«Против голода, нищеты, отчаяния и хаоса»

Джордж Маршалл. «Википедия»
Джордж Маршалл. «Википедия»
75 лет назад, в июле 1947 года, в Париже 16 европейских государств обсудили и приняли план Маршалла по восстановлению экономики Европы

Программа восстановления Европы (European Recovery Program, ERP) — это инициатива, подразумевавшая помощь послевоенной Европе со стороны Соединенных Штатов, начавших осознавать свою новую роль лидера демократических стран в послевоенном мире. Впервые она была озвучена американским госсекретарем Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 года в выступлении в Гарвардском университете. О «плане Маршалла» вспоминают всякий раз, когда необходимо оказать действенную материальную и моральную поддержку странам, очутившимся в затруднительном положении. Успех, сопутствовавший этому начинанию, привел к тому, что все последующие подобные инициативы помощи странам, оказавшимся в непростой ситуации, именовались «новым планом Маршалла».

Под «планом Маршалла», как правило, подразумевают не просто масштабную помощь для спасения экономики, а помощь, сопряженную с обязательством применения получателем разумных программ перезапуска политических и экономических процессов под непосредственным контролем инвестора1.

У «плана Маршалла» много поклонников, однако некоторые современные экономисты считают, что роль американской программы в том экономическом скачке, который европейские и азиатские страны испытали в последующие два десятилетия, изрядно преувеличена, а советские историографы и вовсе были убеждены, что основная цель Маршалла состояла не в помощи европейским государствам, а в поощрение экономической экспансии американских монополий, «закабалении» европейцев, превращении Европы в плацдарм для будущей агрессии против СССР и стран социализма, продвижении доктрины «холодной войны» и создании «агрессивных военно-политических блоков» — в первую очередь альянса НАТО, который действительно был создан два года спустя, 4 апреля 1949-го, и стал стержнем всей системы евроатлантических договоров. Номинально на начальном этапе СССР тоже предлагалось участие как в реализации «плана Маршалла», так и в системе европейских военных договоров, однако делалось это на заведомо неприемлемых для коммунистических вождей условиях.

В самой речи Маршалла, разумеется не содержалось слов о связи новой инициативы с не менее знаменитой «доктриной Трумэна» по сдерживанию социализма, изложенной президентом США за три месяца до гарвардской речи госсекретаря в выступлении перед Конгрессом 12 марта 1947 года. По словам генерала, его план руководствовался лишь исключительно благими намерениями.

«Логично, что Соединенные Штаты должны сделать всё от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир, — говорил2 Маршалл 5 июня. — Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов».

Позднее не только в СССР, но и на Западе сложилось убеждение, что именно «план Маршалла» сыграл ключевую роль в предотвращении распространения коммунизма в Западной Европе, тем самым став естественным продолжением «доктрины Трумэна», подразумевавшей оказание непрерывного давления на СССР и другие социалистические страны и «страны народной демократии», а также поддержание любых противостоящих им сил и режимов — не обязательно демократических. Это привело к широкой экономической и военной поддержке со стороны США диктатур, оказавшихся на острие борьбы с коммунизмом, — и далеко не только в рамках «плана Маршала» — программы ERP, которая формально сама по себе была свернута довольно быстро, уже в октябре 1951 года, — вместе с разгоревшейся Корейской войной начала 1950-х, вынудившей США перенаправить туда все «лишние» ресурсы, поставив весь мир на грань ядерной войны.

Без Восточного блока

Для того, чтобы изложенный план начал действовать, необходимо было не только заручиться поддержкой со стороны европейцев, но и добиться принятия соответствующего бюджета двумя основными американскими партиями: республиканцы в то время контролировали Конгресс, а демократы — Белый дом, где президентом после Франклина Рузвельта стал Гарри Трумэн. И те, и другие вряд ли согласились бы помогать восстанавливать СССР, однако при этом план, подразумевающий противостояние коммунизму и социализму, имел все шансы на успех. В разработке деталей этого непростого плана приняли участие заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Уильям Клейтон и глава отдела госдепартамента США по планированию внешней политики Джордж Кеннан, который за несколько лет пребывания в Советском Союзе при американском посольстве стал ярым антикоммунистом; он, собственно, и считается главным архитектором холодной войны и идейным отцом «политики сдерживания».

В результате разработанный таким образом «план» осудил даже бывший вице-президент США Генри Уоллес, назвав его «инструментом холодной войны против СССР».

И предсказуемо приглашенные — весьма, впрочем, формально — к участию в программе реконструкции Советский Союз и государства Восточной Европы, поначалу весьма заинтересовавшиеся идеей безвозмездного получения средств по модели ленд-лиза — как известно, она не подразумевала сколько-нибудь действенного контроля за расходованием выделяемых во время войны средств, техники и продовольствия, — были поставлены в новые рамки, которые заведомо не могли быть одобрены: подчинение экономики и внутренней политики внешнему контролю и интеграция в европейский рынок. После решительного отказа получать помощь на подобных условиях, Советский Союз настоял на том, чтобы «план Маршалла» отвергли также все страны, над которыми ему к тому времени удалось установить контроль. При этом Польша и Чехословакия оказались самыми несговорчивыми, и их пришлось убеждать путем вызова руководителей делегаций «на ковер» в Кремль, затем задабривать сравнительно небольшой единовременной помощью.

На совещание по поводу «плана Маршала» 12 июля в Париже первоначально собрались представители 16 стран Западной Европы — Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Свободной территории Триест, Турции, Франции, Швеции и Швейцарии. Кроме государств Центральной и Восточной Европы помощь не стала принимать Финляндия, которая предпочла не портить отношения с СССР. Не пригласили Испанию, где тогда правил диктатор Франко, поскольку экономика этой страны не могла считаться открытой.

Западная Германия была приглашена позже, причем финансовая помощь этой стране по «плану Маршалла» совмещалась с взиманием репараций за причиненный во время войны ущерб в пользу стран-победительниц во Второй мировой войне.

«План Моргентау»

Предшествовавший «плану Маршалла» и развалившийся «план Моргентау» — Программа по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны, предложенная министром финансов США Генри Моргентау и едва не принятая в сентябре 1944 года на Второй Квебекской конференции, в которой участвовали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт, — вообще предусматривал превращение Германии в аграрную страну путем расчленения, демилитаризации, перехода важнейших промышленных районов под международный контроль и ликвидации тяжелой промышленности. В какой-то момент этот план действительно начал претворяться в жизнь, но сразу же стал приводить к ужасающим последствиям — прежде всего к голоду среди городского населения, которое лишилось прежних поставок из зависимых стран. Терявшие работу промышленные рабочие и клерки не приносили денег сфере городских услуг, медицине, образованию и культуре, а аграрное производство не только теряло рынок сбыта в городах, но и не могло занять высвобождающиеся трудовые ресурсы.

В 1947 году американский экс-президент Герберт Гувер так описал посещенную им «деиндустриализуемую» Германию: «Это иллюзия, что аннексированная Новая Германия может быть превращена в аграрное государство. Это недостижимо, пока мы не уничтожим или не вывезем из нее 25 млн человек». К тому же соседние европейские страны также страдали от разрыва экономических связей с разрушенной войной Германией.

Осознанием всех этих вещей, в сущности, и стал «план Маршалла». «Уже стало очевидным, что прежде, чем Соединенные Штаты сделают дальнейшие шаги, пытаясь смягчить ситуацию и помочь европейским странам начать свое возрождение, необходима какая-то договоренность между этими странами, касающаяся требований ситуации и роли, которую сами эти страны будут играть, с тем, чтобы любые меры, которые могут быть предприняты нашим правительством, принесли пользу», — говорил Маршалл.

Победа над коммунистами

Несмотря на все предварительные заверения, американцы в качестве условия предоставления помощи требовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор, и уже к 1948 году ни в одной западноевропейской стране не было хотя бы частично прокоммунистического правительства. При этом в тех же Франции и Италии среди населения были весьма велики симпатии к коммунистам, во время войны активно участвовавшим в движении Сопротивления.

Есть мнение политологов, что удаление коммунистов от власти вместе с устранением политического противостояния и напряженности в обществе, подкрепленным субсидиями и безвозмездными грантами из США и Канады, способствовало преодолению критически важного периода, когда Европа действительно могла стать более социалистической. Однако подсчеты показывают, что суммарно американская помощь — 13 млрд долл. — не была столь уж значительна — составляла менее 3% совокупного национального дохода стран-получательниц в период с 1948 по 1951 год. К тому же основная часть этих денег по условиям программы тратилась на закупку американской же продукции на полученные доллары и на доставку их американскими кораблями. Постепенно помощь также смещалась в сторону закупки вооружений и сотрудничества в рамках альянса НАТО. В результате США оказались основным бенефициаром «плана» не только в смысле обретения политического влияния в регионе и строительства своих многочисленных военных баз на континенте, но и просто в смысле обретения постоянного рынка сбыта для своих товаров.

По завершении плана экономика всех стран-участниц, кроме ФРГ, превзошла довоенный уровень, и в следующие два десятилетия Западная Европа достигла беспрецедентного роста и процветания. План Маршалла рассматривается также как один из элементов, способствующих объединению Европы, поскольку он создал институты для координации экономики на европейском уровне. Прямым следствием реализации плана стало повсеместное внедрение вдохновленных США методов управления. Следует также учитывать важность опыта, связанного с реализацией плана Маршалла, в свете последующего масштабного развертывания деятельности ООН по помощи миллионам беженцев.

Но в последние годы многие историки всё чаще ставят под сомнение как основные мотивы, так и эффективность плана. Критические замечания стали раздаваться прежде всего со стороны либерального сектора экономики, особенно Австрийской школы экономики. Теперь можно встретить утверждения, что преимущества плана Маршалла на самом деле были связаны просто с новой политикой свободной торговли или политикой невмешательства, которая позволила стабилизировать рынки благодаря экономическому росту. Так, например, Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году, помимо распределения помощи по плану Маршалла способствовала свободной торговле и устранению тарифных барьеров.

Ряд экономистов считает, что к моменту начала реализации «плана Маршалла» в апреле 1948 года общее оздоровление экономики в послевоенной Европе шло уже полным ходом, к тому же корреляция между объемом полученной помощи и скоростью восстановления той или иной страны не наблюдается.

Великобритания получила гораздо больше средств (3,3 млрд долл.), чем прочие страны, к тому же была в минимальной степени (из европейских государств) затронута войной, тем не менее темпы ее восстановления были самые низкие. Вторая страна по объему полученной помощи — Франция (2,3 млрд долл.) — также не могла похвастаться какими-то исключительными успехами, уступив в этом отношении Западной Германии (1,45 млрд долл.), совершившей настоящее экономическое чудо при минимуме полученной помощи и непрекращающихся выплатах репараций. Финляндия, обязанная выплатить крупные репарации СССР и по настоянию советской стороны отказавшаяся от присоединения к «плану Маршалла», еще быстрее восстановила свою экономику до довоенного уровня.

Экономическим чудом стало также развитие Японии, поначалу вовсе не затронутой «планом Маршалла» и лишь с началом Корейской войны ставшей важнейшим союзником США и главным получателем американской помощи в Азии через военные поставки.

Максим Борисов


1 gazeta.ru/science/2022/06/05/14948648.shtml

2 grinchevskiy.ru/1945-1990/plan-marshalla.php

Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...