Академический обмен: Европейский университет приглашает на стажировки

Иван Курилла (eu.spb.ru)
Иван Курилла (eu.spb.ru)

Среди проблем, одолевающих российское высшее образование, где-то после бюрократического контроля, отсутствия самоуправления и хронического недофинансирования есть еще одна, о которой реже вспоминают, а может, не все и отдают себе в ней отчет, но оттого она не менее острая. Это проблема почти отсутствующей мобильности преподавателей и ученых в масштабах страны, которая, в свою очередь, состоит из нескольких «отсутствий».

Первое — отсутствие в России настоящего рынка академического труда. Каждый университет и научная организация размещают список собственных вакансий на своем сайте (раньше это надо было делать в газете) — но как часто на эти вакансии приходят люди «со стороны»? Во-первых, уследить за объявлениями в разных вузах и регионах невозможно: нет единого сайта, куда бы стекалась подобная информация (хотя, казалось бы, это совсем не сложная задача для министерства). Во-вторых, сами и НИИ редко (да что там — практически никогда не) готовы предпочесть «чужака» собственному коллеге или «выращенному» в своем коллективе аспиранту. Понятие «академического имбридинга» слышали уже многие, но бороться с ним никто не решается. Наконец, в-третьих, сами потенциальные кандидаты могут отважиться на переезд только в случае, если им будет предложена привлекательная заработная плата (и, конечно, условия для работы). Именно в силу последнего фактора российская мобильность направлена в основном из регионов в Москву и Санкт-Петербург; исключения вроде тюменского проекта только подтверждают это правило.

Второе — крах «системы переподготовки кадров» советского образца и отсутствие на ее месте новых способов для преподавателей из регионов провести исследование или пройти переподготовку в ведущих научных или образовательных учреждениях страны. В России не появилась система постдоков, а требуемое Минобрнауки РФ повышение квалификации зачастую решают путем «взаимозачета» с соседним вузом, экономя деньги на командировках преподавателей. Молодые ученые лишились возможности поработать в центральных архивах и библиотеках, познакомиться с лидерами своих научных областей, попробовать себя в проектах, предлагаемых мэтрами, наконец, утвердиться в выборе науки и образования как своего жизненного пути.

В последние десятилетия в некоторых дисциплинах для молодых активных преподавателей проще было выиграть стипендию или стажировку за рубежом, чем поехать в другой университет России.

Такая закупорка мобильности привела и к третьему отсутствию — слабости горизонтальных связей и невыстроенности профессиональных сообществ. Ученые, мало контактирующие с коллегами в других городах, университетах и научных центрах, не образуют единой социальной группы, голос которой мог бы быть услышан. Отсутствие координации облегчает для бюрократии массовое сокращение ставок, принятие наносящих вред науке решений, вроде ликвидации научных фондов и очевидно затрудняющих работу ученых законов, например поправок о просветительской деятельности.

Конечно же, к каждому из пунктов выше я должен был бы сделать оговорку: что-то положительное происходит, есть ученые, переходящие на работу в другой университет в другом городе, и не всегда этот город — Москва или Санкт-Петербург; активная молодежь находит возможность приехать в столицу для работы в архивах, а научные конференции собирают вместе ученых со всей страны и позволяют исследователям познакомиться друг с другом.

Тем не менее ведущие в последние годы озаботились этой проблемой и работают над ее решением. Если создание «общего академического рынка» труда требует совместных усилий и участия Министерства науки и высшего образования, то мобильность преподавателей можно увеличить в результате индивидуальных усилий лидеров.

Так, НИУ ВШЭ организовала программу для постдоков, Шанинка привлекает людей карамзинскими стипендиями. Европейский университет в Санкт-Петербурге этой весной проводит третий набор на стажировки: на конкурсной основе ученым, преподавателям и аспирантам из России и стран СНГ предоставляется возможность приехать на срок от одного до четырех месяцев в город на Неве, чтобы в сотрудничестве с коллегами из провести исследование, выступить на факультетском семинаре или в одном из научных центров университета, подготовить новый курс, а главное — установить связи с Европейским, стать частью его большого сообщества.

Помимо проведения собственного исследования, стажеры могут научиться тому, что ученые Европейского умеют хорошо: подготовить статью для международного журнала или выступление на международной конференции, вести занятия по современным методикам. Победители конкурса получают не только организационную помощь — знакомство с коллективом, доступ к библиотечным ресурсам ЕУСПб (включая электронные подписки на журнальные базы всего мира), — но и финансовую поддержку проживания в Санкт-Петербурге. Пандемия COVID-19 нарушила планы некоторых победителей конкурса весной прошлого года, однако большинство смогли приехать, а выпускники первого набора уже строят планы дальнейшей работы с учеными Европейского.

Одним из желаемых результатов этих программ должно стать постепенное выравнивание академического ландшафта российской науки и образования. Еще не так давно в глаза бросался разрыв между частью сообщества, продолжавшей советские традиции и руководствовавшейся старыми правилами и критериями функционирования науки, с одной стороны, и научной молодежью, многие представители которой прошли через учебу в западных университетах и усвоили другие правила и критерии, — с другой.

Время, когда этот разрыв казался пропастью, прошло: условно «старшее поколение» постепенно усваивает важнейшие элементы, принесенные в  молодежью, и, напротив, лучшее из накопленного в отечественной науке не уходит по мановению руки (хотя несколько раз уже казалось, что радикальные реформы дойдут до конца).

Интенсификация научного обмена между университетами — носителями нового опыта — и традиционными региональными вузами с помощью стажировок способствует координации двух «поколений» академического сообщества. Вполне вероятно, что система науки и образования России завтрашнего дня станет не в последнюю очередь результатом такого взаимодействия.

Иван Курилла,
профессор

Подробности стажировок в  можно посмотреть на странице программы на сайте университета: fellowship.eusp.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
7 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Руслан
Руслан
5 месяцев(-а) назад

А как же «научные роты»? Я понимаю, звучит смешно. Но все же это в какой-то мере это есть насильственная мобильность. С другой стороны это был чистый пиар вооруженных сил и, кажется, никакой реальной отдачи от этой затеи не было. Но и научное сообщество эту затею игнорирует, а вообще-то неплохо бы отслеживать.

рабочий
рабочий
5 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Руслан

«насильственная мобильность» — в чем тут мобильность состоит?
Обычный гулаг.

Руслан
Руслан
5 месяцев(-а) назад
В ответ на:  рабочий

Так ведь цель построить ссср 2.0, а в ссср 2.0 будет гулаг 2.0.

Заблокировали же сайт https://ru.linkedin.com/. Были попытки заблокировать и https://www.researchgate.net/, на котором университеты и научные организации размещают объявления о jobs.

Denny
Denny
5 месяцев(-а) назад

Третья и последняя попытка достучаться.

«уследить за объявлениями в разных вузах и регионах невозможно: нет единого сайта, куда бы стекалась подобная информация (хотя, казалось бы, это совсем не сложная задача для министерства)»

Это НЕ ТАК. Единый сайт, представляющий собой общероссийский портал вакансий существует. Выкладка вакансий туда является обязательной. Сайт «ученые-исследователи.рф»

admin
admin
5 месяцев(-а) назад
В ответ на:  Denny

Комментарии Акисмет автоматически послал в спам. С ним ложные срабатывания случаются редко, но бывают необъяснимые.

Denny
Denny
5 месяцев(-а) назад
В ответ на:  admin

ОК. Просто удивился.

Сергей
Сергей
5 месяцев(-а) назад

Вот я с 1991 года связан в основном с одним университетом, больше этим горжусь, чем расстраиваюсь. Одновременно я защищался у коллег в другом университете, дважды подолгу обучался за рубежом. Если мне нужен обмен опытом, я легко участвую в конференциях в других университетах или пишу совместные статьи. В моей сфере почти нет разницы в содержании дисциплин, в исследовательских приемах между моим и десятками других университетов, в нашей стране или даже в лиге плюща. Таких как я у нас много, скорее пришлые со стороны не тянут наших стандартов и результатов. Совсем как то не похоже, что мы дремучие и не современные. Гранты вполне себе отрабатываем, за которые не могут зацепиться даже британские ученые из университетов ниже первой пятерки.

Последняя редакция 5 месяцев(-а) назад от Сергей
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 3,80 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: