«Парфенон»

Ревекка Фрумкина
Ревекка Фрумкина

Телепередачу Леонида Парфёнова «Парфенон» я обнаружила случайно, будучи занята поиском какого-то текста на своем компьютере. Стиль Парфёнова в кино я знаю благодаря его полнометражным документальным фильмам — прежде всего это фильмы о русских евреях.

«Парфенон» (я его воспринимаю как аналог журнала) я раза два читала с интересом и удовольствием — на этот раз я открыла его случайно, хотя накопилось уже более трех десятков выпусков, не говоря уже о полумиллионе подписчиков… У меня просто нет привычки к регулярному просмотру в Сети чего-либо, кроме новостной ленты «Эха Москвы». «Большое» кино я привыкла смотреть по компьютеру; а сравнительно недавно появились адекватные репродукции живописи в высоком разрешении — открывается возможность увидеть творчество художников, о которых в лучшем случае слышал.

…Парфёнов снимает «Парфенон» как беседу со зрителем, который как бы является давним знакомым автора и к тому же (примерно) его ровесником. Реализовать такую «расстановку сил» в материале, не съехав в добродушно-снисходительный тон, — весьма непростая задача.

Я бы считала, что сделать это тем сложнее, чем больше у автора оснований полагать, что читатель и сам многое знает. Например, знает, кто именно сопровождает Сталина в его прогулке по Москворецкому мосту, — ведь присутствующая в одном из выпусков «Парфенона» репродукция известной картины сопровождала нас чуть ли не с букваря… А может, именно эта картина и имеется в виду в песне "С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре"?

Это к вопросу о том, как непросто говорить и — тем более — снимать фильмы о нашем общем прошлом…

Парфёнов, конечно, перфекционист. Но у него хватает упорства доводить до полного блеска каждую свою затею. Он отвечает на любые вопросы слушателей и зрителей, никогда не опускаясь до коварства — а ведь мог бы! — вопросы случаются не только наив­ные, но и глупые, а то и вызывающие…

Парфёнов весьма успешно «прячет» свою впечатляющую эрудицию, как это и подобает человеку с миссией просветителя. Никакой россыпи имен и фактов — всё это вплетено в ткань рассказа, будь то разговор о литературе, рассказы о возведении памятников и их разрушении, свидетельство о культурных конфликтах и т. п.

Мне интересно его слушать, даже если я примерно знаю соответствующие факты: Парфёнов никогда не «говорит красиво», он точен и раскован, как будто такой уровень владения материалом доступен ему без особых усилий…

Послушайте его и вы в качестве отдыха от ваших нескончаемых дел — право же, не пожалеете.

Ревекка Фрумкина

  • Якопо да Понтормо: художник «извне» и «изнутри» (20.09.2016)
  • Эктор Гимар и его архитектурные фантазии (30.06.2015)
  • Эксперты на телевидении (02.02.2010)
  • Эдвард Гарнетт, редактор божьей милостью (10.10.2017)
  • Эдвард Бёрн-Джонс, хранитель легенд (21.11.2017)
  • Читая и вспоминая М. Л. Гаспарова (11.04.2017)
  • Читаем Энн Тайлер (06.06.2017)
  • Читаем Джонатана Франзена (06.09.2016)
  • Читаем Бейтса (12.09.2017)
  • avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    Оценить: 
    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...
     
     

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: