Пернатая тень человека

Дунаева Ю. Наши сизокрылые соседи. М.: Фитон+, 2018

Голуби давно стали привычным элементом городских пейзажей. Они населяют города на всех континентах, кроме Антарктиды (впрочем, там и городов нет). Они живут в тропиках и за полярным кругом, в приморских городах и в пустынях. Их численность превышает 400 млн особей. Но, как часто бывает, привычное не означает известное.

Заполнить этот пробел в знаниях призвана небольшая книга «Наши сизокрылые соседи». Это своеобразная визитная карточка биологического вида Columba livia.

Автор книги — ведущий библиотекарь Научной библиотеки Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге Юлия Дунаева, и в центре внимания ожидаемо оказались вопросы биологии. Книга состоит из трех десятков коротеньких глав о происхождении голубей, об особенностях их расцветки, об их пищевом, возрастном, брачном поведении.

В ней выстроен вполне цельный рассказ о голубях.

Предком всех голубей была небольшая птица дикий голубь, живущая на скалах Средиземного моря. Люди приручали их и разводили ради мяса, затем голубей стали использовать для доставки корреспонденции. Не­обычная способность всегда возвращаться домой обеспечила голубям успех и процветание.

Голуби нередко сбегали от хозяев и начинали вести полудикий образ жизни. Причем гнездились рядом с человеческим жильем, где всегда можно раздобыть пищу — зерно, крошки, всевозможные отходы.

В конце концов они стали своеобразной тенью человека. Стоило появиться городу, как вскоре в нем оказывались голуби. Размножались они быстро, и города, куда попала хотя бы пара полудиких голубей, быстро заполнялись их стаями.

От диких предков голубям досталась любовь к скалам. Их лапы приспособлены к ровным поверхностям, а не к обхвату веток. Голуби до сих пор предпочитают сидеть на плитах, памятниках и бордюрах.

Впрочем, жизнь рядом с человеком внесла большие коррективы в биологию голубей, в том числе привела к их большому разнообразию.

Все дикие голуби имеют одну и ту же сизую окраску с двумя темными полосками на каждом крыле и однообразную пищевую программу: они каждый день вылетают на поиски пищи за несколько километров, а на ночь возвращаются на скалы.

Городские голуби сложнее. У них четыре типа окраски. Во-первых, особи с классическим сизым окрасом и полосками на крыльях. Во-вторых, особи со своеобразными темными цветовыми пятнами-чешуйками, они называются «чеканными». В-третьих, темные голуби-меланисты. В-четвертых, редкие аберрантные формы с явной примесью генов домашних голубей: белые, рыжие.

После чтения книги обычная стая голубей кажется не кучей одинаковых, чуть ли ни клонированных птиц, а множеством особей со своей историей и особенностями.

По способам питания городские голуби тоже делятся на несколько типов. Среди них есть летуны, помоечники и собиратели. Летуны, как и средиземноморские предки, совершают ежедневные миграции за пищей. Они летают из города на поля, фермы и элеваторы, а вечерами возвращаются на ночевку. Помоечники питаются рядом с гнездами, в основном на помойках. Собиратели занимают промежуточное место и «пасутся» на вокзальных площадях, у магазинов и в парках, где люди перекусывают и сорят крошками. Летуны самые здоровые. Помоечники самые неблагополучные: они мельче остальных, с грязными перьями, абберантной рыжей и пегой окраской. Собиратели находятся посередине.

Эволюция городских голубей, как следует из книги, продолжается. Голуби учатся сидеть на ветках и проводах, а недавно ­появились «голуби-совы», не спящие по ночам. В современном городе никогда не бывает полной темноты, поэтому голуби научились искать пищу и ночью. Возможно, в будущем они разделятся на дневных и ночных птиц.

В книге немало любопытных мелочей. К примеру, голуби не следят за чистотой гнезда. Помет они не убирают, а сдвигают в сторону. Из-за этого по краям гнезда вырастает вал подсохших экскрементов. По его высоте можно понять, как давно здесь гнездится пара голубей. Причем антисанитария оказывается полезной: чем грязнее гнездо, тем меньше в нем блох и клещей.

Кроме того, автор рассказывает, как во время Второй мировой войны голубей пытались использовать для подрыва самолетов. Голубя оснащали маленькими взрывателями, он должен был сесть на крыло вражеского бомбардировщика и прикрепить взрыватель к подвешенной бомбе. Взрыватель отстегивался, голубь возвращался домой. Увы, голуби не отличали самолеты противника от своих.

Доступно рассказывается про «внутренние компасы» голубей, которых как минимум три: солнечный, звездный и магнитный.

Книга богато иллюстрирована, фотографии в ней не менее важны, чем текст. Снимки подобраны со вкусом. На многих голуби сфотографированы на фоне достопримечательностей разных городов: Рима, Венеции, Петербурга, Москвы — как триумфальные завоеватели.

Издание вполне выполняет свою задачу: учит видеть в голубе не курлыкающую и надоедливую часть пейзажа, а сложный и любопытный организм; «старые знакомые» предстают в новом свете.

Это не первая книга Юлии Дунаевой. У нее уже было несколько книг, довольно пестрых по содержанию: о летающих рептилиях и древних птицах, о драконах и вымирающих растениях, истории о волшебниках, бабочках и дельфинах. Все они были изданы в детских познавательных сериях.

Навык писать для школьников заметен и в «голубиной» книге. Автор зачастую пускается в объяснения обычных понятий, например «космополит» или «орнитолог». Иногда увлекается украшением текста. Стремление писать красиво, конечно, сыграло злую шутку. Например, в книгу пробрался хрестоматийный ляп: написано, что голуби возвращаются «в родные пенаты», хотя пенаты — это домашние боги у римлян, и можно вернуться к пенатам, но не в них.

Несмотря на эти мелкие недочеты, книга получилась познавательной и интересной. Будет здорово, если в магазинах ­появятся подобные книги о других привычных незнакомцах — воробьях, мышах, хотя бы и о тараканах.

Антон Нелихов

• Адам Хиггинботам. Чернобыль. История катастрофы16.06.2020 Книга о Чернобыле в духе «Моби Дика» Книга «Чернобыль. История катастрофы» вызывает уважение уже одним видом: увесистый том весом под килограмм, строгая обложка, полтысячи страниц. Такие книги приятно держать на полке, они демонстрируют хороший вкус хозяина. Их даже читать не обязательно, хотя с «Чернобылем» такой фокус не пройдет: откроешь страницу — втянет, словно водоворот. У книги непривычный зачин: первые страницы заполнены перечнем главных действующих лиц…
  • Антон Нелихов. Изобретатель парейазавров25.02.2020 Человек пермского периода У Антона Евгеньевича Нелихова вышла очередная книга, посвященная палеонтологии. Впрочем, ее героями являются не древние ящеры и другие ископаемые организмы (хотя им тоже отведено место). На сей раз автор повествует о человеке, отдавшем жизнь их исследованию, — Владимире Прохоровиче Амалицком (1859–1917). На мой взгляд, у Антона Нелихова получилось хотя и краткое, но вполне обстоятельное сочинение, с отличной источниковой базой.
  • Коски О., Грсевич Я. Пу теводитель космического туриста по Солнечной системе. Пер. В. Фролов. Азбука-Бизнес, 201924.09.2019 По планетам налегке Путеводители — особый сорт литературы, где главным героем выступает сам читатель. Путеводители не только помогают составить маршрут, но и позволяют заранее совершить путешествие в мечтах и планах. Собственно, реальное путешествие — зачастую лишь дополнение и воплощение этих фантазий, приложение к путеводителю. Такой формат путеводителя по Солнечной системе выбрали для рассказа о планетах два зарубежных астронома — Оливия Коски и Яна Грсевич. «Путеводитель космического туриста» сделан по образцу обычного путеводителя…
  • Дэвид Кристиан. Большая история: с чего всё начиналось и что будет дальше. Пер. с англ. Александры Громовой. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 201902.07.2019 Вечность размером с книгу Попробуйте выйти на улицу и спросить у первого встречного, чем кембрийский период отличается от палеогенового, сколько планет в Солнечной системе, а еще лучше — сколько лет Вселенной. Ответы окажутся причудливыми. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии базовой всеобъемлющей «концепции всего», от Большого взрыва до Великого молчания. И такую концепцию недавно предложил историк Дэвид Кристиан, профессор Университета Маккуори (Австралия), выпустивший компактную книгу «Большая история. С чего всё начиналось и что будет дальше».
Олег Добровольский