Отец космического лифта

Юрий Николаевич Арцутанов (1929–2019)
Юрий Нико­ла­е­вич Арцу­та­нов (1929–2019)

Памяти Ю. Н. Арцутанова

1 янва­ря 2019 года на 90-м году жиз­ни скон­чал­ся Юрий Нико­ла­е­вич Арцу­та­нов — петер­бург­ский инже­нер, изоб­ре­та­тель, эру­дит. В исто­рию он вошел преж­де все­го как автор необыч­но сме­лой идеи — кос­ми­че­ско­го лиф­та. Напи­сать об этом мы попро­си­ли Анто­на Перву­ши­на, лич­но знав­ше­го Юрия Нико­ла­е­ви­ча.

Буду­щий инже­нер родил­ся 5 октяб­ря 1929 го­да в семье учи­те­лей-исто­ри­ков, выпуск­ни­ков Ленин­град­ско­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та име­ни А. И. Гер­це­на. Его отец, Нико­лай Аки­мо­вич Арцу­та­нов, в 1934 году попал под каток репрес­сий, что, конеч­но, ска­за­лось на жиз­ни детей. Семья оста­ва­лась в Ленин­гра­де до нача­ла бло­ка­ды и была эва­ку­и­ро­ва­на толь­ко в мар­те 1942 года по льду Ладож­ско­го озе­ра. Юрий с бра­том и мамой Оль­гой Пет­ров­ной ока­за­лись в селе Бело­яр­ка Кур­ган­ской обла­сти. Там он закон­чил «семи­лет­ку» в мест­ной шко­ле. Когда семья вер­ну­лась домой, Арцу­та­нов посту­пил в Ленин­град­ский тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут, учил­ся на «отлич­но», про­шел пол­ный курс аспи­ран­ту­ры, но защи­щать дис­сер­та­цию не захо­тел, посколь­ку увлек­ся изоб­ре­та­тель­ством.

Впо­след­ствии Юрий Нико­ла­е­вич рабо­тал рядо­вым науч­ным сотруд­ни­ком ­ВНИ­И­НЕФ­ТЕ­ХИ­Ма (Все­со­юз­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­скио­го инсти­ту­та неф­те­хи­ми­че­ских про­цес­сов), затем — ВНИ­И­А­Ша (Все­со­юз­но­го науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го инсти­ту­та абра­зи­вов и шли­фо­ва­ния). При этом посто­ян­но гене­ри­ро­вал ори­ги­наль­ные тех­но­ло­ги­че­ские идеи, неко­то­рые из них он сумел запа­тен­то­вать, напри­мер пред­ло­жил спо­соб обра­бот­ки алма­зов горя­чим инстру­мен­том, что при внед­ре­нии сни­зи­ло бы себе­сто­и­мость про­из­вод­ства.

Публикация статьи «В космос — на электровозе» (1960)
Пуб­ли­ка­ция ста­тьи «В кос­мос — на элек­тро­во­зе» (1960)

В 1960 году Арцу­та­нов под впе­чат­ле­ни­ем от кос­ми­че­ских дости­же­ний выдви­нул кон­цеп­цию тро­со­вой систе­мы, с помо­щью кото­рой мож­но было бы выво­дить гру­зы на высо­кую око­ло­зем­ную орби­ту без исполь­зо­ва­ния ракет на хими­че­ском топ­ли­ве. Хотя сама по себе идея «баш­ни до небес» рас­смат­ри­ва­лась еще осно­во­по­лож­ни­ка­ми кос­мо­нав­ти­ки, она счи­та­лась слиш­ком фан­та­сти­че­ской, посколь­ку эле­мен­тар­ный рас­чет пока­зы­вал, что при суще­ству­ю­щих мате­ри­а­лах трос, спу­щен­ный с гео­ста­ци­о­нар­ной орби­ты к поверх­но­сти Зем­ли (про­тя­жен­но­стью 35 тыс. км), про­сто обо­рвет­ся под соб­ствен­ным весом. Юрий Нико­ла­е­вич решил, что трос мож­но сде­лать не посто­ян­но­го, а пере­мен­но­го сече­ния. В интер­вью авто­ру этих строк он сооб­щил подроб­но­сти сво­е­го «оза­ре­ния»: Мой друг, боль­шой спе­ци­а­лист в пласт­мас­сах, рас­ска­зал как-то, что изго­то­ви­ли очень проч­ный мате­ри­ал — проч­ность его пре­вы­ша­ет всё ранее создан­ное. Обыч­но вели­чи­на проч­но­сти кана­тов опре­де­ля­ет­ся мак­си­маль­ной дли­ной кана­та, при кото­рой он начи­на­ет рвать­ся под соб­ствен­ным весом. Так вот, для это­го мате­ри­а­ла такая раз­рыв­ная проч­ность состав­ля­ет 400 км. У меня тогда воз­ник­ла забав­ная мысль: на высо­те 400 км сила тяже­сти мень­ше, а зна­чит, вес кана­та будет мень­ше, и его мож­но будет сде­лать боль­ше, удли­нить. Шут­ки ради начал счи­тать. И в про­цес­се ста­ло инте­рес­но, а какой долж­на быть проч­ность кана­та, что­бы дру­гой его конец дове­сти до обла­сти с нуле­вой силой тяже­сти, до точ­ки рав­но­ве­сия. Ока­за­лось, что это настоль­ко аст­ро­но­ми­че­ская циф­ра, абсо­лют­но невоз­мож­но такое реа­ли­зо­вать. Но раз уж такая стран­ная идея при­шла в голо­ву, то совер­шен­но необя­за­тель­но делать канат посто­ян­но­го сече­ния, а мож­но делать, напри­мер, рав­но­проч­но­го сече­ния — то есть по мере подъ­ема делать его всё тол­ще и тол­ще, что­бы он выдер­жи­вал не толь­ко вес лиф­та, кото­рый под­ни­ма­ет­ся по кана­ту, но и вес все­го сви­са­ю­ще­го вниз кана­та… Посчи­тал. И полу­чи­лось, что свя­зи меж­ду ато­ма­ми в моле­ку­лах допус­ка­ют такую проч­ность. Зна­чит, тео­ре­ти­че­ски подоб­ный канат может быть постро­ен. Кста­ти, почти сра­зу я узнал, что тре­бу­е­мая проч­ность уже есть — ее обес­пе­чи­ва­ют так назы­ва­е­мые «усы метал­лов»! И вот одна­жды про­ез­дом в Москве я зашел в редак­цию газе­ты «Ком­со­моль­ская прав­да» и изло­жил свою идею редак­то­ру науч­но­го отде­ла (веро­ят­но, М. В. Хва­сту­но­ву. — А. П.). Тот позво­нил на кафед­ру сопро­ма­та и спро­сил: это вооб­ще реаль­но? Про­фес­сор отве­тил: да, ниче­го в этом фан­та­сти­че­ско­го нет. И уже через неде­лю, 31 июля 1960 года, «Ком­со­мол­ка» напе­ча­та­ла ста­тью «В кос­мос — на элек­тро­во­зе» о моем про­ек­те кос­ми­че­ско­го лиф­та. Бла­го­да­ря этой пуб­ли­ка­ции при­о­ри­тет в изло­же­нии пер­во­го инже­нер­но­го про­ек­та кос­ми­че­ско­го лиф­та Зем­ля — Кос­мос зафик­си­ро­ван за мной. И за Рос­си­ей

Юрий Арцутанов и Артур Кларк посещают Музей космонавтики и ракетной техники в Ленинграде (из архива Ю. Н. Арцутанова)
Юрий Арцу­та­нов и Артур Кларк посе­ща­ют Музей кос­мо­нав­ти­ки и ракет­ной тех­ни­ки в Ленин­гра­де
(из архи­ва Ю. Н. Арцу­та­но­ва)

Впро­чем, одной пуб­ли­ка­ции о «кос­ми­че­ском элек­тро­во­зе» было явно недо­ста­точ­но для все­мир­но­го при­зна­ния. В 1979 году зна­ме­ни­тый фан­таст Артур Кларк опуб­ли­ко­вал свой новый роман «Фон­та­ны рая» (The Fountains of Paradise), в кото­ром опи­сы­ва­лось стро­и­тель­ство похо­жей тро­со­вой систе­мы. При этом автор исполь­зо­вал кон­цеп­цию, пред­ло­жен­ную груп­пой аме­ри­кан­ских оке­а­но­ло­гов и опуб­ли­ко­ван­ную в Science 11 фев­ра­ля 1966 года1. О пуб­ли­ка­ции рома­на узнал попу­ля­ри­за­тор Вла­ди­мир Львов, после чего вклю­чил­ся в борь­бу за при­о­ри­тет. И надо отдать долж­ное Клар­ку: когда он узнал о ста­тье Арцу­та­но­ва, то не толь­ко при­знал его пер­вен­ство в изло­же­нии идеи, но и стал боль­шим дру­гом ленин­град­ско­го инже­не­ра — после встре­чи в 1982 году, состо­яв­шей­ся во вре­мя поезд­ки фан­та­ста по СССР, они актив­но пере­пи­сы­ва­лись.

В даль­ней­шем Юрий Нико­ла­е­вич не раз воз­вра­щал­ся к кос­ми­че­ско­му лиф­ту, дора­ба­ты­вая свой про­ект и уточ­няя дета­ли. Он почти сра­зу при­шел к выво­ду, что нет необ­хо­ди­мо­сти «при­вя­зы­вать­ся» к точ­ке на Зем­ле, мож­но сде­лать вра­ща­ю­щу­ю­ся тро­со­вую систе­му — гигант­ское коле­со, кото­рое будет забра­сы­вать кос­ми­че­ские кораб­ли на высо­кую орби­ту («неста­ци­о­нар­ный лифт»). В архи­ве сохра­ни­лась заяв­ка на изоб­ре­те­ние «Спо­соб запус­ка кос­ми­че­ских кораб­лей и их воз­вра­ще­ния на Зем­лю или дру­гую пла­не­ту», дати­ро­ван­ная маем 1967 года. К сожа­ле­нию, на ней сто­ит помет­ка «Отка­зать окон­ча­тель­но», но при­о­ри­тет в любом слу­чае оста­ет­ся за Арцу­та­но­вым.

Полу­чая подоб­ные отка­зы, Юрий Нико­ла­е­вич не отча­и­вал­ся и попу­ля­ри­зи­ро­вал свои изоб­ре­те­ния через мас­со­вую печать. В част­но­сти, кон­цеп­ция «неста­ци­о­нар­но­го лиф­та» была им изло­же­на в ста­тье «В кос­мос без ракет: новая идея кос­ми­че­ско­го стар­та», опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Зна­ние — сила» (1969, № 7).

Юрий Арцутанов на конференции ISEC 2010 (фото предоставлено Н. Ю. Арцутановым)
Юрий Арцу­та­нов на кон­фе­рен­ции ISEC 2010 (фото предо­став­ле­но Н. Ю. Арцу­та­но­вым)
Юрий Арцутанов на конференции TechnoBrain 2014 (фото предоставлено Н. Ю. Арцутановым)
Юрий Арцу­та­нов на кон­фе­рен­ции TechnoBrain 2014
(фото предо­став­ле­но Н. Ю. Арцу­та­но­вым)

Вый­дя на пен­сию, Арцу­та­нов оста­вал­ся без­услов­ным авто­ри­те­том для всех, кто ценит дер­зость мыс­ли и меч­та­ет о даль­них кос­ми­че­ских поле­тах. В нача­ле ново­го века спе­ци­а­ли­сты, при­вле­чен­ные NASA, заня­лись изу­че­ни­ем тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти постро­е­ния кос­ми­че­ско­го лиф­та с уче­том появ­ле­ния проч­ней­ших угле­род­ных нано­тру­бок. Был учре­жден про­ект Elevator: 2010 и орга­ни­зо­ва­ны еже­год­ные «Кос­ми­че­ско-лиф­то­вые игры» (Annual Space Elevator Games), на кото­рых раз­ные коман­ды инже­не­ров полу­ча­ли воз­мож­ность про­де­мон­стри­ро­вать про­то­ти­пы соот­вет­ству­ю­щих систем. К рабо­те при­влек­ли и Юрия Арцу­та­но­ва. В 2010 году он при­нял уча­стие в кон­фе­рен­ции ISEC (International Space Elevator Consortium), состо­яв­шей­ся в Ред­мон­де (штат Вашинг­тон), а в 2014 году — в оче­ред­ных «играх», про­хо­див­ших под назва­ни­ем TechnoBrain в Изра­и­ле. Ниче­го пут­но­го из ини­ци­а­ти­вы ожи­да­е­мо не полу­чи­лось: вре­мя кос­ми­че­ско­го лиф­та еще не насту­пи­ло.

В жиз­ни Юрий Нико­ла­е­вич был очень энер­гич­ным чело­ве­ком, кото­рый, каза­лось, пыта­ет­ся «улуч­шить» всё, что попа­да­ет­ся ему на гла­за. Его эру­ди­ция, вни­ма­тель­ность к дета­лям, необыч­ные идеи, доб­ро­же­ла­тель­ный настрой при­вле­ка­ли к нему людей самых раз­ных воз­рас­тов и про­фес­сий. Сре­ди про­че­го запом­ни­лась его фра­за: «Глав­ная цель чело­ве­че­ства — в пре­умно­же­нии добра и кра­со­ты». Теперь она ста­ла заве­ща­ни­ем Арцу­та­но­ва всем нам.

Антон Перву­шин


1 science.sciencemag.org/content/151/3711/682

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
Отец космического лифта. Памяти Ю. Н. Арцутанова Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
trackback
Отец космического лифта. Памяти Ю. Н. Арцутанова

[…] Источ­ник: Газе­та «Тро­иц­кий вари­ант» […]

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: