История роботов и автоматов. Жак де Вокансон: аниматроник XVIII века

См. также ТрВ-Наука №№ 330, 332, 334, 336, 339, 353, 354, 356, 358.

Страницы из журнала Mercure de France о чудесах Жака де Вокансона
Страницы из журнала Mercure de France о чудесах Жака де Вокансона
Александр Речкин
Александр Речкин

В апреле 1738 года французский литературный журнал Mercure de France сообщал о последнем повальном увлечении Парижа: «В отеле „Лонгвилль“ на улице Сен-Тома-дю-Лувр в течение примерно двух месяцев все парижане с восхищением наблюдали чудеса и возможности механики», — которые явил миру тридцатилетний изобретатель из Гренобля Жак де Вокансон (Jacques de Vaucanson).

Предметом восхищения стала механическая статуя в натуральную величину (примерно 165 см), которая играла на флейте. Автомат мог исполнить двенадцать различных мелодий, он выпускал воздух изо рта и двигал пальцами. По словам современников, некоторые из зрителей отказывались верить, что статуя правда играла на инструменте, они считали, что внутри находится скрытое музыкальное устройство, но даже самые недоверчивые постепенно убеждались в возможностях механизма, так как машина была подвергнута самому тщательному и внимательному осмотру. Зрителям было позволено видеть внутренности автомата и следить за их движением. Флейтист настолько впечатлил публику, что молва о нем разнеслась по всей столице. И даже несмотря на значительную цену представления, которая равнялась трем ливрам, что составляло примерно недельную зарплату среднестатистического парижского рабочего, тысячи людей стекались, чтобы полюбоваться этим чудом. Шоу имело огромный успех. Флейтист был сделан из дерева и выкрашен в белый цвет, чтобы напоминать античные мраморные статуи.

Вокансон не просто так решил создать робота-флейтиста, изобретатель узнал от знакомых музыкантов, что флейта считалась одним из самых сложных инструментов, так как звуки превращаются в мелодию не только благодаря движению пальцев, но и за счет разного количества воздуха, вдуваемого во флейту, на это влияет даже форма губ музыканта. Вокансон смог заставить свой автомат играть на инструменте, так как тщательно сымитировал те же самые средства, с помощью которых мелодии мог бы воспроизводить человек. Работе каждого человеческого мускула соответствовал определенный механизм.

Девять кузнечных мехов были прикреплены к трем отдельным трубкам, которые вели в грудную клетку статуи. Каждый комплект, состоящий из трех мехов, крепился к разным грузам, чтобы выпускать разное количество воздуха, а затем все трубы соединялись в одну, похожую на трахею, продолжающуюся вверх через горло и расширяющуюся, чтобы сформировать полость рта. Губы, касающиеся отверстия флейты, могли открываться и закрываться, двигаться вперед или назад. Внутри рта находился подвижный металлический язык, который управлял потоком воздуха и создавал паузы. Казалось, что автомат дышал.

Жак де Вокансон. Портрет кисти Жозефа Бозе. 1784 год
Жак де Вокансон. Портрет кисти Жозефа Бозе. 1784 год

Вокансон сконструировал семь рычагов, соответствующих пальцам; но даже несмотря на то, что они повторяли все действия правильно, звук получался не совсем подходящим. Изобретатель понял, что деревянные пальцы не могут играть на металлической флейте так, как это может делать человек, поэтому подыскал материал, который мог точно имитировать этот эффект, Вокансон обтянул пальцы своего андроида кожей, точнее, просто надел ему перчатки.

Когда в последующие месяцы посещаемость шоу начала снижаться, Вокансон представил еще две работы: механическую скульптуру, которая играла на барабане, и самый удивительный и знаменитый автомат того времени — механическую утку из позолоченной меди, которая могла махать крыльями, пить воду, глотать зерно и даже испражняться.

«Живая» утка стала самым известным творением Вокансона, вписав имя мастера в анналы истории. Вольтер назвал изобретателя «новым Прометеем», ведь он подобно греческому титану, казалось, обладал способностью создавать жизнь.

Позже Вокансон подробно описал внутренности своей утки, но, правда, немного приврал. Изобретатель утверждал, что проглоченное зерно поступало по трубкам в желудок животного, где была создана «химическая лаборатория» для переработки пищи. Оттуда зерно попадало в кишечник, а затем выходило наружу. Конечно же, упоминание химической лаборатории или какой-либо пищеварительной системы было шуткой. Внутри утки находилось только простое устройство, выпускающее гранулы, похожие на экскременты, которые производят настоящие утки. Байка про химическую лабораторию была развенчана после смерти Вокансона в 1780-х годах Фридрихом Кристофом Николаи (Christoph Friedrich Nicolai), членом Берлинской академии наук, который видел утку во время турне автоматов по Европе.

Афиша шоу автоматов Вокансона в Париже
Афиша шоу автоматов Вокансона в Париже

Три робота Вокансона продолжили совместное шоу весной 1739 года, но после того, как их изобретатель сколотил небольшое состояние, он продал изделия консорциуму бизнесменов из Лиона, которые в 1742 году привезли их в Лондон, где автоматы также вызвали значительный фурор и демонстрировались в театре Ее Величества на улице Хеймаркет. Впоследствии роботы отправились в путешествие по всей Европе, добравшись даже до Санкт-Петербурга. Затем автоматы всплывают в Германии, где в 1805 году Гёте наблюдал за фокусами флейтиста и утки, которые, правда, находились уже в плачевном состоянии, в доме врача Готфрида Кристофа Бейрейса (Gottfried Christoph Beireis) в Хельмштедте. После смерти Бейрейса автоматы попали в руки театрального импресарио Жоржу Дитцу, который передал их на ремонт швейцарскому часовщику Иоганну-Бартоломе Рехштайнеру в 1839 году, тот потратил три с половиной года, чтобы привести роботов в нормальное состояние. Дитц отвез утку в Париж в 1844 году на Всемирную выставку в Пале-Рояль, где крыло механической птицы неожиданно вышло из строя.

Расстроенный Дитц показал сломанную утку знаменитому иллюзионисту Жану-Эжену Роберту-Удену, который создавал собственные автоматы, и попросил фокусника отремонтировать утку. Робер-Уден разобрал утку и подтвердил выводы Фридриха Кристофа Николаи о том, что никакого химического устройства пищеварения в автомате не было. Что приключилось далее с уткой, не ясно, все сведения отрывочны и туманны. Вроде как утку видели в Краковском музее в 1879 году, а затем этот музей сгорел вместе со всеми экспонатами. Уже в наши дни точную копию утки в 1998 году создал часовщик Жак Фредерик Ведони для музея автоматов Гренобля. В 2013 году ее приобрел частный коллекционер, и след замечательного механизма снова теряется.

Но давайте вернемся к судьбе создателя чудесных автоматов, которые в свое время так потрясли Европу. Кто такой был этот Жак де Вокансон и как ему удалось построить столь хитроумные игрушки?

Жак Вокансон родился в Гренобле в 1709 году и был самым младшим из десяти детей. Согласно легенде, пока его мать исповедовалось священнику, маленький Жак наблюдал за часами, висевшими на стене, а затем смог дома полностью воспроизвести их механизм. Мальчик мечтал стать часовщиком, но после смерти отца, который занимался изготовлением перчаток, в возрасте семи лет Жака отправили учиться в иезуитский монастырь. Он плохо ладил с другими мальчиками и не мог сосредоточиться на занятиях. А когда настоятель открыл личный ящик Жака, то обнаружил шестеренки, винтики и инструменты вместе с недостроенным корпусом модели лодки. Жак Вокансон продолжал учиться у иезуитов и после окончания школы стал послушником в религиозном ордене минимов в Лионе.

Вокансон понимал, что не хочет всю жизнь провести в стенах монастыря, а единственным способом продолжить свои научные изыскания, учитывая ограниченные финансовые возможности его овдовевшей матери, было обзаведение собственными деньгами. Жаку удалось получить деньги от некоего дворянина на постройку ряда машин и даже устроить собственную мастерскую в Лионе, но вскоре Вокансон, видимо, впал в немилость у своего мецената. Юноша бежал в Гренобль, где смог убедить епископа исключить его из ордена, а затем отправился покорять столицу Франции. Считается, что в Париже он посещал уроки анатомии и медицины в Королевском ботаническом саду, где познакомился с хирургом Клодом-Николя Ле Катом. Новое знание и общение с Ле Катом вдохновили Вокансона на разработку первых механических устройств, имитирующих важные биологические функции. Вокансон жаждал знаний, но у него не было средств, чтобы платить за обучение, и тогда молодой изобретатель решил построить автомат, создание которого проспонсировали его знакомые. Однако Вокансон серьезно заболел, был прикован к постели четыре месяца. И во время лихорадки придумал андроида, который мог бы играть на флейте. Чертежи деталей будущего робота Вокансон передал разным цеховым мастерам и часовщикам, затем соединил их, подобно конструктору, добившись того, что автомат заиграл на флейте так же хорошо, как настоящий музыкант. Первая статуя ожила, а вслед за ней последовали утка и барабанщик.

Карьера Вокансона пошла в гору после того, как он продал свои автоматы в 1740 году. Изобретателю предложили должность при дворе Фридриха II Прусского, и Вокансон воспользовался этим предложением, сообщив о нем кардиналу де Флери, могущественному министру Людовика XV, и вместе с тем получил прибыльную и влиятельную должность королевского инспектора производителей шелка в 1741 году. Кардинал поставил перед новоиспеченным инспектором непростую задачу: сделать шелковую промышленность конкурентоспособной и даже потягаться с основным соперником — Пьемонтом. Вокансон решил провести радикальные реформы, которые позволили бы модернизировать производство. В 1744 году, получив одобрение правительства, он отправился в Лион, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением рабочих, что привело к самой серьезной забастовке во Франции XVIII века, которая была жестоко подавлена. Вокансон сосредоточился на изобретении машин для производства шелка, создав знаменитый автоматический ткацкий станок, благодаря которому изобретателя приняли в Королевскую академию наук в 1746 году (тогда к его имени и фамилии была добавлена дворянская частица «де»).

В последующие десятилетия Вокансон и его помощники изготовили множество полезных устройств, в том числе первый промышленный токарный станок для резки металла с суппортом. Но на пути его многочисленных грандиозных свершений встретилось и несколько крупных неудач: так, спроектированная им фабрика по производству шелка, построенная в Обене в 1750-х годах и ставшая первым промышленным предприятием в современном смысле этого слова (предшествуя хлопкопрядильным фабрикам Ричарда Аркрайта в Дербишире, появившимся два десятилетия спустя), обанкротилась в 1775 году. Предпринимались также попытки создать автомат, который воспроизводил бы все жизненно важные органы человеческого тела. Вокансон начал проектировать его еще в 1741 году по предложению Людовика XV и трудился над роботом на протяжении десятилетий, конкурируя с хирургом Клодом Николя Ле Катом, однако проект так и не был завершен. Тем не менее Вокансон умер богатым и знаменитым человеком в 1782 году.

Случай с работами Вокансона весьма примечателен с точки зрения понимания роли автоматов в культуре XVIII века. Этот мастер стал самым известным создателем автоматов в XVIII столетии, а его имя и связь с уткой оставались нарицательными до начала XX века. Успехи механических диковинок не просто популяризировали автоматы и подвигли многие последующие поколения инженеров на их создание — автоматы буквально превратились в интеллектуальный феномен. О них говорили и писали трактаты философы, ученые и врачи, применяя идею автоматизации к собственной среде исследований. Автоматы Вокансона попали в многочисленные художественные произведения, а самого изобретателя неоднократно поминали такие мыслители, как Иммануил Кант, Карл Маркс и Дени Дидро.

Александр Речкин

Подписаться
Уведомление о
guest

1 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Sir
Sir
6 месяцев(-а) назад

Очень интересная статья, даже представить не мог что такое было возможным в 18 веке

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...