Поздравляем математика Александра Шеня с 60-летием!

Анатолий Вершик
Ана­то­лий Вер­шик

Ана­то­лий Вер­шик, гл. науч. сотр. Санкт-Петер­бург­ско­го отде­ле­ния Мате­ма­ти­че­ско­го инсти­ту­та им. В. А. Стек­ло­ва РАН, член Евро­пей­ской ака­де­мии:

Саша — извест­ный мате­ма­тик и попу­ляр­ный автор, часто читаю его тек­сты, но я напи­шу не об этом.

В нача­ле девя­но­стых я искал сре­ди моих мос­ков­ских кол­лег-мате­ма­ти­ков кого-нибудь, кто согла­сил­ся бы напи­сать вме­сте со мной ста­тью в какой-либо чита­е­мый спе­ци­а­ли­ста­ми жур­нал о при­е­ме на мате­ма­ти­че­ские факуль­те­ты МГУ и ЛГУ в 1970–1980-е годы, а имен­но о целе­на­прав­лен­ном, бес­це­ре­мон­ном и демон­стра­тив­ном отсе­ве извест­ной части аби­ту­ри­ен­тов.

Александр Шень. Фото Н. Четвериковой
Алек­сандр Шень.
Фото Н. Чет­ве­ри­ко­вой

Писать об этом име­ло смысл, толь­ко опе­ри­руя кон­крет­ны­ми дан­ны­ми и фак­та­ми. Мос­ков­ской кон­кре­ти­ки я деталь­но не знал и поэто­му хотел най­ти зна­ю­щих ее. Сре­ди мос­ков­ских кол­лег их было нема­ло, одна­ко все, к кому я обра­щал­ся, согла­ша­ясь с тем, что надо бы напи­сать, брать­ся не хоте­ли. И вот в 1993 году в ММИ им. Лео­нар­да Эйле­ра в Петер­бур­ге на кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной 90-летию А. Н. Кол­мо­го­ро­ва, я встре­тил Сашу Шеня, кото­рый, как я знал, зани­мал­ся этим вопро­сом ранее.

Я пред­ло­жил ему напи­сать об этом, и Саша тут же согла­сил­ся. Мы напи­са­ли ста­тью в Mathematical lntellegenser [1], точ­нее, я напи­сал первую (общую) часть, а он во вто­рой части подроб­но опи­сал тех­но­ло­гию при­е­ма и при­вел серию задач, пред­ла­гав­ших­ся «избран­ным» аби­ту­ри­ен­там на мех­ма­те в те годы, с ука­за­ни­ем фами­лий экза­ме­на­то­ров. Пуб­ли­ка­ция посте­пен­но ста­ла широ­ко извест­ной, она пере­пе­ча­ты­ва­лась [2]; было нема­ло откли­ков в Интер­не­те. Один мате­ма­тик даже занял­ся подроб­ным иссле­до­ва­ни­ем задач и их про­ис­хож­де­ни­ем [3].

Цель пуб­ли­ка­ции, кото­рую, по-види­мо­му, сра­зу понял Саша, состо­я­ла вовсе не в том, что­бы кого-то «при­влечь к ответ­ствен­но­сти», а в том, что­бы как мож­но боль­ше людей зна­ли о почти не скры­вав­шей­ся тогда анти­се­мит­ской направ­лен­но­сти при­е­ма в веду­щие уни­вер­си­те­ты, санк­ци­о­ни­ро­ван­ной непо­сред­ствен­но вер­хуш­кой КПСС, и что­бы, пом­ня об этом, не допус­ка­ли повто­ре­ния.

Мно­го ли людей пом­нят сей­час об этом? Зна­ет ли моло­дежь? Истин­ные послед­ствия этой людо­ед­ской систе­мы — не толь­ко во мно­же­стве лич­ных тра­ге­дий и в чис­ле поте­рян­ных для обще­ства талан­тов, а в том, что она (и, конеч­но, дру­гие при­чи­ны) фор­ми­ро­ва­ла устой­чи­вое оттор­же­ние интел­ли­ген­ции от вла­сти, что в кон­це кон­цов и при­ве­ло ту власть к пол­но­му кра­ху.

Ста­тья вызва­ла мно­го откли­ков, с тех пор об этом мно­го писа­лось. Вме­сто той пре­сло­ву­той про­бле­мы, кото­рая сей­час как-то уле­ту­чи­лась, появи­лись дру­гие, более ост­рые, — но мно­го ли най­дет­ся уче­ных, гото­вых откры­то гово­рить о них?

Николай Верещагин
Нико­лай Вере­ща­гин

Нико­лай Вере­ща­гин, про­фес­сор факуль­те­та ком­пью­тер­ных наук НИУ ВШЭ, член Евро­пей­ской ака­де­мии:

1. Глав­ное Саши­но досто­ин­ство — его педа­го­ги­че­ский талант. Из всех встре­чав­ших­ся в моей жиз­ни педа­го­гов он самый луч­ший.

В первую оче­редь этот талант вклю­ча­ет в себя уме­ние понят­но изла­гать доволь­но слож­ные вещи.

Состав­ны­ми частя­ми это­го явля­ют­ся:

— доволь­но ред­кое уме­ние пред­ви­деть, что в дан­ном тек­сте (или лек­ции, докла­де) может быть не поня­то или поня­то непра­виль­но чита­те­лем (слу­ша­те­лем);
— спо­соб­ность выде­лить в дока­за­тель­стве «основ­ные бло­ки»;
— спо­соб­ность очи­стить дока­за­тель­ство от «мусо­ра»;
— уме­ние най­ти наи­бо­лее есте­ствен­ный и фило­соф­ски пра­виль­ный спо­соб изло­же­ния мате­ри­а­ла.

Во вто­рую оче­редь — уме­ние заин­те­ре­со­вать сту­ден­тов (школь­ни­ков). Саша обыч­но не жале­ет вре­ме­ни для обще­ния и, по всей види­мо­сти, тако­вое обще­ние достав­ля­ет удо­воль­ствие и ему, и уче­ни­кам. Нема­ло­важ­но тут и его уме­ние нахо­дить под­хо­дя­щие зада­чи для сту­ден­тов. В част­но­сти, он нико­гда не жалел для сту­ден­тов хоро­ших задач — даже в слу­ча­ях, когда и сам при­мер­но пони­мал, как мож­но их решить.

2. В нау­ке Алек­сандр Шень ценен в первую оче­редь сво­им уме­ни­ем най­ти пра­виль­ные фор­му­ли­ров­ки для мно­гих полу­чен­ных дру­ги­ми резуль­та­тов. Дело в том, что обыч­но науч­ные пуб­ли­ка­ции содер­жат откры­тия в доволь­но «сыром» виде. Нуж­на еще боль­шая рабо­та, что­бы при­дать им пра­виль­ную фор­му. После это­го обыч­но и сам резуль­тат, и его дока­за­тель­ство ста­но­вят­ся более про­зрач­ны­ми и понят­ны­ми.

С дру­гой сто­ро­ны, у Шеня доволь­но мно­го и соб­ствен­ных новых резуль­та­тов (откры­тий), осо­бен­но ­когда речь идет о новых направ­ле­ни­ях (напри­мер, online complexity). Но раз­вер­нуть­ся в пол­ную силу, как мне кажет­ся, ему меша­ет неко­то­рое отсут­ствие веры в себя.

3. Необ­хо­ди­мо отме­тить и обще­ствен­ную дея­тель­ность: ранее — помощь на апел­ля­ци­ях аби­ту­ри­ен­там-евре­ям, кото­рым неспра­вед­ли­во зани­же­ны оцен­ки, ныне — уча­стие в про­ек­тах по соблю­де­нию чест­но­сти на выбо­рах.

  1. Vershik A., Shen A. Admission to the mathematics faculty in Russia in the 1970s and 1980s /​/​ Math. Intell. 16, No.4, 4–5 (1994).
  2. Shifman M. (ed.) You Failed Your Math Test, Comrade Einstein. World Scientific Publishing, 2005.
  3. Vard I. Mekh-Mat Entrance Examinations Problems [2].

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
4 Ответы по цепочке
4 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Леонид КогановВ.П.gsfmЛеонид Левин Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Леонид Левин
Леонид Левин

Саша – один из самых выда­ю­щих­ся Рос­сий­ских тео­ре­ти­ков слож­но­сти.
То что он так­же потря­са­ю­щий педа­гог и заме­ча­тель­ная лич­ность
не долж­ны затем­нять этот факт, хотя все эти каче­ства вме­сте
дей­стви­тель­но встре­ча­ют­ся очень ред­ко.

Леонид Коганов
Леонид Коганов


Л.К.

gsfm
gsfm

Боюсь, даже если при­ве­сти самый пол­ный спи­сок «гро­бо­вых задач», из это­го не полу­чит­ся выве­сти логи­че­ски то, что все про­ис­хо­див­шее тогда было поли­ти­кой «санк­ци­о­ни­ро­ван­ной непо­сред­ствен­но вер­хуш­кой КПСС». Кста­ти, спи­сок «гро­бо­вых задач» мож­но при­ве­сти и для всту­пи­тель­ных экза­ме­нов в НМУ…

В.П.
В.П.

В НМУ есть (были) всту­пи­тель­ные экза­ме­ны ?!

gsfm
gsfm

Были, были… И в аспи­ран­ту­ру НМУ тоже экза­ме­ны были.

Леонид Коганов
Леонид Коганов

Тка­чу­ка почи­тай­те, «Любовь и мате­ма­ти­ку» гос­по­ди­на Френ­ке­ля Эду­ар­да. Преж­де чем внаг­лую на НМУ стрел­ки пере­во­дить. Зна­ем, где стре­лош­ни­ков гото­вят.
Л.К.

gsfm
gsfm

Где вы уви­де­ли «пере­вод стре­лок»? Я лишь заме­тил, что из нали­чия спис­ка «гро­бо­вых задач» невоз­мож­но сде­лать вывод о суще­ство­ва­нии поли­ти­ки «санк­ци­о­ни­ро­ван­ной непо­сред­ствен­но вер­хуш­кой КПСС», так как в любой систе­ме, где суще­ству­ет всту­пи­тель­ный экза­мен мож­но обна­ру­жить свои «гро­бо­вые зада­чи». А гос­по­ди­на Эду­ар­да Френ­ке­ля я более ценю не как писа­те­ля, а как акте­ра…

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: