
О Герцене нельзя сказать, что он «забыт». Скорее — он кажется фигурой, окончательно отошедшей в историю. Это можно заметить в том числе и по тому обстоятельству, что его не пытается символически присвоить ни одна из современных влиятельных политических или общественных групп.
А ведь столетний юбилей Герцена, в 1912 году, вызвал именно состязание разных сил, отстаивавших право числить его среди «своих», — от кадетов до большевиков, — и известная любому человеку с советским прошлым статья Ленина «Памяти Герцена» была как раз одним из ходов в том противостоянии, следствием решения Ленина «не отдавать» Герцена оппонентам, отстаивать его место именно в революционном пантеоне — и в конце концов едва ли не привести его под знамена Первого Интернационала (с чем и связана своеобразная ленинская трактовка «Писем к старому товарищу», ставшая затем на десятилетия обязательной).
Ленинское решение сыграло большую роль в посмертной судьбе Герцена — к концу 1930-х годов он окончательно вошел в советский канон, чтобы стать, наряду с декабристами, для советских интеллигентов последующих лет «разрешенным другим». Подобно тому, как, живописуя декабристов и Пушкина, можно было с законными основаниями любоваться дворянской культурой и воспевать аристократизм, принципы чести и проч., так и Герцен оказывался своеобразной возможностью инакомыслия без радикального протеста.
Правда, этот своеобразный статус повлек и свои последствия — с концом советской эпохи угас и интерес к Герцену. Он оказался частью того наследия «революционной мысли», которая волновала своим полудозволенным инакомыслием — и которая оказалась всё равно частью именно «советского» наследия в рамках обрушения последнего.
Если двухсотлетие Герцена прошло довольно тихо, ограничившись несколькими конференциями да сборником трудов, то 150 лет со дня его смерти, пришедшиеся на январь этого года, и вовсе остались практически незамеченными. Собственно, нас ведь совсем не удивляет отсутствие заметных юбилейных торжеств вокруг памятных дат Писемского или, например, Боборыкина — вот и Герцен незаметно оказался если не в том же ряду, то по соседству с ним.
Впрочем, эта относительная тишина, быть может, ему и на пользу — это возможность отстраниться от недавних расхожих образов и затем уже вернуться к Герцену как к новому, малознакомому собеседнику.
Размышляя о причинах падения популярности Герцена среди русской радикальной молодежи, замечательный русский литературовед начала прошлого века Нестор Котляревский в числе прочего отмечал и неготовность, и нежелание издателя «Колокола» стать вождем, учителем — в смысле того, кто дает простые и ясные наставления, куда двигаться, к чему стремиться, как жить.
Действительно, простота и определенность были присущи исключительно отрицательным целям Герцена: уничтожение крепостного права, публичный и справедливый суд, свобода слова. То же, что вошло в историю под названием «русского социализма» и преемниками чего стали народники, для Герцена сохраняло замечательную неопределенность как образа будущего, так и конкретных средств, ведущих к цели. Так, примечательно, что в 1864 году в беседе с Самариным он соглашался видеть свой желаемый идеал аграрных преобразований в России в аграрной реформе, объявленной в Царстве Польском. А в 1865 году он до некоторой степени всерьез размышлял о возможностях перенесения своей деятельности в Россию в связи с ожидаемой отменой предварительной цензуры.
Разумеется, это никак не о том, чтобы представить Александра Ивановича в виде сторонника «умеренности и прогресса»: если иногда он выступал в подобном духе, то гораздо проще подобрать большую коллекцию суждений прямо противоположного плана. Толстой говорил о Герцене в 1905 году: «Как Герцен полвека назад писал о том, что теперь нужно! <…> Под „социалистом“ он понимал не что-нибудь определенное, вроде нынешних социал-демократов, но человека, который видит несправедливость экономического положения и хочет равенства»1.
Здесь стоит остановиться на природе герценовского протеста в адрес «Запада», его негодования по поводу «буржуа» и «мещанина». Негодование возникает и остается в силе вплоть до конца жизни Герцена, не столько по поводу существующего вопиющего социального неравенства — он ведь не только хорошо о нем знал задолго до того, как оказался во Франции, но и мог вполне наблюдать его в России, — сколько по поводу душевной самоуспокоенности. В «буржуа», в «мелком лавочнике», как и в почтенном французском ораторе или публицисте, его возмущал покой; не только отсутствие беспокойства совести по поводу социальной несправедливости, но и готовность воспевать это положение вещей именно как справедливое — и животная злоба, просыпающая в том же умиротворенном буржуа при малейшей тени возможности поколебать его положение.
И при этом в рядах самих «социалистов» Александр Герцен был скорее enfant terrible — ведь для современников и ближайших потомков «главной» его книгой был сборник эссе «С того берега», высоко ценимый, например, Константином Леонтьевым. Ценимый за кажущуюся «парадоксальность»: отказ от попыток объявить историю «на своей стороне», утверждение открытости будущего — и что оно не дает никаких гарантий осуществления надежд.
И теперь, возвращаясь к началу разговора, — мне думается, что трудно найти автора, по самому существу своей мысли более близкого к нашему времени, чем Александр Герцен. Не верящий в «большие идеи» и готовый критически пересматривать свои собственные воззрения — и при этом совершенно свободный от всякой примеси цинизма. Ироник, которому ирония не служит самозащитой от восприятия несправедливости — и вместе с тем для которого ключевым, независящим от всего прочего остается восприятие именно личной, человеческой порядочности. Для которого личная честность и искренность не оправдание, но непременное условие. Как говорили в старину — «человек с живым нравственным чувством», избавлявшим его от морализаторства. Живущий на сквозняке истории.
Андрей Тесля, канд. филос. наук, ст. науч. сотр.,
научный руководитель Центра исследований русской мысли
Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета
им. Иммануила Канта (Калининград)
1 Маковицкий Д. П. Яснополянские записки. Запись от 22 октября 1905 г. Цит. по: Гусев Н. Герцен и Толстой // Литературное наследство. Т. 41–42. М., 1941. С. 518.
Соглашусь, Герцен современен. И ужасно грустно становится от этого.
Угу, а мы по-прежнему толчемся в идеологии авторитаризма (правда жаждем просвещенного, а не пещерного и кровавого) и переживаем за имперское величие — тогда против неблагодарных восставших поляков, теперь украинцев … еще через 200 лет — если живы будем — продавшихся басурманам смолян костить будем?
Гм, такая примета — кого Путин первым с избранием поздравит — на «волне народного обожания» вылетает пробкой? Яника не то дважды не то аж трижды поздравлял … теперь Лукаш?
Извините, ошибся Л. со всенародным избранием П. не первым поздравил, но в призовую тройку кажется входит
Кстати, в сторону. Было сообщение, что досрочно в Белоруссии более 40% проголосовали. Может это платформа для выхода из клинча? Если допустить, что это провластный электорат, что всего голосовало около 70%, и что из голосовавших 9-го числа 2/3 «против». Это ничему не противоречит, но тогда имеем — «за» — грубо — 50 из 70, т.е. — 70%. Тогда — фальсификации были, но на обычном «нашем» уровне. Нет и странной неожиданности что ранее неведомую «жену оппозиционера» в президенты предпочли аж 70% населения. Это основание: властям извиниться за плохое проведение выборов, проявить понимание к арестованным и пригласить оппозицию к некоему соучастию. А для оппозиции — признать выборы проигранными. Заметим, это бы ДЛЯ ВСЕХ приемлемое решение. Включая ЕС, РФ и США. Продолжать гнобить протестующих — по очевидным своим последствиям — Лукашу не вариант даже в случае победы. Да и для оппозиции развивать кризис как бы тоже неконструктивно.
https://mail.google.com/mail/u/0/?tab=wm&ogbl#inbox/FMfcgxwJXLntDVZlWwSkcZxrWFJFZZTl?projector=1
не загружается
Моя опечатка, попробуйте
https://www.youtube.com/watch?v=Ut6F3SCkjiA&feature=youtu.be
Да, впечатляет. Заметим, что подобное было и у нас. А сам эффект радости безнаказанного издевательства над людьми хорошо известен — в гестапо, в НКВД, в Кампучии … там бывало и еще краше, во многих странах. Когда «наводили прядок» у нас на Тверской — моему коллеге — пожилому ИТшнику врезали дубинкой по ребрам, болело несколько дней, думал не обращаться ли к врачам. Заметим, били вовсе не его — более молодого соседа, просто в отмашке дубинкой попало. А он — уж точно лозунги не кричал, не демонстрировал, а просто проходил … ну любопытствовал, это да.
Вполне вероятно, что завтра — послезавтра в Белоруссии произойдет резкое обострение. Судя по всему Лукашенко проиграл с разгромным счетом и если белорусы это осознают, завтра миллионы по призыву выигравшей выборы С. Тихоновской выйдут на мирный марш протеста.
Судя по последним новостям, что митинг вчера прошел мирно и что начали выпускать побитых, ситуация развивается по сценарию описанному мною здесь выше и который можно полагать оптимальным. Вспомнили о 42% дистанционно предварительно проголосовавших, коих невозможно проверить и только и остается скопом «за власть» зачислить, и сообразили что если всех недовольных и хорошо избить, то потом все равно на мирные рельсы не встанешь. Китай «после Тяньяньменя» смог, но ведь он рос чуть ли не под 10% в год. А Белоруссии (да и России) ничего лучше стагнации не светит, а вероятнее и просто провал. На фоне общего ухудшения ситуации «метод Тяньяньмень» совсем НЕ эффективен, кроме «эффекта Чаушеску» ничего не обещает.
Учитывая изменение риторики Лукашенко — сейчас самое время добиться МАКСИМАЛЬНОГО расследования избиений и издевательств. Естественно, и случаев применения арматуры протестующими. В аналогичных ожидаемых ситуациях в РФ эффективной могла бы быть забастовка на системе газо- нефтепроводов — с ТРЕБОВАНИЕМ мгновенного прекращения насилия силовиков. Это могло бы оказаться эффективным … как и «массаж» ряда иных болезненных точек власти. Не исключаю, что столь быстрое прекращения вала жестокостей в Белоруссии связано с тем, что Батьке напомнили, например, номера секретных счетов …
Да, как во времена Герцена — в 1948 году Император Николай 1-й обратился к офицерам: «Господа, седлайте коней! В Европе Революция!». И был несказанно удивлен что шатающиеся правительства не жаждут его братской помощи, а Англия и Франция и вовсе настоятельно попросили не высовываться. Так и теперь — «Товарищи, заливайте баки танков — в Белоруссии революция! Окажем братскую помощь Батьке!» Но полагаю, тоже не прокатит. В чем почти уверен, так в том что покрывший себя несмываемой славой Минский ОМОН вольется в славные ряды Президентской Росгвардии … вкупе с верными нукерами хана Кадырова.
В событиях в Минске удивляет эмоциональная жестокость ОМОНа и патологическая глупость власти. У Лукаша была БЕЗпроигрышная позиция — отрицать, что огромное большинство его электората проголосовали раньше (было сообщение — аж до 42%!!!), и что они «ЗА» — невозможно. Что мешало сказать, что 9 авг голосовала оппозиция — почему и зримо вышло, что как бы большинство «ПРОТИВ». Эта позиция непробиваема. Но натравив на протестующих своих цепных псов власть зримо и глупейшим образом проиграла. При том, что фактически само подавление не было столь ужасным. С другими событиями не сравнить … мне рассказывали после событий 53-го в Берлине с траков наших танков женские волосы сдирали — брандспойтами они не смывалось, а долго таскать такое украшение … Ну и такое просто так не выдумаешь … думаю, правда.
Интересно, у наших верховников хватит сообразиловки что для них попытка убрать Луку и объединиться с Белоруссией — хуже морковки для осла? Второй раз крымский патриотический угар от воссоединения не прокатит, а последствия будут много хуже? Любая белорусская власть чтобы иметь хоть какую легитимность будет вынуждена более менее честно расследовать жестокость силовиков и реально провести выборы. Возможно то и другое для Кремля? Другое дело, что для оппозиции — буде придет к власти — экономические связи с РФ будут еще той головной болью. А географию отменить никому не удастся.
Герцен — классический образец литерала. Своих крестьян о не освободил,
а продал, а на вырученные деньги жил барином и … боролся за отмену крепостного права. Что ещё можно сказать об этой душонке
?
Угу, и организовал Свободную Типографию, которую вся Россия читала и все сановники опасались … а иначе вполне мог бы на хлеб уроками русского языка зарабатывать. … и точно ничего полезного бы сделать не смог. И душенка была очень даже ничего … «Былое и Думы» читали? Все культурные люди в России считали нужным прочесть некогда.