Ускоренное расширение Вселенной

Изображение: «Постнаука»

Просьба: без паники!

Сеть переполнена сообщениями об «ускоренном расширении Вселенной», якобы доказанном группой нобелевского лауреата Адама Рисса по наблюдениям скоплений галактик и сверхновых.

Прежде всего уточнение: ускоренное расширение — общее место, оно происходит в рамках так называемой модели LCDM и связано с темной энергией. Параметры модели отлично измерены из наблюдений микроволнового телескопа «Планк».

Речь идет о том, что скорость расширения, получаемая из наблюдений современной Вселенной (далекие сверхновые, скопления галактик и т. п.), не соответствует скорости, вытекающей из данных «Планка», — она оказывается больше. Если встать на точку зрения Адама Рисса, получается, что либо данные «Планка» неверны (хотя они гораздо точней и чище), либо что работает какая-то новая физика, против чего возражал бы Уильям Оккам.

Через два номера (4 июня) мы предполагаем опубликовать обстоятельную статью Олега Верходанова на тему данного расхождения. Участие в дискуссии других специалистов приветствуется.

Валерий Морозовричард Авторы недавних комментариев

Возможно, требуется возвращение к «старой физике», против чего Уильям Оккам не возражал бы. Видимо, наличие галактик на z>10 не является поводом критически посмотреть на основания стандартной модели. Впрочем, и в LCDM есть, что подремонтировать. «Получается, что-либо данные „Планка“ неверны (хотя они гораздо точней и чище)»…Мало кто вспоминает, что угловое разрешение «Планка» приблизительно равно разрешению (в оптике, конечно) невооруженного глаза. А насчет чище, тоже вопрос. Передний фон может заметно исказить БАО (все же z>1000), а холодной пыли по данным «Гершеля» больше, чем предполагали. И тогда спектр мощности, по которому определяется Ho может оказаться «грязным». На это «намекает» Cold Spot в Эридане-там крупный войд.

Я, к сожалению, не располагаю моделью. Все что я имею — метрику однородного пространства. В нее входит единственный параметр — постоянная Хаббла. Результат метрика описывает стационарную вселенную время в которой замедляется по мере удаления от наблюдателя, причем закон замедления несколько отличается от закона Хаббла в сторону «ускорения» замедления времени.

Из этой же метрики следует, что энергия (эквивалент энергии гравитационного поля) в точности равна плотности вселенной (критическая плотность Фридмана). Это привыкли называть темной энергией, пусть это так и останется.

Темная энергия, как и любая энергия должна собираться вокруг массивных объектов. Это похоже на темную материю. Таким образом, темная «материя» это неоднородности темной энергии.

Все это уместилось в крохотной заметке:
https://www.researchgate.net/publication/322 645 143_Odnorodnoe_pustoe_prostranstvo_imeet_plotnost_summy_temnoj_energii_i_temnoj_materii/download

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)