Как построить новую лекцию: советы профессионалов

В све­те дис­кус­сий в соци­аль­ных сетях с обсуж­де­ни­ем досто­инств или недо­стат­ков тех или иных науч­но-попу­ляр­ных лек­ций мы обра­ти­лись к луч­шим лек­то­рам Рос­сии с прось­бой поде­лить­ся рас­ска­за­ми о том, как они гото­вят­ся к выступ­ле­ни­ям перед слу­ша­те­ля­ми.
Кста­ти гово­ря, куль­тур­но-про­све­ти­тель­ский центр «Архэ» про­во­дит кон­курс начи­на­ю­щих лек­то­ров «Пер­вая кафед­ра».

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков (mozgovoyshturm.ru)
Алек­сандр Мар­ков (mozgovoyshturm.ru)

Алек­сандр Мар­ков, пале­он­то­лог, лау­ре­ат пре­мий «Про­све­ти­тель» и «За вер­ность нау­ке»

Как часто вы гото­ви­те новую лек­цию?

— Совсем новые лек­ции «с нуля» я готов­лю ред­ко: все­го несколь­ко раз в год. Обыч­но за осно­ву берут­ся мате­ри­а­лы уже име­ю­щих­ся лек­ций, ведь у меня три боль­ших лек­ци­он­ных кур­са (вве­де­ние в эво­лю­ци­он­ную био­ло­гию, эво­лю­ция чело­ве­ка, исто­рия жиз­ни на Зем­ле). Но я посто­ян­но обнов­ляю эти мате­ри­а­лы, каж­дый раз всё зано­во обду­мы­ваю, ищу новые ста­тьи по теме, что-то меняю, что-то добав­ляю. За осен­ний семестр (сен­тябрь — декабрь) я про­чел в общей слож­но­сти где-то 35–40 лек­ций. Это и откры­тые лек­ции, и лек­ции в МГУ для сту­ден­тов (для меня это не раз­ные жан­ры, пото­му что я рас­ска­зы­ваю пуб­ли­ке прак­ти­че­ски то же самое, что и сту­ден­там, раз­ве что чуть более про­сты­ми сло­ва­ми).

Мно­го ли вы вре­ме­ни тра­ти­те на под­го­тов­ку новой лек­ции?

— В сред­нем где-то поло­ви­на рабо­че­го дня ухо­дит на под­го­тов­ку одной лек­ции, если это не совсем новая лек­ция, а апдейт уже име­ю­щих­ся мате­ри­а­лов. Если совсем новая — ухо­дит в два-четы­ре раза боль­ше вре­ме­ни.

Что самое слож­ное в под­го­тов­ке такой лек­ции?

— Успеть ее под­го­то­вить. Вре­ме­ни веч­но не хва­та­ет. А сам про­цесс под­го­тов­ки лек­ции инте­рес­ный и при­но­сит мне удо­воль­ствие. Хотя под конец семест­ра ино­гда начи­наю зве­реть. Для удо­воль­ствия я читал бы раза в три мень­ше лек­ций, чем читаю.

Вы на ком-то обка­ты­ва­е­те новую лек­цию? Сове­ту­е­тесь ли с кем-то?

— Ред­ко. Как пра­ви­ло, мне хва­та­ет науч­ных ста­тей.

Какие сове­ты по под­го­тов­ке новой лек­ции вы бы дали начи­на­ю­щим про­све­ти­те­лям?

— Ну и вопро­си­ки вы зада­е­те! Я сам впер­вые начал зани­мать­ся попу­ля­ри­за­ци­ей, лишь отра­бо­тав в нау­ке пят­на­дцать лет, защи­тив кан­ди­дат­скую и док­тор­скую. Если бы начал рань­ше, черт зна­ет, какую ахи­нею бы нес, навер­ное. Но люди все раз­ные, и талан­ты у всех раз­ные. Опре­де­лен­но суще­ству­ют хоро­шие науч­ные жур­на­ли­сты, спо­соб­ные читать инте­рес­ные науч­но-попу­ляр­ные лек­ции, вооб­ще не рабо­тав в нау­ке. Как это у них полу­ча­ет­ся, я не очень пони­маю, и вряд ли могу давать им сове­ты. Види­мо, здесь помо­га­ет опыт уча­стия во вся­ких лет­них шко­лах, олим­пи­а­дах, веде­ние школь­ных круж­ков в сту­ден­че­ские годы и т. п.

Конеч­но, у вас долж­но быть выс­шее обра­зо­ва­ние по той спе­ци­аль­но­сти, по кото­рой вы соби­ра­е­тесь читать попу­ляр­ные лек­ции. Хотя на самом деле изред­ка встре­ча­ют­ся такие уни­ку­мы, кото­рые ухит­ря­ют­ся без про­филь­но­го обра­зо­ва­ния стать не толь­ко попу­ля­ри­за­то­ра­ми, но и ува­жа­е­мы­ми уче­ны­ми. Но это исклю­чи­тель­но ред­кие слу­чаи.

Могу еще посо­ве­то­вать «Шко­лу лек­то­ров», орга­ни­зо­ван­ную фон­дом «Эво­лю­ция»1. Еще совет: кон­суль­ти­руй­тесь со спе­ци­а­ли­ста­ми, т. е. с гра­мот­ны­ми уче­ны­ми, и игно­ри­руй­те запис­ных кри­ти­ка­нов, кото­рых сей­час мно­го раз­ве­лось в соц­се­тях. Они сами ниче­го полез­но­го не дела­ют и толь­ко поли­ва­ют гря­зью тех, кто пыта­ет­ся делать. Доволь­но бес­смыс­лен­ная пуб­ли­ка с невы­со­ким уров­нем науч­ной ком­пе­тент­но­сти, ком­пен­си­ру­ю­щая рез­ко­стью кри­ти­ки отсут­ствие соб­ствен­ных дости­же­ний.

Име­ет ли смысл создать какой-то экс­перт­ный совет по обкат­ке лек­ций или же каж­дый лек­тор сам может создать такой при необ­хо­ди­мо­сти?

На этот вопрос мне труд­но отве­тить, пото­му что сам я не вели­кий акти­вист-обще­ствен­ник, пря­мо ска­жем. Я думаю, что талант­ли­вым лек­то­рам, кото­рые при этом не явля­ют­ся про­фес­си­о­наль­ны­ми уче­ны­ми в той обла­сти, о кото­рой соби­ра­ют­ся рас­ска­зы­вать в попу­ляр­ной лек­ции, в выс­шей сте­пе­ни полез­но кон­суль­ти­ро­вать­ся с про­фес­си­о­на­ла­ми. И дей­стви­тель­но обка­тать лек­цию, если най­дут­ся такие про­фес­си­о­на­лы, гото­вые не пожа­леть соб­ствен­но­го вре­ме­ни на это. А в какие-то спе­ци­аль­ные экс­перт­ные сове­ты на обще­ствен­ных нача­лах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, про­сто с дет­ства не люб­лю ком­му­ни­сти­че­ские суб­бот­ни­ки и вся­кую про­чую неопла­чи­ва­е­мую обще­ствен­ную нагруз­ку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам

Сергей Попов. Фото А. Паевского
Сер­гей Попов.
Фото А. Паев­ско­го

Сер­гей Попов, аст­ро­фи­зик, лау­ре­ат пре­мии «За вер­ность нау­ке»

Неболь­шая пре­ам­бу­ла. Ниже я обсуж­даю толь­ко «ста­тус­ные» лек­ции, при­зван­ные дать адек­ват­ное пред­став­ле­ние о том, что на самом деле совре­мен­ная нау­ка себе дума­ет по тому или ино­му вопро­су. Сюда не попа­да­ют ни встре­чи вро­де «книж­но­го круж­ка в библио­теке» (или дру­гие виды поси­де­лок с дру­зья­ми), ни рас­ска­зы для детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та, ни совсем базо­вый культ­про­свет (вро­де «поче­му быва­ют затме­ния»), ни заве­до­мо раз­вле­ка­тель­ные меро­при­я­тия.

— Как часто вы гото­ви­те новую лек­цию?

— Фор­маль­ный ответ — «несколь­ко в год» (хотя сей­час это ско­рее один-два раза, не счи­тая тра­ди­ци­он­ных ито­гов года, а когда-то было пять-шесть, если не боль­ше), но вопрос не вполне кор­рек­тен, так как темп силь­но зави­сит и от теку­щей заня­то­сти, и от внеш­них сти­му­лов (важ­ные откры­тия или дру­гие собы­тия в близ­ких обла­стях), и от «сро­ка попу­ля­ри­за­тор­ства». Пояс­ню послед­ний пункт. Лек­ции мож­но делать толь­ко по тем темам, в кото­рых доста­точ­но хоро­шо раз­би­ра­ешь­ся (в иде­а­ле — по темам, в кото­рых так или ина­че рабо­та­ешь). И этот набор коне­чен. Поэто­му со вре­ме­нем суще­ствен­но исчер­пы­ва­ет­ся тема­ти­ка (про­ис­хо­дит ско­рее углуб­ле­ние, чем рас­ши­ре­ние). И тогда темп опре­де­ля­ет­ся в основ­ном внеш­ни­ми сти­му­ла­ми (а заня­тость рабо­та­ет как огра­ни­чи­тель). При этом, конеч­но, вся­кое сле­ду­ю­щее про­чте­ние лек­ции будет тре­бо­вать апдей­та-апгрей­да в све­те новых резуль­та­тов (или того само­го углуб­ле­ния), но «дом покра­сить — не дом постро­ить».

Мно­го ли вы вре­ме­ни тра­ти­те на под­го­тов­ку новой лек­ции?

— Опять же вопрос в том, как счи­тать. Если поста­вить перед собой зада­чу «а не под­го­то­вить ли мне лек­цию по теме, в кото­рой я ниче­го не пони­маю», то в слу­чае лек­ции по аст­ро­но­мии это зай­мет у меня неде­ли три чисто­го вре­ме­ни мини­мум (най­ти и вдум­чи­во про­честь несколь­ко боль­ших обзо­ров по теме и, види­мо, несколь­ко важ­ных ори­ги­наль­ных работ). По дру­гим обла­стям (имею вви­ду физи­ку) я бы про­сто нико­гда не взял­ся (да и в аст­ро­но­мии не за всё возь­мусь). Если же речь идет о нор­маль­ной ситу­а­ции, когда в ходе про­фес­си­о­наль­ной рабо­ты у меня воз­ник­ло неко­то­рое пони­ма­ние, кото­рым я хочу поде­лить­ся, — то два-три дня чисто­го вре­ме­ни, посколь­ку всё уже про­чи­та­но, в голо­ве более-менее уло­же­но и воз­ник­ло ощу­ще­ние, что есть важ­ные вещи, кото­рые мож­но выра­зить про­сты­ми сло­ва­ми. И тогда это в основ­ном тех­ни­че­ская рабо­та — сде­лать несколь­ко десят­ков слай­дов и осве­жить в памя­ти, что там на гра­фи­ках и в таб­ли­цах.

Рис. М. Смагина
Рис. М. Сма­ги­на

Что самое слож­ное в под­го­тов­ке такой лек­ции?

— Создать у себя в голо­ве адек­ват­ное пред­став­ле­ние о доста­точ­но пол­ном совре­мен­ном уровне зна­ний по соот­вет­ству­ю­щей про­бле­ма­ти­ке, поз­во­ля­ю­щее не толь­ко пред­ста­вить рас­сказ, но и отве­тить на вопро­сы по лек­ции. При­чем это пред­став­ле­ние долж­но быть выра­же­но в понят­ных тер­ми­нах.

Адек­ват­ное пред­став­ле­ние тре­бу­ет хоро­ше­го пони­ма­ния того, что важ­но, а что нет, посколь­ку на попу­ляр­ной лек­ции нет смыс­ла ухо­дить в част­но­сти, если они не иллю­стри­ру­ют общую кар­ти­ну. Кро­ме того, важ­но чет­ко отде­лять надеж­но уста­нов­лен­ные вещи от гипо­тез и пони­мать ста­тус этих гипо­тез.

Важ­но учи­ты­вать, что лек­ция прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от ста­тьи. В науч­но-попу­ляр­ной ста­тье автор может выве­рить по источ­ни­кам любое свое утвер­жде­ние. Лек­ция име­ет смысл, толь­ко если вы може­те внят­но отве­тить на вопро­сы и вооб­ще уйти экс­пром­том в сто­ро­ну, рас­кры­вая какой-то вопрос, без поте­ри каче­ства. То есть ста­тья может быть тон­кой льди­ной (автор пере­ска­зал пресс-релиз с пояс­не­ни­я­ми тер­ми­нов из энцик­ло­пе­дии), а лек­ция — толь­ко айс­бер­гом. Выхо­дя к ауди­то­рии, нуж­но знать по теме гораз­до боль­ше, чем пла­ни­ру­ешь рас­ска­зать.

Вы на ком-то обка­ты­ва­е­те новую лек­цию? Сове­ту­е­тесь ли с кем-то?

— Нет. Пост­фак­тум все­гда рад сове­там кол­лег, кото­рые раз­би­ра­ют­ся в теме луч­ше меня.

Какие сове­ты по под­го­тов­ке новой лек­ции вы бы дали начи­на­ю­щим про­све­ти­те­лям?

— Нико­гда не делать лек­ции по темам, в кото­рых вы не раз­би­ра­е­тесь на уровне, поз­во­ля­ю­щем про­честь уни­вер­си­тет­скую лек­цию по этой теме или сде­лать науч­ный семи­нар в про­фес­си­о­наль­ной ауди­то­рии.

Пред­став­лять, что в зале сидит незлоб­ный, но и не суперс­нис­хо­ди­тель­ный уче­ный очень хоро­ше­го уров­ня, рабо­та­ю­щий в этой обла­сти, и слу­ша­ет вас.

Нико­гда не гото­вить лек­ции по науч­но-попу­ляр­ным источ­ни­кам.

Име­ет ли смысл создать какой-то экс­перт­ный совет по обкат­ке лек­ций или же каж­дый лек­тор сам может создать такой при необ­хо­ди­мо­сти?

— Нет. Это дело того, кто чита­ет лек­ции. Ну и, конеч­но, в кон­це кон­цов в YouTube дурь вся­ко­го будет вид­на, и устро­и­те­ли нор­маль­ных лек­то­ри­ев сде­ла­ют свои выво­ды.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»

Алексей Водовозов. Фото И. Ефремовой
Алек­сей Водо­во­зов.
Фото И. Ефре­мо­вой

Алек­сей Водо­во­зов, меди­цин­ский жур­на­лист

— Как часто вы гото­ви­те новую лек­цию?

— Регу­ляр­но. Из меня полу­чил­ся бы пло­хой пре­по­да­ва­тель — очень тяже­ло повто­рять один и тот же мате­ри­ал, поэто­му и ста­рые лек­ции осно­ва­тель­но модер­ни­зи­ру­ют­ся, адап­ти­ру­ют­ся под кон­крет­ные ауди­то­рии, соби­ра­ют­ся новые из несколь­ких ста­рых и гото­вят­ся абсо­лют­но новые, с нуля.

Мно­го ли вы вре­ме­ни тра­ти­те на под­го­тов­ку новой лек­ции?

— Око­ло меся­ца. Это вре­мя ухо­дит на пред­ва­ри­тель­ный сбор мате­ри­а­ла, его ана­лиз, под­го­тов­ку иллю­стра­ций (пере­вод инфо­гра­фи­ки или ино­гда рабо­та с худож­ни­ка­ми, если не полу­ча­ет­ся най­ти гото­вую кар­тин­ку, а она очень нуж­на), под­бор, пере­вод (при необ­хо­ди­мо­сти) и редак­ти­ро­ва­ние видео. Пре­зен­та­ция тре­бу­ет при­мер­но одно­го-двух дней рабо­ты, обыч­но это око­ло 60 слай­дов.

Что самое слож­ное в под­го­тов­ке такой лек­ции?

— Пер­вое — не нала­жать в фак­ту­ре. Вто­рое — най­ти ту пода­чу про­бле­мы, кото­рая заин­те­ре­су­ет слу­ша­те­лей раз­ных уров­ней под­го­тов­лен­но­сти.

Вы на ком-то обка­ты­ва­е­те новую лек­цию? Сове­ту­е­тесь ли с кем-то?

— Обка­ты­ваю на пре­крас­ной, но неболь­шой ауди­то­рии книж­но­го клу­ба-мага­зи­на «Гипе­ри­он», основ­ная часть пре­мьер про­хо­дит там. Так уж сло­жи­лось, что сре­ди слу­ша­те­лей мно­го био­ло­гов, так что кое-что поправ­ля­ют сра­зу на месте, что-то — уже после лек­ции во вре­мя сес­сии вопро­сов-отве­тов, а так­же по ито­гам ком­мен­та­ри­ев под опуб­ли­ко­ван­ной видео­за­пи­сью во всех соц­се­тях. Осо­бен­но это каса­ет­ся вся­ких муль­ти­дис­ци­пли­нар­ных тем, напри­мер, по тем же ядо­ви­тым живот­ным и рас­те­ни­ям прав­ки вно­си­лись после ком­мен­та­ри­ев гер­пе­то­ло­гов и хими­ков, мико­ло­гов и бота­ни­ков, кото­рые, по сути, ста­но­ви­лись соав­то­ра­ми сле­ду­ю­щих вер­сий лек­ций. При­мер­но как «Теперь уже точ­но все ядо­ви­тые гри­бы Рос­сии, изда­ние вто­рое, исправ­лен­ное».

Какие сове­ты по под­го­тов­ке новой лек­ции вы бы дали начи­на­ю­щим про­све­ти­те­лям?

— Не начи­най­те читать лек­цию по какой-то теме, пока осно­ва­тель­но в ней не разо­бра­лись. Да, вы може­те в лек­ции выска­зы­вать свое соб­ствен­ное мне­ние, но оно долж­но быть хоро­шо аргу­мен­ти­ро­ван­ным, оста­ю­щим­ся как в рам­ках здра­во­го смыс­ла, так и науч­ной кар­ти­ны мира.

— Име­ет ли смысл создать какой-то экс­перт­ный совет по обкат­ке лек­ций или же каж­дый лек­тор сам может создать такой при необ­хо­ди­мо­сти?

— При жела­нии мож­но взять за осно­ву опыт про­ек­та 15х4, там очень дав­но так дела­ют: лек­то­ры соби­ра­ют­ся вме­сте и обка­ты­ва­ют свою лек­цию на дру­гих лек­то­рах и участ­ни­ках про­ек­та. Сра­зу выле­за­ют все круп­ные несо­сты­ков­ки, непо­нят­ные для слу­ша­те­лей мета­фо­ры и недо­че­ты оформ­ле­ния. Но в таком слу­чае нуж­но быть гото­вым не толь­ко спо­кой­но выслу­шать аргу­мен­ти­ро­ван­ную кри­ти­ку, но и не игно­ри­ро­вать ее, исправ­ляя и кор­рек­ти­руя свои мате­ри­а­лы. Думаю, что для еди­нич­ных лек­ций в этом нет смыс­ла, доста­точ­но видео­за­пи­си, кото­рую потом от души покри­ти­ку­ют в Сети все жела­ю­щие. А вот для фести­ва­лей, фору­мов и про­чих круп­ных меро­при­я­тий такая прак­ти­ка может ока­зать­ся полез­ной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное

Александр Пиперски. Фото И. Соловья
Алек­сандр Пипер­ски.
Фото И. Соло­вья

Алек­сандр Пипер­ски, линг­вист, ­лау­ре­ат пре­мии «Про­све­ти­тель»

Как часто вы гото­ви­те новую лек­цию?

— Я посмот­рел в пап­ку, в кото­рой я хра­ню пре­зен­та­ции к попу­ляр­ным лек­ци­ям для взрос­лых и школь­ни­ков, и обна­ру­жил за 2018 год восемь назва­ний, кото­рые мож­но счи­тать новы­ми, — так что, навер­ное, раз в пол­то­ра меся­ца.

Мно­го ли вы вре­ме­ни тра­ти­те на под­го­тов­ку новой лек­ции?

— Это невоз­мож­но оце­нить, пото­му что абсо­лют­но новых лек­ций у меня не быва­ет. Попу­ляр­ные лек­ции как-то вырас­та­ют друг из дру­га, из кур­сов, кото­рые я пре­по­даю сту­ден­там, из моих науч­ных ста­тей и докла­дов, из попу­ляр­ных тек­стов, кото­рые я пишу, а не так, что я при­ду­мы­ваю тему, про кото­рую вооб­ще ниче­го не знаю, и начи­наю с нуля гото­вить рас­сказ для широ­кой пуб­ли­ки.

Напри­мер, осе­нью про­шло­го года я читал в Кали­нин­гра­де лек­цию «Отку­да берут­ся назва­ния наро­дов?» — я это делал впер­вые, но до того я напи­сал два­дцать неболь­ших тек­стов для руб­ри­ки «Этно­ним дня» на «Арза­ма­се». Если засе­кать толь­ко вре­мя рабо­ты над пре­зен­та­ци­ей, то полу­чат­ся, навер­ное, не слиш­ком солид­ные пол­дня, но если учесть, сколь­ко вре­ме­ни я писал про эти этно­ни­мы, вый­дет уже на поря­док боль­ше.

Что самое слож­ное в под­го­тов­ке такой лек­ции?

— Мне слож­нее все­го оста­но­вить­ся и не пытать­ся объ­ять необъ­ят­ное. Когда я толь­ко начи­нал пре­по­да­вать, я все­гда бес­по­ко­ил­ся, что мне не хва­тит мате­ри­а­ла на всю пару — и в ито­ге гото­вил столь­ко, что не успе­вал. Сей­час я гораз­до луч­ше пони­маю свой темп, но тем не менее при­хо­дит­ся всё вре­мя гово­рить себе: «Не делай 80 слай­дов, ты всё рав­но столь­ко не успе­ешь и при­дет­ся ком­кать».

Вы на ком-то обка­ты­ва­е­те новую лек­цию? Сове­ту­е­тесь ли с кем-то?

— Лек­цию не обка­ты­ваю, но если я не знаю язы­ка, при­мер на кото­ром я подо­брал, ста­ра­юсь уточ­нять у спе­ци­а­ли­стов, всё ли пра­виль­но.

— Какие сове­ты по под­го­тов­ке новой лек­ции вы бы дали начи­на­ю­щим про­све­ти­те­лям?

— Репе­ти­ро­вать перед зер­ка­лом с секун­до­ме­ром. Это полез­но еще и пото­му, что ты зара­нее пони­ма­ешь, когда тебя зано­сит в слиш­ком сухую нау­ку, а когда, наобо­рот, в слиш­ком весе­лую бол­тов­ню о жиз­ни, и можешь это скор­рек­ти­ро­вать.

Име­ет ли смысл создать какой-то экс­перт­ный совет по обкат­ке лек­ций или же каж­дый лек­тор сам может создать такой при необ­хо­ди­мо­сти?

— Не пред­став­ляю себе, кто бы пошел рабо­тать в такой совет (а точ­нее, даже сове­ты — по каж­дой спе­ци­аль­но­сти ведь нужен свой): это же огром­ная рабо­та, если ею реаль­но зани­мать­ся. Кро­ме того, ста­тус тако­го сове­та непо­ня­тен: не хоте­лось бы, что­бы он пре­вра­тил­ся в цен­зур­ный коми­тет — но это, к сча­стью, и не полу­чит­ся.

Подготовка лекции — это непрерывный процесс

Дмитрий Вибе
Дмит­рий Вибе

Дмит­рий Вибе, аст­ро­хи­мик

Как часто вы гото­ви­те новую лек­цию?

— Совсем с нуля — не чаще чем раз в год. На боль­шее нет вре­ме­ни. Но, с дру­гой сто­ро­ны, под­го­тов­ка лек­ции — это непре­рыв­ный про­цесс. Кро­ме того, у меня в репер­ту­а­ре есть лек­ции, кото­рые по самой сво­ей сути пред­по­ла­га­ют посто­ян­ное суще­ствен­ное обнов­ле­ние, напри­мер лек­ция о совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях Сол­неч­ной систе­мы. Да и в дру­гих тема­ти­ках нау­ка не сто­ит на месте.

Мно­го ли вы вре­ме­ни тра­ти­те на под­го­тов­ку новой лек­ции?

— Мно­го, конеч­но. Что­бы сде­лать лек­цию каче­ствен­ной, нуж­но знать суще­ствен­но боль­ше, чем рас­ска­зы­ва­ешь. Это под­ра­зу­ме­ва­ет зна­ком­ство с очень боль­шим объ­е­мом мате­ри­а­ла, даже когда гото­вишь лек­цию, каза­лось бы, по зна­ко­мой теме.

Что самое слож­ное в под­го­тов­ке такой лек­ции?

— Я бы выде­лил две вещи. Пер­вое — адек­ват­ная оцен­ка ауди­то­рии и соот­вет­ствен­ный под­бор мате­ри­а­ла, что­бы не изре­кать уж совсем азбуч­ные исти­ны и не углу­бить­ся в нико­му не инте­рес­ную дета­ли­за­цию. Вто­рое — чет­ко опре­де­лить гра­ни­цы и каче­ство сво­е­го зна­ния. Отде­лить вещи, кото­рые я знаю, от вещей, к кото­рым я при­вык. Если мне зада­дут вопрос о пер­вых, я на него отве­чу, а вот если зада­дут вопрос о вто­рых, может полу­чить­ся неудоб­но.

Вы на ком-то обка­ты­ва­е­те новую лек­цию? Сове­ту­е­тесь ли с кем-то?

— Нет. Как пра­ви­ло, нет вре­ме­ни на обкат­ку. К тому же для меня чте­ние лек­ций — хоб­би, и я могу себе поз­во­лить делать их имен­но так, как счи­таю нуж­ным.

Какие бы сове­ты по под­го­тов­ке новой лек­ции вы бы дали начи­на­ю­щим про­све­ти­те­лям?

— Пер­вый совет — круп­но, полу­жир­ным кур­си­вом. Ниче­го луч­ше­го, чем чер­ные бук­вы на белом фоне, чело­ве­че­ство не при­ду­ма­ло. Не ста­рай­тесь пора­зить зри­те­лей палит­рой. С одной сто­ро­ны. Но с дру­гой — инте­ре­суй­тесь усло­ви­я­ми осве­ще­ния в том поме­ще­нии, где вы буде­те читать лек­цию. Если лек­ция будет про­хо­дить в тем­ном зале (так прак­ти­че­ски все­гда быва­ет в пла­не­та­ри­ях), сто­ит поду­мать о свет­лых бук­вах на тем­ном фоне.

Вооб­ще, запом­ни­те вто­рой совет: ста­рай­тесь зара­нее про­ве­рить пре­зен­та­цию в бое­вых усло­ви­ях, пото­му что с высо­чай­шей веро­ят­но­стью на экране про­ек­то­ра ваша пре­зен­та­ция будет выгля­деть не так, как на ком­пью­те­ре (и все­гда хуже и по чет­ко­сти, и по кон­траст­но­сти, и по цвет­но­сти, и еще края слай­дов будут обре­зать­ся или не попа­дать на экран).

Тре­тье: для тех, кто исполь­зу­ет жел­тые линии на гра­фи­ках, в аду есть спе­ци­аль­ный котел. Чет­вер­тое: вклю­чая в пре­зен­та­цию видео­ро­ли­ки, на вся­кий слу­чай зара­нее научи­тесь уве­рен­но про­из­но­сить фра­зу: «Стран­но, у меня на ком­пью­те­ре всё рабо­та­ло».

Пятое: если в вашей лек­ции есть слайд с заклю­че­ни­ем, пиши­те сло­ва «Спа­си­бо за вни­ма­ние!» на этом же слай­де мелень­ко вни­зу, а не на отдель­ном слай­де.

И послед­нее: ува­жай­те свою ауди­то­рию. Даже тех ее пред­ста­ви­те­лей, кото­рые будут убеж­дать вас, что аме­ри­кан­цы не лета­ли на Луну, пото­му что с плос­кой Зем­ли отпра­вить раке­ту на Луну невоз­мож­но.

Име­ет ли смысл создать какой-то экс­перт­ный совет по обкат­ке лек­ций или же каж­дый лек­тор сам может создать такой при необ­хо­ди­мо­сти?

— Я думаю, что чело­век, сомне­ва­ю­щий­ся в сво­их силах, сам най­дет, на ком обка­тать лек­цию. Созда­ние сове­та мне пред­став­ля­ет­ся совер­шен­но бес­смыс­лен­ным.

Под­го­то­ви­ла Ната­лия Деми­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
8 Ответы по цепочке
4 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
В.П.АртемresСергей Попов Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
res
res

С теп­ло­той вспо­ми­наю лек­ции моих учи­те­лей в дале­ких 60-х. Тогда пре­ва­ли­ро­ва­ла немец­кая шко­ла, т.е. лек­тор подроб­но пока­зы­вал дета­ли (где, соб­ствен­но, дья­вол и сидит )) ). Сей­час лек­ции дают в аме­ри­кан­ском сти­ле. Кра­си­во, эффект­но, но по вер­хам. Как-то в 90-х, будучи в США, про­чи­тал несколь­ко лек­ций для аспи­ран­тов. В немец­ком сти­ле, т.е. подроб­но вывел все фор­му­лы. Эффект был пора­зи­тель­ный, на 2-ю лек­цию и даль­ше при­шло раза в три боль­ше наро­да. Под­хо­ди­ли, бла­го­да­ри­ли. Про­зрач­ки отксе­ри­ли и изда­ли учеб­ное посо­бие. Прус­ский учи­тель он такой ))

Сергей Попов
Сергей Попов

опрос был про науч-поп лек­ции для широ­кой непро­фес­си­о­наль­ной ауди­то­рии.
Вы рас­ска­за­ли о спец­кур­се для аспи­ран­тов.
В чем связь?

res
res

Связь в том, что лек­ции в совре­мен­ных уни­вер­си­те­тах все боль­ше напо­ми­на­ют науч­но-попу­ляр­ные (НП). Т.е. не о чем )) Поэто­му НП лек­ции, как бы полит-кор­рект­нее выра­зить­ся, огра­ни­чен­но полез­ны ))

Артем
Артем

А в чем про­бле­ма науч­но-попу­ляр­но пока­зать дета­ли с фор­му­ла­ми?

res
res

Немно­гим дано. Очень немно­гим ИМХО ))

Артем
Артем

Согла­шусь. В эпу­ху юту­ба эти немно­гие полу­чи­ли воз­мож­ность сде­лать этот мир луч­ше!

res
res

Хотя youtube зава­лен лже­на­у­кой, делая мир хуже ))

В.П.
В.П.

Бла­го­да­ря youtube у нас есть выбор.

res
res

Основ­ная мас­са, согла­си­тесь, выбе­рет лже­на­у­ку. Там все упро­ще­но и сра­зу обе­ща­ют город солн­ца ))

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: