67-миллионолетнее ископаемое перевернуло теорию эволюции птиц

Художественная реконструкция Janavis finalidens (Phillip Krzeminski)

Найденные в Бельгии фрагменты древнего птичьего черепа позволяют предположить, что доисторические птицы могли двигать “верхним клювом”, как и большинство современных птиц. Большинство нынешних птиц обладают шарнирным прикреплением верхней челюсти к черепной коробке, что позволяет верхней половине их клюва свободно двигаться, однако у некоторых нелетающих птиц, таких как эму, нанду и страусы, верхнее нёбо срослось с черепом, что делает верхнюю часть их клюва практически неподвижной. У динозавров также имелось сросшееся нёбо, поэтому исследователи долгое время предполагали, что птицы вроде эму и страусов эволюционировали первыми, а способность птиц двигать верхней частью клюва развилась позже.

Теперь, однако, новые данные свидетельствуют о том, что всё, возможно, было совсем наоборот. Основываясь на анализе костей черепа новонайденной доисторической птицы, палеонтологи предположили, что сочлененная верхняя часть клюва появилась намного раньше, чем думали прежде, а сросшееся небо развилось у птиц позже. Исследователи подробно описали свои выводы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Блок окаменелостей, содержащий кости Janavis finalidens (Juan Benito and Daniel Field)

Новый вид древних зубастых птиц, идентифицированный с помощью компьютерной томографии в 20-летнем скальном блоке коллекции окаменелостей из карьера, расположенного неподалеку от Льежа, получил наименование Janavis finalidens (Janavis указывает на Януса, двуликого римского бога всех начинаний, дверей, входов и выходов; avis — «птица» на латыни; finalidens сочетает в себе латинские слова «завершение» и «зубы»). Эта птица жила 66,7 млн лет назад, в самом конце эпохи динозавров, и весила около 1,5 кг.

Nature (nature.com/articles/s41586-022-05445-y)
smithsonianmag.com/smart-news/how-a-67-million-year-old-fossil-turns-the-theory-of-bird-evolution-upside-down-180981219/

protopop47

Возможно.
Но может быть и всё было иначе.
Здоровья!

Павел Квартальнов

“верхний клюв” – так не говорят, крепление, всё-таки, шарнирное (опечатка в заметке), да и шарнирное крепление надклювья для “большинства” птиц не характерно, настоящий сустав там развивается, например, у попугаев, но это заслуживающее внимания исключение, а не правило. огромное спасибо, что продолжаете давать сводку научных новостей, но лучше хотя бы для редактирования текста обращаться к специалистам.

Но так-то вроде встречается и такое выражение, скажем

Строение клюва птиц
Большая часть верхнего клюва образована межчелюстными костями, которые срастаются в непарный элемент, имеющий вид трех длинных отростков, сходящихся к вершине клюва. Верхний отросток, образующий конек клюва, срастается с носовыми костями, а боковые, составляющие края клюва, — с верхнечелюстными. Последние сзади срослись с отростками носовых костей и с тонкими скуловыми костями, которые вместе с палочковидными квадратноскуловыми костями, сочленяющимися с квадратной, образуют характерную для птиц нижнюю скуловую дугу.

Но я понимаю, что звучит странновато, поэтому нашел и “шарнирное прикрепление”. Ну да, с мелкими внезапными новостями в номер не очень благополучно, особый жанр, дайджест (где и специалистов на каждую строку не накличешься), и надо бы, и формат для двухнедельной газеты такой, что не посоревнуешься с ежедневными интернет-изданиями… Поставил в кавычки.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)