Как выбрать научного руководителя: советы для будущих аспирантов

Итак, вы находитесь на пороге аспирантуры. Направление выбрано, тема тоже. Можно выдохнуть? На самом деле, еще нет. Осталась самая сложная задача — найти научного руководителя. От него зависит, разочаруетесь вы в науке или будете с радостью приходить в лабораторию день за днем. Руководитель должен разделять ваши взгляды, поддерживать и помогать вам на пути создания диссертации. Но как найти «того самого»? Сейчас разберемся.

Правовой момент

Научный руководитель назначается в течение 3 месяцев после начала учебы. За этот же срок нужно окончательно определится с темой диссертации. Все это официально и устанавливается распорядительным актом вуза.

Пункт 7.2.3. ФГОС ВО устанавливает, каким должен быть научный руководитель. Это человек с ученой степенью. Она должна быть получена в России или за рубежом, но в таком случае требуется ее подтверждение. В редких случаях допускается работа с кандидатом наук, имеющим звание профессора.

Научный руководитель должен работать в той области, в которой вы планируете писать диссертацию. Чтобы ему доверили руководство аспирантом, необходимо подтверждение научной или творческой деятельности, хотя бы выписка из заседания кафедры. Должны быть собственные публикации в журналах, участие в конференциях. В общем-то, правило одно: растить молодые научные кадры может только полноценный ученый.

Не нужно забывать и о том, что вы у научного руководителя не один. Он может вести сразу несколько аспирантов, магистрантов или бакалавров, это устанавливается приказом ректора.

Научный руководитель может быть в штате образовательной организации или работать по гражданско-правовому договору. Но второй вариант выбирайте только в крайних случаях. Во-первых, официальное оформление будет достаточно сложным. Во-вторых, есть вероятность, что в один момент он может просто прекратить сотрудничество с вузом. Это значит, что придется срочно искать нового руководителя и даже менять тему работы.

И еще один совет: проверяйте, не находится ли потенциальный научный руководитель в «черном списке» ВАК. Туда попадают те, чьих аспирантов лишали ученой степени. Если вы не хотите повторить их судьбу, от такого руководителя лучше отказаться.

По каким критериям выбирать

Учебу в аспирантуре нужно начать не с поиска научного руководителя, а с выбора темы (или хотя бы области) будущей работы. Так вам будет проще подобрать себе преподавателя. Отталкивайтесь от того, что вам интересно, и постарайтесь сформировать полноценную проблему, которую реально решить своими силами.

Далее начните изучать сотрудников вашего факультета. Кто из них работает в смежной области? Определившись с примерным списком кандидатов, посмотрите их научные статьи. В идеале ваши взгляды на решение проблемы должны совпадать. В таком случае вы сможете действительно перенять бесценный опыт, а научный руководитель будет не надзирателем, а скорее соратником и помощником.

Но если у вас есть просто тема, а конкретных идей для решения проблем нет, подойдет преподаватель, который просто работает в этой области. Он направит вас в нужное русло и расскажет, какие особенности есть. От его советов вы сможете отталкиваться, проводя исследования.

Обращайте внимание не только на собственные работы, но и на статьи в соавторстве с аспирантами. Это скользкая тема. Некоторые руководители буквально заставляют вписывать себя — ведь это идет им в плюс. Посмотрите, на каком курсе учился аспирант. На 1-2 — некритично. Начинающие ученые только учатся проводить исследования, ставить и подтверждать гипотезы. В таком случае руководитель выполняет большую работу, и его попадание в список соавторов логично. Для старшекурсников такое неприемлемо — они должны делать все самостоятельно. У научного руководителя уже есть степень, теперь их очередь.

Чтобы понять, что из себя представляет потенциальный научный руководитель, нужно обратиться к людям, которые хорошо его знают. Поговорите с сотрудниками лаборатории или кафедры, обратитесь к старшекурсникам и выпускникам. Можно задать вопрос в группе или форуме университета — пользуясь анонимностью, люди расскажут вам много интересного. Стоит выяснить:

  • какой процент защит. Если столкнетесь с человеком, который не смог получить степень, обязательно узнайте, по какой причине это произошло. Аспирант был слишком упрямым и не слушал мудрые советы? Или руководитель проглядел слабые места и оплошности?
  • какая нагрузка. Кто-то берет под свое крыло одного-двух человек, а кто-то собирает целую толпу. Естественно, во втором случае качество работы будет ниже;
  • были ли конфликты. Важно узнать их причины. Поругать лентяя можно, а вот давать много ненужных поручений — поведение не самого лучшего руководителя;
  • насколько комфортно общаться. Если преподаватель доброжелателен, всегда готов помочь и адекватно воспринимает ошибки, работать с ним будет приятно. Не нужно пренебрегать этим пунктом, концентрируясь только на научных достижениях. С этим человеком вам предстоит общаться минимум три года, поэтому «коннект» очень важен;
  • помогает ли руководитель с написанием диссертации и публикацией статей. Тут есть две стороны. С одной, наставник должен быть заинтересован в ваших успехах. Он поправляет вас, подсказывает, что исправить. С другой, он не должен делать все за вас, чтобы получить хороший результат и плюсик к резюме. Диссертация — это самостоятельная работа. Вы взрослый научный сотрудник, а не первоклассник, за которого делают домашнее задание.

Общаясь с потенциальным научным руководителем, не ограничивайтесь перепиской по электронной почте. Обязательно встретьтесь и поговорите вживую. Во-первых, вы поймете характер и манеру общения. Во-вторых, сможете обсудить свою работу, ее актуальность и реалистичность. Выбор руководителя — это мини-собеседование, где решение принимает каждая из сторон.

Идеальный научный руководитель — какой он?

А теперь подытожим. Призраки того, что вам будет комфортно работать с научным руководителем:

  • равноправные партнерские отношения. Это не взаимодействие «родитель-ребенок», а сотрудничество, полное уважения;
  • регулярные консультации. На них вы будете обсуждать результаты и планы для будущих исследований;
  • помощь в написании диссертации. Важно не переступать грань — научный руководитель подсказывает, но не делает за вас;
  • нет личных поручений. Вы не проводите лекции вместо преподавателя (только если по собственной инициативе), не заполняете его документацию, не ездите по делам в другой конец города. Ваша задача — учиться и заниматься наукой, а не быть секретарем;
  • общий взгляд на проблему. Вы работаете в одном направлении, поэтому с легкостью друг друга понимаете и обо всем договариваетесь.

Где найти хорошего научного руководителя

Где творить науку? Конечно же, в ведущих вузах страны! Поступая в аспирантуру, выбирайте университет с большим количеством научных школ и направлений. Плюсом будут международные стажировки и гранты, а также возможность учиться у именитых профессоров.

Все это есть у Российского университета дружбы народов. РУДН — это более 50 научных центров и лабораторий. Тут изучают все: от 5G и биотехнологий до динамики языков. Сотрудники регулярно выигрывают гранты и ездят обмениваться опытом с зарубежными коллегами. А главное: преподаватели вуза — опытные ученые, которые выпустили не одно поколение аспирантов. Занимаются в РУДН буквально всем.

Профессор кафедры общей и клинической фармакологии Зырянов Сергей Кенсаринович ведет исследования в области фармакокинетики и фармакодинамики. Вместе со своими аспирантами он изучает, какие препараты безопасно применять у недоношенных детей и пожилых людей. Его исследования спасают сотни пациентов из группы риска.

Научную работу ведет и Арсланов Рафаэль Амирович, профессор кафедры истории России. Его аспиранты не сидят в лабораториях, но изучают либерализм и особенности внешней политики нашей страны. А сам профессор занимается составлением интеграционного экзамена для иностранцев. На основании его тестов люди из других стран могут получить вид на жительство и гражданство.

Так как же выбрать идеального научного руководителя? В первую очередь — по его работам. Вы должны быть «на одной волне», чтобы понимать друг друга и не вступать в конфликты. Обязательно расспрашивайте выпускников: чужой опыт в таком вопросе бесценен. А главное — поступайте в топовые вузы, чтобы попасть в окружение лучших ученых страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: