Концепция реформирования РАН

Принята Координационным Советом
Санкт-Петербургского Союза Ученых
29 июля 2013 года

Аннотация 

Данная Концепция формулирует основные положения такой реформы РАН, которая могла бы при своей реализации, в отличие от обсужденного во втором чтении пресловутого Закона № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», привести к существенному прогрессу в развитии фундаментальной науки в стране. Принятие ее за основу учеными и руководителями РАН позволяет, во-первых, отклонить многочисленные обвинения в том, что руководство РАН против подлинной реформы и лишь стремится сохранить статус-кво, используя для этого государственную недвижимость. Во-вторых, данная Концепция позволяет сравнительно легко выработать такие поправки к Закону 305828-6, которые дадут реальный позитивный эффект для развития науки и страны. 

Введение

Причины появления данной Концепции реформирования РАН. Реформа РАН, нацеленная на повышение эффективности ее деятельности, назрела давно, но появление данной Концепции обусловлено тем, что Закон 305828-6, принятый во втором чтении, не только не содержит ни одного из элементов, необходимых для существенного улучшения работы РАН, но и несет разрушительное для науки содержание. Это связано с зафиксированным в проекте Закона намерением передать НИИ и научные учреждения в подчинении чиновникам. За этим стоит намерение чиновников, явно выраженное в первой версии Закона, сократить число научных работников и учреждений, забрать у РАН ее здания и участки земли, обладающие наибольшей рыночной стоимостью. Судьбы науки, ученых, многочисленных коллекций, библиотек не волнуют наше чиновничество. Но противостоять этому, можно лишь выработав положения, реализация которых действительно позволит существенно повысить эффективность деятельности РАН и российской науки в целом.

Цели и задачи реформы. Реформа РАН должна проводиться исключительно для сохранения и приумножения потенциала отечественной науки, эффективного использования его на благо страны.

Академия наук в России создавалась для выполнения важнейших национальных задач и реформировалась всегда для лучшего соответствиям новым национальным задачам и вызовам. На протяжении всей ее истории суть этих задач заключалась в создании научных основ и научного сопровождения модернизации страны, которая бы позволила обеспечить ее развитие на новом этапе и выход в число первых мировых держав. Благодаря такой роли Академии наук страна сделала несколько мощных исторических рывков вперед, без которых само дальнейшее существование России могло быть поставлено под сомнение. В петровские времена страна стала европейской державой, в период 1930—1970 годов Россия сумела выстоять во второй мировой войне и стать второй державой мира.В настоящее время перед страной стоит задача восстановить те утраченные позиции, с которых можно было бы заново приступить к реальной, а не словесной ускоренной модернизации страны.

Решение этой объективной и неотложной национальной задачи должна обеспечить концепция реформы РАН, а в последующем также реформа всей науки и всего образования. Таким образом, реформа РАН должна явиться первой и во многом решающей частью реформы всей науки (академической, вузовской, фундаментальной, прикладной т.д.) и всего образования (высшего, среднего, дошкольного).

В соответствии с этим реформа РАН предусматривает достижение трех основных целей. Первостепенная цель – сделать науку престижной и востребованной, в том числе востребованной экономикой и влияющей на экономику. Вторая цель – существенно повысить качество научных исследований и на этой основе обеспечить научную базу для модернизации экономики страны на инновационной основе. Третья цель – повысить качество образования, в том числе, высшего, до уровня передовых в этом отношении стран.

Реформа должна проводиться не в авральном, а в нормальном, «штатном» порядке и демократическим способом. Проект реформы перед внесением в Государственную Думу РФ должен пройти обязательное открытое обсуждение, прежде всего, самими учеными, а также всеми заинтересованными гражданами. Общество в существенной степени зависят от того, как развивается отечественная наука, оно ощутит непосредственно на себе последствия любой реформы, как удачной, так и неудачной. Реализующий данную Концепцию проект реформы должен вноситься в ГД РФ самим научным сообществом на альтернативной основе.

Принципы Концепции и реформы. Основу Концепции и способа проведения реформы РАН, как и реформы всей науки и всего образования, составляют два основополагающих принципа — профессионализм и демократизм.

1. Профессионализм. Реформу должны проводить и осуществлять управление РАН и ее институтами выдающиеся ученые, создатели новых научных школ, научных направлений, научных институтов и т.д. по поручению (мандату) всего научного сообщества и в соответствии с законом ГД РФ, принятым на основе данной концепции.

2. Демократизм. Реформа готовится, обсуждается и принимается всем научным сообществом, которое после ее принятия постоянно контролирует ход ее реализации, своевременно внося необходимые поправки. Реформа предусматривает расширение прав ученых советов, коллективов научных работников, усиление коллегиальности в управлении НИИ и научными учреждениями.

Обсуждение и одобрение Концепции. Концепция (или концепции) альтернативной реформы РАН, после обсуждения научными работниками РАН (в институтах, общественных организациях, в СМИ, в том числе, в Интернете), выносится всероссийскую конференцию научных работников РАН, а после одобрения (с дополнениями и изменениями) конференцией — на обсуждение и одобрение общего собрания РАН.

На основе одобренной общим собранием РАН Концепции Президиум РАН готовит поправки к Законопроекту 305828-6или вносит альтернативный законопроект в Государственную Думу РФ. Одновременно Концепция и Законопроект передаются президенту РФ. 

1. Целеполагание, долгосрочное планирование научно-технического прогресса (статья 17 Закона 305828-6).

1.1. РАН, выполняющая функции координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в Российской Федерации, должна стать основной организацией, ответственной за разработку научного обеспечения долгосрочных (на 5, 10 и 20 лет) программ научно-технического прогресса. Долгосрочные программы научно-технического прогресса разрабатывает Министерство экономического развития и торговли при участии РАН и бизнеса. Долгосрочные программы научно-технического прогресса характеризуют задачи, стоящие перед страной в сфере разработки и освоения новых технологически укладов, новых технологий и производств, крупных оборонных, космических, инфраструктурных, социальных и иных крупных инновационно-инвестиционных проектов, при реализации которых требуются новые научные решения. РАН разрабатывает «Программы научного обеспечения долгосрочных программ научно-технического прогресса (на 5, 10 и 20 лет)», привлекая при необходимости другие академии и прикладные научные организации. Разработка «Программ научного обеспечения долгосрочных программ научно-технического прогресса (на 5, 10 и 20 лет)» отражается отдельной строкой в бюджете РАН и государственном бюджете.

1.2. Вся необходимая для работы по прогнозированию развития экономики и науки регулярная статистическая и другая информация должна предоставляться бюджетными учреждениями государства бесплатно, а не входящая в регулярную отчетность — на основе государственных расценок. НИИ и научным учреждениям РАН должны предоставляться необходимые средства для приобретения требуемой информации.

2. Изменения в финансировании РАН.

2.1. В федеральном государственном бюджете должна быть введена отдельная строка «Наука и инновации» с подразделением на «Фундаментальные исследования» и «Прикладные исследования и инновации». В разделе «фундаментальные исследования» должны быть подразделы по каждой из государственных Академий. Науке должен быть придан статус самостоятельной базовой отрасли экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2.2. Финансирование фундаментальных исследований из средств федерального бюджета должно быть доведено к 2015 году до уровня не менее 0,40% от ВВП страны (в 2011 году 0,166% от ВВП), в том числе финансирование РАН — не менее 75% от всей суммы на фундаментальные исследования.

2.3. Один из путей увеличения бюджета науки – введение налога на финансирование науки и инноваций в составе цены реализации тех видов продукции, где доля науки в их создании велика (сложные технические устройства, электроника, добытые полезные ископаемые и невозобновляемые ресурсы, продукты их переработки, военно- промышленная продукция и др.). Налог в размере в размере 2% от реализационной цены товаров (за вычетом НДС) позволяет получить дополнительно столько же средств на исследования и разработки, сколько выделялось в 2011 году.

2.4. Средняя заработная плата научных сотрудников РАН должна в 2018 году достичь двукратного уровня по сравнению со средней по экономике страны.

2.5. Соотношение базовой заработной платы в НИИ с учетом надбавок за степень может быть принято следующим1 (табл.1.)

 

Директор института

10,0

Зав. отделом или крупной лабораторией, д.н...

8,0

Главный научный сотрудник, д.н.

7,5

Вед н.с., д.э.н. или заведующий сектором, к.н.

6,5

Ст. научн. сотр., к.н.

5,0

Научн. сотр. (гл. бухгалтер)

4,0

Мл. научн. сотр. (бухгалтер)

3,0

Ст. лаб.

2,0

Лаборант

1,50

Аспирант

1

 

2.6. Базовое финансирование исследований РАН (помимо грантов и работ по договорам с организациями народного хозяйства) должно обеспечивать приобретение всех необходимых для выполнения запланированных тем материалов, оборудования, проведение экспедиций и полевых исследований, участие в конференциях, в том числе, международных, проведение конференций, в том числе, международных, приобретение литературы, приобретение зарубежных журналов и / или доступа к электронным версиям зарубежных научных журналов, публикацию ведомственных изданий.

2.7. Размеры бюджетных фондов для выполнения фундаментальных и поисковых научных исследований по грантам должны составлять 45-55% от базового финансирования РАН.

2.8. Разрешить грантодержателям НИИ и научных учреждений РАН и других государственных научных академий переносить неистраченные средства грантов, оставшиеся на лицевых счетах, на следующий финансовый год.

2.9. Помимо основной научной деятельности, финансируемой в установленном порядке из средств федерального бюджета, НИИ или научное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, служащую достижению основных целей, предусмотренных его Уставом, и соответствующую им, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.10. НИИ или научное учреждение имеет право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое им и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения Президиума РАН, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение федеральным имуществом. Все средства, полученные от аренды недвижимого имущества, направляются на осуществление уставных целей НИИ или научного учреждения. Директор НИИ или научного учреждения ежеквартально письменно отчитывается Ученому совету о полученных от аренды недвижимости суммах и всех направлениях их использования.

3. Подчиненность НИИ и других научных учреждений РАН. Наблюдательный совет НИИ и научного учреждения.

3.1. Категорически недопустимо выведение НИИ и научных учреждений, до 28 июня 2013 года находящихся в ведомственном подчинении РАН, из подчинения РАН.

3.2. НИИ и другие научные учреждения РАН подчиняются Президиуму РАН и его отраслевым и территориальным отделениям РАН, которые осуществляют контроль за их деятельностью.

3.3. Как представители собственника недвижимого имущества, государственные органы имеют право, в соответствии с действующим законодательством, осуществлять контроль использования этого имущества.

3.4. Отраслевые и территориальные отделения РАН согласовывают утверждают годовые и пятилетние планы фундаментальных и поисковых НИР НИИ и научных учреждений. В пределах 15% стоимости своего бюджетного финансирования Ученые Советы НИИ и других научные учреждений РАН имеют право включать новые темы в течение года без согласования, лишь информируя отделения РАН.

3.5. За Российской академией наук и ее научными учреждениями, имеющими статус юридического лица, закрепляются права владения и использования переданной им ранее и передаваемой в будущем недвижимости, находящейся в федеральной собственности или собственности субъектов федерации региональной с правом использованием всех внебюджетных поступлений исключительно на уставные цели академии. Контроль за использованием недвижимости, переданной НИИ и научным учреждениям РАН, осуществляют соответствующие отделения РАН и Ученые советы НИИ и научных учреждений, которым дирекция обязана ежеквартально, а также по специальным запросам предоставлять всю информацию о направлениях использования недвижимости и направлениях расходования поступающих от использования средств.

3.6. Все движимое имущество, в том числе, приобретаемое в дальнейшем на полученные бюджетные и иные средства, закрепляется за Российской академией наук и ее научными учреждениями, имеющими статус юридического лица, на правах владения, распоряжения и использования.

3.7. С 1 января 2014 года необходимо ввести для каждого НИИ и научного учреждения РАН новый институт – Наблюдательный Совет НИИ или научного учреждения. Наблюдательный Совет создается в количестве 6-10 человек для определения стратегии развития института и контроля эффективности его работы.

3.8. В состав Наблюдательного совета входят:

— не менее 50% членов — ведущие ученые страны по данному направлению науки, не являющиеся сотрудниками этого НИИ или учреждения,

— другие члены – сотрудники Минобрнауки, смежных областей науки или органов управления данного субъекта федерации.

3.9. Наблюдательный совет собирается не реже двух раз в год для заслушивания отчета НИИ или научного учреждения, рассмотрения ситуации в нем, определения перспектив его развития. Наблюдательный совет дает оценку деятельности НИИ или научного учреждения и его руководства, выносит рекомендации по улучшению работы и повышению эффективности. В случае длительной неэффективной работы Наблюдательный совет может вынести рекомендацию Президиуму РАН о замене директора и руководителей основных подразделений или о закрытии данного НИИ или научного учреждения.

3.10. Члены Наблюдательного совета получают от Президиума РАН гонорар за свою работу.

 4. Оценка деятельности ученых и институтов.

4.1. Неприемлем трехмесячный срок «для выработки и утверждения Правительством критериев и порядка оценки деятельности организаций, подведомственных РАН» (п. 8 статьи 18 Закона 305828-6).

Первичными являются критерии оценки научных работников, а критерии и порядок оценки научных учреждений – производными от них. Поэтому критерии оценки целесообразно разрабатывать снизу, начиная с критериев оценки научных работников различных отраслей науки.

4.2. Критерии и порядок оценки научных работников могут быть выработаны только самим научным сообществом, причем эти критерии должны учитывать большую дифференциацию в характере исследований в различных отраслях наук в РАН. На выработку критериев может потребоваться не менее полгода, а еще хотя бы два года они должны апробироваться, прежде чем станут нормой.

4.3. Президиум РАН должен провести распределение НИИ и иных своих учреждений по группам и определить в каждой группе головной институт, который для этой группы, совместно с другими институтами группы, разрабатывает критерии оценки научных работников.

4.4. Правительство (в лице Минобрнауки) совместно с Президиумом РАН предлагают свое видение обобщенных (не дифференцированных по группам) критериев научных работников, которые учитываются в разработке по группам. При этом показатели публикационной активности в реферируемых журналах рекомендуются в качестве минимально- обязательных для всех отраслей.

4.5. Оценка деятельности научных учреждений проводится раз в год (текущая оценка) и раз в три года (государственная оценка).

4.6. Критерии текущей оценки НИИ и научных учреждений (на основе отчетных данных) разрабатываются основе критериев оценки деятельности научных работников.

4.7. Критерии для государственной оценки деятельности институтов вырабатывает Президиум РАН по группам, с учетом критериев оценки научных работников и в ходе консультаций с институтами и ведущими учеными данной отрасли науки.

4.8. Разработанные критерии оценки деятельности НИИ и научных учреждений, а также научных работников рассматриваются и утверждаются Президиумом РАН для двухгодичной экспериментальной апробации.

4.9. Установить на период до конца завершения апробации критериев плюс год работы по новым критериям мораторий на любые упразднения и слияния действующих научно-исследовательских учреждений системы РАН.

4.10. Текущая оценка деятельности проводится Наблюдательным советом НИИ или научного учреждения по итогам года в первом квартале следующего года на основании отчетных документов и доклада директора. По результатам текущей оценки могут быть вынесены следующие решения:

  • к работе института нет существенных замечаний,
  • к работе института имеются существенные замечания, которые необходимо устранить в течение года,
  • институт работает неудовлетворительно, требуется досрочное проведение государственной оценки.

4.11. Государственная оценка деятельности института проводится комиссией, куда включаются председатель и часть членов Наблюдательного совета НИИ, видные представители данной отрасли науки, не входящие в Президиум РАН, зарубежные ученые данной отрасли наук, представители Министерства образования и науки, представители Президиума РАН, представители органов государственной власти данного региона. Ученые, работающие в научных организациях, должны составлять не менее 70% членов комиссии. По результатам работы комиссии могут быть вынесены следующие решения:

  1. работа института оценивается как отличная; возможна рекомендация по расширению его финансирования;
  2. работа института оценивается как хорошая, но имеется ряд зафиксированных комиссией замечаний, которые необходимо устранить до следующей государственной оценки;
  3. работа института оценивается как удовлетворительная, имеется ряд серьезных недостатков; возможна рекомендация по сокращению финансирования;
  4. работа института оценивается как неудовлетворительная; институт подлежит расформированию или реорганизации с заменой руководителей и сотрудников.

5. Система материального стимулирования НИИ и ученых.

5.1. Структура базового фонда заработной платы НИИ.

5.1.1. Должны быть сохранены (возвращены) надбавки за степень, так как они служат стимулом для повышения квалификации и способствуют более правильному выбору при назначении на должности руководителей подразделений.

5.1.2. Должны быть сохранены звания академика и член-корреспондента РАН как устанавливающие две важные градации научного вклада наиболее выдающихся ученых и утверждающие преемственность традиций РАН. Стипендия члена – корреспондента устанавливается на уровне 50% от стипендии академика РАН.

5.1.3. Базовый фонд заработной платы института (помимо грантов и хозяйственных договоров) состоит из следующих частей:

  • базовые оклады всем сотрудникам,
  • надбавки за степень (имеющим степень) сотрудникам,
  • фонд персональных надбавок, перераспределяемых по итогам года на основе утвержденных Президиумом РАН показателей результативности научной деятельности работников института (ПРНД) приказом директора, утверждаемого Ученым советом – в размере 40% от суммы базовых окладов и надбавок за степень,
  • фонд оплаты труда членов диссертационного совета, рецензентов и оппонентов диссертационных работ, защищаемых в диссертационном совете при данном институте, лекторов и преподавателей аспирантуры и магистратуры при данном НИИ,
  • фонд дирекции института (5% от суммы базовых окладов и надбавок за степень),
  • стипендии действительным членам и членам — корреспондентам РАН.

5.2. Распределение средств фонда персональных надбавок осуществляется в институте комиссионно, на основе разработанного и утвержденного Ученым Советом и профсоюзным комитетом (или СТК) Положения о распределении. Не менее 50% средств фонда персональных надбавок должны направляться на стимулирование публикационной активности в реферируемых журналах с учетом их импакт-фактора. При распределении фонда персональных надбавок учитываются лишь индивидуальные показатели ПРНД.

Показатели активности участия в работе диссертационных советов, лекционной деятельности за пределами института, общественной работы и т.п. учитываются дирекцией только при распределении фонда дирекции института.

5.3. В бюджет НИИ передается не более 15% от грантов, полученных группами и подразделениями сотрудников НИИ, если положением фонда, дающего грант, не предусмотрено иное.

6. Выборы Президента РАН.

Президент РАН избирается на 5 лет общим собранием РАН тайным голосованием. Кандидатуры для внесения в список для тайного голосования могут вноситься Президиумом РАН прежнего состава, Министерством образования и науки РФ, отраслевыми и территориальными отделениями РАН, коллективами Учеными советами НИИ и научных учреждений. Президент считается избранным, если за него проголосовало более 50% голосов участников общего собрания РАН. Если голоса распределились так, что ни один из кандидатов не получает более 50% голосов участников общего собрания, то в списке остаются две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов, и производится повторное голосование. Решение общего собрания является окончательным. Одно и то же лицо не может избираться Президентом РАН более двух сроков.

7. Выборность директоров НИИ и научных учреждений РАН.

7.1. Директор НИИ и научного учреждения РАН избирается на общем собрании научных работников НИИ тайным голосованием из числа всех зарегистрированных кандидатов и утверждается Президиумом РАН на срок до пяти лет.

7.2. Кандидатуры для внесения в список для тайного голосования могут вноситься Президиумом РАН, отраслевыми и территориальными отделениями РАН, подразделениями НИИ или учреждения или путем самовыдвижения работников данного НИИ.

7.3. Директор НИИ считается избранным, если за него проголосовало более 50% голосов участников общего собрания научных работников НИИ или научного учреждения. Если голоса распределились так, что ни один из кандидатов не получает более 50% голосов участников общего собрания, то в списке остаются две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов, и производится повторное голосование.

7.4. Решение общего собрания научных работников НИИ является окончательным.

7.5. Одно и то же лицо не может избираться директором НИИ или научного учреждения более двух сроков.

7.6. Информация о выборах директора НИИ или научного учреждения публикуется не менее чем за два месяца до выборов (при исчислении всех сроков исключаются два летних месяца — июль и август).

8. Эксперимент с наличием нескольких равноправных директоров НИИ и научных учреждений.

8.1. С целью повышения демократичности в управлении наукой ввести на пять лет в 20% НИИ и научных учреждений РАН систему нескольких (3-4) директоров, являющихся одновременно руководителями подразделений высшего уровня в данном учреждении.

8.2. В НИИ и учреждениях численностью не более 150 человек равноправные директора принимают решения коллегиально, простым большинством. При этом все имеют равное право подписи. Для учреждений с численностью более 150 человек каждый из директоров поочередно, в течение года, является Руководящим директором с правом подписи.

8.3. В случае успешности распространить практику нескольких директоров к 2020 году на 65-70% НИИ и научных учреждений РАН и других академий наук.

9. Повышение демократичности в управлении НИИ и научными учреждениями.

9.1. Все приказы директора, за исключением приказов, характеризующих закрытую тематику, вывешиваются для открытого доступа на срок не менее месяца, а бумажные и электронные копии их предоставляются Профкому НИИ или Совету трудового коллектива.

9.2. Директор НИИ и научного учреждения дважды в год предоставляет Ученому Совету НИИ или научного учреждения письменный отчет о поступлении денежных средств в НИИ по всем каналам и их распределении по основным статьям, а также о заработной плате и всех надбавках всех сотрудников НИИ по месяцам.

9.3. При заключении НИИ или научным учреждением хозяйственного договора Директор назначает ответственного исполнителя, который определяет рабочую группу для исполнения данного договора. Ответственный исполнитель определяет в соответствии с договором план выполнения работ, то есть, этапы и объемы работ, ожидаемые поступления денежных средств, их распределение по статьям и ожидаемую заработную плату по исполнителям. План выполнения работ предоставляется Ученому совету, Профкому НИИ или Совету трудового коллектива. Ученый совет утверждает поквартальный план выполнения работ. Фактическое распределение средств осуществляет ответственный исполнитель, поквартально отчитываясь перед Ученым советом. Ученый совет утверждает отчет и по инициативе ответственного исполнителя или по собственной инициативе вносит изменения в дальнейшие этапы выполнения работ и распределения средств. Профком НИИ или Совет трудового коллектива контролируют справедливость распределения средств по хоздоговорам.

9.4. В НИИ или научном учреждении родственники директора (дети, жена, братья и сестры, дяди, тети, племянники и племянницы) не могут работать на должностях, находящихся в его непосредственном подчинении. В одном учреждении допускается работа не более одного родственника директора.

10. Введение второй палаты в РАН.

10.1. Ввести для представительства интересов научных работников вторую палату в РАН – Палату представителей научных работников, по два человека от каждого НИИ и научного учреждения, куда могут быть избраны только кандидаты и доктора наук, не являющиеся директорами или заместителями директора НИИ или научного учреждения. /Комментарий: функционирование представителей научных работников в рамках единого Общего собрания показало, что эта форма не позволяет им вырабатывать и защищать самостоятельную позицию по многим обсуждаемым вопросам/.

10.2. Палата представителей научных работников собирается два раза в год, обсуждает ситуацию в науке, положение научных работников и меры по развитию науки в стране, участвует в выборах Президента РАН.

10.3. Решения Президиума РАН или Общего собрания академиков и член-корреспондентов РАН, изменяющие положение научных сотрудников, должны получить одобрение палаты представителей научных работников.

10.4. Палата представителей научных работников избирает своих представителей в Президиум РАН (35% от общего состава Президиума) с правом решающего голоса.

11. Повышение роли Ученого совета, научных структурных подразделений, научных сотрудников.

11.1. Ученый совет является коллегиальным управляющим органом НИИ и научного учреждения и решает такие вопросы, как:

  • утверждение плана НИР на год и пятилетие,
  • утверждение отчетов директора и руководителей подразделений,
  • утверждение руководителей отделов, кандидатуры которых предлагаются директором,
  • утверждение бюджета НИИ и учреждения,
  • утверждение штатного расписания, предлагаемого директором,
  • утверждение проекта распределения фонда персональных надбавок по представлению директора,
  • выборы директора,
  • другие вопросы в соответствии с Уставом РАН и данного научного учреждения.

11.2. Ученый совет НИИ или научного учреждения избирается после выборов директора (тайным голосованием) на общем собрании (конференции) научных работников из числа сотрудников НИИ или научного учреждения, имеющих ученую степень; в состав Ученого совета института могут быть избраны также  ведущие ученые, не работающие в институте. Ученый совет института избирается на 5 лет.

11.3. По должности в состав Ученого совета института входят директор (исполняющий обязанности директора) и ученый секретарь института. В состав Ученого совета института без выборов входят академики и члены — корреспонденты РАН, работающие в институте.

11.4. Все персональные вопросы, в том числе, вопросы назначения руководителей отделов, распределения фонда персональных надбавок, вопросы персональной аттестации и т.д. , решаются на заседаниях Ученого совета института тайным голосованием.

11.5. Ученый совет может принять решение о тайном голосовании также по любому другому вопросу.

11.6. Ученый совет НИИ или научного учреждения правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей его состава. Решения Ученого совета института принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Ученого совета.

11.7.Научные структурные подразделения НИИ или научного учреждения, руководствуясь основными направлениями, программами и планами научно-исследовательских работ Института, пользуются самостоятельностью в конкретизации тематики и выборе методов исследования.

11.8. Научные структурные подразделения НИИ или научного учреждения имеют право в пределах 15% стоимости своего бюджетного финансирования включать инициативные поисковые темы, информируя об этом Ученый совет и отчитываясь о результатах по итогам года.

11.9. Научный сотрудник НИИ лили научного учреждения имеет право с согласия Ученого совета работать самостоятельно вне планов научного подразделения института.

12. Уменьшение бюрократизма, упрощение отчетности.

12.1. Президиум РАН принимает к исполнению и передает в НИИ и научные учреждения РАН запросы вышестоящих организаций лишь по утвержденным Правительством РФ формам отчетности и ведет учет трудоемкости их заполнения и передачи запрашиваемым органам. Президиум РАН определяет экспертным путем трудоемкость каждой формы отчетности и каждого запроса, направляемого ему из вышестоящих государственных органов и передаваемого в НИИ и научные учреждения, и сообщает его подведомственным учреждениям и направившим запрос государственным органам.

12.2. В сумме заполнение всех форм отчетности в учреждении РАН, поступающих за год, включая отчетность по грантам, не должно превышать 5% фонда рабочего времени учреждения или заполняющего подразделения. При превышении данной нормы Президиум РАН и учреждения РАН отказываются от выполнения части поступивших запросов на отчетную и плановую информацию, информируя об этом Минобрнауки и орган, запросивший информацию.

12.3. Президиум РАН инициирует проведение на правительственном уровне работы по запрещению расширения отчетности предприятий и учреждений, учету, анализу и прогнозированию трудоемкости и стоимости заполнения отчетности, необходимости ее для управления и анализа.

Вместе с тем Президиум инициирует совместную с Правительством работу по проверке достаточности статистической информации, необходимой для анализа экономической эффективности деятельности отраслей и предприятий экономики и социальной сферы.

13. Упрощение системы госзакупок материалов и оборудования для НИИ и научных учреждений РАН.

13.1. Разрешить для НИИ и научных учреждений РАН и других государственных академий наук закупки материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения исследований, без объявления конкурсов. Президиум РАН осуществляет контроль и оказывает информационную поддержку для того, чтобы НИИ и научные учреждения могли приобретать требуемые ресурсы по рыночным ценам.

13.2. Федеральной таможенной службе совместно с РАН и другими академиями наук разработать и внедрить специальные коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) для товаров научного назначения и на этой основе сократить время растомаживания импортной продукции, необходимой для осуществления научной деятельности, до 2-3 дней.

14. Поддержка молодых ученых.

14.1. Обеспечить выделение до 30% средств РФФИ и других фондов, финансирующих научные исследования на грантовой основе, на гранты для молодых ученых, включать в гранты средства на участие в международных конференциях с учетом величины оргвзносов, транспортных расходов, стоимости проживания и суточных.

14.2. Повысить стипендии аспирантам РАН и других научных академий до 8000 руб. в месяц и индексировать эти суммы в соответствии с уровнем инфляции.

14.3. Приглашать ведущих ученых из других стран для чтения семестровых и годовых курсов лекций для студентов и аспирантов, а также для руководства аспирантами в России.

14.4. Ввести ограничение на количество аспирантов у руководителей НИИ и научных учреждений – не более 2 человек в год.

15. Усиление совместной научно-образовательной работы с вузами.

15.1. Создать в течение 2013—2015 годов при успешных и эффективных НИИ РАН и других государственных научных академий и вузов, где имеются успешные ученые, не менее 50 совместных кафедр НИИ-ВУЗ на основе взаимных совместительств для проведения занятий со студентами и аспирантами, подготовки к изданию научно-методических и учебных пособий и совместных исследований. К 2020 году довести число таких кафедр до 150.

15.2. Ввести магистратуру при крупных НИИ и научных учреждениях.

16. Защита ученых при обвинениях в нарушении государственной тайны, несоблюдении режима служебной, коммерческой тайн и защиты информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16.1. НИИ и научное учреждение создает необходимые условия для выполнения всеми его сотрудниками обязательств по защите государственной тайны, соблюдению режима служебной, коммерческой тайн и защите информации, предусмотренные законодательством Российской Федерации (регулярное информирование о правилах безопасности в этой сфере, маркировака соотвествующих документов, введение и охрана специальных помещений для работы с документами, представляющими государственную тайну и т.д.).

16.2. В случае обвинений и уголовного преследования сотрудников НИИ и научных учреждений в нарушении государственной тайны, несоблюдении режима служебной, коммерческой тайн и защиты информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Президиум РАН или отраслевые (региональные) отделения РАН формируют по каждому случаю независимую комиссию из представителей Президиума РАН или отраслевого (регионального) отделения РАН, высококвалифицированных юристов РАН или привлеченных РАН, представителей данного НИИ или научного учреждения, которая проводит независимое расследование и формирует письменный доклад, направляемый в Президиум РАН и органы, формирующие обвинение и осуществляющие уголовное преследование, а также в судебные органы. В случае вынесения независимой комиссией решения о невиновности обвиняемого сотрудника, Президиум РАН или отраслевое (региональное) отделение РАН назначают общественного защитника сотрудника в судебных органах из высококвалифицированных юристов и оплачивают его работу.

Использованные материалы

При разработке данной Концепции использованы следующие материалы:

  1. Л.А. Грибов. Открытое письмо Президенту РАН академику В.Е.Фортову.
    www.onr-russia.ru/comment/6070.
  2. Раскин Д.И. Тезисы о реформе РАН. (в настоящее время не опубликованы).
  3. Письмо молодых ученых отделения физических наук Российской Академии наук.
    http://onr-russia.ru/sites/default/files/smu_ofn_20130717.pdf
  4. Решения Российского координационного комитета профсоюзных организаций и общественных объединений отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров.
    www.alternativy.ru/ru/node/9732
  5. Поддержка научных исследований в Германии.
    http://dwih.ru/index.php/ru/forschung-innovation-in-deutschland/forschungsfoerderung-in-deutschland/.
  6. Тимковский А.Л., Дмитриева О.Г., Эпштейн Д.Б. О реформе РАН.
    www.golos-ameriki.ru/content/duma-ran/1703098.html
  7. Дмитриева О.Г. Реформа РАН – это разгром российской науки.
    www.dmitrieva.org/id659
  8. Материалы к вопросу о состоянии российской науки. РАСН. М., декабрь 2012.
  9. Г. Георгиев. Ранги для институтов. 
    www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=59180
  10. Основные принципы организации и деятельности института Российской Академии наук, утвержденные Постановлением Президиума РАН № 373 от 20.05.2008.
    www.ras.ru/presidium/documents/directions.aspx?ID=655ad7a9-9e4b-45d9-96b6-6f99fb1c087f


1
Использованы предложения акад. Г. Георгиева. См. Г. Георгиев. Ранги для институтов. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=59180

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

7 комментариев

  • Григорий Миньков:

    Никакие, в первую очередь разумные, предложения не будут реализованы, если не обеспечить максимальную прозрачность принятых решений... Поэтому во всех пунктах предусмотреть, что принятые решения Администрации и Советы ДОЛЖНЫ быть доступны сотрудникам... Например в пункте 9.1.

    «Все приказы директора, за исключением ..., ВЫВЕШИВАЮТСЯ ... а бумажные и электронные копии их предоставляются Профкому НИИ или Совету трудового коллектива» вместо ВЫВЕШИВАЮТСЯ и т.д., должно быть написано; размещаются на сайте Института (пусть и открытого лишь для сотрудников.

    Как вы это себе представляете: 200 сотрудиков стоят в коридоре и читают (и запоминают?) 5-10 страниц текста... Или стоят с фотоапаратами и фотографипуют для себя? А вы пытались получить в Провфкоме или Совете принятые документы? При имеющемся составе этих органов (а он быстро не измениться) это не возможно... Я пытался...

  • Проект весьма идеалистический, но то дорого, что почин — ответ тем, кто приговаривает: предложите своё. Очень хорошо, что оговорены препятствия к расширению отчётности.

    Было бы неплохо прописать запрет на сокращение сотрудников — после многочисленных погромов сейчас впору говорить об увеличении их численности.

    Рассчитывать, что бухгалтер пойдёт работать за те же деньги, что и младший научный сотрудник, — утопия. Но это дело поправимое.

  • РЕФОРМИРОВАНИЕ РАН

    Реформа основной и отраслевых академий наук в России, имеет историческое значение. Дело в том, что такие организации как РАН и аналогичные ей структуры могут находиться в первом (государственно-муниципальном) секторе гражданского общества или в третьем (социально-потребительском) секторе гражданского общества. В России сегодня активно развивается красно-коричневый фашизм в его всевозможных явных и скрытых формах. Это связано с последствиями советского образа жизни с одной стороны и отсутствием необходимой компетенции и профессионализма у власти и оппозиции с другой стороны. Если реформируемая РАН остаётся в первом (государственно-муниципальном) секторе, то победа красно-коричневого фашизма со своими понятиями о «чуч-хе» и «сон-гун» неизбежна.

    Люди доброй воли должны понять, что РАН необходимо органически войти в третий (социально-потребительский) сектор гражданского общества. В этом случае наука будет освобождена от милитаризации, бюрократии, чиновничества, коррупционеров и мошенников всех рангов и званий. Если же этого не произойдёт, то печальный конец науки в России неизбежен.

    Неподготовленного читателя может удивить или озадачить такая постановка вопроса. Однако необходимо вспомнить акт отделения церкви от государства. Он (акт) показал, что этот поступок был совершён в правильном направлении. Нужно повторить названную акцию и отделить науку от государства. Государство взяло на себя множество функций, обязанностей и полномочий и не справляется с ними. Лозунг отделения науки от государства является наиболее актуальным в наши дни.

    Нужно уже сегодня активно заниматься Всероссийским Институтом Дополнительного Образования – ВИДО, так как действующая система ЕГЭ развращает и оболванивает наших соотечественников. Она превращает их в законченных красно-коричневых фашистов со своими «чуч-хе» и «сон-гун». Тестирование не определяет знания. Мне приходиться тестировать личности на креатив. Такое тестирование себя оправдывает. Оно определяет императивный мандат, мировоззрение, ментальность, имидж, социотип личности но, не знания.

    Тестированию могут подвергаться академики и дворники, слесари и пекари, президенты и резиденты. Дебилосовки с тестированием поступают как мартышки с очками из одноимённой басни. На западе тестируют соотечественников, но не для определения сомнительных знаний, а для умелой организации диалога между людьми. У нас же тестированием добиваются совершенно иных результатов.

    kirdin-2012@mail.ru

    5 августа 2013 года.

  • Мимо Проходящий:

    В последнее время появилось различные развернутые предложения на тему «как обустроить науку в России» (например www.strf.ru/material.aspx...1&d_no=60477) При этом не приводится никаких оснований и прогнозов реализации решений. Зачем все это?

  • иса:

    Не имеет смысла прописывать какие-либо деньги. На финансирование науки государство должно тратить столько денег, сколько оно в состоянии на текущий момент. А далее исходя их этих выделенных денег РАН и должен формировать план работ, зарплаты и т.п. А государство уже не должно вмешиваться в это. Пусть ученые демократично планируют использование этих денег (если смогут преодолеть привычку академиков делить деньги втихаря по своим).

  • владислав:

    Наоборот!

    Считаю необходимым сразу прописать минимальный оклад м.н.с, как единицу измерения.

    Только тогда будут видны ориентиры на привлекательность научной карьеры.

    прикинь:

    мнс минимум 2 прож мина, т.е. 30 т.р. в мес!

    Далее д.идти доплаты за результаты труда.

    А результаты труда д. оцениваться степенями,

    (как звания в армии, только аккуратней).

    Пиши:

    5 публ — защищай кандидата,

    20 публ- иди на доктора ,

    50 публ- старшиий доктор

    100 публ — главный доктор,

    150- гос. доктор( засл деятель науки).

    И за каждую степень добавлять по 0.5 прож мина.

    Главный доктор = 4 прожмина, окло 60 т.р

    А вот должности тут уже ни причем.

    За должность и звание платить не надо. Это администрат деятельность, которая отнимает время от науки у админстратора есть свои рычаги= куча соавторов).

    Пусть сам выбирает, заниматься ею или нет.

    Итак, платить только за степени.

    Давай завтра обсудим. товарищ!!!

  • Иван Иванов:

    владислав:

    28.08.2013 в 19:48

    может все-таки заработать?

    Примерно так:trv-science.ru/2013/08/27...o-podema-v-ssha/

    А пособие по бедности ( о которой вы тут так распинаетесь) — фтопку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com