Четыре цвета радуги

Рис. 1. Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги 

(1918)
Рис. 1. Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (1918)

При ноябре, при октябре,
При феврале и при царе
Всегда трояк в зеленом колорите.
Проверьте, поглядите — в холодном колорите.

Виктор Коваль

Борис Кустодиев написал картину «Купец, считающий деньги» (рис. 1) в 1918 году, когда эти деньги уже потеряли свое значение: царские бумажки формально ничего не стоили, хотя и продолжали обращаться, а за золотые и серебряные монеты можно было получить 10 лет по декрету «О спекуляции» от 27 июля 1918 года. Единственное, что можно было сделать с золотыми монетами, — сдать их в казну.

Что же это за деньги? На переднем плане две стопки червонцев (всего примерно 25) и две стопки пятирублевиков (штук 40); подальше — две стопки серебряных рублей (примерно 25 и 10 монет) и стопка четвертаков рублей на пять-шесть (кажется, не полтинников — они были бы больше). Если посчитать с россыпью у нижнего края картины, то получится где-то рублей пятьсот.

Под рукой купца шесть сторублевых кредитных билетов (не 500 рублей — они были бы другого цвета, и не 25 и 50, у них другие соотношения основного рисунка и поля для водяного знака), а рядом — разноцветные бумажки: три, пять и десять рублей; зеленые, синие и красные.

Декрет Совета Народных Комиссаров 22.07.1918. О спекуляции

8. Виновный в неразрешенных законом сбыте, скупке или хранении платины, или серебра, или золота в сыром виде, в слитках или в монете, подвергается наказанию лишением свободы на срок не ниже 10 лет, соединенным с принудительными работами, и конфискацией всего имущества. Наказание это может быть сокращено по усмотрению суда, если предметом преступного деяния являются изделия из вышеназванных металлов, превышающие установленный вес.

Постановление ВСНХ РСФСР 12.01.1918. Об утверждении секции благородных металлов В.С.Н.Х. и об установлении казенной монополии торговли золотом и платиной

10. Вместо подлежащих переходу в собственность государства золотых изделий владельцам их разрешается представить равное по весу количество золота российской или иностранной золотой монетой. В этом случае владельцу выдается письменное разрешение на право дальнейшего пользования заменяемым таким образом золотой монетой предметом.

11. Разрешается представлять в казну также золотые изделия, весящие менее шестнадцати золотников, для покупки их в собственность государства по цене, указанной в статье второй.

Примечание. По этой же цене разрешается представлять для перехода в собственность российские и иностранные золотые монеты.

Так было всегда: первая пятирублевая ассигнация печаталась на синеватой бумаге (рис. 2); точный оттенок менялся от выпуска к выпуску, но всегда был в этой части спектра. Десятирублевые ассигнации почти сразу стали красноватыми (рис. 3). Появившиеся позже трехрублевые кредитные билеты были зелеными (рис. 4), а рублевые — светло-коричневыми (рис. 5). Эта цветовая гамма сохранялась во всех сериях начиная с 1843 года; менялись только оттенки и соотношение основных и сопутствующих цветов на лицевой и оборотной сторонах (рис. 6 и 7). Так их и называли, чему множество свидетельств в русской литературе (см. врезку ниже); только вот рубли за желтоватый цвет звали еще «канарейками».

Рис. 2. Государственная ассигнация 5 рублей 

(1794): лицевая сторона (здесь и далее оборотные стороны не приводятся, если на них нет рисунка и надписей)
Рис. 2. Государственная ассигнация 5 рублей (1794): лицевая сторона (здесь и далее оборотные стороны не приводятся, если на них нет рисунка и надписей)
Рис. 3. Государственная ассигнация 10 рублей (1804)
Рис. 3. Государственная ассигнация 10 рублей (1804)

Аннинька вынула из кармана старенький портмоне и достала оттуда две желтеньких бумажки.

М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Господа Головлёвы»

— Что, что! — с ужасом возопил попутчик. — Две канарейки, два рубля на все путевые издержки, на весь день!

А. В. Дружинин.
«Заметки петербургского туриста»

— За работу выбросят тебе зелененькую — тут и в пир, и в мир.

М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Мелочи жизни»

— Послушай, голубчик, — сказала Аграфена Петровна дворнику, вынимая зелененькую бумажку… — Возьми на праздник.

П. И. Мельников-Печерский. «На горах»

Он почти никогда не принимал священника или просил его петь в пустом зале, куда высылал ему синенькую бумажку.

А. И. Герцен. «Былое и думы»

Поликей стал рассказывать историю, как дохтору синенькую мужик дал и тем уволился.

Л. Н. Толстой. «Поликушка»

— Доктор-то говорит, а сам всё время на кулак мне глядит: не дам ли синенькую?

А. П. Чехов. «Темнота»

— Слушай. Вот тебе на праздник зеленуха. А удастся мне дело сварганить, красна за мной.

П. И. Мельников-Печерский. «В лесах»

Пора поговоркам о синичке да краснухе давно миновалась; ныне толкуют только о беляночках (50-рублевая бумажка), сотнягах да тысчонках. [Речь идет о взятках — М. Г.]

В. И. Даль. «Небывалое в былом»

Советским бумажным деньгам посвящен «Монолог знатока» Виктора Коваля (1986), из которого был взят эпиграф. К сожалению, у нас нет возможности перепечатать его целиком, но мы не можем отказать себе в удовольствии процитировать еще хотя бы начало (а целиком оно опубликовано тут):

Оценивая творчески
Разбросанные оттиски,
Я как знаток не в силах умолчать:
Люблю, люблю заветные
Эстампы семицветные,
Высокую орловскую печать.

Рис. 4. Депозитный билет 3 рубля (1840)
Рис. 4. Депозитный билет 3 рубля (1840)
Рис. 5. Кредитный билет 1 рубль (1843)
Рис. 5. Кредитный билет 1 рубль (1843)

Рис. 6. Кредитный билет 3 рубля (1887)

Рис. 7. Кредитный билет 10 рублей (серия 1905 года)

Ту же гамму на первых порах сохранили и Советы: в традиционных цветах были выдержаны кредитные билеты 1918 года с орлом без корон, подготовленные еще Временным правительством (рис. 8), и советские расчетные знаки 1919 года (рис. 9). Однако последовавшая инфляция вынудила печатать деньги уже сотенных и тысячных, а затем и миллионных номиналов, для которых никакой традиции не было. После деноминации сначала на четыре порядка в 1922 году, а потом еще на два порядка в 1923 году рубли вернулись в виде так называемых совзнаков (рис. 10, 11 и 12). При этом дензнаки 1922 и 1923 годов обращались одновременно; можно было и запутаться — но цвета для новых купюр были выбраны традиционные.

Рис. 8. Кредитный билет 5 рублей (1918)

Рис. 9. Расчетный знак 1 рубль (1919)

Рис. 10. Денежный знак 10 рублей (1922).
Надпись на оборотной стороне: «Один рубль выпуска 1922 г. равен 10.000 рублей всех ранее выпущенных образцов и обязателен к приему, согласно этого расчета, для учреждений Республики и частных лиц»

Рис. 11. Денежный знак 3 рубля (1922)
Рис. 11. Денежный знак 3 рубля (1922)

Рис. 12. Денежный знак 1 рубль (1923). Надпись на оборотной стороне: Денежные знаки 1923 года обязательны к приему для всех согласно расчету, установленному в отношении денежных знаков прежних образцов декретом от 24 октября 1922 года

Декрет СНК 24.10.22. О выпуске в обращение денежных знаков образца 1923 года

В целях дальнейшего упрощения и облегчения счета и счетоводства Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Выпустить в обращение денежные знаки образца 1923 года с приравнением одного рубля образца 1923 года — одному миллиону рублей изъятых из обращения образцов, или ста рублей образца 1922 г.

2. Начиная с 1-го января 1923 года все счетоводство государственных учреждений и предприятий, а также учреждений и предприятий, обязанных публичной отчетностью, вести в знаках 1923 г.

3. Денежные знаки 1923 года выпустить в достоинствах:

Копейки — 1, 2, 3, 5, 10, 20, 25, 50.

Рубли — 1, 2, 5, 10, 25, 50, 100.

4. За знаками образца 1922 года сохранить свободное хождение и полную платежную силу.

Развал денежного обращения в период Временного правительства и Гражданской войны породил множество региональных выпусков. Рисунок многих был сделан по образцу царских денег, но, даже если он был оригинальным, художники старались сохранить привычные цвета. Примеры слишком многочисленны, приведем лишь несколько типичных (рис. 13−20).

Рис. 13. Разменный билет города Одессы, 3 рубля (1917)

Рис. 14. Банковый разменный билет Псковского ­общества взаимного кредита, 1 рубль (1918)

Рис. 15. Кредитный билет Северного правительства, 5 рублей (1918). Надпись на лицевой стороне: «Государственная эмиссiонная касса размѣниваетъ кредитные билеты на фунты стерлинговъ безъ ограниченiя суммы по курсу 40 руб. = 1 фунту стерлинговъ»

Рис. 16. Денежный знак без статуса, Бакинская городская управа, 5 рублей (1918).
Номинал обозначен также в арабской и армянской письменности

Рис. 17. Бон Черноморской железной дороги, 10 рублей (1918)

Рис. 18. Чек Архангельского отделения государственного банка, 10 рублей (1918)

Рис. 19. Казначейский знак Сибирского временного правительства, 3 рубля (1919)

Рис. 20. Кредитный билет Северокавказского эмирата, 5 рублей (1919)

В традиционных цветах планировались и введенные после денежной реформы и перехода на золотой стандарт червонцы (рис. 21), однако в конечном счете их гамма была непостоянной: скажем, три червонца были то зелеными (рис. 22), то красными (рис. 23). Зато в традиционных цветах была решена серия бумажных копеек 1924 года (рис. 24).

Рис. 23. Билет государственного банка 3 червонца (1937)

Рис. 24. 3 копейки (1924)

Менялся рисунок, размер и ориентация купюр, но основные цвета оставались неизменными (рис. 25, 26); их не затронула ни послевоенная реформа 1947 года (рис. 27), ни деноминация и реформа 1961 года (рис. 29). Вернувшиеся в 1947 году после отмены червонцев десятирублевые купюры после недолгой неопределенности в сероватых тонах (рис. 28) стали красными, как им и положено (рис. 29).

Рис. 25. Казначейский билет 1 рубль (1924)

Рис. 26. Казначейский билет 5 рублей (1938)

Рис. 27. Казначейский билет 3 рубля (1947)

Рис. 28. Билет государственного банка 10 рублей (1947)

Рис. 29. Билет государственного банка 10 рублей (1961)

В современной России эта традиция утрачена; перестроилась и вся система номиналов: нет больше ни 3, ни 15, ни 20 копеек; нет и 3 рублей. Если кто помнит современные пятирублевки, они были зелеными (рис 30); еще попадающиеся иногда десятирублевые купюры напечатаны в зеленых и коричневых тонах; про крупные номиналы и говорить нечего; недавно выпущенные двухтысячные банкноты, мягко говоря, пестренькие.

Дело опять же в инфляции и деноминации: пятирублевая банкнота образца 1997 года сохранила цвет и рисунок банкноты номиналом в пять тысяч образца 1995 года (рис. 31), а на пятитысячные купюры никакая традиция не распространялась. Как и на всё остальное.

Рис. 30. Билет банка России 5000 рублей (1995)

Рис. 31. Билет банка России 5 рублей (1997)

М.Г.

Изображения банкнот с сайта Bank Note Museum (banknote.ws)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: