Разливы нефти, о которых мы не знаем

Сотрудники «Гринписа» ищут нефтяные разливы, опираясь на данные съемки из космоса. Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ), 2011 год. Фото Вадима Кантора / «Гринпис»

Об экологической катастрофе в Норильске говорят и пишут, потому что она оказалась на виду — одномоментно в реки и грунт попало около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Однако на Севере ежедневно происходят аварии хоть и меньшего масштаба, но дающие в сумме сотни тысяч, если не миллионы тонн нефти, ежегодно вытекающей из нефте­проводов. В основном нефть утекает из промысловых и межпромысловых нефтепроводов на нефтяных месторождениях. Происходит это потому, что металлические трубы в ходе эксплуатации постепенно становятся тоньше; скорость износа трубы увеличивает и коррозия. На старых месторождениях в эксплуатации могут быть трубы, проложенные 40–50 лет назад.

По оценкам «Гринпис России», более чем в 80% случаев нефтяных аварий загрязняется почва; в 17% случаев — ручьи, реки и озера. По данным Росгидромета, реки ежегодно выносят в Северный Ледовитый океан до 500 тыс. тонн нефти. Полной и достоверной статистики по разливам нефти нет, потому что она складывается из официальных данных, которые декларируют сами нефтедобывающие компании. При этом зачастую разливы меньше 8 тонн считают «инцидентом» и в статистику не включают. Бывает, что разливы остаются неизвестными даже для самих компаний: некоторые старые нефтепроводы проходят в сотнях метров или в километрах от дорог; в случае небольшой аварии разница в давлении будет незаметной, и утечка из такой трубы может длиться годами. Нефтяники и контролирующие органы не обратят на нее внимания, а нефть будет продолжать заливать гектары леса и болот.

Сотрудники «Гринписа» ищут нефтяные разливы, опираясь на данные съемки из космоса. Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ), 2011 год. Фото Вадима Кантора / «Гринпис»

Более достоверную оценку можно получить при спутниковом мониторинге, но эту работу обычно делают не сами нефтяные компании и контролирующие органы, а общественные экологические организации, ресурсы и возможности которых несопоставимо меньше.

Предотвратить нефтяные разливы можно только заблаговременной заменой нефтепроводов, но нефтедобывающие компании идут на это неохотно — дешевле выплачивать небольшие штрафы за загрязнение окружающей среды, тем более что размер реального ущерба легко занизить. Речь ведь идет о замене десятков тысяч километров труб, проложенных через болота и тайгу.

Сотрудники «Гринписа» ищут нефтяные разливы, опираясь на данные съемки из космоса. Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ), 2011 год. Фото Вадима Кантора / «Гринпис»

— Все специалисты знают, что металл не вечен: контактируя с нефтью, он постепенно теряет прочность, от этого рвутся старые нефтепроводы. Поэтому главная мера предотвращения разливов — это своевременное обновление конструкций. Мы рекомендуем заменять их каждые 25 лет, — комментирует руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.

11 июня «Гринпис России» направила в правительство и Госдуму разработанные экспертами организации поправки в природоохранное законодательство. В частности, предлагается установить предельные сроки эксплуатации промысловых нефтепроводов и других опасных промышленных объектов, связанных с хранением и транспортировкой нефти и нефтепродуктов. Также предлагается ограничить количество экспертиз промышленной безопасности, которые могут продлевать сроки эксплуатации опасных промышленных объектов.

Вадим Кантор

На фото: Сотрудники «Гринписа» ищут нефтяные разливы, опираясь на данные съемки из космоса. Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ), 2011 год.
Фото Вадима Кантора / «Гринпис»

Сотрудники «Гринписа» ищут нефтяные разливы, опираясь на данные съемки из космоса. Сургутский район (Ханты-Мансийский автономный округ), 2011 год. Фото Вадима Кантора / «Гринпис»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • greenpeace.ru16.06.2020 Норильск: трагедия в жанре «„Гринпис“ предупреждал» Катастрофа 29 мая в Норильске стала крупнейшим известным разливом нефтепродуктов в российской Арктике: около 20 тыс. тонн дизельного топлива попало в местные водоемы и грунтовые воды. Нодар Лахути побеседовал с Василием Яблоковым, руководителем климатического проекта «Гринпис» в России, о предпосылках, ходе ликвидации и последствиях этой аварии.
  • Ранее малабарская цивета (Viverra civettina) рассматривалась как подвид крупнопятнистой циветы (Viverra megaspila). Рисунок из ежегодника «Труды Зоологического общества Лондона» за 1876 год14.07.2020 Что происходит с планетой, пока мы сидим дома? Многие слышали, что природа очистилась, пока мы сидели дома на карантине. Будто бы дельфины и лебеди приплыли в Венецию, а жители Северной Индии впервые за десятилетия увидели Гималаи. Как представитель «Гринпис» я скажу вам: «Молодцы, мы справились, спасибо за внимание». Но действительно ли карантин решил экологические проблемы?
  • Климат разбушевался04.07.2017 Климат разбушевался Цель данной серии статей — разобраться в механизме противоречий между сторонниками и отрицателями глобального потепления. Автор не претендует на исчерпывающее научное объяснение всех феноменов, связанных с изменением климата: решить такую задачу можно только совместными усилиями многих ученых из разных областей науки. Цель публикаций — предоставить скептикам необходимую информацию для удовлетворения их любопытства и попытаться в очередной раз опровергнуть наиболее одиозные, очевидно ложные аргументы «отрицателей», дав ссылки на необходимые источники для дальнейшего изучения проблемы.
  • Нефть в Черном море30.08.2011 Нефть в Черном море В ходе мониторинга нефтяных загрязнений Черного моря был обнаружен еще один естественный источник нефти, находящийся в турецком секторе в 7 км от берега.
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: