Необычные свойства воды

Вода – это основа жизни на планете Земля. Физико-химические свойства этого вещества уже который век поражают учёных по всему миру. Теоретические изыскания являются основой для дальнейшего практического применения этих особенностей. Аномальные свойства воды способны удивлять и простых людей, которые сталкиваются с ними в быту. Так что же это за необычные свойства?

Состояния воды

Ещё со школьной скамьи многие помнят, что вода имеет три агрегатных состояния – твёрдое (лёд), жидкое и газообразное (водяной пар). Учёные обнаружили до 19 состояний воды, среди которых пять различаются в жидком виде, а 14 – в твёрдом. Известно, что при -4 вода в природных водоёмах начинает замерзать так, что сверху накапливается толстый ледяной слой, а под ним она остаётся пребывать в жидком виде, обеспечивая нормальную жизнь различным существам. Но вот при -38 даже самая чистая вода внезапно превращается в лёд. При 120 градусах мороза это вещество приобретает качество сверхвязкости. Если понизить температуру ещё на 15 градусов, то вода в твёрдом виде потеряет свою кристаллическую структуру.

Что же происходит на молекулярном уровне? Здесь всё ещё более интересно. В 1995 году физики провели один эксперимент. Они рассеивали нейтроны в воде, рассчитывая на то, что эти частицы будут разбивать молекулы воды и захватывать с собой протоны водорода. Так вот, в ходе эксперимента было обнаружено, что 25 процентов протонов остаются незахваченными. Это приводит к изменению химической формулы воды.

Горячая вода замерзает быстрее

Какая вода замерзает быстрее? 99 процентов населения планеты, которые пребывают в добром здравии, ответят, что именно холодная. А вот оставшийся один процент наверняка знает об эксперименте танзанийского студента Эрасто Б. Мпембы, который в 1963 году заметил, что в морозильной камере приготовленная им горячая смесь для мороженого замёрзла быстрее холодной. Долгое время физики не верили этому, пока сами не провели подобный эксперимент. Учёные до сих пор не могут объяснить природу эффекта Мпемба. Хотя ещё за много веков до него подобные наблюдения проводили Аристотель, Рене Декарт и Френсис Бэкон.

Сколько ещё загадок скрывает в себе вода? Как эти необычные свойства можно применить на практике? Эти и некоторые другие вопросы всё так же остаются неотвеченными, однако учёные, не покладая рук, работают над разгадкой этих аномалий.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)