
Роль образования детей в системе ценностей обеспеченных родителей
Роль образования для обеспеченных родителей уже не сводится к получению их ребенком простой суммы знаний, даже обширных и качественных.
Каждый раз при выборе школы, вуза родители в приоритетном порядке руководствуются потенциалом социального лифта для своих детей, обеспечивающимся этим образовательным учреждением.
Уровень материальной базы, качество питания и прочих услуг имеют значение при сопоставимости потенциала социального лифта и платы за обучение в различных школах.
Эту мотивацию родителей можно сравнить с мотивацией инвестирования в основной капитал компании для ее владельца.
Прогнозируемая роль образования в системе приоритетов развития современного российского общества на ближайшие 20 лет
Лифты «школа — вуз—топ-карьера», имеющие перспективу в настоящем времени, определяются социальной и профессиональной структурой элиты общества ближайших десятилетий. Поэтому для оптимального построения таких лифтов необходимо прогнозировать структуру общества ближайших десятилетий.
Центральной точкой зрения в современном обществе является та, что в ближайшие десятилетия политические и экономические системы ведущих развитых стран мира ждет неизбежная ориентация на системную модернизацию. Это связано с необходимостью для общества реагировать на множество возникших в последние годы разнообразных вызовов и дисбалансов как в масштабах государств, так и вызовов глобального характера.
Целью такой модернизации должно стать превалирование интеллектуальной политики на уровне государств, обеспечивающей интеллектуальную экономику.
Важность и неизбежность такой модернизации вызвана и тем, что на этом периоде времени не исключены и ожидаются революционные прорывы в таких ключевых для жизни общества областях, как альтернативная энергетика, биофармакология, системы автоматизации процессов производственной и социальной сфер.
Вполне вероятно, что этот прогресс может привести к новому технологическому укладу общества и сопряженному с этим политико-экономическому укладу.
Поэтому конкурентным преимуществом будут обладать страны с выраженным упором на развитие hi-tech отраслей и стабильными политическими системами.
В частности, для России это будет вынужденно более сложная и технологичная политическая система, чем действующая, использующая не только вертикальные политические механизмы и сырьевую экономику, но и сбалансированные с ними горизонтальные механизмы и интеллектуальную высокотехнологичную экономику.
Таким образом, модернизация должна стать естественным механизмом балансирующей реакции на систему вызовов для испытывающих трудности экономик ведущих стран и проблем с гибкостью политических систем в ряде этих стран.
Соответствующая модернизация должна произойти и на институциональном уровне, включая системы школьного и вузовского образования.
Экономическое, фундаментальное, технологическое и гуманитарное образование вынуждены будут гармонично взаимодействовать, производя элиту общества нового уровня. Общество нового поколения будет нуждаться в разумной (smart) элите, разрабатывающей и применяющей глобальные, синтетические, системные и ответственные методы в политике и экономике. Степень разумности элиты будет базироваться на синтетической структуре образования.
Ключевыми звеньями в цепи качественного синтеза знаний в России в этой оптимистической логике будут школы и вузы международного уровня. Они будут атрибутами конкурентоспособности собственной системы образования России — неотъемлемого компонента конкурентно-способной экономики.
Центральным результатом этого процесса синтеза знаний должен стать устойчивый процесс превращения знаний в технологии, полезные для развития общества. Элита будущего и должна обеспечивать этот сложный процесс.
Оптимальная структуризация образовательной среды
Наиболее естественным путем подготовки кадров верхнего уровня для интеллектуальной экономики и политики будущего является создание связок опорных школ, вузов и глобальных частных и государственных структур, обеспечивающих этот кадровый фундамент и систему профессиональных лифтов для молодежи.
Такие связки школ, вузов и несущих конструкций общества должны синтезировать фундаментальное, технологическое, экономическое и гуманитарное знание и производить специалистов высшего уровня.
Современная система связок специализированных школ и узкоспециализированных вузов (в смысле масштаба рынков, на которые работают их преподаватели и сотрудники) работает во многом «мимо» топового рынка труда, если эти вузы не связаны с операторами глобального рынка или государственными структурами.
Специализированная связка «школа — вуз не охватывает всего спектра компетенций, необходимых для интегрирования в глобальные экономические и политические структуры общества. Выпускникам таких связок для востребованности на топовом рынке труда сегодня, как правило, необходимо получать еще одно высшее образование.
Поэтому наиболее перспективной представляется модель универсального образования в Школе, рассчитанная на ее встраивание в связки, обеспечивающие максимальные профессиональные лифты своим выпускникам. Это позволит максимально точно начинать построение в Школе индивидуальных образовательных траекторий, имеющих перспективу в обществе ближайших десятилетий.
Прогнозируемый образ представителя общественной элиты через 10-20 лет. оптимистический сценарий
Прогнозируемая экономико-политическая структура общества через 10-20 лет дает образ успешного человека в России через 10-20 лет. Это:
— успешный технологический предприниматель, создавший крупный высокотехнологический бизнес на основе нахождения и технологического воплощения новых идей, продвигающих прогресс общества, и их технологического воплощения;
— эффективный топ-менеджер, построивший карьеру в компании, работающей на глобальном рынке;
— ученый, добившийся воплощения результатов фундаментальной науки в технологии нового поколения;
— государственный служащий высокого уровня, создающий и реализующий программы по устойчивому развитию отраслей экономики страны;
— политик, обеспечивающий социально-экономический прогресс страны и ее конкурентно-способность на международном уровне;
— признанный деятель науки, культуры, масс-медиа или искусства.
Отсюда вытекает система ценностей, жизненные приоритеты и человеческие характеристики представителя элиты общества ближайших десятилетий:
— сбалансированное фундаментальное, технологическое и бизнес-образование;
— статус профессионала в конкретной области;
— наличие дополнительного образования или опыта работы в нескольких отраслях;
— знание нескольких основных иностранных языков;
— понимание глобальных тенденций в обществе, науке, технологиях, экономике, искусстве и политике, философичность мышления;
— выдвижение новых оригинальных точек зрения;
— умение прогнозировать комплексное развитие ситуации и формулировать ключевые задачи перспективного планирования;
— высокие навыки управления, умение принимать решения и добиваться поставленных целей;
— креативность мышления;
— мотивированность на достижение высоких результатов;
— устойчивая психология;
— хорошее здоровье;
— высокая коммуникативность;
— системность, оперативность и аналитичность в работе;
— структурный и сбалансированный подход к решению проблем;
— выработка собственной и уважение других точек зрения;
— порядочность и ответственность.
Дмитрий Абраров,
научный сотрудник ВЦ РАН,
главный специалист по инфраструктурным
проектам Российской венчурной компании