«Бедность» и «богатство» преподавателей

Борь­ба с дециль­ным коэф­фи­ци­ен­том: опыт СПб­ГУ

 

Вла­ди­мир Воло­хон­ский, веду­щий автор­ско­го бло­га «Ново­сти СПб­ГУ – spbgunews.ru», про­дол­жа­ет сле­дить за темой низ­ких зар­плат пре­по­да­ва­те­лей в вузах [1]. Пуб­ли­ку­ем его новую ста­тью о том, что про­ис­хо­дит в этой свя­зи в Санкт-Петер­бург­ском госу­ни­вер­си­те­те.

Я не эко­но­мист и не очень пред­став­ляю себе, насколь­ко в осталь­ном мире рас­про­стра­нен этот пока­за­тель, но в нашей стране очень любят «дециль­ный коэф­фи­ци­ент» – отно­ше­ние дохо­дов 10 % наи­бо­лее бога­тых к 10 % наи­бо­лее бед­ных, ибо он бьет по той точ­ке, где наше обще­ство ощу­ща­ет боль. Про­бле­ма для бед­ных состо­ит не столь­ко в том, что они бед­ны, сколь­ко в том, что они видят, насколь­ко они бед­ны, срав­ни­вая себя с окру­жа­ю­щи­ми. Пока я рас­се­кал дач­ные лужи на вело­си­пе­де «Орле­нок», а бога­тень­кой счи­та­лась семья, у кото­рой был ста­рень­кий «Моск­вич», всё было нор­маль­но. Но когда я пере­са­жи­ва­юсь на «Укра­и­ну», а пара сосе­дей – на «Ауди», начи­на­ет­ся неко­то­рое недо­уме­ние. Но вот я вро­де бы тоже уже и не бед­ный – маши­на, отпуск «all inclusive”… Но я про­сто под­нял­ся на несколь­ко сту­пе­ней по лест­ни­це, кото­рая с поры мое­го дет­ства ста­ла намно­го длин­нее. Бед­ные при­мер­но те же, а вот бога­тые – это уже не про­сто «дача, маши­на, квар­ти­ра», это «замок, Бугат­ти, двух­уров­не­вая в цен­тре» и уст­ри­цы под соусом «Бел­лон».

В уни­вер­си­те­те не все­гда лег­ко заме­тить эту раз­ни­цу в дохо­дах – мы ведь видим друг дру­га на рабо­те, а в быту – дале­ко не все­гда. Да и с кол­ле­га­ми с дру­гих факуль­те­тов не осо­бо обща­ем­ся. Поэто­му озву­чен­ная пару лет назад кем-то из про­рек­то­ров СПб­ГУ сум­ма в 40 тыс. руб. в каче­стве сред­не­го зара­бот­ка науч­но-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва про­из­ве­ла на этот самый состав мощ­ное впе­чат­ле­ние: «с кем это нас так кра­си­во усред­ня­ют?», пыта­лись понять кол­ле­ги. Пред­по­ла­га­ли, что сред­няя вычис­ля­лась с уче­том адми­ни­стра­тив­но-управ­лен­че­ско­го пер­со­на­ла, что в эту сум­му вклю­че­ны все коман­ди­ро­воч­ные про­рек­то­ров и т. д.

Адми­ни­стра­ция СПб­ГУ в рам­ках раз­ви­тия поли­ти­ки инфор­ма­ци­он­ной откры­то­сти опуб­ли­ко­ва­ла в 2011 году таб­ли­цу с пока­за­те­ля­ми по раз­ным факуль­те­там, где были не толь­ко сред­ние, но и дохо­ды 10 % «бед­ня­ков» и 10 % «бога­те­ев» (повто­рив это через год), что про­из­ве­ло неко­то­рый фурор: выяс­ни­лось, что про­бле­ма отнюдь не толь­ко в зага­доч­ных «юри­стах», кото­рые, навер­ное, все­гда каза­лись про­чим ино­пла­не­тя­на­ми.

Про­бле­ма ока­за­лась в том, что на всех факуль­те­тах дециль­ный коэф­фи­ци­ент был не мень­ше 5, дохо­дя до 12,2 на рекорд­смене – мат­ме­хе. На мат­ме­хе же рабо­тал и самый пре­успе­ва­ю­щий пред­ста­ви­тель науч­но-педа­го­ги­че­ско­го сооб­ще­ства: его сред­ние дохо­ды соста­ви­ли 478 тыс. руб. в месяц (забе­гая впе­ред – за год они уве­ли­чи­лись до 664 тыс.). Думаю, дохо­ду в пару сотен тысяч дол­ла­ров в год вполне мог­ли бы поза­ви­до­вать боль­шин­ство нобе­лев­ских лау­ре­а­тов, если я ниче­го не путаю. В целом по уни­вер­си­те­ту «бога­тые» полу­ча­ли око­ло 98 тыс. руб. в месяц, а «бед­ные» – око­ло 13 тыс. Сра­зу отме­чу, что эти дохо­ды вклю­ча­ют все выпла­ты, кото­рые харак­те­ри­зу­ют­ся как «зар­пла­та», «пре­мия», «выпла­та по дого­во­ру граж­дан­ско-пра­во­во­го харак­те­ра», кото­рые про­хо­дят через уни­вер­си­тет­скую бух­гал­те­рию.

И вот через несколь­ко лет после сво­е­го воца­ре­ния рек­тор Нико­лай Кро­па­чев нако­нец-то при­нял в каче­стве про­бле­мы низ­кие дохо­ды наи­ме­нее обес­пе­чен­ных сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та. Доволь­но дол­го основ­ной мотив реплик руко­вод­ства заклю­чал­ся в том, что сотруд­ни­ки долж­ны ста­рать­ся, тогда они будут полу­чать пре­мии за свои ста­ра­ния и их дохо­ды вырас­тут. Но после несколь­ких лет рез­ко­го роста дохо­дов, почти не затра­ги­вав­ше­го «бед­ня­ков», пози­ция всё же несколь­ко изме­ни­лась, и в тече­ние апре­ля 2011 года были при­ня­ты несколь­ко реше­ний в этой сфе­ре.

Самым мас­со­вым из них был при­каз о допла­тах наи­бо­лее низ­ко­опла­чи­ва­е­мым кате­го­ри­ям пре­по­да­ва­те­лей: их гаран­ти­ро­ван­ная зар­пла­та долж­на была вырас­ти до 11 тыс. руб. с при­мер­но 8 тыс. Моло­дым кан­ди­да­там наук были фак­ти­че­ски удво­е­ны над­бав­ки за сте­пень, так­же какая-то часть пре­ми­аль­ных про­рек­то­ров была постав­ле­на в зави­си­мость от уров­ня зар­плат «бед­ня­ков». Инфор­ма­ция об этой рабо­те подроб­но осве­ща­лась на офи­ци­аль­ном сай­те СПб­ГУ, где пуб­ли­ку­ют­ся отче­ты с декан­ских сове­ща­ний.

Посмот­рим, что же вышло, – како­вы изме­не­ния в тече­ние года? [2] Уда­лось ли что-то сде­лать? Сра­зу мож­но ска­зать, что на подав­ля­ю­щем боль­шин­стве факуль­те­тов – уда­лось. Дециль­ный коэф­фи­ци­ент по уни­вер­си­те­ту упал с 7,6 до 6,3, а зар­пла­та «бед­ня­ков» уве­ли­чи­лась с 13 до 17 тыс. руб., т.е. почти на треть. Этот резуль­тат мож­но было бы счи­тать потря­са­ю­щим, если бы при­мер­но за то же вре­мя вывес­ка о най­ме сотруд­ни­ков в «Мак­до­нальдс» не под­ня­ла план­ку с 20 до 28 тыс. руб. Я буду счи­тать, что адми­ни­стра­ция уни­вер­си­те­та успеш­на толь­ко тогда, когда стар­то­вая зар­пла­та асси­стен­та опе­ре­дит стар­то­вую зар­пла­ту спе­ци­а­ли­ста по сбор­ке гам­бур­ге­ров. Мно­гие могут мне ска­зать в ответ, что это весь­ма при­лич­ное местеч­ко, и срав­ни­вать надо не с ним, а с «шавер­мой». Я думаю, пусть с «шавер­мой» зар­пла­ту педа­го­гов ПТУ срав­ни­ва­ют. Наша цель – достой­ные дохо­ды пре­по­да­ва­те­лей, хотя бы достичь «Мак­до­нальд­са»!

В таб­ли­цах мно­го изме­не­ний. Обра­щу вни­ма­ние на насто­я­щую ката­стро­фу, кото­рая раз­ра­зи­лась на хим­фа­ке: зар­пла­та «бед­ня­ков» там упа­ла на чет­верть, став наи­мень­шей в уни­вер­си­те­те – чуть боль­ше 11 тыс. руб. Посмот­рев на эту строч­ку, мож­но уви­деть, что это сопро­вож­да­лось ростом коли­че­ства сотруд­ни­ков на 30 ста­вок. То ли этих людей годом рань­ше скры­ли, то ли это след­ствие кам­па­нии по борь­бе с пол­ста­воч­ни­ка­ми (кото­рая ста­ла при­чи­ной мое­го уволь­не­ния из уни­вер­си­те­та): дроб­ные став­ки объ­еди­ня­лись до целых, а это были как раз став­ки «бед­ня­ков». В то же вре­мя на факуль­те­те меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний, где так­же уве­ли­чи­лось чис­ло сотруд­ни­ков, вырос­ла и зар­пла­та у всех кате­го­рий, а у «бед­ня­ков» – на две тре­ти. При­чи­ны тако­го успе­ха меж­ду­на­род­ни­ков мне неиз­вест­ны. В отно­си­тель­ных циф­рах наи­боль­ший успех демон­стри­ру­ет про­шло­год­ний аут­сай­дер – ист­фак: зар­пла­та «бед­ня­ков» там удво­и­лась.

Ниже при­во­жу гра­фик, вер­ти­каль­ная ось кото­ро­го отра­жа­ет зар­пла­ту «бога­чей», а гори­зон­таль­ная – «бед­ня­ков». На гра­фи­ке не отра­же­ны Выс­шая шко­ла менедж­мен­та и Юри­ди­че­ский факуль­тет, так как зар­пла­ты там отли­ча­ют­ся от про­чих факуль­те­тов в 23 раза. Так, «бедняки»-юристы зара­ба­ты­ва­ют 34 тыс. руб. в месяц, а «бедняки»-менеджеры- 41 тыс.

 

На гра­фи­ке обо­зна­че­ны факуль­те­ты: 1 – био­ло­го-поч­вен­ный, 2 – восточ­ный, 4 – гео­гра­фии и гео­эко­ло­гии, 5 – гео­ло­ги­че­ский, 6 – жур­на­ли­сти­ки, 7 – искусств, 8 – исто­ри­че­ский, 9 – мате­ма­ти­ко­ме­ха­ни­че­ский, 10 – меди­цин­ский, 11 – меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний, 12 – поли­то­ло­гии, 13 – при­клад­ной мате­ма­ти­ки – про­цес­сов управ­ле­ния, 14 – пси­хо­ло­гии, 15 -сво­бод­ных искусств и наук, 16 -социо­ло­гии, 17 – сто­ма­то­ло­гии и мед. тех­но­ло­гий, 18 – физи­че­ский, 19 – фило­ло­ги­че­ский, 20 -фило­соф­ский, 21 – хими­че­ский, 22 – эко­но­ми­че­ский.

В целом мож­но счи­тать поло­жи­тель­ным при­ме­ром рабо­ту адми­ни­стра­ции СПб­ГУ по сни­же­нию дециль­но­го коэф­фи­ци­ен­та и наде­ять­ся на ее про­дол­же­ние. После како­го-то момен­та, одна­ко, насту­пит та точ­ка, в кото­рой меха­ни­че­ское уве­ли­че­ние мини­маль­ных зар­плат нач­нет при­во­дить к сти­му­ли­ро­ва­нию без­дель­ни­ков -ведь мож­но будет полу­чать более-менее достой­ную зар­пла­ту, соот­вет­ствуя лишь мини­маль­ным тре­бо­ва­ни­ям. Впро­чем, нам пока об этом оста­ет­ся толь­ко меч­тать.

1. См. опуб­ли­ко­ван­ную год назад ста­тью В. Воло­хон­ско­го «Зар­пла­та и голо­дов­ка»: http://trv-science.ru/2011/04/26/zarplata-i-golodovka/

2. Обе таб­ли­цы (за 2010 и 2011 годы) см. по ссыл­ке http://spbgunews.ru/2012/06/29/zarplaty-prepodavatelej-spbgu-i-nauchnyx-sotrudnikov-po-fakultetam-v-2011

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , ,

 

19 комментариев

  • Денис фн:

    Соци­а­ли­сти­че­ским путем иде­те, това­ри­щи!:) Инте­рес­но было бы знать часо­вой объ­ем лек­ци­он­ной и семи­нар­ской нагруз­ки по факуль­те­там + сто­и­мость 1 часа рабо­ты ппс. Все-таки пре­по­да­ва­тель вуза дол­жен преж­де все­го пре­по­да­вать, а потом уж колы­мить и хал­ту­рить для уве­ли­че­ния сво­е­го еже­ме­сяч­но­го дохо­да.

    • zbl:

      Поча­со­вая опла­та прак­ти­ку­ет­ся в шко­ле, в ВУЗах её нет. Поча­со­ви­ки в ВУЗах быва­ют, но им пла­тят из спе­ци­аль­но­го поча­со­во­го фон­да в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях. Нагруз­ка, навер­но, 1200 часов в год мак­си­мум, а 900 – типич­но. Толь­ко про­фес­со­ра ведут по-мень­ше.

      • Денис ФН:

        В наших вузах чего толь­ко нет:)
        Когда мы гово­рим о том, что один пре­по­да­ва­тель полу­ча­ет око­ло 150 000 руб­лей в год при нагруз­ке в 1000 часов, то зна­чит он/​она полу­ча­ет 150 руб­лей за час нагруз­ки (а это не толь­ко лек­ции и семи­на­ры, но и про­чие фор­мы рабо­ты со сту­ден­та­ми, вклю­чая домаш­нюю рабо­ту с кур­со­вы­ми рабо­та­ми и т.п.), а дру­гой его/​ее кол­ле­га полу­ча­ет 1 500 000 руб­лей в год при тех же сте­пе­нях и зва­ни­ях. Он/​она полу­ча­ет за те же 1000 часов или рабо­та­ет сверх­уроч­ные? А сколь­ко у ппс вузов рабо­чих дней в году? Сколь­ко в сред­нем часов в день он/​она рабо­та­ет в вузе? Если один рабо­та­ет в вузе 3–4 часа в день при 5-днев­ной неде­ле (как сту­дент в Мак-Дональд­се), а дру­гой – 15–18 часов при 6-днев­ной, то как устра­нять этот пре­сло­ву­тый «дециль­ный коэф­фи­ци­ент»?

        • NickName:

          Вы явно нико­гда не пре­по­да­ва­ли ни в шко­ле не в ВУЗе. Ина­че бы зна­ли, что даже 8 часов заня­тий (а лек­ци­он­ных боль­ше 4) в тече­нии 5 дней выдер­жать не воз­мож­но. Если вы соби­ра­е­тесь реаль­но читать лек­цию, а не читать учеб­ник (чем неко­то­рые зани­ма­ют­ся).

          • Денис фн:

            «…ни…не…»:) Не уме­е­те писать, то хотя бы научи­тесь читать по-рус­ски. Было напи­са­но: «…рабо­та­ет в вузе…», а не чита­ет лек­ции. В том то и дело, что тем, кто чита­ют лек­ции по учеб­ни­ку, а потом по той же мето­ди­ке про­ве­ря­ют «зна­ния» сту­ден­тов, пла­тить 150 руб­лей за час – это мно­го! А есть в вузах люди, кото­рые выпол­ня­ют НИР по зака­зу биз­не­са или госу­дар­ства, они рабо­та­ют и по 18 часов в сут­ки, но чита­ют 1–2 лек­ции в неде­лю. Раз­ве целе­со­об­раз­но сбли­жать эти две кате­го­рии пре­по­да­ва­те­лей по уров­ню опла­ты тру­да?

            • NickName:

              А что-такое пре­по­да­ва­тель­ская нагруз­ка вы в кур­се?

              Эти люди рабо­та­ю­щие по 18 часов в сут­ки име­ют прак­ти­че­ски нуле­вую педа­го­ги­че­скую нагруз­ку если это науч­ные работ­ни­ки, то это нор­маль­но. А если они чис­лят­ся в про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ском соста­ве, то гнать их отту­да. Так как они зани­ма­ют чьи-то став­ки и их пре­по­да­ва­тель­скую нагруз­ку дол­жен выпол­нять кто-то дру­гой.

              Что-то я сомне­ва­юсь, что дохо­ды Куд­ри­на, Гер­ги­е­ва или Тере­хо­ва несо­мнен­но ува­жа­е­мых людей, сотруд­ни­ков СПб­ГУ, отра­жа­ют­ся в таб­ли­це.

        • zbl:

          Нор­мы регла­мен­ти­ру­ет устав ВУЗа. Обыч­но боль­ше 6-ти учеб­ных часов в день пре­по­дам дека­нат не ста­вит. У пре­по­да нет рабо­че­го места: если его нет в ВУЗе, это про­гу­лом не будет. Если заня­тие не состо­я­лось, зна­чит учеб­ная нагруз­ка не выпол­ня­ет­ся, а за выпол­не­ние учеб­ной нагруз­ки отве­ча­ет заве­ду­ю­щий кафед­рой (име­ет­ся в виду годо­вая нагруз­ка цели­ком; то есть, если заня­тие не состо­я­лось, то пре­под будет побыст­рее читать сле­ду­ю­щие лек­ции и навер­ста­ет, а не навер­ста­ет, зна­чит на экза­ме­нах не будет спра­ши­вать то, что не рас­ска­зы­вал). Отпуск тоже не име­ет ника­ких пре­де­лов и 28 дней не состав­ля­ет (сколь­ко напи­шет декан в при­каз, столь­ко и будет). Все эти льго­ты от того, что рабо­та пре­по­да очень тяже­ла, хотя и не физи­че­ская. Пре­по­дом рабо­тать, нуж­но иметь креп­кое здо­ро­вье, осо­бен­но по части нерв­ной систе­мы. Сре­ди пре­по­дов, напри­мер, дичай­ше велик риск инфарк­та. Срав­ни­вать пре­по­да­ва­ние с дру­ги­ми про­фес­си­я­ми очень труд­но. Если есть при­род­ные спо­соб­но­сти и пока молод, то это дело даёт­ся срав­ни­тель­но лег­ко и рабо­та нра­вит­ся. Но, если здо­ро­вье под­во­дит, уста­рел или дети не жела­ют учить­ся (это силь­нее все­го напря­га­ет пре­по­дов), то невы­но­си­мо.

          • Денис фн:

            В том то и про­бле­ма, что у нас в стране пре­по­да­ва­тель вуза в сво­ем боль­шин­стве – это мно­го­ста­ноч­ник-ста­ха­но­вец, чита­ю­щий раз­ные кур­сы лек­ций боль­шо­му коли­че­ству сту­ден­тов, неред­ко в раз­ных местах:( Этот чело­век, счи­та­ю­щий пре­по­да­ва­ние и рабо­ту со сту­ден­та­ми сво­им основ­ным источ­ни­ком дохо­да, пыта­ет­ся уве­ли­чить свою опла­ту тру­да через уве­ли­че­ние пед.нагрузки. В резуль­та­те вре­ме­ни на НИР физи­че­ски не оста­ет­ся, ква­ли­фи­ка­ция пада­ет, как и каче­ство наше­го обра­зо­ва­ния. В осно­ве же долж­на сто­ять науч­ная рабо­та, а пре­по­да­вать долж­ны толь­ко по теме сво­е­го иссле­до­ва­ния. Вывод – необ­хо­ди­мо не с дециль­ным коэф­фи­ци­ен­том раз­би­рать­ся, а с моде­лью орга­ни­за­ции рабо­ты в вузах.

            • zbl:

              При совет­ской вла­сти была экс­пе­ри­мен­таль­но най­де­на пре­дель­ная нагруз­ка: 750 часов (600 для про­фес­со­ров). При боль­шей невоз­мож­но зани­мать­ся ничем ни нау­кой, ни культ­мас­со­вой рабо­той. Мини­стер­ство под­ня­ло нор­мы око­ло 2000-го года. Сей­час пре­по­ды физи­че­ски не могут зани­мать­ся ничем.

              Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство гра­мот­ных сотруд­ни­ков всех зве­ньев из ВУЗов ушло в пери­од с кон­ца 90-х до сере­ди­ны 2000-х. Фана­ти­ки таки оста­лись, но их при­мер­но 1:100. Осталь­ные – это пёст­рая армия про­хо­дим­цев, рото­зеев, туне­яд­цев и бал­бе­сов, кото­рые при­со­са­лись к госу­дар­ству и актив­но гры­зут и так очень мало­чис­лен­ных фана­ти­ков за кон­троль над финан­со­вы­ми пото­ка­ми. Фана­ти­ки – это в основ­ном пен­си­о­не­ры, кото­рые вос­пи­та­ли детей, спо­соб­ных поза­бо­тить­ся о роди­те­лях. Ещё суще­ству­ют нор­маль­ные ком­мер­че­ские ВУЗы (даже при госу­дар­ствен­ных), в кото­рых фана­ти­ки могут под­ра­бо­тать за разум­ные день­ги, имея нор­маль­ную нагруз­ку (два часа в неде­лю лек­ции и ещё два часа кон­суль­та­ции – это, как за буг­ром при­мер­но быва­ет). Есть ещё науч­ные лабо­ра­то­рии при ВУЗах, сотруд­ни­ки кото­рых по долж­но­сти могут вести мень­шую нагруз­ку.

              Мно­гое зави­сит от руко­вод­ства. Если рек­тор умный, то он огра­ни­чи­ва­ет про­хо­дим­цев, про­дви­гая фана­ти­ков, кото­рые за это дела­ют ему кра­си­вые отчё­ты по науч­ной-иссле­до­ва­тель­ской рабо­те. Есть и ВУЗы, кото­рые гото­вят уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стов для обо­рон­ки напри­мер. Так что выше­опи­сан­ная кар­ти­на не повсе­мест­на, но в целом типич­на: сот­ня про­хин­де­ев доеда­ет пару остав­ших­ся фана­ти­ков-пен­си­о­не­ров.

              Моло­дой выпуск­ник без сте­пе­ни (напри­мер, что­бы дис­сер­та­цию писать, не обя­за­тель­но в аспи­ран­ту­ру посту­пать, но нуж­но рабо­тать в ВУЗе) будет полу­чать 4 тыщи с чем-то (на 100 руб­лей выше про­жи­точ­но­го мини­му­ма). Если рек­то­ру он нужен, то рек­тор ему допла­чи­ва­ет раз­ны­ми прав­да­ми и неправ­да­ми по хит­рым тене­вым схе­мам. Напри­мер мож­но так полу­чать 12 тысяч вме­сто 4-х, но, понят­но, это уни­каль­ный слу­чай (хотя и реаль­ный). В любом ком­пью­тер­ном салоне он полу­чит 15 самое малое за то, что будет ста­вить Вун­ду­су на ком­пы блон­ди­нок. Моло­дых фана­ти­ков мне пови­дать не дово­ди­лось пока совсем (моло­дых про­хин­де­ев – пол­но; сред­ний воз­раст в ВУЗах теперь уже доволь­но молод).

              Что делать – по мое­му мне­нию – разо­гнать к едрене фене (и мел­кие и круп­ные). Если нуж­но сохра­нить фана­ти­ков и ВУЗы, гото­вя­щие уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стов, то нуж­но зани­мать­ся инди­ви­ду­аль­но по тех­но­ло­гии пере­а­те­ста­ции МВД: най­ти глав­но­го фана­ти­ка и спро­сить, кого из сво­их зна­ко­мых он счи­та­ет достой­ным остать­ся в систе­ме; и так по всей цепоч­ке. Резуль­тат, прав­да, ско­рее все­го будет тот же, что и в МВД, но есть неко­то­рая надеж­да на обрат­ное, ибо тут уро­вень интел­лек­та в сред­нем повы­ше. Мед­лен­но сокра­щать, уду­шая, укруп­няя, заги­бая – доль­ше и болез­нен­нее. Рез­ко разо­гнать в 2000-м было нель­зя (фана­ти­ков тогда было ещё доволь­но мно­го и они на что-то наде­я­лись), а теперь вре­мя при­шло (фана­ти­ков еди­ни­цы и, что про­све­та не будет уже всем ясно).

              • NickName:

                Не знаю, как в целом по стране, но СПб­ГУ я бы раз­го­нять не стал. (Гово­рю про СПб­ГУ так как речь в ста­тье шла о нём).

                Это лозун­ги того же типа, что если мы выго­ним из Скол­ко­ва ино­стран­цев Samsung, Boeing и т.д. , то на их место при­дут наши Рос­сий­ские инно­ва­то­ры.

                • zbl:

                  Так, если про­сто разо­гнать и ниче­го вза­мен не сде­лать, то тол­ку с это­го не мно­го будет. Но бес­тол­ку и укруп­нять или назва­ния менять. Нуж­но 99% пер­со­на­ла сме­нить. Разу­ме­ет­ся, новых людей сей­час не отку­да взять – их про­сто никто не гото­вил послед­ние 20 лет. При­дёт­ся закрыть наглу­хо 99% ВУЗов. В СССР было 600 ВУЗов, а сей­час их, если не оши­ба­юсь, 3000. Вот, при­дёт­ся оста­вить 30. Когда эти 30 под­го­то­вят достой­ный пер­со­нал, мож­но будет открыть ещё 200–300 ВУЗов (600 было на 150 мильё­нов насе­ле­ния). Мед­лен­но укруп­нять, заги­бать – это как раз зна­чит про­сто выго­нять на ули­цу. Фокус в том, что, когда рез­ко закры­ва­ют, то вопрос, куда девать всех этих людей сто­ит явно, а, когда плав­но сокра­ща­ют, то об этом как бы вооб­ще мож­но и не думать им.

                  • Денис фн:

                    …до осно­ва­нья, а затем…мы свой, мы новый мир постро­им… Это у нас уже на гене­ти­че­ском уровне? Или все-таки из дет­ства? Может быть про­сто про­пи­сать более понят­ные стан­дар­ты для управ­ле­ния впо? И пре­кра­тить прак­ти­ку финан­си­ро­ва­ния за счет нало­го­пла­тель­щи­ков?

                    • zbl:

                      Да нет сей­час уже ника­кой систе­мы обра­зо­ва­ния у нас. Нечем уже управ­лять по-умно­му, нече­му эво­лю­ци­о­ни­ро­вать. Даже 10 лет назад ещё что-то было и кто-то себя ассо­ци­и­ро­вал как-то с систе­мой (фана­ти­ков было 1:10, а не 1:100). Это­го нет уже дав­но. Если хочет­ся иметь что-то при­лич­ное, то нуж­но стро­ить с нуля. Это и дела­ет­ся. Феде­раль­ные уни­вер­си­те­ты напри­мер; через пень-коло­ду, но всё рав­но что-то дела­ет­ся – боль­ше, чем ниче­го. Но это ведь еди­ни­цы ВУЗов. А я пред­ла­гаю оста­вить даже в 10 раз боль­ше. Вот с осталь­ны­ми тыся­ча­ми что делать – это вопрос. Мед­лен­но заги­бать их или рез­ко при­крыть? или подо­ждать пока сами рас­со­сут­ся? Рез­ко не ста­нут закры­вать, пото­му что тогда нуж­но думать, что с людь­ми делать, а думать лень, да и не чем им думать. Я бы разо­гнал и посо­бие выпла­чи­вал. И так госу­дар­ство посо­бие им в виде зар­пла­ты за бес­по­лез­ный труд выпла­чи­ва­ет, так поче­му чест­но не пла­тить посо­бие, если девать их неку­да? Посо­бие людям пла­тить куда дешев­ле, чем содер­жать учре­жде­ние, в кото­ром они то же посо­бие в виде зар­пла­ты полу­ча­ют.

                    • NickName:

                      2 отдель­ной строч­кой в бюд­же­те
                      9 феде­раль­ных уни­вер­си­те­тов
                      29 НИУ

                      Уже боль­ше 30.

                  • Андрей:

                    Так у нас в стране и в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах фана­ти­ков не боль­ше, чем в обра­зо­ва­нии, пред­ла­гаю разо­гнать МВД, с про­ку­ра­ту­рой заод­но. И в армии тоже гра­мот­ных офи­це­ров мень­ше, чем «това­ри­щей пра­пор­щи­ков» из анек­до­тов, давай­те закро­ем армию. Закро­ем тамож­ню, суды, зако­но­да­тель­ные собра­ния, вся­че­ские рос-тех-сан-хрен-над­зо­ры раз­го­ним. Поза­кры­ва­ем меди­ци­ну с вра­ча­ми «ну это вы съе­ли что-нибудь». Закро­ем дет­ские сады и шко­лы с «мари­ван­на­ми» не уме­ю­щи­ми интер­не­том поль­зо­вать­ся. Всю стра­ну закро­ем и раз­го­ним, раз у нас так всё хре­но­во рабо­та­ет, за что ни возь­мись, 99% насе­ле­ния из Рос­сии выго­ним, и вот тогда из остав­ших­ся 1% мораль­но стой­ких высо­ко­об­ра­зо­ван­ных про­фес­си­о­наль­но под­ко­ван­ных граж­дан будем зано­во насе­лять про­сто­ры нашей стра­ны, созда­вать с нуля новые стой­кие к кор­руп­ции и голо­во­тяп­ству гуман­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной вла­сти, ответ­ствен­ных вра­чей, пре­крас­ных педа­го­гов, отваж­ных офи­це­ров, непод­куп­ных тамо­жен­ни­ков, раде­ю­щих за народ депу­та­тов и спра­вед­ли­вых судей. Насту­пит все­об­щее сча­стье, ком­му­низм, цар­ство божие на зем­ле, бла­го­рас­тво­ре­ние воз­ду­хов и в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние…
                    Хотя, если поду­мать, то про­ще про­игно­ри­ро­вать ваши выска­зы­ва­ния в духе «всё­про­па­ло» и «все­ху­во­лю» и про­дол­жать жить даль­ше, ибо умные учат­ся на чужих ошиб­ках, глу­пые на сво­их, а дура­ки вооб­ще нико­гда ниче­му не учат­ся, а любят давать бес­плат­ные сове­ты кос­ми­че­ско­го мас­шта­ба и кос­ми­че­ской же глу­по­сти :)))

                    • zbl:

                      Вы не вни­ма­тель­ны. МВД уже пыта­лись разо­гнать имен­но так, как я пред­ла­гаю разо­гнать и обще­об­ра­зо­ва­тель­ные ВУЗы. А все гос­струк­ту­ры раз­го­ня­ют при рево­лю­ции, кото­рая обя­за­тель­но слу­ча­ет­ся, если гос­струк­ту­ры пере­ста­ют выпол­нять свои функ­ции.

  • Денис:

    В кон­це 90х, после окон­ча­ния мин­ско­го уни­вер­си­те­та инфор­ма­ти­ки и радио­тех­ни­ки, я там пару лет про­ра­бо­тал аси­стен­том и на пол-став­ки инже­не­ром. Зар­пла­ты были мизер­ные, как-то жили толь­ко на тру­до­вых дого­во­рах, про­во­дя через НИЧ (науч­но-иссле­до­ва­тель­ская часть) раз­ные дого­вор­ные рабо­ты.

    В сред­нем на одном дого­во­ре рабо­та­ло чело­ве­ка 2–3 инже­не­ров и асси­тен­тов и пару чело­век стар­ше­курс­ни­ков. При полу­че­нии денег по дого­во­рам в кас­се НИЧа, рас­пи­сы­ва­ясь в ведо­мо­сти, по каж­дой рабо­те я видел спи­сок испол­ни­те­лей в несколь­ко раз боль­ший, чем чис­ло людей, хотя бы каким-то боком имев­ших каса­тель­ство к выпол­нен­ной рабо­те.

    Лиш­ние «испол­ни­те­ли» – про­рек­то­ра, заве­ду­ю­щие кафед­ра­ми, неко­то­рые про­фес­со­ра и пароч­ка «блат­ных» пре­по­да­ва­те­лей. Спи­сок этих допол­ни­тель­ных людей прак­ти­че­ски не менял­ся и фигу­ри­ро­вал во всех дого­вор­ных рабо­тах. При этом, если реаль­ные испол­ни­те­ли полу­ча­ли по дого­во­рам сум­мы поряд­ка от 30 до 150 дол­ла­ров по тогдаш­не­му кур­су, то напро­тив фами­лий этих важ­ных това­ри­щей сто­я­ли циф­ры поряд­ка от 3х до 10ти тысяч дол­ла­ров по каж­до­му дого­во­ру, кото­рых там быва­ло от меся­ца к меся­цу по десят­ку-дру­го­му.

    Я уже боль­ше деся­ти лет ника­ко­го отно­ше­ния к нашим ВУЗам и к нашей систе­ме обра­зо­ва­ния не имею, но пери­о­ди­че­ски стал­ки­ва­юсь со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, так там и рабо­та­ю­щи­ми, и знаю, что ниче­го с тех пор не изме­ни­лось. Толь­ко сум­мы воз­рос­ли.

    Вот и счи­тай­те дециль­ный коэф­фи­ци­ент и даль­ше слу­шай­те про «надо ста­рать­ся и полу­чать заслу­жен­ные пре­мии»

    • Денис фн:

      Теперь еще нали­чие сва­деб­ных гене­ра­лов обу­слов­ле­но жела­ни­ем полу­чить на кон­кур­се боль­ше бал­лов за ква­ли­фи­ка­цию испол­ни­те­лей. С каж­дым таким про­ек­том фор­маль­но ква­ли­фи­ка­ция этих людей воз­рас­та­ет и так в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии. Боль­ше про­ек­тов – выше бал­лы за ква­ли­фи­ка­цию – боль­ше денег. Как в анек­до­те про аль­тер­на­ти­ву куры-утки:(

  • Sandra:

    Уже мно­го лет рабо­таю в ВШМ – реаль­но было чем гор­дить­ся в быт­ность В.С.Катькало. Насто­я­щий руко­во­ди­тель, умел поощ­рять сотруд­ни­ков, умел сде­лать выго­вор, корот­ко гово­ря – умел руко­во­дить. Создал заме­ча­тель­ную мате­ри­аль­ную и адми­ни­стра­тив­ную базу для орга­ни­за­ции высо­ко­класс­но­го обу­че­ния.
    Види­мо был реаль­ным кон­ку­рен­том г-на Кро­па­че­ва и его ушли. Что про­ис­хо­дит сей­час? Факуль­тет вет­ша­ет на гла­зах: вме­сто того, что­бы под­тя­нуть дру­гие факуль­те­ты до уров­ня ВШМ, его опус­ка­ют до сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го «серо­го» по Уни­вер­си­те­ту, и это при том, что Н.Кропачев бод­ро доло­жил пре­зи­ден­ту В.Путину (интер­вью по TV), о том,что в Рос­сии созда­но уни­каль­ное явле­ние – Выс­шая Шко­ла Менедж­мен­та. Рез­ко уре­за­ли финан­си­ро­ва­ние шко­лы. Деньги,зарабатываемые спе­ци­а­ли­ста­ми факуль­те­та ему боль­ше не при­над­ле­жат, зар­пла­та пре­по­да­ва­те­лей рез­ко упа­ла, и теперь мно­гие из тех, кто зара­ба­ты­вал для Шко­лы день­ги, стро­ят дру­гие пла­ны на пер­спек­ти­ву. Сего­дня уже на прак­ти­че­ском уровне столк­ну­лась с реаль­ной про­бле­мой – не смог­ла рас­пе­ча­тать все кон­троль­ные рабо­ты для сту­ден­тов – в копи­ро­валь­ном цен­тре (рас­по­ло­жен на маги­стра­ту­ре в Вол­хов­ском пер.) сего­дня рабо­та­ла уже толь­ко одна маши­на, осталь­ные: либо нет тоне­ра, либо тре­бу­ют ремон­та, а денег не дают… Ксе­рокс на пер­вом эта­же уже пол­го­да «отды­ха­ет» = тре­бу­ет­ся доро­го­сто­я­щий ремонт, а денег не дают… В остав­ших­ся двух аппа­ра­тах хро­ни­че­ски нет бума­ги. Раз­ру­ха насту­па­ет… С боль­шим тру­дом сде­ла­ла копии, и поду­ма­ла: стан­дар­ты пре­по­да­ва­ния при таком поло­же­нии дел, в том чис­ле и по при­чине отсут­ствия моти­ва­ции, будут неиз­беж­но сни­жать­ся до сред­не­ста­ти­сти­че­ских по Уни­вер­си­те­ту. Ту высо­кую план­ку, обо­зна­чен­ную Вале­ри­ем Сер­ге­и­чем, про­сто не потя­нуть: пре­по­да­ва­те­лю нуж­но искать под­ра­бот­ку, про­сто что­бы выжить, ксе­рокс – за свой счёт (а это нищен­ские зар­пла­ты), пре­по­да­ва­тель делать не будет, и объ­ём кон­троль­ных сокра­тит­ся с 6–7страниц до 2-х, что упро­стит про­цесс копи­ро­ва­ния и про­вер­ки работ. Что, инте­рес­но, будет докла­ды­вать г-н Кро­па­чев Пре­зи­ден­ту РФ через года два о состо­я­нии пред­ме­та «Его» гор­до­сти, ведь раз­ру­шая таки­ми тем­па­ми отла­жен­ный меха­низм ВШМ, не уди­ви­тель­но, если Шко­ла лишит­ся всех тех уни­каль­ных аккре­ди­та­ций, кото­рых так дол­го и ста­ким тру­дом доби­вал­ся В.С.Катькало и весь кол­лек­тив Шко­лы? Пло­хо, когда у вла­сти нахо­дят­ся откро­вен­ные диле­тан­ты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com