Опубликован свежий «Академический рейтинг университетов мира» (Academic Ranking of World Universities — ARWU), известный также как «шанхайский» [1]. Этот старейший из «большой тройки» общепризнанных в мире университетских рейтингов (два других — Times Higher Education World University Rankings и OS World University Rankings) впервые был выпущен в 2003 году Институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун, а нынешнее юбилейное десятое издание составлено (как и три предыдущих специализированной компанией Shanghai Ranking Consultancy .
Методология
По сравнению с упомянутыми конкурирующими продуктами шанхайский рейтинг наиболее концептуально прост, прозрачен по используемой фактической информации (источники данных указаны, ведется специальная база данных “Global Research University Profiles” — GRUP [2]) и стабилен по методологии и процедуре составления (что, вероятно, и обусловливает его популярность).
Многих привлекает то, что этот рейтинг опирается исключительно на «объективные» индикаторы, без отсылок к субъективным мнениям экспертов. В то же время он весьма уязвим для критики. В частности, можно вспомнить вроде бы не оспоренную статью Р. Флориана (R. Florian) в журнале Scientometrics 2007 года (“Irreproducibility of the results of the Shanghai academic ranking of world universities”), где утверждалось, что при попытке посчитать рейтинг, прилагая заявленную методологию к фактическим данным, возникли проблемы с точным воспроизведением результата рейтинга, представленного его создателями [3].
Более принципиальные претензии к шанхайскому рейтингу подвергают сомнению адекватность его оценки комплексной деятельности университетов. И действительно: принятые в этом рейтинге (который не случайно называется «академическим») критерии предполагают не просто слишком большой акцент на «науку», но еще и на науку «статусную» — ориентированную на ограниченный набор престижных наград.
Интегральный рейтинг считается как взвешенная сумма шести индикаторов, и только один из них имеет отношение к оценке качества обучения, да и то скорее косвенно: это количество выпускников университета, получивших Нобелевскую премию или медаль Филдса. Понятно, что такой показатель (10 % вклада в интегральный рейтинг) не может являться адекватным индикатором постановки воспроизводимого учебного процесса, так как выпуск очень малого количества уникальных специалистов на грани гениальности все-таки не может быть основной задачей даже ведущих (не говоря об ординарных) университетов.
Остальные пять индикаторов отражают научно-исследователькую деятельность вуза. «Качество профессорско-преподавательского состава» измеряется двумя индикаторами. Первый (20 % вклада в общий рейтинг) -число сотрудников университета, имеющих «высокий индекс цитирования» (этот показатель представляется мне вполне адекватным). Второй же (те же 20 %) — «сотрудники — лауреаты Нобелевской или Филдсовской премии» (должны работать в вузе в момент присуждения, причем используется весовой фактор, ссылающийся на десятилетие, в которое была присуждена премия, — чем раньше, тем меньше вклад) вряд ли стоит использовать как индикатор качества не пары десятков премьерных вузов, а обычных университетов, которых и в этом рейтинге подавляющее большинство.
Еще 20 % вклада в интегральный рейтинг дает показатель, отражающий количество статей сотрудников университета, индексированных в предыдущий год в базах Science Citation Index-Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index (SSCI), предоставляемых Thomson Reuters. Более спорно, что 20 % отдается индикатору «статьи, опубликованные в журналах Nature или Science» за последние 5 лет. При всем уважении к этим авторитетным изданиям, публикации в них не могут объективно отражать качество исследовательской работы во всех университетских дисциплинах (особенно социогуманитарных), да и вообще два, даже премьерных, журнала не обязательно публикуют только труды, значимость которых будет подтверждена временем.
Наконец, последний индикатор (10 % от интегрального рейтинга) называется “Per capita academic performance of an institution” и отражает эффективность научной работы в расчете на «одну научную душу» (считается как взвешенная сумма перечисленных выше пяти индикаторов, деленная на количество сотрудников, работающих на полную ставку).
Результаты
В таблице 1 приведены результаты шанхайского академического рейтинга-2012 для первой пятерки и некоторых других университетов (полные данные доступны по ссылке [1]). В последней колонке — интегральное значение рейтинга (оно обнародуется только для первой сотни). Стоит принять во внимание, что для каждого из индикаторов университет, добившийся наивысшего результата, получал 100 баллов, а баллы остальных университетов высчитывались относительно лидерских ста.
Таблица 1. «Шанхайский» академический рейтинг университетов мира-2012
Место |
Университет |
Страна |
Выпуск- ники (награды) |
Сотруд- ники (награды) |
Со- труд- ники (цити рование) |
Статьи (индек- сир.) |
Статьи (Science &Nature) |
Сотруд- ники (Per capita) |
Сумма |
1 |
Гарвадский |
США |
100 |
100.0 |
100 |
100 |
100.0 |
71.2 |
100.0 |
2 |
Стэнфордский |
США |
38 |
79.7 |
88.9 |
69.6 |
71.6 |
49.2 |
72.8 |
3 |
МТИ |
США |
69 |
83.2 |
68.2 |
61.6 |
69.2 |
64.1 |
71.8 |
4 |
Калифорнийский в Беркли |
США |
67.5 |
80.9 |
69.7 |
68.1 |
68.2 |
53.4 |
71.6 |
5 |
Кембриджский |
UK |
80.3 |
97.2 |
54.1 |
65.9 |
55 |
52.1 |
69.8 |
10 |
Оксфордский |
UK. |
51.2 |
56.6 |
48.9 |
68.9 |
52.1 |
40.3 |
56.1 |
20 |
Токийский |
Япония |
32.5 |
14.6 |
42.5 |
73.7 |
52 |
27.7 |
43.8 |
23 |
Федеральный технологический, Цюрих |
Швей цария |
31.2 |
36.6 |
36.7 |
53.9 |
44.6 |
45.6 |
43.3 |
27 |
Торонтский |
Канада |
21 |
17.7 |
39 |
79.1 |
38.4 |
27 |
40.8 |
37 |
Париж-юг11 |
Франция |
32.1 |
55.9 |
16.2 |
48.8 |
20 |
25.4 |
34.9 |
42 |
Каролинска институт |
Швеция |
32.6 |
27.4 |
32.4 |
49.5 |
23.2 |
36.5 |
33.4 |
53= |
Технический Мюнхен |
Германия |
36.8 |
22.2 |
24.6 |
47.2 |
21.3 |
28.8 |
30.5 |
53= |
Еврейский Иерусалим |
Израиль |
33.9 |
29.1 |
25.1 |
40.2 |
23 |
28 |
30.5 |
57 |
Мельбурн |
Австралия |
18 |
13.7 |
24 |
63 |
22.7 |
27.1 |
30.1 |
80 |
МГУ |
Россия |
43.7 |
34.1 |
0 |
48.1 |
9.1 |
29 |
26.3 |
151-200 |
Пекинский |
Китай |
0 |
0 |
0 |
61.9 |
15.2 |
17.4 |
— |
400-500 |
СПбГУ |
Россия |
28.2 |
0 |
0 |
27.3 |
4.5 |
14.7 |
— |
Таблица 2 показывает количество вузов разных стран в первых 100, 200 и 500 и может служить индикатором качества системы высшего образования в стране в целом.
Таблица 2. Национальное представительство в «шанхайском» рейтинге 2012 года (всего 43 страны)
Страна |
Кол-во в топ-100 |
Кол-во в топ-200 |
Кол-во в топ-500 |
США |
53 |
85 |
150 |
Великобритания |
9 |
19 |
38 |
Япония |
4 |
9 |
21 |
Австралия |
5 |
7 |
19 |
Германия |
4 |
14 |
37 |
Канада |
4 |
7 |
22 |
Швейцария |
4 |
6 |
7 |
Франция |
3 |
8 |
20 |
Швеция |
3 |
5 |
11 |
Израиль |
3 |
4 |
6 |
Нидерланды |
2 |
8 |
13 |
Дания |
2 |
3 |
4 |
Бельгия |
1 |
4 |
7 |
Норвегия |
1 |
1 |
4 |
Финляндия |
1 |
1 |
3 |
Россия |
1 |
1 |
2 |
Китай |
0 |
4 |
28 |
Легко видеть, что доминируют американские университеты (в других рейтингах эта доминация выражена не столь сильно): Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт — во главе списка; всего 17 в первой двадцадке, 53 в первой сотне и 150 в первых 500. У Великобритании: два в первой десятке (Кембридж на 5-м, Оксфорд на 10-м месте), 9 в первой сотне и 38 в 500. У Китая: 28 университетов в первых 500 (четыре — во второй сотне). В первой сотне присутствуют вузы Японии (Токийский — на 20-м месте), Австралии, Германии, Канады, Швейцарии, Франции, Швеции, Израиля, Нидерландов, Дании, Бельгии, Норвегии, Финляндии. И России -МГУ на 80-м месте (в 2011 году было 77-е место, т.е. ситуация практически не изменилась). В числе первых 500 (в пятой сотне) и Санкт-Петербургский государственный университет.
Подробнее о МГУ
Для каждого из 500 ранжированных университетов помимо числовых значений отдельных индикаторов есть возможность посмотреть и другие данные, которые можно содержательно интерпретировать. Конечно же, нам в первую очередь любопытно глянуть на более детальную информацию по МГУ [4]. В частности:
Из всех Broad Subject Field (т.е. глобальных областей знания — их пять) он ранжирован (дележ 51-75 мест) только в одной — «Естественные науки и математика» — в остальных («Инженерные и компьютерные науки», «Науки о жизни и сельскохозяйственные», «Клиническая медицина и фармакология» и «Социальные науки») не входит в первые 200. Что касается Subject Fields (т.е. конкретных наук), то можно похвастаться успехами только в математике (35-е место) и физике (дележ 101-150).
По количеству статей в журналах Nature & Science за последние 5 лет находится на 323-месте, а по статьям, индексированным в базах (SCIE & SSCI) — на 103-м.
По числу «высокоцитируемых сотрудников» — 566-е место, а по доле таковых в общем числе сотрудников -на 430-м (из 1068 университетов).
Зато достигнуто 12-е место в мире по числу выпускников — лауреатов Нобелевской премии и обладателей Филдсовской медали — и 25-е место по числу сотрудников, работавших в университете в момент присуждения наград. Собственно, именно эти показатели и обеспечили МГУ место в конце первой сотни. Это высокие показатели, но с учетом того, что Нобелевские премии остались в далеком прошлом, а в университете продолжает работать только один обладатель медали Филдса — С. П. Новиков, ситуация не выглядит перспективной.
Заключение
Точка зрения автора этих строк на мировые рейтинги и место в них российских университетов была высказана и обоснована в предыдущих публикациях (в частности, «Мировой рейтинг и российские эксперты» [5]). Она сводится к тому, что российское высшее образование в настоящий момент изолировано от мирового образовательного рынка (особенно относительно лидирующего англосаксонского сегмента) и де-факто отрицает господствующие на нем закономерности и тенденции.
Это касается и постановки учебного процесса, ориентированного почти исключительно на местных студентов, обучаемых отечественными же преподавателями, и развитости интегрированной в глобальный мир научно-исследовательской деятельности, которая по принятым в этом самом мире показателям в значительной степени неконкурентоспособна. Соответственно, не стоит слишком переживать относительно низких мест в рейтинговых таблицах (даже если задача преуспеть в них поставлена высшим руководством)- это беспредметно: положение в рейтингах не изменится без радикальных реформ российской научно-образовательной отрасли. Ее состояние в свою очередь неотделимо от состояния дел в стране в целом (и соответствия главных тенденций в этих «делах» мировым).
Тем не менее, мировые рейтинги ценны уже тем, что дают пищу для размышления: интересны не сами по себе места неких вузов каких-то стран в рейтинговых таблицах (точность вычисления этих мест дискуссионна, и флуктуации год от года значительные), а специфическая информация, отражающая закономерности и тенденции постановки научно-образовательного дела в отдельных странах и институциях. Тем более, что эти тенденции выражаются в виде конкретных фактических данных, доступных по широкому кругу параметров и в абсолютном, и относительном выражении. Что позволяет более пристально посмотреть и на деятельность наших родных вузов.
И еще об одном аспекте. После каждой публикации произведенного за кордоном рейтинга с новой силой возобновляются разговоры о необходимости иметь российский мировой рейтинг. Не секрет, что желание иметь свой «суверенный» рейтинг подогревается подспудной мыслью, что уж в нем-то наши вузы займут достойные места — ведь сами считать будем и себя не обидим.
Чему иллюстрация — мировой рейтинг, составленный «независимым агентством» «РейтОР» в 2009 году, в котором МГУ поставили на 5-е место (впереди Гарварда и Оксбриджа) а в первой сотне оказались еще четыре российских вуза [6]. Неудивительно, что этот рейтинг мало кто в мире воспринял серьезно, и вскоре он благополучно почил в бозе. А вот в представляемом ARWU-рейтинге в первой сотне нет ни одного (!) китайского университета (лучшие четыре делят 151-200-е места) — при том, что в других рейтингах из большой тройки китайские представители в первой сотне (более того — в ее середине!) есть. Возможно, нам стоило бы поучиться у китайских товарищей такому принципиальному отношению к делу.
Валерий Аджиев,
с. н. с. Британского национального центра
компьютерной анимации
(Университет Борнмута)
1. www.shanghairanking.com/ARWU2012.html
2. www.shanghairanking.com/grup/index.html
3. www.springerlink.com/content/5672012246786l8j/
4. http://www.shanghairanking.com/Institution.jsp?param=Moscow%20State%20University
5. www.polit.ru/article/2012/05/23/adzhiev_ratings/
6. http://strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=17418