Слушаем Генделя

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Я не большой поклонник известной ЖЗЛ-серии издательства «Молодая гвардия» — иные тома просто замечательны, а есть и малоудачные. В общем, надо ориентироваться на автора соответствующего жизнеописания в большей степени, чем на героя, чья жизнь является темой книги.

Однако в данном случае ситуация как раз обратная: я читала жизнеописание Генделя, поскольку в определенной степени знаю его музыку, а вот об авторе этой книги, Ларисе Валентиновне Кириллиной, я не знала просто ничего.

Кириллина Л. Гендель. М.: Молодая гвардия, 2017
Кириллина Л. Гендель. М.: Молодая гвардия, 2017

Между тем известный музыковед и педагог, профессор Московской консерватории написала не просто интересную биографию для знатоков — думаю, это хорошая книга для всех. Тем самым автор выбрала самый трудный жанр — писать просто о сложном. И это — с моей точки зрения — удалось.

Подготовить жизнеописание композитора — весьма трудная задача, в особенности когда читатель может сколько-то знать о его музыке и именно поэтому стремится узнать побольше о жизни того, кто эту музыку создал, ожидая соотнесенности «жизни» и «творчества» — будь то, условно говоря, «гармония» или «контраст».

Лариса Кириллина. mosconsv.ru
Лариса Кириллина. mosconsv.ru

Автор, рассказывающий нам о Генделе, должен к тому же изыскать способ «примирить» сегодняшнего читателя с тем «посланием», которое содержалось в творчестве композитора эпохи барокко с тогдашними зрителями и слушателями. Здесь я с радостью наблюдаю подлинную удачу автора книги — Лариса Кириллина не «застревает» ни на описании обсуждаемых произведений Георга Фридриха Генделя, ни на реакции тогдашней публики.

Следует отметить важнейшие фактические данные, касающиеся жизни и творчества Генделя, приводимые автором в конце книги.

В заключение позволю себе оценку, которая должна была бы представляться банальностью по отношению к книге заведомо общедоступного назначения. Книга Л. В. Кириллиной содержит, как мне представляется, всё необходимое для заинтересованного читателя; более того, в ней достаточно разного материала и для того, кто, после прочтения книги, захочет обратиться непосредственно к музыке Генделя — быть может, впервые.

Ревекка Фрумкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Ван Баскирк Э. Проза Лидии Гинзбург. Реальность в поисках литературы. Пер. с англ. С.Силаковой. — М.: НЛО, 2020 (nlobooks.ru/books/nauchnaya_biblioteka/21608/)14.01.2020 Книга о Лидии Гинзбург В издательстве «Новое литературное обозрение» в русском переводе вышла книга американской исследовательницы Эмили Ван Баскирк «Проза Лидии Гинзбург: реальность в поисках литературы». Это издание — результат десятилетних усилий Эмили Ван Баскирк по реконструкции текстов Гинзбург и анализу важных сюжетов ее жизни и творчества.
  • Алейда Ассман. Длинная тень прошлого22.10.2019 Память как травма и противоядие Алейда Ассман — современный немецкий историк — написала несколько совершенно неординарных книг, посвященных проблемам культурной памяти. Наибольшее впечатление на меня произвела ее работа «Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика», вышедшая в переводе в 2018 году в издательстве НЛО в серии «Библиотека журнала «Неприкосновенный запас» (уже вторым изданием). Это большая научная работа, которую неофитам следовало бы читать подряд…
  • Дубин Б. Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 200527.08.2019 Вновь вспоминая Бориса Дубина В ТрВ-Наука № 280 от 4 июня 2019 года я писала о книге Бориса Владимировича Дубина «О людях и книгах». Автор ушел от нас в августе 2014-го, но и спустя пять лет знавшие его не готовы с этой потерей смириться… Наверное, не всё, написанное Дубиным, я читала — если иметь в виду его многочисленные статьи и выступления. Но, как оказалось, кроме книг мною не раз прочитанных существует неизвестная мне книга Дубина — к тому же весьма необычная.
  • Сальников А. Петровы в гриппе и вокруг него. М.: АСТ, 201630.07.2019 Читаю о Петровых «Петровых» я стала читать ровно потому, что моя старинная приятельница и бывшая ученица Алла Звонкина, давно живущая в Бордо, уже дважды интересовалась, читала ли я это. Когда-то именно Алла (тогда еще Ярхо) открыла мне начинающего писателя Андрея Битова. Итак, отложив срочные дела, я читаю «Петровы в гриппе» — повесть незнакомого мне Алексея Сальникова…
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: