О переименовании улицы Тимофеева-Ресовского в Екатеринбурге

В редакцию пришло письмо двух ученых, рассказывающее о тревожном событии: улица одного из крупнейших научных центров России — города Екатеринбурга потеряла имя выдающегося российского генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского. Начат сбор подписей против этого решения главы Екатеринбурга А. Г. Высокинского. Этим письмом редакция обращается к руководству города с вопросом: уважаемый Александр Геннадьевич, что происходит? Почему с улицы города стерто имя замечательного ученого и гражданина?

Николай Тимофеев-Ресовский. «Википедия»

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский является одним из крупнейших генетиков и эволюционистов XX века, создателем количественной радиобиологии и основоположником радиационной биогеоценологии. В течение 20 лет он работал на Урале, сначала в системе Средмаша в Лаборатории «Б», где возглавлял биофизический отдел. Тогда, еще до первых радиационных инцидентов и кыштымской катастрофы 1957 года, он решил важнейшую задачу защиты территорий от радиационного загрязнения за счет депонирования радиоактивности стоков предприятий атомного промышленного комплекса специальными каскадами водоемов с соответственно подобранной биотой.

Далее Н. В. Тимофеев-Ресовский работал в Свердловске (Екатеринбурге) в качестве заведующего лабораторией радиационной биогеоценологии и биофизики Института биологии УФАН (ныне Института экологии растений и животных УрО РАН ИЭРиЖ), где создал мощную научную школу по радиационной биогеоценологии (радиоэкологии) и биофизическую станцию Миассово в Ильменском заповеднике.

В 1976 году его ученик и преемник Н. В. Куликов организовал отдел континентальной радиоэкологии ИЭРиЖ при Белоярской АЭС. Сейчас этот отдел возглавляет А. В. Трапезников. На этих стационарах теория о путях миграции радиоактивных элементов в биологических цепочках и способах ее блокирования поверялась практикой, что стало архивостребованным в Чернобыле. Таким образом, именно на Урале, под руководством Н. В. Тимофеева-Ресовского, были выполнены приоритетные в мировой науке исследования по действию радиации на биогеоценозы (природные экосистемы).

Н. В. Тимофеев-Ресовский — ученый первого круга в мировой научной иерархии. Он впервые установил размеры гена и на этой основе развил представления о самовоспроизведении с изменениями ДНК (конвариантной репликации), ввел в генетику понятия экспрессивности и пенетрантности. По сути, он заложил основы молекулярной генетики и является одним из основоположников биофизики.

Именно по причине своих успехов и опережения отечественной школы в области генетики и экологии (Н. И. Вавилов, С. К. Кольцов и др.) в 1925 году Н. В. Тимофеев-Ресовский был приглашен Оскаром Фогтом, чтобы развивать эти направления в Германии. Там он фактически стал одним из мировых научных лидеров в генетике — «лицом советской науки», более чем достойно представляя ее достижения в международном научном сообществе. В итоге в начале 1950-х ученый был выдвинут на Нобелевскую премию за исследования мутаций, но при обращении Нобелевского комитета со стандартным процедурным вопросом «Жив ли он?» от представителей СССР не получили ответа — и по протоколу вынуждены были снять его кандидатуру. Тем не менее в 1969 году «за открытия, касающиеся механизма репликации и генетической структуры вирусов», крайне актуальные в свете нынешних событий, Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил его ученик Макс Дельбрюк, а несколько ранее (в 1962 году) — Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон, за расшифровку двойной спирали ДНК.

Здание Центра медицины и биотехнологии имени Н. В. Тимофеева-Ресовского в Берлин-Бухе (Германия), открытого в 2006 году. «Википедия»

С началом сталинских репрессий в 1930-е годы, последующим разгулом лысенковщины и запретом на генетические исследования в СССР Н. В. Тимофеев-Ресовский, по предупреждениям коллег и своего учителя, великого отечественного биолога Н. К. Кольцова, продолжил жить и вести свои исследования в Германии. С установлением в Германии диктатуры Гитлера он оказался, как иностранный подданный, интернированным в ней. В 1946 году органы НКВД и суд вменили ему наказание как «невозвращенцу», а лысенковцы в своих злых намерениях объявили его чуть ли не главным нацистом.

Сам ученый, соблюдая традиции своих великих предков и учителей, руководствуясь высокой моралью и порядочностью, не считал пристойным ввязываться с ними в политиканские дискуссии и отвечать на их измышления. Будучи христианином и живя по совести и заповедям — не собственного блага для, а для людей, — он и мерилом своей ответственности считал ответ перед Богом, за что навсегда снискал уважение своих многочисленных учеников и сподвижников, стал мерилом значимости не только по научным заслугам, но и по высочайшим морально-этическим качествам!

Неслучайно в 1980-е годы, с появлением знаменитой повести о нем — «Зубр», Николай Владимирович стал легендарным Зубром. Все клеветнические измышления и злостные умыслы стали достоянием широкой общественной гласности после выхода на экраны кинотрилогии Е. С. Саканян «Рядом с Зубром», «Охота на Зубра», «Герои и предатели». Окончательно Тимофеев-Ресовский был реабилитирован в 1992 году.

Н. В. Тимофеевым-Ресовским была поставлена фундаментальная проблема для будущего общества — биосфера и человечество. В 2000 году «в память о выдающемся ученом, учителе, верном сыне России, гуманисте мирового масштаба» была учреждена медаль «Биосфера и человечество» имени Тимофеева-Ресовского, среди лауреатов которой ряд известных генетиков. По инициативе ЮНЕСКО в честь столетия ученого 2000 год был объявлен годом Тимофеева-Ресовского. В период с 1990 года по настоящее время вышел целый ряд изданий о Николае Владимировиче, его научные труды. Среди этих книг и «Н. В. Тимофеев-Ресовский на Урале. Воспоминания» (1998), изданная его учениками и сподвижниками в Екатеринбурге.

Ныне мемориальные доски с именем ученого установлены на здании облисполкома в Челябинске, на домах в Обнинске и Снежинске. В честь Н. В. Тимофеева-Ресовского в Центре молекулярной медицины им. Макса Дельбрюка в Берлине назван целый исследовательский корпус с памятником великому ученому возле него. О широком международном признании Н. В. Тимофеева-Ресовского со всей очевидностью говорит тот факт, что он был избран действительным членом (академиком) Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» в Галле (ГДР), почетным членом Американской академии искусств и наук в Бостоне (США), почетным членом Итальянского общества экспериментальной биологии, почетным членом Менделевского общества в Лунде (Швеция), почетным членом Британского генетического общества в Лидсе (Великобритания), членом Общества Макса Планка (ФРГ), действительным членом Лондонского Линнеевского общества. Н. В. Тимофеев-Ресовский — лауреат медалей и премий Ладзаро Спалланцани (Италия), Дарвиновской (ГДР), Менделевской (ЧССР и ГДР), Кимберовской (США).

Екатеринбург в этом отношении оказался исключением! К сожалению, нет ни памятника великому ученому, ни мемориальной доски на доме, где он жил по адресу: ул. Малышева, 129.

Новое событие произошло в марте 2020 года. Суть в том, что в начале 2000-х, со строительством Академического микрорайона в ­Екатеринбурге, одну из улиц было решено назвать именем Тимофеева-Ресовского. Она появилась на всех картах и во всех документах Екатеринбурга. Однако через несколько лет, когда на улице Тимофеева-Ресовского стали появляться первые дома и заселяться жильцы, возник какой-то необъяснимый сбой. Согласно Постановлению № 525 от 18.03.2020, подписанному главой Екатеринбурга А. Г. Высокинским, улицу переименовали в ул. Академика Парина, при этом без объяснения причин. Анализ местных СМИ показывает, что акт переименования улицы Тимофеева-Ресовского проведен на основании предварительно опубликованных в прессе фейков, недостоверных, неоднократно, в том числе и официально, опровергнутых и оскорбительных для чести и памяти ученого слухов.

Этот факт «оптимизации» имени Тимофеева-Ресовского в названии улицы вызвал озабоченность и недоумение у горожан и академического сообщества, обращения в инстанции разных рангов. В частности, Всесоюзное общество генетиков и селекционеров им. Н. И. Вавилова, ученые Екатеринбурга небезосновательно беспокоятся не только за создание такими действиями неблагоприятного имиджа города в глазах мировой и отечественной научной общественности, но и за отношение к ученым и научному сообществу в нашем городе.

8 апреля 2020 года начался сбор подписей против переименования улицы Тимофеева-Ресовского [1]. В этой связи хотелось бы знать, что за мотивы повлияли на принятие данного решения, насколько компетентны лица, принимавшие данное решение, в части истинных заслуг Н. В. Тимофеева-Ресовского, есть ли вообще в топонимической комиссии представители УрО РАН?

В настоящих непростых условиях, с появлением такой страшной напасти, как пандемия коронавирусной инфекции, следовало бы использовать все ресурсы для мобилизации не только материальных, но и духовных активов общества, поднимать настроение ученых, от которых прежде всего зависит подлинное решение возникшей проблемы. Увы, действия городской администрации по переименованию улицы Н. В. Тимофеева-Ресовского этому не способствуют. Справедливость, честное имя, патриотизм в России — фундаментальные понятия, на уровне национальной идеи.

Соответственно, хотелось бы знать мнение о переименовании улицы Тимофеева-Ресовского не только горожан Екатеринбурга, но и широкого круга читателей, всех тех, кому дорого наше историческое наследие и место ученого в современном обществе!

В. В. Литовский, докт. геогр. наук, зав. сектором Института экономики УрО РАН;

С. Н. Куликов, канд. мед. наук, доцент Уральского государственного
медицинского университета

1. Свою подпись против переименования можно поставить на странице
    change.org/p/мэр-города-против-ликвидации-имени-тимофеева-ресовского-в-названии-улицы-в-екатеринбурге/u/26300302

Нана Эседова

И чьим же именем, интересно, назвали эту улицу?!!

Ксения Перфильева

Статью прочитайте

Нана Эседова
В ответ на:  Нана Эседова

Ксения Перфильева Прочитала, спасибо. Первый раз читала невнимательно из-за возмущения.

Ирина Пыхова
В ответ на:  Нана Эседова

Парина. В местных новостях писали, что фигура Тимофеева-Ресовского исторически неоднозначная, так что по просьбе граждан
«Причина конфликта в том, что Николай Тимофеев-Ресовский в истории советской науки считается фигурой неоднозначной. Известно, что в годы Второй мировой войны он жил и работал на территории Германии, отказавшись вернуться из научной командировки в СССР из страха попасть под каток «большого террора».

После Победы он был арестован в Берлине органами НКВД и осужден на 10 лет лагерей «за измену Родине», однако в 1990-е годы его посмертно реабилитировали. Стоит подчеркнуть, что после освобождения из ГУЛАГа ученый внес весомый вклад в развитие советской радиобиологии и генетики.

При обсуждении топонимики в Близком все вспомнили, что Тимофеев-Ресовский никогда не был членом АН СССР, а научное звание получил в 1940 году от германской академии естествоиспытателей «Леопольдина».

В качестве альтернативы генетику жители района предложили назвать улицу в честь академика Василия Парина, возглавлявшего перед Великой Отечественной войной Уральский медицинский институт.

Парин был одним из основоположников космической биологии и медицины, членом Международной Академии астронавтики, сопровождал Юрия Гагарина на космодром перед первым в истории человечества полетом в космос.

Инициативу горожан поддержали власти Екатеринбурга. 18 марта глава города подписал соответствующее постановление.»

Наталия
В ответ на:  Ирина Пыхова

А зачем потакать низости и тупости? Власть должна возвышать и просвещать. А в данном случае власть повела себя как мракобес. Средневековые ухватки. Стыдно.

Антонина
В ответ на:  Ирина Пыхова

Историческая неоднозначность фигуры ученого уничтожена его посмертной реабилитацией, а членом АН СССР он, видимо, не стал по той же причине, что и лауреатом Нобелевской премии. Интересно, что движет людьми в стремлении унизить выдающуюся личность, даже посмертно?

В ответ на:  Ирина Пыхова

Парин и Т.-Ресовский. «Сравнили пень с ярмаркой»

Лия Гинцель
В ответ на:  Ирина Пыхова

Граждане, как всегда, в ногах валялись… Просили…

В ответ на:  Нана Эседова

Irina Pykhova Дело не в том, что в честь академика Парина улицу назвали, а в том, что имя Тимофеева-Ресовского, «Зубра» убрали. Можно подумать, что улицы в Екатеринбурге — все! — кончились! ;) Просто сталинисты решили, что теперь на их улице окончательно праздник.

Alexandru
В ответ на:  Victor E. Gomelyuk

А причем тут «сталинисты»?

Илья
В ответ на:  Victor E. Gomelyuk

сталинисты здесь не при чем. Мне тоже не нравится то, что Тимофеева-Ресовского, какие-то либералы решили потоптать. Читал его записи — это гений! Даешь улицу Тимофеева-Ресовского!

Ирина Пыхова
В ответ на:  Нана Эседова

Victor E. Gomelyuk так я разве возражаю. Просто впервые так наглядно по просьбам неизвестных трудящихся и с таким мерзким обоснованием. Прямо читается, что зря там кого-то реабилитировали

В ответ на:  Ирина Пыхова

А «не мерзкие обоснования» возможны? Реабилитировали правильно, но подумали, что человек 10 лет вместо: «доброе утро»(на любом языке) приветствовал коллег: «хайль гитлер». В отличие от Гамова или Набокова, для которых улиц не нашлось.

В ответ на:  Нана Эседова

Irina Pykhova «впервые» ?… В СССР это происходило с 1917 года. «Именем революции» и «по просьбе трудящихся».

И не говорите мне, что в РФ правит «какой-то другой» слой — а не советская номенклатура и их последыши.

В ответ на:  Victor E. Gomelyuk

Вы полагаете дело в том, что «последыши советской номенклатуры», а не в том, что продолжение авторитарно-тоталитарной традиции управления страной?

В ответ на:  Victor E. Gomelyuk

Последыши, но сохранившие «полезные мутации». Не все представители советской номенклатуры согласились бы «пить баварское» забыв про блокаду и «Бабий Яр».

Виктория Львовна Корогодина

О переименовании улицы Вы также можете узнать на портале Н.В. Тимофеева-Ресовского: https://wwwinfo.jinr.ru/drrr/Timofeeff/index.html

Борис Соколов

Сын Парина в свое время завали свою жену — мою родную тетю. Но отделался легким испугом. Отец его отмазал как психа

Ирина Гаврилова

Мрак и ужас, других слов нет. Где мы? Кто мы? В фейсбучном гетто рассуждаем. Все слова, слова , слова…

В ответ на:  Ирина Гаврилова

А что в ФБ может быть, кроме слов?

Петр Кашулин

В ответ на:  Петр Кашулин

Кажется, одно го из этих самых «красно-коричневых», самого главного, сам Ельцин и назначил. По крайней мере, он старался изо всех сил, что это именно его выбор.

В ответ на:  Петр Кашулин

Разрушение Ипатьевского дома Борису Николаевичу Вы списали?
Красная сволота сначала разрушает церкви, затем — науку. Рифмы истории.
Кстати, про прошлогодние учения в Екатиринбурге как-то забыли.

В ответ на:  ричард

Зато теперь на месте этого дома храм отгрохали и содержат его за наш счёт. Банада чёрнорясная.

Борис Канашов

Куда смотрит уральская наука? Где знаменитый физтех, который гордится своим братством? Имена ученых — один из немногих инвариантов в этом мире.

В ответ на:  Борис Канашов

Наверное, инвариантное братство до этого смотрело, как Кремль обескровливает и разваливает Академию Наук, превращает ее в министерство (чего Хрущеву, к примеру, сделать не удалось). А куда теперь смотрит — не вем…

Alexandru
В ответ на:  Victor E. Gomelyuk

Академия наук была министерством при царе и это никого не смущало.

Борис Канашов
В ответ на:  Борис Канашов

Да, в том числе и развал РАН! Даже если РАН к тому времени была ослаблена. Сегодня уничтожается ИТЭФ, завтра очередь УрО РАН. Позиции сдаются незаметно и всегда находится оправдание.

Игорь Исаков

Думаю, темное время лысенковщины возвращается.

Наталия Соколовская

Перкраснй справедливый текст. Но, коллеги, упоминая повесть «Зубр, с котрой по сути началась реабилитация Т.-Р. , следовало бы назвать и имя автора повести. А то как-то неприлично.

газета "Троицкий вариант - Наука"

Наталия Соколовская это же текстов авторов письма. А мы в лиде можем дописать

Наталия Соколовская

газета «Троицкий вариант — Наука» Да, спасибо, это было бы правильно))

Victor E. Gomelyuk

При всем уважении к Даниилу Гранину — его прекрасный роман на условия, в которых оказался Тимофеев-Ресовский не повлиял — никак.

Посильные соображения на тему топонимики: а ведь некому не пришло в голову, что в Санкт-Петербурге нет улиц А. А. Фридмана и Г. А. Гамова. Очевидно, их вклад в науку не меньше. И Нобелевские получили (причем не одну!) их последователи. Гамову можно было дать целых три (нуклеосинтез в звездах, горячий большой взрыв и триплетный код ДНК). Может, письмо губернатору напишем?

Igor Lissov

Значительный вклад Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского в науку не подлежит сомнению. А вот авторы статьи, не посмевшие открытым текстом написать, что гражданин СССР все годы гитлеровской диктатуры, включая годы войны с СССР, работал по профилю в германском научно-исследовательском учреждении, вызывают жалость.

vibbtwo
В ответ на:  Igor Lissov

Действительно, нравственный облик Н.В. крайне спорный, тут с мэром приходится согласиться.

В ответ на:  vibbtwo

На Сталина работать куда моральнее, ясен пень. Т.е. ТР должен был вернуться в СССР, где его бы пытали и убили. Вот тогда мы бы и улицы в его честь называли. А так он решил жизнь себе сохранить, экий негодяй. И Гамов тоже решил покинуть лучшую страну мира, негодяй. Да не мало их таких было. А я считаю молодцы, что сбежали из ада, который был им уготовлен.

vibbtwo
В ответ на:  Serj

То есть Вы, тоже выбрали бы, в той войне, сторону нацистов, верно?

Дина Вул

Им. Путина станет улица?

Ирина

Я думаю, решение этого вопроса (возврата наименования улицы) надо оставить потомкам, когда все будет гораздо виднее, в условиях значительно большей свободы и правдивости информации, в отличие от сегодняшнего дня. Пару лет назад просматривала ранние его работы, у меня закралось такое подозрение, которое выражено более обоснованно здесь https://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/akademik-trofim-denisovich-lyisenko.html?start=13
Сколько улиц, городов в России было несправедливо переименовано! Только в условиях восстановления исторической правды можно будет разобраться в этой чехарде. Недолго уж осталось ждать свободы (по пророку А.С. Пушкину).

Ирина

То есть мнения отличные от автора статьи удаляются? Повторю еще раз, что сейчас этот вопрос решать рано. Есть достаточно аргументов в пользу того, что Тимофеев-Ресовский был осужден справедливо и при том не был растрелян https://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/akademik-trofim-denisovich-lyisenko.html?start=13

Александр Михайлович

«Кот из дома, мыши в пляс! После кончины Бориса Ельцина недобитая красно-коричневая сволота повыползала из всех щелей и совсем оборзела.» А я считаю, что именно крайне неудачная «расстановка акцентов» в 90е и вызвала такую «красную реконкисту» в 2010х. Понятно, что Красный Террор должен был быть осужден. Но явно же палку перегнули в другую сторону и СССР был ошельмован. Прекрасно помню, что это Очень активно не нравилось подавляющему числу населения и значительной части не самых последних людей советско-русской интеллигенции (Юрий Бондарев). Просто «демократы», с комсомольским задором ведшие нас по пути в «прекрасное капиталистическое будущее» (именно в капитализм, а не к социал-демократии и либерализму! , почувствуйте разницу), старались этого не замечать, дескать это «недобитая красно-коричневая сволота…», а это не «сволота», а Советский Народ, сформировавшийся за ХХвек. БОльшая часть народа помнила Победу, Гагарина, общедоступное образование, социальное равенство (сравните с нынешним) и интернационализм (сравните с нынешним «парадом национализмов») и советскую науку. А под предлогом борьбы с «наследием проклятого советского прошлого» очень многое угробили, идейно повторив катастрофу 1917го. В этом то и беда — мы никак не хотим закончить гражданскую войну: то «красные» наступают, то «белые», то опять «красные»… Но обязательно наступать и «до основания, а затем…» Вот и приходится ныне сталкиваться с таким же… Подробнее »

«Просто «демократы», с комсомольским задором ведшие нас по пути» — да никуда они нас не собирались вести. Много ли читателей ТрВ держали в руках «Государство и эволюция» Гайдара III ? Или «нашумевшую» «Историю приватизации» Чубайса Старшего? Была ли сколь-нибудь заметная реакция на «белую» «Россию в обвале» нобелевского лауреата 1970-го (а это вам не Ю. Бондарев)? Нет, времена «Огонька» закончились. Как и времена строительства коллайдера в логуновском Протвино. Настали «чисто конкретные» времена времена без всяких цветов и «измов». При живом Коте, напомню.

В ответ на:  ричард

Не совсем соглашусь, по-моему вели и даже привели — задача создать широчайший класс собственников «демократами» (точнее «приватизаторами») в России выполнена.
А вот для изживания не-договороспособности, лежащей в основе политической культуры России (точнее политического бескультурия), сделали мало. По сути, революция 1987-1993 это стала перевертышем революции 1905-1919 (правильно тогда большевики называли ее «контрреволюцией», это и был антипод их «пролетарской» — «антипролетарская» революция). Но в основе, все та же идеология нетерпимости к чужому мнению. В 1993 российское общество опять провалило экзамен на зрелость и состоялась очередная узурпация власти (в 1917 это были большевики, а в 1993 это стали политики и олигархи+ОПГ, стоявшие за ними ). И мы обречены продолжать переименовывать туда сюда улицы, устанавливать и сбивать памятные доски. «Нет у революции начала, нет у революции конца…»

В ответ на:  ричард

А с чем согласен, что явно многие «либералы» в своем восприятии действительности остались «в эпохе Огонька», даже мнения А.И.С. о том, что у нас получилось не учитывают.
К перечисленным Вами работам, добавлю, которую сам часто цитирую (т.к. она сильно повлияла на мое собственное мировоззрение): Дмитрий Фурман «Перевернутый истмат»? От идеологии перестройки к идеологии «строительства капитализма» в России, «Свободная мысль» №3 1995.
По-моему, тогда Фурман четко показал все ошибки/цели наших реформаторов: глубоко неверная оценка идейной основы строительства посткоммунистической России. и то, как они перепутали «демократию» с «капитализмом».

Согласен. И с Вами, уважаемый Александр Михайлович.

Александр Михайлович

Спасибо, добавлю ссылку на мемориальный сайт Дм. Фурмана:
там можно найти полный корпус его работ.

Взаимное спасибо (типа алаверды), прочел «О себе» в вопросах и ответах, ну оченно здорово.
Не пересекался с Д.Е. никак, хотя в поздние перестроечные / ранние ельцинские был активен и весьма. Марина (жена) очень ценит, я тоже, честную публицистику Д.Е.Фурмана, толковый был человек, соображал, что к чему, на удочки не клевал, не попадался.

Александр Михайлович

Прочел in memoriam Б. Вишневского по Вашей ссылке, вспомнил собственную реакцию в 1993м. Придя в университет, где все гудело, на вопрос одного из наших преподавателей, как мы к этому относимся я в запале выдал -«Если враг не сдается, его уничтожают!», стыдобушка. Позже, видя деградацию страны, общества и горе народа, пришло осознание, что мы сделали со страной. И тем горше было, читая Фурмана осознавать собственный «большевизм», недостаток культуры рефлексии, релятивизма и диспута. С тех пор «пассионарности» во мне существенно убавилось, но либерально-демократические принципы стали проще, чище в своей основе. Недавно в «Независимой» была статья Николай Владимирович Работяжев «Петр Струве: «Я западник и потому — националист. К 150-летию со дня рождения русского философа», http://www.ng.ru/ideas/2020-02-10/7_7790_struve.html Ныне мне близок именно такой «умеренный национально-консервативный либерализм».

Уважаемый А.М., щас все — по-другому. Учитывать умного Петра Бернгардовича, разумеется, неплохо, но соображать надо собственной головой, даже, возможно, ошибаясь и крепко. Так соображать, как это делает, к примеру, имхо, достаточно непредвзято известный политик-оппозиционер лидер ФБК А.А. Навальный.
Кстати, это — и к «делу о переименовании» улицы относится впрямую.

Александр Михайлович

Обижаете Уважаемый Л.К. :) Кто-ж говорит от следовании шаг-в-шаг доктрине 100летней давности, все «чуть-чуть» поменялось.
Но сама идея соединить либерализм и патриотизм (а это, в общем-то, бывает очень нелегко), быть патриотом и именно потому либералом, мне кажется очень актуальной сегодня.
А уж «соображать собственной головой» это и вовсе из катехизиса либерализма (о чем, к сожалению, частенько забывают и наши «верующие, что солнце встает на Западе» , а не только пресловутое «путинское большинство»).
С уважением.

«В пандане» (pendant — фр.), как любил некогда выражаться прекрасно франкоговорящий (свободно — как и С.Пархоменко) А.А. Венедиктофф.

Тоже в память о Войне, цитата» Акт первоначально был подписан представителями Верховного командования вермахта, верховного командования Западных союзников и Советского Союза 7 мая в 02:41 по центральноевропейскому времени в Реймсе (Франция). По требованию Сталина состоялось вторичное подписание капитуляции в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте.» После того, как немцы узнали, что Стали дезавуировал подпись СССР под актом о капитуляции не означает ли это, что они ВСЕ — от солдата до генерала — усомнились, что к ним будут относиться как к военнопленным и ломанулись сдаваться на Запад, оставляя заслоны, которые, прикрывая отход отступающих товарищей, стояли насмерть? Известно об ожесточенных боях на Восточном фронте, когда на Западном уже была тишина. Значит ли это, что все наши убитые — начиная с 8 мая — почти исключительно результат этого решения Сталина? Впрочем, и в Финскую войну, он послал брать Выборг, который и так по договору отходил к СССР. Сталин всегда ценил пропагандистский эффект дороже солдатских жизней? Есть обратные примеры?

«Где знаменитый физтех, который гордится своим братством? Имена ученых — один из немногих инвариантов в этом мире.» Это так. Когда А.Д. Сахарова собирались исключить из АН СССР, Я. Б. Зельдович напомнил, что это будет второй случай в истории (после Эйнштейна в 3-м рейхе). Кто-нибудь знает реакцию Зубра на решение предшественницы Леопольдины? Или он предпочел пить разливное баварское и не лезть в бутылку?

В ответ на:  ричард

Не Зельдович, в П.Л. Капица ))

Изумляет общий тон комментариев, — никакой пассионарности.
Предлагаю гражданскую инициативу, — противникам переименования, у которых есть частная квартира, дом или загородный коттедж в Екатеринбурге назвать их фамилией Тимофеева-Ресовского. Вот у нас, например, все частные загородные участки называют «мичуринскими» в честь Мичурина. Инициативу можно расширить на другие населенные пункты и на других известных лиц российского происхождения, — похоже, очень даже впечатляюще будет звучать, например, — «коттедж имени Набокова».

Рашит

«Екатеринбург в этом отношении оказался исключением! К сожалению, нет ни памятника великому ученому, ни мемориальной доски …»
Доска все-таки есть. Hа входе в Институт экологии растений и животных УрО РАН.

В ответ на:  Рашит

А кому из великих ученых CCCР (и, в частности, эмигрировавшим) есть памятники?
Зворыкин, Сикорский, Гамов…А деятели культуры — эмигранты? Вспоминаю только И.Бродского, который и уехал-то не по своей воле.

Опасное это дело — ставить памятники деятелям науки в провинциальных городах. В подтверждение привожу отрывок из повести Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Светлая личность». http://lib.ru/ILFPETROV/svet.txt «…Пыхнув папироской, Филюрин отошел от равнодушного продавца и, пересекая вымощенную квадратными плитами площадь, очутился в освежающей тени конной статуи Тимирязева. Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши впереди правую руку с зажатым в ней корнеплодом. Четырехугольная с кистью шапочка доктора Оксфордского университета косо и лихо сидела на почетной голове ученого. Многопудовая мантия падала с плеч крупными складками. Конь, мощно стянутый поводьями, дирижировал занесенными в самое небо копытами. Великий ученый, рыцарь мирного труда, сжимал круглые бока своего коня ногами, обутыми в гвардейские кавалерийские сапоги со шпорами, звездочки которых напоминали штампованную для супа морковь. Удивительный монумент украшал город с прошлого года. Воздвигая его, пищеславцы подражали Москве. В стремлении добиться превосходства над столицей, поставившей у Никитских ворот пеший памятник Тимирязеву, город Пищеслав заказал скульптору Шац конную статую. Весь город, а вместе с ним и скульптор Шац, думали, что Тимирязев — герой гражданских фронтов в должности комбрига. Шац на время забросил обязанности управдома, которые обычно исправлял, ввиду затишья в художественной жизни города, и в четыре месяца отлил памятник. В первоначальном своем виде Тимирязев держал в руке… Подробнее »