«Спектр-РГ» совершил оборот вокруг точки Лагранжа

Проекция траектории КА «Спектр-РГ» на плоскость эклиптики. Пунктиром обозначена орбита Луны. Зеленые квадраты — моменты проведения трех коррекций траектории на перелете: К1, К2, К3. Оранжевым отмечен момент «замыкания» рабочей орбиты после полного оборота (орбита незамкнута). Красный кружок — положение КА через полгода после выхода на рабочую орбиту (квазипериодическая орбита, или КПО). Изображение: ИПМ им. М. В. Келдыша РАН
Изображение: ИПМ им. М. В. Келдыша РАН

16 апреля 2020 года астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» стала первым отечественным космическим аппаратом, который облетел точку Лагранжа L2.

Траектория «Спектра-РГ» похожа на спираль: он вращается вокруг точки Лагранжа L2, которая находится примерно в 1,5 млн км от Солнца на линии «Солнце — Земля». В этой точке силы притяжения Земли и Солнца уравновешиваются центробежной силой, так что помещенное в эту точку тело в ней и остается, вращаясь вокруг Солнца. В реальности космические аппараты движутся вокруг L2 по различным траекториям.

Вращаясь вокруг оси, которая примерно соответствует направлению на Солнце, аппарат «Спектр-РГ» сможет провести полный обзор небесной сферы за полгода, при этом в поле зрения его телескопов не попадает Солнце. Но такая рабочая орбита не­устойчива, поэтому приходится периодически (примерно один раз в два месяца) проводить маневры коррекции, чтобы аппарат оставался на ней.

Эта орбита была рассчитана в Институте космических исследований РАН и Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН несколько десятилетий назад для космического эксперимента «Реликт-2». Из-за социально-экономических проблем 1990-х годов этот проект не был реализован.

«Спектр-РГ» вышел на рабочую орбиту 22 октября 2019 года. За полгода его научные инструменты — рентгеновские телескопы eROSITA и ART-XC — успели провести обзор более половины небесной сферы. Работа продолжается!

• Научный руководитель миссии — академик Рашид ­Алиевич Сюняев;
  • научный руководитель по телескопу ART-XC (Россия) — докт. физ.-мат. наук Михаил Николаевич Павлинский;
  • научный руководитель по телескопу eROSITA (Германия) — доктор Петер Предель.

По материалам
пресс-центра ИКИ РАН

• Карта всего неба в галактических координатах, полученная с помощью телескопа ART-XC в диапазоне энергий 4–12 кэВ 8.12.2019–10.06.2020. Отмечены все зарегистрированные события. Для данного изображения размер исходного пикселя был увеличен в сто раз, поэтому слабые источники скрыты фоном16.06.2020 «Спектр-РГ» целиком отсканировал небо в жестких рентгеновских лучах Свершилось: 10 июня телескоп ART-XC обсерватории «Спектр-РГ» закончил свой первый обзор всего неба! Около полугода аппарат непрерывно сканировал небесную сферу в жестких рентгеновских лучах (4–20 кэВ).
  • «Спектр-РГ» отсканировал уже треть небесной сферы10.03.2020 «Спектр-РГ» отсканировал уже треть небесной сферы Орбитальная обсерватория «Спектр-РГ» отмечает важный этап — построена одна треть рентгеновской карты всего неба. Количество зарегистрированных рентгеновских источников на российской половине этой карты (16,7% всего неба) превышает 95 000. Лишь одна шестая их часть была задетектирована немецким спутником ROSAT на единственной в мире полной рентгеновской карте неба, полученной в далеком 1990 году. Зарегистрированное количество источников соответствует предсказаниям ученых.
  • «Спектр-РГ». Изображение с сайта roscosmos.ru16.07.2019 Наша половина небес «Спектр-РГ» — российско-германская космическая рентгеновская обсерватория, запущенная с Байконура 13 июля 2019 года. Это первый отечественный телескоп с оптикой косого падения и первый российский аппарат, предназначенный для работы в точке либрации. На вопросы ТрВ-Наука отвечает зам. научного руководителя проекта и научный руководитель телескопа ART-XC, докт. физ.-мат. наук, зам. директора Института космических исследований РАН, зав. отделом астрофизики высоких энергий Михаил Николаевич Павлинский. Беседовал Максим Борисов.
  • Конструирование Байкальского нейтринного телескопа. Фото Б. Шайбонова (ОИЯИ)14.07.2020 Нейтрино нужно разговорить Почему нейтрино почти не взаимодействует с обычным веществом и прошивает насквозь миллиарды звезд? Могут ли нейтрино быть частицами загадочной темной материи? Какую информацию они нам сообщают об эволюции галактик и Вселенной? Об этом и многом другом журналист Ян Махонин поговорил с докт. физ.-мат. наук Дмитрием Наумовым, зам. директора по научной работе Лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне.
Дядя Саша

Траектория «Спектра-РГ» похожа на спираль: он вращается вокруг точки агранжа L2, которая находится примерно в 1,5 млн км от Солнца на линии «Солнце — Земля».
Скоро аппарат полетит на Солнце .

В тексте очевидная опечатка, вместо «в 1,5 млн км от Солнца на линии «Солнце — Земля»» в 1,5 млн км от Земли на линии «Солнце — Земля».

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)