Онлайн-кукуруза

Михаил Фейгельман (polit.ru)
Михаил Фейгельман (polit.ru)

5 мая в статье «Вышка на удаленке» в ТрВ-Наука сотрудник НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился опытом преподавания в удаленном режиме [1]. Неожиданным образом этот текст был использован администрацией НИУ ВШЭ как один из поводов к началу обширной кампании в пользу массового перевода учебного процесса в онлайн. Внесу и я свои пять копеек в дискуссию.

Внезапное требование (в конце марта) перевести обучение студентов МФТИ в онлайн из-за эпидемии не сильно, на первый взгляд, повлияло на работу нашей базовой кафедры «Проблемы теоретической физики» при Институте теоретической физики имени Ландау. Большая часть коллег быстро справилась с использованием ранее неизвестных инструментов вроде Zoom, Idroo и других подобных.

Отдельное спасибо администрации МФТИ, которая (в отличие от ряда иных известных мне случаев) вовсе не настаивала на «унификации» онлайн-платформы для лекций и семинаров, предоставив преподавателям выбрать то техническое решение, которое каждому из них было удобнее, — на мой взгляд, это был единственно возможный здравый подход. Для меня самого переход на дистанционную систему не оказался особенной проблемой. Мне надо было читать спецкурс для нескольких студентов нашей кафедры — занятие не особенно сложное, ибо студентов немного и все они прошли двойной жесткий отбор: сначала при поступлении в МФТИ, а еще через два года — на нашу кафедру. Так что контингент у нас особый, и уж о проблеме списывания заданий и контрольных нам точно думать не приходится.

Любопытно подвести итоги внезапно возникшего онлайн-образования в нашем выделенном случае. Мое наблюдение таково: даже для очень сильных и мотивированных студентов это — серьезное испытание. С точки зрения полученного результата куда лучше читать лекции, как обычно, в аудитории, несмотря на все имеющиеся технические возможности, хорошую двустороннюю связь, возможность задавать вопросы и т. п. Сравнивать можно было довольно легко, ибо первые полтора месяца семестра лекции шли в обычном режиме и отклик студентов (измеряемый, к примеру, еженедельно решаемыми заданиями к лекциям) был куда более активным. Хотя проводить лекции или семинары удаленно иногда может быть удобно и полезно.

Параллельно проходил подобный же «внеплановый эксперимент» со студентами первого курса на факультативных занятиях по математике, которые вели наши аспиранты (их посещало около 40 студентов, интересующихся теоретической физикой). Половину семестра занятия проходили в режиме онлайн. Контрольная в конце семестра дала около 60% оценок «отлично» и около 40% «удовлетворительно» — вообще без промежуточной группы «хорошо». В прошлые годы на том же нашем курсе ничего подобного не наблюдалось. Многие из не самых сильных, но в принципе способных обучаться студентов не смогли показать хороший результат «на удаленке».

Интересно было бы узнать реальное происхождение онлайн-эйфории среди начальников (есть план перевести в онлайн 10% курсов в МФТИ, а также 25% в НИУ ВШЭ со следующего года). Зачем они это делают, почему любую новацию надо внедрять, как кукурузу при Н. С. Хрущёве — вплоть до Заполярья? Поскольку здравого объяснения не приводится, остается предполагать самое простое: это начало процесса, суть которого — на следующем этапе начать экономить на зарплате преподавателей.

Оптимизация, сэр…

Михаил Фейгельман,
докт. физ.-мат. наук

  1. trv-science.ru/2020/05/05/vyshka-na-udalenke/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Онлайн-преподавание физики: pro et contra16.06.2020 Онлайн-преподавание физики: pro et contra Карантинные меры, введенные с середины марта в нашей стране, заставили высшее образование сдать стресс-тест — перейти в дистанционный режим. Если теперь, спустя два с половиной месяца, почитать мнения о результатах этого эксперимента, то у читателя, не связанного с преподаванием, создается в целом радужная картина: тест пройден.
  • Рис. С. Соколова16.06.2020 Снова нарушаю, онлайн — способствует Мои соображения о проблемах преподавания на химфаке МГУ многим не нравятся. Бывший декан, возглавлявший факультет четверть века, когда-то назвал размещение этих соображений в открытом доступе нарушением корпоративной этики. Потребовал удалить разбор проблем, всего лишь отвечавший на призыв обсудить, «как нам реорганизовать…». И повторявший многократно мною сказанное на разных методкомиссиях. Термин «корпоративная этика» явно пришел из бизнеса, поэтому сразу скажу: nothing personal, just business. В смысле — только дело. Мое дело — обучать тех, кто пришел учиться.
  • Мария Молина16.06.2020 Заплачет март дистантом С 17 марта этого года многие частные школы перешли на дистанционное образование. Сделали они это без предварительной подготовки: на изменение режима ушли одни выходные. Государственным школам дали на пару недель больше, однако и им пришлось вести онлайн-занятия. Чего это стоило всем участникам процесса и можно ли переводить школу в онлайн, рассуждает лингвист, науч. сотр. Института языкознания РАН, преподаватель школы «Наукоград» Мария Молина.
  • ФОНД ДМИТРИЯ ЗИМИНА «ДИНАСТИЯ» МОГУТ ОБЪЯВИТЬ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (новостная лента)10.05.2015 ФОНД ДМИТРИЯ ЗИМИНА «ДИНАСТИЯ» МОГУТ ОБЪЯВИТЬ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (новостная лента) Новость о возможном признании Фонда «Династия» иностранным агентом воспринимается не иначе как черный юмор.
Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Denny
Denny
5 месяцев(-а) назад

Сравнивать сейчас результаты онлайн и классического подхода совершенно некорректно. Классические практики использовались и отрабатывались десятилетиями, к ним все привыкли. Онлайн вводилось форсмажором.

Nnnn
Nnnn
5 месяцев(-а) назад

Думаю, что он-лайн образование — как серьезное испытание для студентов воспринимается из-за форс-мажорных обстоятельств и как следствие — 1) абсолютной неадаптированности курсов и 2) несовершенства системы оценивания.

Тщательно подготовленные он-лайн курсы на коурсере от той же Вышки — это большое удовольствие и еще большее подспорье в работе.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: