На задней парте между котиками и мертвыми гениями

Ольга Орлова

Ольга Орлова

«Мы не знаем, и нам не стыдно» — девиз нового просветительского проекта «Лаба.медиа». Его создатели поставили своей целью представить корректный, но популярный проект для массовой аудитории без специального естественно-научного образования. Рассказывает сооснователь проекта «Открытая лабораторная» и сотрудник «Лаба.медиа» Ольга Орлова.

«Лаба.медиа» родилась из акции «Всероссийская лабораторная» семейного теста на научную грамотность. Масштаб и география акции росли, но мы решили двигаться дальше, не ограничиваясь разовой ежегодной акцией. Чтобы быть полезными и интересными нашей аудитории постоянно, мы решили сделать медиа для людей, которые забыли даже школьную программу по биологии, химии и физике, кого отпугивает слово «научный». А таких в нашей стране большинство. Так к названию проекта добавился слоган «Для тех, кто сидел на задней парте». Вместе с пониманием, что такое медиа должно отличаться от традиционного научпопа, но оно нам необходимо, потому что нужно ведь ежедневно делать какой-то выбор, требующий базовой научной грамотности, — каждому из нас, вне зависимости от уровня образования. Какую диету выбрать и нужна ли она? Стоит ли тратить деньги на «органическую еду»? От чего прививаться и когда? Стоит ли бояться загара? Что такое облучение? Как объяснить ребенку, почему солнце на закате краснеет? Нужно ли покупать биткойны? И почему Галилей до сих пор ньюсмейкер? Какая связь между открытием бактериофагов д’Эрелля и борьбой с внутрибольничными инфекциями? Создатели «Лабы» утверждают: прямая.

Без новостей

Классические научные новости — это самый сложный и ответственный жанр в научной-популяризации. И за ними обычно следит продвинутая аудитория. Требуется быть в теме, чтобы понимать, почему и как новая статья ученых «продвигает нас в понимании» или «приближает к созданию». Научные новости говорят о событиях на переднем крае, а для обычного человека, который живет вне науки, большинство глав из школьных учебников — снова новость. Поэтому было решено сразу отказаться от научных новостей.

Без занудства

Современные люди, даже взрослые, плохо дружат с длинными текстами и книгами. Это проблема. Но приходится считаться с тем, что аудитория сейчас хочет получать информацию порционно, урывками. Поэтому вместо одного длинного материала решили делать курсы, в которых есть тесты, гайды, видеоролики и подкасты. Чтобы человек мог и со смартфона что-то посмотреть, и в пути на работу подробности послушать. Например, сейчас наш медицинский раздел состоит из гайдов, тестов «Медицинской лабораторной» в легком и сложном варианте и подкастов, в которых Андрей Бычков беседует с врачами. А курс Ильи Гомыранова «Животные круче людей» — из тестов и завораживающих роликов.

Без звериной серьезности

Большинство классических популяризаторов плохо относятся к заигрыванию с публикой, считая, что нельзя выкидывать суть науки, а она сложна и серьезна. И их можно понять, потому что слишком много упрощений, искажений и извращений получает зритель и пользователь от производителей «настоящего мистического» или «ктонесиделтотнесмотритрентв». В итоге в голове каша и испуг. С другой стороны, снобизм не сильно помогает приблизить людей к тому важному и ценному, что наука добыла для нас за всю свою историю существования. Поэтому «Лаба» — веселое и ироничное медиа. Курсы Алексея Иванченко «Физика воды» или «Физика дома» — это не просто зрелищные ролики, они еще и смешные. О которых SMM-щик «Лабы» Никита Войд, отвечая на критику «ВКонтакте», может написать, что «это не научпоп скатывается в унитаз, а всего лишь петарда». А курс по истории науки решили делать в игровом подкасте «Научно-спиритический сеанс „Не верьте лорду Кельвину“», приглашая действующих ученых «поговорить» с умершими коллегами. Поначалу многие ученые удивляются и пугаются, а потом, подумав, вспоминают предшественников, с которыми бы им действительно хотелось встретиться.

Без ограничений

Доступность во всех смыслах стала главной задачей команды «Лабы.медиа», потому что доставка и продвижение контента — это самая большая проблема. Какой бы замечательный проект вы сейчас не запустили, люди должны о нем как-то узнать и иметь возможность к нему дотянуться тогда, когда им удобно. Поэтому «Лаба», помимо сайта, доступна везде — на iTunes, на SoundCloud, на YouTube, через соцсети и рассылку по почте, в партнерских проектах с «Медузой», N+1 и других СМИ.

Также редакция «Лабы» решила отказаться от ограничений по темам и подаче материала и говорить обо всем, что кажется важным. Так, как считает нужным. В подкастах собеседники на «ты» с теми, если в реальной жизни они тоже на «ты». «Лаба» любит «котиков», как и большинство тех, кто ее читает, слушает и смотрит. Разрешено материться, когда очень хочется (правда, пока еще не было случая или повода). Обсуждаются без купюр проблемы гендерного равенства в подкастах W-Science, мифы о Нобелевке и других премиях в подкастах «Нобелевская кухня» и «Кроме Нобелевки». Сотрудники редакции помогают друг другу разобраться в своем же контенте в подкасте «Кто чо понял».

Без разочарований

Первый месяц после запуска «Лабы» показал, что команда прицелилась метко. Более 40% аудитории — это люди от 25 до 34 лет. И более 20% — это люди от 35 до 44 лет. Более половины из них — мужчины. Более 34% людей приходят по прямым ссылкам на сайт, и более 31% аудитории дают переходы из соцсетей. Самый быстрый рост дает «ВКонтакте» — там и подкасты слушают отлично (за первый месяц пользователи прослушали 540 часов подкастов «Лабы»), и подписываются быстро, и полный охват этого паблика за месяц дошел до 536 тыс. человек. А сами материалы «Лабы» на сайте за первый месяц посмотрели более 100 тыс. раз при глубине просмотра более четырех страниц. Следующий шаг — нарастить аудиторию «Лабы» так, чтобы привести на площадки акции «Открытая лабораторная» как можно больше участников. 9 февраля 2019 года «Лаба» пройдет не только в десятках городов России, но и нескольких десятках стран.

Ольга Орлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , ,

 

Один комментарий

  • Влад:

    Все хорошо и интересно, но не понравился тезис «без ограничений».
    Без ограничений нельзя. нельзя вырастить упорного и целеустремленного. Впоследстии, во взрослой трудовой жизни, ему не будет хватать сил.
    Поэтому ограничения очень нужны: Порядок, расписание. работа над ошибками, и т. п.
    А в остальном, «прекрасная маркиза»,…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com