Первый контакт «Хаябусы-2»

Александр Хохлов

22 февраля японская автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» (はやぶさ2, в переводе на русский — «Сокол-2» или «Сапсан-2») в автоматическом режиме выполнила первую посадку на относительно ровную, без крупных камней, шестиметровую площадку недалеко от экватора 900-метрового астероида 162173 Рюгу. Основная и запасные точки посадки (L08 и L07, M04) были тщательно выбраны заранее, чтобы исключить возможность повреждения солнечных батарей или трубы грунтозаборного устройства (цилиндр длиной около 1 м), которым АМС впервые коснулась поверхности астероида в эту пятницу.

После успешного спуска станции на площадку одна из трех «пушек» «Хаябусы-2» выстрелила танталовой пулей массой 5 г со скоростью 300 м/с, а принимающая головка грунтозаборного устройства захватила поднявшиеся мелкие камушки и пыль, направив их в камеру для хранения образцов. Эта камера имеет три отсека для проб.

Выполнив все операции, аппарат вернулся на рабочую высоту 20 км.

В этом году «Хаябуса-2» должна совершить еще две посадки для отбора образцов грунта (по плану — в марте и апреле).

В этих случаях будет использоваться вновь танталовая пуля, а в завершающем заборе проб — медный снаряд с 4,5 кг взрывчатки.

Возвращение образцов на Землю запланировано на декабрь 2020 года.

Несмотря на то, что сама станция коснулась астероида 22 февраля, первый контакт с поверхностью состоялся 21 сентября 2018 года, когда от «Хаябусы-2» отделились два поверхностных японских зонда MINERVA-II (MIcro-Nano Experimental Robot Vehicle for Asteroid, Rover-1A и Rover-1B). Они десантировались на поверхность Рюгу и приступили к контактному изучению астероида, перемещаясь по нему прыжками. А 3 октября совершил посадку европейский посадочный модуль Mascot, который 17 часов проработал на поверхности, успешно выполнив запланированные исследования состава грунта и свойств астероида.

Намеченные районы для посадки

К астероиду Рюгу АМС «Хаябуса-2» прибыла 27 июня 2018 года и зависла в «нулевой позиции» в 20 км от него со стороны Земли для дистанционного исследования поверхности астероида.

Одна из важнейших задач станции — раскрытие тайн процесса формирования астероида из группы Аполлона.

Малая планета Рюгу вращается справа налево, т. е. северный полюс находится ниже эклиптики, как у Венеры. Ось вращения наклонена на 172°, т. е. стоит почти перпендикулярно к плоскости орбиты.

Диаметр самого крупного кратера на Рюгу — около 200 м, а самый большой камень — 130 м — украшает собой южный полюс.

На солнечной стороне температура достигает +100 °C, а в прохладных она ближе к +20 °C (в момент съемки астероид находился в 0,987 астрономической единицы от Солнца, т. е. практически в таких же условиях, что и Земля).

«Хаябуса-2» — один из трех вышедших на этап реализации проектов по доставке образцов вещества астероидов. Первым была АМС «Хаябуса», возвращаемая капсула которой 13 июня 2010 года доставила на Землю считанные пылинки вещества с астероида Итокава.

3 декабря 2014 года в полет отправилась «Хаябуса-2», а в сентябре 2017 года — американский аппарат OSIRIS-REx (Origins Spectral Interpretation Resource Identification Security Regolith Explorer), решающий данную задачу впервые в практике США и в настоящий момент находящийся на орбите астероида 101955 Бенну.

Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ

Фото Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA)

Сентябрьские «прыжки» Rover-1A (HIBOU) (вверху) и февральское соприкосновение с поверхностью «Хаябусы‑2»

• Грунт с небес: «Хаябуса‑2» и «Чанъэ‑5» вернулись на Землю22.12.2020 Грунт с небес: «Хаябуса‑2» и «Чанъэ‑5» вернулись на Землю В ночь с 5 на 6 декабря 2020 года возвращаемая капсула японской автоматической межпланетной станции «Хаябуса-2» («Сапсан-2»), несущая грунт с астероида Рюгу, спустя шесть лет после старта вошла в атмосферу Земли. А 16 декабря на Землю был доставлен грунт с Луны. Впервые за 44 года!
  • Обсерватория ИНТЕГРАЛ: недреманное око на земной орбите24.10.2017 Обсерватория ИНТЕГРАЛ: недреманное око на земной орбите 17 августа 2017 года ученые впервые зарегистрировали гравитационные волны от слияния двух нейтронных звезд, а не двух черных дыр, как в предыдущих четырех случаях (первое детектирование произошло 14 сентября 2015 года). Об этом говорят массы данных объектов: в диапазоне от 1,1 до 1,6 массы Солнца. Слияние произошло в галактике NGC 4993 (созвездие Гидры) за 130 млн световых лет от нас. Открытию сопутствовала дополнительная удача: наряду с гравитационным сигналом был параллельно зафиксирован другой, электромагнитный. Вначале сработали детекторы обсерваторий LIGO в Ливингстоне (штат Луизиана, США) и Хэнфорде (штат Вашингтон), а также VIRGO вблизи Пизы (Италия). Примерно через 1,5 секунды обсерватории Fermi и ИНТЕГРАЛ, работающие на орбите Земли, зарегистрировали секундный всплеск жесткого рентгеновского излучения с того же направления, откуда пришли гравитационные волны. Это был типичный гамма-всплеск «короткого» класса. Уже давно астрофизики подозревали, что короткие гамма-всплески возникают от слияния нейтронных звезд. И вот — прямое […]
  • Шубин С. Программа Аполлон03.12.2019 «Программа „Аполлон“ в секретных советских документах» В 2019 году весь мир отмечал юбилей первой высадки на Луну экспедиции «Аполлон-11». К этой дате в России вышло несколько переводных книг, посвященных американской лунной программе, а издательство АСТ выпустило научно-популярную книгу «Луна. История, люди, техника. Книга первая» российского автора Павла Шубина. Сейчас Павел не только работает над вторым томом, но и подготовил для энтузиастов приложение-сборник «Программа „Аполлон“ в секретных советских документах»…
  • Посадочный модуль «Викрам» с луноходом на опускаемом трапе. Фото Indian Space Research Organisation (isro.gov.in)10.09.2019 Третья посадка на Луну в 2019 году 22 июля со стартовой площадки в Космическом центре им. Сатиша Дхавана (остров Шрихарикота) на ракете-носителе GSLV Mk III к Луне стартовала автоматическая межпланетная станция «Чандраян-2» Индийской организации космических исследований (ISRO). В переводе с санскрита — «Лунный корабль». Проведя серию маневров на околоземной орбите, 13 августа «Чандраян-2» был успешно выведен на транслунную траекторию.