Фред Хойл и мир де Ситтера

Фред Хойл и Жорж Леметр. Конец 1950-х годов (St. Edmond’s College/University of Cambridge)

В этом выпуске мы публикуем статью Виталия Мацарского (стр. 2), где основным героем, кроме Леметра, выступает Фред Хойл. Со времен, описываемых в статье, утекло много воды, и гипотеза Хойла о стационарной Вселенной в изменившемся научном контексте выглядит несколько иначе. С одной стороны, она представляется совершенно ошибочной с точки зрения фактов, с другой — гораздо лучше согласующейся с современной картиной науки (хотя от этого не стала менее ошибочной).

Собственно, решение в общей теории относительности, напоминающее стационарную Вселенную Хойла, существует. Оно называется «мир де Ситтера» (de Sitter space, dSn) — в нем пространство всё время расширяется, постоянная Хаббла не меняется со временем, любые две точки удаляются друг от друга с ускорением по экспоненциальному закону. То же самое подразумевается в гипотезе Хойла. Это решение существует давно, но лишь в конце прошлого века оно обрело конкретное физическое содержание. Причем в двух важнейших сценариях.

Первый из них — космологическая инфляция. Это тоже что-то вроде стационарной Вселенной, приближенно соответствующей миру де Ситтера. Именно инфляция сформировала нашу Вселенную большой, однородной и изотропной. Всё, что было в той раздувающейся Вселенной, — плотное однородное содержимое, называемое «инфлатон», и небольшая рябь пространства, возникшая из-за квантовых флуктуаций. Вселенная была почти стационарна и похожа сама на себя на всех масштабах. Рябь растягивалась вместе с пространством, квантовые флуктуации рождали новую рябь. И это продолжалось долго — минимум 60, а возможно, и сотни времен удвоения масштабов. Хотя в наших единицах эта история описывается ничтожным числом 10–32–10–35 с. А в конце этой стадии из тяжелого вакуума стало рождаться вещество, не нарушая закона сохранения энергии.

Второй сценарий — нынешнее расширение Вселенной за счет темной энергии. Пока это не стадия де Ситтера — она еще впереди, когда Вселенная станет почти пустой и каждая галактика улетит от ближайшей за пределы горизонта. Это снова будет стационарная Вселенная, в которой ничего не меняется. Только пустота будет не просто пустотой, а темной энергией, которую можно назвать новым инфлатоном. Если бы из нее рождались частицы, то никакого нарушения законов сохранения не было — такое уже происходило во времена первой космологической инфляции. Так что стационарная Вселенная Хойла имеет некие аналогии в реальности, хотя и довольно далекие. Не хватает одного важнейшего звена: протоны в вакууме не рождаются — нет механизма!

Фред Хойл (1915–2001), несомненно, был выдающимся человеком. Именно он придумал механизм синтеза углерода и более тяжелых элементов в звездах. Он, безусловно, заслужил Нобелевскую премию, но не получил ее: она досталась его соавтору, Вилли Фаулеру. Вся беда — в подмоченной репутации. Дело в том, что он продолжал цепляться за свою стационарную Вселенную, когда множество наблюдений противоречили ей. Изобретал всякие модификации и лазейки. В конце концов это стало уже неприличным.

Жаль, что Вселенная Хойла рухнула. Она была очень оптимистичной и жизнеутверждающей: вечнозеленая Вселенная, где вовсю работает панспермия, где нет никакой тепловой смерти и энтропия в единице объема не растет.

Не мудрено, что Хойл так держался за свою идею, пожертвовав репутацией. Видимо, внутренний философ и поэт в его душе оказались сильней внутреннего физика. И непременно почитайте его научную фантастику, особенно «Черное облако» (The Black Cloud, 1957).

Жорж Леметр, монсеньор Большой взрыв

Простите, господин Штерн!
Но невольно после Вашей преамбулы к статье госп. Мацарского возникает естественный вопрос.
Был ли по-Вашему, уважаемый господин Штерн, покойный господин Ф. Хойл честным учёным или же нет?
Я не специалист в асторофизике ником образом. Просто сталкивался с некоей зашоренностью в науке. Так, кажется, в Англии есть историк (он писал о бомьардировках Дрездена во вторую мировую, имя я не запомнил – Л.К.), напрочь отрицающий Холокост как таковой (феномен внутри фашизма).

На самом деле гипотеза большого взрыва имеет серьезного конкурента.
Существует стационарное решение уравнения Эйнштейна с неподвижными “галактиками”. При этом любой точке этой вселенной наблюдается релятивистское красное смещение с эффектом “ускорения”.
Космологическое красное смещение спектра галактик в стационарной вселенной
или
Cosmological Redshift of the Spectrum of Galaxies in a Stationary Universe

Забавно, что в этом решении наблюдается “правильное” отклонение от закона Хаббла. (См. картинку)

Есть не строго стационарное решение, как и пространство де Ситтера с постоянной кривизной. Оно имеет даже более сильное “ускорение” в красном смещении, но не строго стационарное. Не даю ссылку.

Fig-Redshift-in-the-Universe-with-metric-1-In-a-stationary-universe-stationary_W640.jpg
Последняя редакция 1 год назад от Валерий Морозов
Паша

так, комменты такие – 1) Мир де Ситтера реализуется погружением гиперболоида вращения в пространство Минковского на единичку большей размерности. Соответственно, как он выглядит, зависит от выбора системы координат, которая, в частности определяет геометрию пространственных сечений. То, что вы пишете, реализуется тогда, когда секущие гиперболоид сечения – прямые, в этом смысле конструкция похожа на Шуховские башни. Но координаты сии не полны, они не покрывают весь гиперболоид. Могут быть координаты, в которых сей мир выглядит как вселенная с положительной или отрицательной кривизной, или вообще статические, но только внутри некоторого радиуса. Если склероз не изменяет, то только сечения замкнутыми вселенными покрывают гиперболоид полностью. 2) Инфляция, все-таки, хоть и очень популярная, но гипотеза, и в сей гипотезе очень важно отличие от де Ситтера, иначе получается довольно странная ситуация, описанная выше. 3) Возможно, на вселенную Хойла похожа модель стохастической инфляции Линде, в которой на сверхбольших масштабах все заполнено некоторой бурлящей и расширяющейся пеной, но в целом, ситуация статистически одинакова. 4) Хойла все люди доброй воли еще помнят за аккрецию Бонди-Хойла-Литтелтона.5) А Леметр вроде первым проанализировал данные Хаббла и других людей и сделал вывод о том, что реальная Вселенная расширяется. Об этом была старая терка на scientific.ru.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)