«Парфенон»

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Теле­пе­ре­да­чу Лео­ни­да Пар­фё­но­ва «Пар­фе­нон» я обна­ру­жи­ла слу­чай­но, будучи заня­та поис­ком како­го-то тек­ста на сво­ем ком­пью­те­ре. Стиль Пар­фё­но­ва в кино я знаю бла­го­да­ря его пол­но­мет­раж­ным доку­мен­таль­ным филь­мам — преж­де все­го это филь­мы о рус­ских евре­ях.

«Пар­фе­нон» (я его вос­при­ни­маю как ана­лог жур­на­ла) я раза два чита­ла с инте­ре­сом и удо­воль­стви­ем — на этот раз я откры­ла его слу­чай­но, хотя нако­пи­лось уже более трех десят­ков выпус­ков, не гово­ря уже о полу­мил­ли­оне под­пис­чи­ков… У меня про­сто нет при­выч­ки к регу­ляр­но­му про­смот­ру в Сети чего-либо, кро­ме новост­ной лен­ты «Эха Моск­вы». «Боль­шое» кино я при­вык­ла смот­реть по ком­пью­те­ру; а срав­ни­тель­но недав­но появи­лись адек­ват­ные репро­дук­ции живо­пи­си в высо­ком раз­ре­ше­нии — откры­ва­ет­ся воз­мож­ность уви­деть твор­че­ство худож­ни­ков, о кото­рых в луч­шем слу­чае слышал.

…Пар­фё­нов сни­ма­ет «Пар­фе­нон» как бесе­ду со зри­те­лем, кото­рый как бы явля­ет­ся дав­ним зна­ко­мым авто­ра и к тому же (при­мер­но) его ровес­ни­ком. Реа­ли­зо­вать такую «рас­ста­нов­ку сил» в мате­ри­а­ле, не съе­хав в доб­ро­душ­но-снис­хо­ди­тель­ный тон, — весь­ма непро­стая зада­ча.

Я бы счи­та­ла, что сде­лать это тем слож­нее, чем боль­ше у авто­ра осно­ва­ний пола­гать, что чита­тель и сам мно­гое зна­ет. Напри­мер, зна­ет, кто имен­но сопро­вож­да­ет Ста­ли­на в его про­гул­ке по Моск­во­рец­ко­му мосту, — ведь при­сут­ству­ю­щая в одном из выпус­ков «Пар­фе­но­на» репро­дук­ция извест­ной кар­ти­ны сопро­вож­да­ла нас чуть ли не с бук­ва­ря… А может, имен­но эта кар­ти­на и име­ет­ся в виду в песне «С чего начи­на­ет­ся Роди­на? С кар­тин­ки в тво­ем бук­ва­ре»?

Это к вопро­су о том, как непро­сто гово­рить и — тем более — сни­мать филь­мы о нашем общем про­шлом…

Пар­фё­нов, конеч­но, пер­фек­ци­о­нист. Но у него хва­та­ет упор­ства дово­дить до пол­но­го блес­ка каж­дую свою затею. Он отве­ча­ет на любые вопро­сы слу­ша­те­лей и зри­те­лей, нико­гда не опус­ка­ясь до ковар­ства — а ведь мог бы! — вопро­сы слу­ча­ют­ся не толь­ко наив­ные, но и глу­пые, а то и вызы­ва­ю­щие…

Пар­фё­нов весь­ма успеш­но «пря­чет» свою впе­чат­ля­ю­щую эру­ди­цию, как это и подо­ба­ет чело­ве­ку с мис­си­ей про­све­ти­те­ля. Ника­кой рос­сы­пи имен и фак­тов — всё это впле­те­но в ткань рас­ска­за, будь то раз­го­вор о лите­ра­ту­ре, рас­ска­зы о воз­ве­де­нии памят­ни­ков и их раз­ру­ше­нии, сви­де­тель­ство о куль­тур­ных кон­флик­тах и т. п.

Мне инте­рес­но его слу­шать, даже если я при­мер­но знаю соот­вет­ству­ю­щие фак­ты: Пар­фё­нов нико­гда не «гово­рит кра­си­во», он точен и рас­ко­ван, как буд­то такой уро­вень вла­де­ния мате­ри­а­лом досту­пен ему без осо­бых уси­лий…

Послу­шай­те его и вы в каче­стве отды­ха от ваших нескон­ча­е­мых дел — пра­во же, не пожа­ле­е­те. 

Ревек­ка Фрум­ки­на



Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: