревский 1874а: 161-162). Относительно клятв скандинавов на оружии они многократно засвидетельствованы различными анналами франков: «Установленный между императором и королём данов Хеммингом мир, будучи подтверждён клятвой на оружии….» 811 г. Анналы королевства франков «А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь» (ПВЛ) «Да и так понятно – у ярого норманиста нет добрых чувств к русскому народу. Но Ваши русские единомышленники!» Поскольку я являюсь русским единомышленником Льва Самуиловича, то отношу это к себе. Отвечу стихами русского человека и знаменитого писателя и поэта — Алексея Константиновича Толстого, автора «Князя Серебряного». Змей-Тугарин предрекает русскому… Подробнее »

Денис
Денис
11 года (лет) назад
В ответ на:  Олег

Я как-то читал книгу Льва Самуиловича «Воскрешение Перуна» (не дочитал правда, по причине моего плохого восприятия при чтении с экрана монитора). Так вот, там есть иллюстрация, где мужи Олеговы при заключении договора с византийцами клянутся идолу Перуна, что собственно есть и в ПВЛ. Не кажется странноватым, что скандинавы, сыны Одина, клянутся как бы не тому богу?

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...