Легенда о пианисте

Юрий Панчин (postnauka.ru)

Юрий Пан­чин (postnauka.ru)

На днях про­чи­тал я в ТрВ-Нау­ка, что био­ло­ги на пер­вой ваков­ской защи­те дис­сер­та­ции по тео­ло­гии Пав­ла Хон­дзин­ско­го «Раз­ре­ше­ние про­блем рус­ско­го бого­сло­вия XVIII века в син­те­зе свя­ти­те­ля Фила­ре­та, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го» устро­и­ли скло­ку и пове­ли себя «неэтич­но по отно­ше­нию к пожи­ло­му чело­ве­ку, пиа­ни­сту по обра­зо­ва­нию, к тому же защи­ща­ю­ще­му тре­тью дис­сер­та­цию» [1]. Сра­зу воз­ник­ли ассо­ци­а­ции: «не стре­ляй­те в пиа­ни­ста — он игра­ет как уме­ет», «год не был в бане», «при покуп­ке двух тре­тья в пода­рок». Я было про себя похва­лил иро­нич­но­го авто­ра, да вдруг понял, что напи­са­на ста­тья серьез­но: «Думаю, древ­ние тек­сты о Боге тре­бу­ют от нас вни­ма­тель­но­го чте­ния. Поэто­му тео­ло­гия в свет­ских уни­вер­си­те­тах заслу­жи­ва­ет пра­ва на суще­ство­ва­ние. Но это долж­на быть тео­ло­гия высо­ко­го интел­лек­ту­аль­но­го поле­та, как мини­мум на уровне отца Пав­ла Фло­рен­ско­го…»; «На этих кафед­рах будут пре­по­да­вать линг­ви­сты с кур­са­ми древ­не­ев­рей­ско­го, латы­ни и древ­не­гре­че­ско­го, а физи­ки, био­ло­ги и хими­ки будут рас­ска­зы­вать об исто­рии нау­ки и кон­цеп­ци­ях теку­ще­го есте­ство­зна­ния…». Этот план, назо­вем его «А», напо­ми­на­ет идею запу­стить в диван кло­пов и пере­вос­пи­тать их в пчел, кото­рые будут кор­мить нас медом. Увы, веро­ят­но, так и будет, и за раз­ви­ти­ем это­го почти неиз­беж­но­го экс­пе­ри­мен­та мы будем сле­дить, в том чис­ле и по пуб­ли­ка­ци­ям в «ТрВ — Нау­ка и Тео­ло­гия».

Сход­ный план недав­но пред­ло­жи­ла Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки (ВШЭ) [2]. Но, воз­мож­но, это тай­ный трех­щелч­ко­вый план «Б» бла­го­род­ных уни­вер­си­те­тов (БУ) — МГУ, ВШЭ, МИФИ и др., — нахо­дя­щий­ся на ста­дии бюд­жет­ной варе­ной пол­бы. Ока­за­лось, что без Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на нам здесь и даль­ше не обой­тись, даже если не вспо­ми­нать «Мы доб­рых граж­дан поза­ба­вим…» [3]. Дей­стви­тель­но, после засе­да­ния дис­сер­та­ци­он­но­го сове­та под­за­щит­ный Павел Хон­дзин­ский сооб­щил: «В исто­рии рус­ской духов­ной мыс­ли свя­ти­те­лю Фила­ре­ту при­над­ле­жит место, кото­рое в исто­рии рус­ской сло­вес­но­сти при­ня­то отво­дить Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну. Как Пуш­кин обра­щал в поэ­зию всё, к чему бы ни при­ка­сал­ся, так под пером свя­ти­те­ля всё ста­но­ви­лось бого­сло­ви­ем» [4]. Вред­ные рецен­зен­ты-био­ло­ги утвер­жда­ют, что не все совре­мен­ни­ки свя­ти­те­ля Фила­ре­та (Дроз­до­ва) раз­де­ля­ли это мне­ние [5]. Напри­мер, в «Теку­щей хро­ни­ке и осо­бых про­ис­ше­стви­ях» кня­зя В. Ф. Одо­ев­ско­го с эпи­гра­фом из Пуш­ки­на 28 нояб­ря 1867 года при­ве­де­на очень ядо­ви­тая эпи­грам­ма на смерть свя­ти­те­ля («Покой­ник был шпи­он, чинов­ник, гене­рал, — теперь по стар­шин­ству про­из­ве­ден в свя­тые»… далее не смею [6]).

И прав­да, поче­му для пер­вой зна­ко­вой дис­сер­та­ции по тео­ло­гии было выбра­но иссле­до­ва­ние раз­ра­бо­ток мит­ро­по­ли­та мос­ков­ско­го Дроз­до­ва? Глав­ный Тео­лог РПЦ и Гла­ва дис­сер­та­ци­он­но­го сове­та Илла­ри­он (Алфе­ев) раз­вил гипо­те­зы Фила­ре­та, «син­те­зи­ро­ван­но­го из Отцов», иссле­до­ван­ные в дис­сер­та­ции Пав­ла Хон­дзин­ско­го. Срав­ним тези­сы двух мит­ро­по­ли­тов:

Мит­ро­по­лит Фила­рет (1888 год): «Как небо, бес­спор­но, луч­ше зем­ли и небес­ное луч­ше зем­но­го, то так же бес­спор­но луч­шим на зем­ле долж­но быть при­зна­но то, что на ней устро­е­но по обра­зу небес­но­го, как и ска­за­но было бого­вид­цу Мои­сею: виждь, да сотво­ри­ши вся по обра­зу, пока­зан­но­му тебе на горе (Исх. 25:40), то есть на высо­те бого­ви­де­ния <…> Соглас­но с этим Бог, по обра­зу Сво­е­го небес­но­го еди­но­на­ча­лия, учре­дил на зем­ле царя; по обра­зу Сво­е­го небес­но­го Все­дер­жи­тель­ства устро­ил на зем­ле царя само­дер­жав­но­го; по обра­зу Сво­е­го цар­ства непре­хо­дя­ще­го, про­дол­жа­ю­ще­го­ся от века и до века, поста­вил на зем­ле царя наслед­ствен­но­го <…> Цар­ская наслед­ствен­ная власть есть и для наро­да важ­ный и бла­го­твор­ный дар Божий. Бла­гость Божия бес­при­страст­на, и пре­муд­рость Божия все­объ­ем­лю­ща; а пото­му если Бог дает царю дар, от кото­ро­го долж­на зави­сеть судь­ба наро­да, то, без сомне­ния, Он дает сей дар, про­ви­дя и пред­у­строяя тем бла­го все­го наро­да» [7].

Мит­ро­по­лит Илла­ри­он (2017 год): «[Монар­хия —] имен­но та фор­ма прав­ле­ния, кото­рая себя в исто­рии поло­жи­тель­но заре­ко­мен­до­ва­ла и име­ет мно­го пре­иму­ществ по срав­не­нию с любы­ми выбор­ны­ми фор­ма­ми прав­ле­ния». Царь «пома­зы­ва­ет­ся на цар­ство свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и полу­ча­ет не про­сто ман­дат от изби­ра­те­лей на прав­ле­ние на какой-то опре­де­лен­ный срок, а санк­цию от Бога через Цер­ковь на свое прав­ле­ние, и оно явля­ет­ся пожиз­нен­ным до тех пор, пока он не пере­даст власть сво­е­му наслед­ни­ку» [8].

Рис. В. Богорада

Рис. В. Бого­ра­да

Всё схо­дит­ся! Кто ска­зал, что клас­си­че­ские тео­ло­ги­че­ские урав­не­ния не адап­ти­ру­ют­ся под новые экс­пе­ри­мен­таль­ные дан­ные? Дока­за­но, что тео­ло­гия рабо­та­ет, но нау­ка ли это? До этой пер­вой защи­ты у кого-то еще мог­ли быть иллю­зии, что тео­ло­гия — это недо­оце­нен­ная в Рос­сии «кру­тая» запад­ная нау­ка. Немно­го стран­ным каза­лось то, что даже у пред­се­да­те­ля дис­сер­та­ци­он­но­го сове­та со скром­ным адре­сом «doctorantura.ru» мит­ро­по­ли­та Алфе­е­ва индекс Хир­ша по Web of Science совсем нескром­ный — еди­ни­ца. Рас­смот­рим неко­то­рые новые идеи раз­ви­тия тео­ло­гии после упо­мя­ну­той защи­ты, пред­став­лен­ные на кон­фе­рен­ции в МИФИ. Нам важ­но знать, что пред­ла­га­ют ново­об­ре­тен­ные кол­ле­ги в каче­стве пер­спек­тив­ных направ­ле­ний сво­их иссле­до­ва­ний: «Счи­тать целе­со­об­раз­ным фор­ми­ро­ва­ние отрас­ли зна­ния Тео­ло­гияпутем созда­ния групп спе­ци­аль­но­стей по рели­ги­оз­но-кон­фес­си­о­наль­но­му прин­ци­пу (напри­мер, 26.01.00 — пра­во­слав­ная тео­ло­гия; 26.02.00 — ислам­ская тео­ло­гия; 26.03.00 — иудей­ская тео­ло­гия)» [9]. Это очень сме­лое, но не всем уче­ным понят­ное раз­де­ле­ние обла­стей наук. При­дет­ся ли далее вво­дить спе­ци­аль­но­сти «Пра­во­слав­ная ста­ро­вер­ская тео­ло­гия — 26.01.01» и «Мухо­сран­ская кван­то­вая меха­ни­ка — 31.01.99»?

На той же кон­фе­рен­ции пред­ла­га­ет­ся «пола­гать необ­хо­ди­мым при фор­ми­ро­ва­нии экс­перт­но­го сове­та по тео­ло­гии Выс­шей атте­ста­ци­он­ной комис­сии при Мино­бр­на­у­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции и дис­сер­та­ци­он­ных сове­тов по тео­ло­ги­че­ским спе­ци­аль­но­стям нор­ма­тив­но закре­пить согла­со­ва­ние их соста­вов с соот­вет­ству­ю­щи­ми цен­тра­ли­зо­ван­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми» [9]. Сей­час идея о том, что состав сове­тов науч­ных экс­пер­тов дол­жен одоб­рять­ся Цер­ко­вью, кажет­ся преж­де­вре­мен­ной. Про­ще не счи­тать тео­ло­гию нау­кой, а уче­ным осталь­ных дис­ци­плин пона­блю­дать за ее раз­ви­ти­ем. Похо­же, что Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и ВАК реши­ли при­нять эту идею и уже убра­ли сло­во «нау­ка» из назва­ния сте­пе­ни (не док­тор «тео­ло­ги­че­ских наук», а про­сто «док­тор тео­ло­гии»).

Если тео­ло­гия — это не нау­ка, то что же это такое? Обра­тим­ся к авто­ри­те­там. Дис­сер­тант Павел Хон­дзин­ский ска­зал, что тео­ло­гия — это «само­ре­флек­сия Церк­ви» [10]. Пат­ри­арх Кирилл заявил, что тео­ло­гия «явля­ет­ся систе­ма­ти­че­ским выра­же­ни­ем рели­ги­оз­ной веры» [11]. «Рели­гия долж­на пре­по­да­вать­ся в шко­лах с 1-го по 11-й класс», — это уже мит­ро­по­лит Илла­ри­он [12]. «Что каса­ет­ся бого­сло­вия — оно исхо­дит из без­услов­но­го фак­та суще­ство­ва­ния Боже­ствен­но­го Откро­ве­ния, заклю­чен­но­го в Свя­щен­ном Писа­нии. Бого­сло­вие вклю­ча­ет в себя общее уче­ние Церк­ви, сфор­му­ли­ро­ван­ное Цер­ко­вью на осно­ве Писа­ния», — про­дол­жа­ет Хон­дзин­ский [13]. Это­го уже доста­точ­но, и фиго­вый листок сбро­шен: тео­ло­гия — это рели­гия!

Нас не вол­ну­ет рели­гия в церк­ви или у себя дома, но мы про­тив рели­гии в науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тах. У нас в нау­ке нет ниче­го запре­щен­но­го, и мы можем гово­рить всё что угод­но. При обсуж­де­нии дис­сер­та­ции по тео­ло­гии мы, уче­ные, можем и будем исполь­зо­вать и трак­то­вать все фак­ты и гипо­те­зы. Может воз­ник­нуть науч­ный спор: не был ли при­знан­ный свя­той не очень при­ят­ным чело­ве­ком? Пара­докс в том, что такая дис­кус­сия может казать­ся оскорб­ля­ю­щей чув­ства веру­ю­щих (ста­тья 148 УК). Уче­но­го таким обра­зом оскор­бить нель­зя. Тео­рия отно­си­тель­но­сти Эйн­штей­на не оскорб­ля­ет тео­рию Нью­то­на. И, воз­вра­ща­ясь к нача­лу, спро­сим: надо ли нам снис­хо­ди­тель­нее отно­сить­ся к кван­то­вой элек­тро­ди­на­ми­ке бара­бан­щи­ка Ричар­да Фей­н­ма­на?

Юрий Пан­чин,
докт. биол. наук, зав. лаб. № 12 ИППИ РАН,
вед. науч. сотр. НИИ ФХБ им. А. Н. Бело­зер­ско­го МГУ

  1. http://trv-science.ru/2017/07/04/teology_ognyov/
  2. www.patriarchia.ru/db/text/4948366.html
  3. http://pushkin.niv.ru/pushkin/stihi/stih-243.htm
  4. http://pstgu.ru/news/university/2017/06/01/71580/
  5. www.doctorantura.ru/ru/materials-dissovet/applicants/2379-dissertatsiya-protoiereya-pavla-khondzinskogo
  6. http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/text_0600.shtml
  7. http://samoderzhavnaya.ru/pages/svt_filaret_hristianskoe_uchenie_o_carskoy_vlasti#4
  8. www.rosbalt.ru/russia/2017/07/01/1627434.html
  9. www.patriarchia.ru/db/text/4936846.html
  10. http://radonezh.ru/monitoring/mk-avtor-pervoy-v-rossii-dissertatsii-po-teologii-mikrob-gluposti-zarazen-170298.html
  11. www.patriarchia.ru/db/text/4934538.htm
  12. http://sofia-sfo.ru/node/11651
  13. www.kommersant.ru/doc/3318213

Комментарий

Осо­бен­ность «воцер­ко­в­ле­ния» Рос­сии послед­них лет состо­ит в том, что почти все ини­ци­а­ти­вы (при­чем часто весь­ма неожи­дан­ные) идут отку­да-то «свер­ху», от мини­стерств, гра­до­на­чаль­ни­ков, даже с пре­зи­дент­ско­го уров­ня. Раз за разом нару­ша­ет­ся с тру­дом уста­нав­ли­ва­ю­ще­е­ся рав­но­ве­сие, некий «ста­тус-кво», начи­на­ет­ся новый этап про­ти­во­сто­я­ния. Источ­ни­ком раз­дра­же­ния слу­жит, конеч­но, РПЦ, ее выс­шие иерар­хи, высту­па­ю­щие с теми или ины­ми ини­ци­а­ти­ва­ми, неуклон­но рас­ши­ря­ю­щие круг сво­их пре­тен­зий, одна­ко стран­но было бы ожи­дать от этой орга­ни­за­ции чего-либо ино­го. И во вся­ком слу­чае в откро­вен­ном наси­лии выс­шее цер­ков­ное руко­вод­ство вро­де бы не заме­ша­но. Конеч­но, неглас­но оно поощ­ря­ет дея­тель­ность хули­га­нов вро­де Энтео, одна­ко основ­ные успе­хи в деле рести­ту­ции, отъ­е­ма госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти, втор­же­ния в шко­лы, уни­вер­си­те­ты, в армию дости­га­ют­ся путем «сми­рен­ных просьб» кому надо, путем зако­но­да­тель­ных реше­ний и тес­но­го сотруд­ни­че­ства с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти.

И вот оче­ред­ной «успех», оче­ред­ная взя­тая высо­та — вве­де­ние тео­ло­гии в пере­чень науч­ных спе­ци­аль­но­стей ВАК (при пол­ной под­держ­ке Мино­бр­на­у­ки и осо­бен­но нынеш­не­го мини­стра Оль­ги Васи­лье­вой, очень тес­но свя­зан­ной с цер­ков­ной сре­дой). Каза­лось бы, при этих обсто­я­тель­ствах науч­но­му сооб­ще­ству сле­до­ва­ло бы с боль­шим подо­зре­ни­ем отне­стись к неожи­дан­но­му «подар­ку», обес­по­ко­ить­ся хотя бы тем, в чью поль­зу будут пере­рас­пре­де­ле­ны и без того скуд­ные ресур­сы, направ­ля­е­мые на нау­ку, одна­ко сооб­ще­ство это рас­ко­ло­лось, и линия рас­ко­ла про­хо­дит не столь­ко меж­ду «квас­ны­ми пат­ри­о­та­ми» и «либе­ра­ла­ми», даже не про­сто меж­ду веру­ю­щи­ми и неве­ру­ю­щи­ми, а меж­ду гума­ни­та­ри­я­ми и есте­ствен­ни­ка­ми, кото­рые вдруг вспом­ни­ли свои дав­ние спо­ры. В этом смыс­ле власть, без­услов­но, суме­ла спро­во­ци­ро­вать оче­ред­ной рас­кол сре­ди сво­их посто­ян­ных кри­ти­ков.

Мно­гие «гума­ни­та­рии», не испы­ты­ва­ю­щие осо­бых сим­па­тий к вла­сти и мини­стру, тем не менее с неожи­дан­ным вооду­шев­ле­ни­ем вос­при­ня­ли ини­ци­а­ти­ву вве­де­ния тео­ло­гии в сонм наук, при­ни­ма­ют ее в отры­ве от кон­крет­ных лиц. Идео­ло­ги­че­ским обос­но­ва­ни­ем слу­жат и исто­ри­че­ские шту­дии, и при­мер Запа­да (хотя там, как пра­ви­ло, уче­ные сте­пе­ни не утвер­жда­ют­ся госу­дар­ством, и в этом смыс­ле суще­ство­вав­шие у нас преж­де док­то­ра бого­сло­вия слу­жат хоро­шим ана­ло­гом — и они суще­ство­ва­ли и успеш­но «защи­ща­лись» даже в совет­ское вре­мя). Но боль­ше все­го при­ня­то напи­рать на слож­ность отде­ле­ния богословия/​теологии от «про­чих гума­ни­тар­ных наук». Впро­чем, до насто­я­ще­го вре­ме­ни (и на всем про­тя­же­нии оте­че­ствен­ной исто­рии) тео­ло­гия бла­го­по­луч­но дистан­ци­ро­ва­лась от про­чих наук, и в этом был смысл. Зачем же напе­ре­кор обще­му раз­ви­тию воз­вра­щать­ся в про­шлое, а тем более в чужое?

На вопрос о том, поче­му мно­гие «либе­раль­ные» гума­ни­та­рии высту­па­ют в под­держ­ку тео­ло­гии, про­ти­во­стоя с жаром кол­ле­гам-есте­ствен­ни­кам, мож­но отве­тить, зная ситу­а­цию изнут­ри. Ведь речь идет не про­сто о нашем веч­ном недо­фи­нан­си­ро­ва­нии, но и о пол­ном порой пре­не­бре­же­нии и со сто­ро­ны госу­дар­ства, и уче­ных есте­ствен­но­на­уч­но­го про­фи­ля. Раз­го­во­ры о деле­нии наук на «есте­ствен­ные» и «про­ти­во­есте­ствен­ные» мед­лен­но, но вер­но дела­ют свое дело. Любой чело­ве­че­ской кор­по­ра­ции необ­хо­ди­мо обре­сти твер­дый смысл сво­е­го суще­ство­ва­ния. Вот фун­да­мен­таль­ная нау­ка обе­ща­ет (под­черк­ну­то неопре­де­лен­но) когда-нибудь в буду­щем воз­мож­ные прак­ти­че­ские при­ло­же­ния, а «гума­ни­та­ри­ям» зача­стую при­хо­дит­ся доволь­ство­вать­ся лишь ролью «идео­ло­ги­че­ской про­клад­ки». Объ­яс­нить, зачем наро­ду вооб­ще нуж­на высо­кая куль­ту­ра, к чему нам содер­жать про­рву уче­ных, кото­рые нико­гда не поро­дят айфо­ны, авто­мо­би­ли и раке­ты, на паль­цах доволь­но непро­сто. То, что исчез­но­ве­ние спе­ци­а­ли­стов по каким-то там древним язы­кам, экзо­ти­че­ским систе­мам сти­хо­сло­же­ния, древним боже­ствен­ным пан­тео­нам мож­но свя­зать со все­об­щим оди­ча­ни­ем, пока­зать могут лишь сами гума­ни­та­рии.

Да, бого­сло­вие, сто­ле­ти­я­ми «варя­ще­е­ся в сво­ем соб­ствен­ном соку», при­шло у нас в пол­ный упа­док. Это при­зна­ют, кажет­ся, все. Неваж­но себя чув­ству­ют и гума­ни­тар­ные нау­ки, кото­рым оста­ет­ся лишь при­слу­жи­вать или жить подач­ка­ми. Меч­та — обре­сти без­услов­ный закон­ный смысл сво­ей дея­тель­но­сти, неза­ви­си­мость от сию­ми­нут­ных при­хо­тей вла­сти и ее потреб­но­стей, апел­ля­ция к чему-то, что выше и зна­чи­тель­нее всех нас. Мно­гим при­хо­дит в голо­ву под­спуд­ная мысль: неваж­но, что там себе дума­ют чинов­ни­ки, важ­но лишь то, что какая-то часть людей будет зани­мать­ся люби­мым делом, ста­нет неза­ви­си­ма мате­ри­аль­но и полу­чит некую авто­но­мию от церк­ви (зани­ма­ясь как бы свет­ской нау­кой). Воз­ни­ка­ет образ зна­то­ка все­го и вся и муд­ре­ца. Тогда появят­ся рабо­ты, за кото­рые, быть может, не стыд­но будет перед зару­беж­ны­ми кол­ле­га­ми. Ради это­го, может быть, сто­ит слег­ка покри­вить душой и отре­зать им неболь­шой кусок пиро­га? А не вый­дет — так хуже уже не будет.

Разу­ме­ет­ся, все эти надеж­ды могут ока­зать­ся пустым вздо­ром, тео­ло­гия ока­жет­ся ничуть не про­дви­ну­тее преж­не­го бого­сло­вия; все теп­лые места рас­хва­та­ют «блат­ные», самих же «гума­ни­та­ри­ев» вти­хо­мол­ку подо­мнут ново­об­ра­зо­ван­ные струк­ту­ры, ответ­ствен­ные за цен­зу­ру и огра­ни­че­ния. Реаль­ность все­гда про­ста — из ниче­го не появ­ля­ет­ся вдруг что-то, и раз не воз­ни­ка­ют сре­ди преж­них «бого­сло­вов», рели­гио­ве­дов и фило­со­фов оте­че­ствен­ные гении, не поро­дят их и те, кого назо­вут тео­ло­га­ми. Но наде­ять­ся на бла­гие пере­ме­ны и чудо все­гда так хочет­ся!

Мак­сим Бори­сов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

9 комментариев

  • Израиль:

    Мно­гие тео­ло­ги до 1917 при всех сво­их мину­сах хотя-бы в Б-га вери­ли. А вот высох­ли ли уже чер­ни­ла на оцен­ках по «науч­но­му ате­из­му» у нынеш­них ваших «тео­ло­гов»?

    • Александр:

      Есть такой баян ещё сов­ко­вых вре­мён, что науч­ный ате­изм, как крас­ная рели­гия, кос­пле­ит пра­во­сла­вие: крас­ный угол, свя­тая троица(Маркс-Энгельс-Ленин), мученики(Лозо, Кос­мо­де­мьян­ская…), парт­со­бра­ния как ана­лог служб и т.п.
      Так что это два бра­та акро­ба­та-науч­ный ате­изм и пра­во­сла­вие.

  • Израиль:

    Я бы уточ­нил что в назва­ной вами «слад­кой пароч­ке» оба каи­ны lol

  • Агар Агарыч:

    Бори­сов, рас­слабь­ся и полу­чи свя­тое удо­воль­ствие.
    И вооб­ще, ты что, про­тив госу­дар­ствен­ной идео­ло­гии?
    Это явно оскорб­ля­ет чув­ства.

    \чёр­ная иро­ния

  • Сергей:

    Хоро­шо, что в СССР не было глас­но­сти и интер­не­та. Ну дава­ли вти­ха­ря «визан­ти­стам» сте­пе­ни и зва­ния, никто из ком­со­моль­цев об том и не дога­ды­вал­ся. А то пошли бы пись­ма про­те­ста «мы ткачильщицы,прядильщицы, био­ло­ги как один…» Да и отбор был жест­че

  • y.v.:

    Слу­шай­те, а чем прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ют­ся тео­ло­ги от лите­ра­ту­ро­ве­дов?

    Если я пра­виль­но пони­маю, у нас же есть учёные(и не один, а десят­ки), кото­рые всю жизнь изу­ча­ют твор­че­ство Пуш­ки­на или Тол­сто­го?

    Тео­ло­ги же про­сто изу­ча­ют кни­ги по опре­де­лен­ной тема­ти­ке…?

  • Alex:

    «груп­пы спе­ци­аль­но­стей по рели­ги­оз­но-кон­фес­си­о­наль­но­му прин­ци­пу (напри­мер, 26.01.00 — пра­во­слав­ная тео­ло­гия; 26.02.00 — ислам­ская тео­ло­гия; 26.03.00 — иудей­ская тео­ло­гия)»

    «согла­со­ва­ние соста­вов с соот­вет­ству­ю­щи­ми цен­тра­ли­зо­ван­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми»

    Оче­вид­но важ­ней­шие пунк­ты. Если это­го не сде­лать, тео­ло­гия ста­нет опас­ней для рели­гии, чем самый раз­нуз­дан­ный ате­изм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com