Вузы и институты

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовДорогие коллеги, когда вы возьмете в свои руки этот номер «Троицкого варианта», уже окончательно, даже по юлианскому календарю, наступит 2020 год. С чем вас всех искренне поздравляю!

Во время тяжелых раздумий, случавшихся у меня в хмурые утренние часы январских каникул, я не мог не продолжать думать о том, как будут развиваться в наступившем году наши наука и образование. Превозмогая головную боль, я пытливо всматривался в стылую и туманную даль: что год грядущий нам готовит кроме очередных успехов в области НБИКС и генетических технологий, а также научных прорывов под руководством мегагрантников в наших вузах и научных организациях?

И тут мне пришло в голову, что есть важный вопрос, который касается как раз отношений между вузами и научными организациями. К сожалению, несмотря на постоянное и плодотворное сотрудничество, наши отношения никогда не были исключительно безоблачными. В девяностые годы академические институты перетянули тонюсенькое одеяло бюджетного научного финансирования на себя, утверждая, что дело вузов — заниматься образованием. Для нашей вузовской науки это было серьезным ударом. Ближе к концу 2000-х вузам начали подбрасывать кой-какие деньги на оборудование, и Академия тут же начала завидовать нам.

До реформы РАН дело ограничивалось более или менее успешными попытками перетягивания бюджетного одеяла. Однако после 2013 года в среде сотрудников академических институтов начали распространяться страшилки: мол, вузы сейчас расхватают академические институты, чтобы нарастить свои публикационные показатели. А наука-то в вузах никакая, там все сидят на краткосрочных контрактах, а бюрократия жуткая — переварят, мол, нас и не подавятся, будет нам туго-туго. Тыкали пальцем в МИСиС, который якобы хотел поглотить несколько институтов, в Красноярске научные организации вообще в ФИЦ объединились, чтобы не быть поглощенными Сибирским федеральным университетом.

Но, в общем, ничего страшного не случилось, и страхи поутихли на какое-то время. Впрочем, после создания Министерства науки и высшего образования, объединившего под своей крышей университеты и академическую науку, после постановки задачи интеграции университетов и научных организаций в рамках научно-образовательных центров мирового уровня, эти страхи вновь ожили. И опять пошли разговорчики, что интеграция будет «по полной программе», опять пошли слухи, что вузы зарятся на академические институты и их площади…

Что я тут могу сказать? Не спорю, есть, конечно, отдельные вузы, к которым сложно испытывать симпатию. Вот, к примеру, есть Высшая школа экономики, занимающая очень выделенную позицию в плане финансирования. Мало того, что она имеет особый околоправительственный статус, так ректор Вышки еще и женат на главе Центробанка! Не удивительно, что у этого заведения куры денег не клюют. Ну и пользуясь этим, Вышка сейчас хочет стать классическим университетом, пачками покупая преподавателей и научных сотрудников, получая за звонкую моменту публикации в высокорейтинговых журналах, подготовленные в академических институтах и других вузах. Да, такой вуз — это хищный капиталистический университет, полагающийся на свою толстую мошну. Такого хищника сложно не бояться, мы и сами таких выскочек не любим.

Но обычные, традиционные вузы, особенно классические университеты — это совсем другое дело. Дорогие коллеги из академических институтов, не стоит бояться вузов! Вузы — это образование, это студенты — наше будущее, это молодость и жизнь, бьющая ключом. Обойдетесь ли вы без наших студентов? Нет, конечно, не обойдетесь! Бюрократия — ну а куда ж без нее? Мы живем, и вы сможете. Если рассуждать прагматично, коллеги, то никуда вы без нас не денетесь. А вот мы без вас худо ли, бедно ли, но переживаем.

Вот на основе этого понимания и следует выстраивать отношения. Вам, работники академических институтов, пора перестать задирать нос, пора перестать считать, что наука есть только у вас, да в нескольких университетах. Пора понять, что свою честь можно продать гораздо дороже, если делать это по своей инициативе и добровольно. В том же случае, если тебя не спрашивают, сложно на многое рассчитывать. Будьте прагматичны, коллеги, и всё у нас получится!

Ваш Иван Экономов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Что губит российскую науку и как с этим бороться. Часть II22.12.2015 Что губит российскую науку и как с этим бороться. Часть II Редакция завершает публикацию программной статьи академика РАН Георгия Павловича Георгиева, одного из создателей молекулярной биологии и молекулярной генетики высших организмов, основателя и научного руководителя Института биологии гена РАН, лауреата Госпремий СССР и РФ.
  • Куда и зачем уезжают выпускники?07.11.2017 Куда и зачем уезжают выпускники? В последние годы примерно треть каждого выпуска бакалаврской программы «Математика» НИУ ВШЭ получает приглашение из лучших аспирантур мира. Факультет математики не делает из этого секрета, а, наоборот, вывешивает на сайте поздравление выпускникам, получившим офферы. Зачем? Не способствуем ли мы утечке мозгов? Не подаем ли мы сигнал нашим российским студентам, что единственной успешной траекторией мы считаем «свалить за бугор»? Наконец, какие усилия мы предпринимаем для того, чтобы наши выпускники уезжали или чтобы они оставались? Мне эти вопросы представляются слишком важными, чтобы от них отмахиваться. Это серьезные вопросы, на которые надо давать серьезные ответы. Такие ответы я постараюсь дать ниже…
  • Записка о структуре науки в России11.06.2020 Записка о структуре науки в России При обсуждении различных реформ науки и высшего образования, в том числе при обсуждении показателей эффективности труда научных работников, участники часто упускают из виду неоднородность учреждений, в которых ведутся научные исследования и разработки, и неоднородность самих этих исследований.
  • Как по уму реформировать науку и образование, если к тому появятся условия и воля06.11.2018 Как по уму реформировать науку и образование, если к тому появятся условия и воля Если бы директором был я… Год назад мы уже публиковали материалы на эту тему. Вы спросите, а имеют ли смысл подобные рассуждения здесь и сейчас? Ведь, казалось бы, никто из рассуждающих на эту тему не директор и допущен к принятию решений не будет. И даже не будет выслушан в том недоступном и непонятном месте, где принимаются решения. Там у них другие интересы и другие критерии. Зачем сотрясать воздух? Но мы все-таки предлагаем высказаться.
Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Лёня
Лёня
1 год назад

От бюрократической обузы наши вузы превратились в узы.

Denny
Denny
1 год назад

«Пора понять, что свою честь можно продать гораздо дороже…»

Все это как раз понимают. Поэтому как раз и не боятся разных капиталистических хищников, покупающих то, что им надо, за хорошие деньги.

«Но обычные, традиционные вузы, особенно классические университеты — это совсем другое дело.»

Вот именно. Они тоже хотят аффилиаций в статьях, сделанных не ими, но платить не могут или не желают. Самим едва хватает. Вот таких «социалистических хищников» и стоит бояться. Они стремятся прихапнуть работы, используя методы демагогии и открытого шантажа «…никуда вы без нас не денетесь. А вот мы без вас худо ли, бедно ли, но переживаем.»

Впрочем, нынешний министр как раз из ректоров…

01.01.09
01.01.09
1 год назад
В ответ на:  Denny

Понимаете, химики — одни из немногих, у кого что-то реальное почти всегда есть. А откуда взять интеллектуальную собственность в российских гуманитарных науках, созданных для Диссернета

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: