
Вчера я писала рецензию на прекрасную книжку об эволюции. В какой-то момент мозг потребовал отдыха, я полезла читать, что пишут люди об эволюции в блогах, и наткнулась там на очередное обсуждение учебника Вертьянова.
Это, если кто не знает, учебник по биологии для православных. Он мимикрирует под обычный школьный учебник, но при этом пытается пропихнуть мысль о том, что теория эволюции несостоятельна, и все живое было создано Богом за шесть дней. Впервые учебник Вертьянова вышел в свет в 2006 году, и был немедленно раскуплен биологами и научными журналистами — в качестве сборника анекдотов. Легко найти рецензию Мамонтова, в которой перечислены самые трогательные моменты. Безусловный хит, конечно, — это комары, которые до грехопадения питались соком растений, в котором было много гемоглобина.
Сейчас на сайте Вертьянова висит третья версия учебника. Похоже, что он на полном серьезе заинтересован в том, чтобы пропихнуть свое творение в общеобразовательные школы, потому что он явно внимательно прочитал все издевательские отзывы, написанные биологами, и исправил большую часть фактических ошибок. Например: в растениях больше нет гемоглобина — отныне комары питаются легоглобином. Такой железосодержащий белок в растениях бывает, никто не спорит; другой вопрос, что он находится в клубеньках, так что бедным комарам, чтобы напиться кровезаменителя, приходилось закапываться в землю. Или, допустим, раньше автор утверждал, что существует всего лишь два вида брюхоногих моллюсков, а теперь эти два вида стали «моллюсками одного из родов», не придерешься.
Во многих местах книга до боли напоминает нормальные учебники — наверное, большая часть текстов и картинок была из них просто скопирована. Разница с обычным учебником в большинстве разделов теперь сводится к тому, что перед каждым утверждением написано «как считают эволюционисты…» да еще есть несколько десятков лирических отступлений про то, что мир, конечно же, создал Бог. Целиком самостоятельно автор писал, наверное, только раздел, посвященный эволюции, — единственную часть учебника, которая по-прежнему никуда не годится.
Я не про идеологию, я про качество текста. Автор начинает рассказывать про какое-нибудь одно течение эволюционной биологии, бросает на полуслове, начинает говорить про другое («опровергающее»), и понять смысл упомянутых гипотез из текста совершенно невозможно. В качестве самого последнего достижения науки приводятся некие мономорфные гены — они кодируют уникальные для вида признаки, а любые мутации в них летальны. Их якобы 2/3 от всех генов, но в качестве примера почему-то выбран ген кристаллина, белка хрусталика. Вот уж в самом деле высококонсервативный ген, уникальный для вида (осталось выяснить — какого именно из всех, обладающих всякими разными кристаллинами). Автор говорит о том, что бактерии не изменились за 250 миллионов лет, а в следующей главе поясняет, что этот срок вызван ошибками в методах датировки, а на самом деле миру — 7500 лет.
Я получила большое удовольствие, читая учебник Вертьянова, потому что я вообще люблю биологию, а во многих местах книжка, как было сказано, биологии не противоречит. И я уверена, что именно это и делает ее бесполезной и совершенно не отвечающей поставленной задаче. Я не понимаю, как можно стать креационистом, прочитав такой учебник, ведь он, с одной стороны, включает в себя все факты, необходимые для школьной программы — и общее для всех строение макромолекул, и мутации, и формы отбора, и переходные звенья, а с другой — дает им убогие, беспомощные и, главное, внутренне противоречивые трактовки. То есть попытка приблизить креационизм к школьной программе означает крах креационизма. Рассказать про биологию так, чтобы при этом она еще и укладывалась в рамки креационизма, просто-напросто невозможно. «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции», и поэтому единственный способ убедительно рассказать о креационизме — это не говорить о биологии. Автор же, желающий попасть в школу, вынужден рассказывать о том, что входит в школьную программу (да хотя бы о тех же археоптериксах и австралопитеках), и это означает, что он заведомо проиграл. Любой набор биологических фактов хорошо укладывается в эволюцию и плохо укладывается в креационизм. Автор очень старается вертеть фактами, замалчивать их, искажать и перевирать, но книга всё равно оставляет впечатление проэволюционной: слишком уж противоречивыми и натужными выглядят креационистские объяснения. Я не думаю, что попадание в школу вертьяновского учебника станет катастрофой для системы образования. Вполне возможно, что благодаря ему число креационистов, напротив, резко снизится: в 15 лет люди, как правило, нервно реагируют, когда им настолько откровенно вешают лапшу на уши.