Ускоренное расширение Вселенной

Изображение: «Постнаука»

Просьба: без паники!

Сеть переполнена сообщениями об «ускоренном расширении Вселенной», якобы доказанном группой нобелевского лауреата Адама Рисса по наблюдениям скоплений галактик и сверхновых.

Прежде всего уточнение: ускоренное расширение — общее место, оно происходит в рамках так называемой модели ΛCDM и связано с темной энергией. Параметры модели отлично измерены из наблюдений микроволнового телескопа «Планк».

Речь идет о том, что скорость расширения, получаемая из наблюдений современной Вселенной (далекие сверхновые, скопления галактик и т. п.), не соответствует скорости, вытекающей из данных «Планка», — она оказывается больше. Если встать на точку зрения Адама Рисса, получается, что  либо данные «Планка» неверны (хотя они гораздо точней и чище), либо что работает какая-то новая физика, против чего возражал бы Уильям Оккам.

Через два номера (4 июня) мы предполагаем опубликовать обстоятельную статью Олега Верходанова на тему данного расхождения. Участие в дискуссии других специалистов приветствуется.

Возможно, требуется возвращение к “старой физике”, против чего Уильям Оккам не возражал бы. Видимо, наличие галактик на z>10 не является поводом критически посмотреть на основания стандартной модели. Впрочем, и в LCDM есть, что подремонтировать. “Получается, что либо данные «Планка» неверны (хотя они гораздо точней и чище)”…Мало кто вспоминает, что угловое разрешение «Планка» приблизительно равно разрешению (в оптике, конечно) невооруженного глаза. А насчет чище, тоже вопрос. Передний фон может заметно исказить БАО (все же z>1000), а холодной пыли по данным “Гершеля” больше, чем предполагали. И тогда спектр мощности, по которому определяется Ho может оказаться “грязным”. На это “намекает” Cold Spot в Эридане-там крупный войд.

Я, к сожалению, не располагаю моделью. Все что я имею – метрику однородного пространства. В нее входит единственный параметр – постоянная Хаббла. Результат метрика описывает стационарную вселенную время в которой замедляется по мере удаления от наблюдателя, причем закон замедления несколько отличается от закона Хаббла в сторону “ускорения” замедления времени.

Из этой же метрики следует, что энергия (эквивалент энергии гравитационного поля) в точности равна плотности вселенной (критическая плотность Фридмана). Это привыкли называть темной энергией, пусть это так и останется.

Темная энергия, как и любая энергия должна собираться вокруг массивных объектов. Это похоже на темную материю. Таким образом, темная “материя” это неоднородности темной энергии.

Все это уместилось в крохотной заметке:

Микробная модель расширения Вселенной – рост колонии микробов на агаровом геле.
Стартовый радиус колонии 1.2 мкм, параметр Хаббла 6.4*10^-5 Гц.

microbial_model_expansion_universe.gif

Пока еды хватает, рост будет почти экспоненциальный. А вот потом ))

Эмбрионная модель расширения Вселенной – рост человеческого эмбриона, 1-5 недель.
Стартовый радиус эмбриона 0.05 мм, параметр Хаббла 1.4*10^-6 Гц.

embryonic_model_expansion_universe.gif

Нейтронная модель расширения Вселенной – рост колонии нейтронов в уране-235.
Стартовый радиус колонии 0.8 фм, параметр Хаббла 2*10^8 Гц – по оценке Якова Зельдовича.

Последняя редакция 1 год назад от Владимир Аксайский